«Прочитать» самые впечатляющие станции и узнать историю подземного города
Погрузиться в историю метрополитена Москвы, изучить интерьеры станций и разгадать пугающие загадки
Прокатиться по станциям самых разных конструкций и стилистических решений
Познакомить детей 7-13 лет с историей и секретами «подземных дворцов» на Кольцевой линии
Пройтись по главным достопримечательностям и узнать о них гораздо больше, чем ожидаешь
Рассмотреть старую улицу Москвы и узнать обо всём, что здесь происходило
Как легко получать удовольствие от посещения московского метро
История строительства и символы главного транспорта столицы
История и архитектурные особенности центральных станций с профессиональным гидом
Прогуляться по подземному дворцу, разгадать загадки и узнать интересные факты о столичном метро
Остановить мгновение и увидеть реликвии подземного музея, узнать об истории и архитектуре станций
Продегустировать лучшие блюда русской кухни и побывать на самых красивых станциях столичной подземки
Узнать чуть больше о Москве и посмотреть на неё с высоты 120 метров
Прошлое и настоящее железнодорожного сердца Москвы
Прикоснуться к истории столичной подземки и исследовать ключевые станции метрополитена в деталях
Узнать довоенную историю «подземки», рассмотреть её архитектуру и поразиться масштабу замысла
Уловить динамику мегаполиса и сделать стильные снимки на культовых станциях столичной подземки
Частные гиды в Москве
История Московского метрополитена
Первые проекты столичной подземки стали появляться ещё в XIX веке, но ни один из них так и не был реализован. Население города росло, и становилось понятно, что имеющиеся виды транспорта не смогут справиться с таким количеством пассажиров.
Необходимость строительства метрополитена в Москве стала особенно очевидной после катастрофической пробки 6 января 1931 года, когда вся Москва на время замерла и буквально оказалась парализована — не работали ни автобусы, ни извозчики, ни такси, ни трамваи.
В столице не стали ждать новых транспортных коллапсов: поздней осенью того же года был одобрен проект строительства московского метро, началась прокладка и обустройство первой линии — «Сокольнической».
День рождения метро Москвы
Первый пробный состав вышел из депо в начале февраля 1935 года, а через три месяца, 15 мая, метро было открыто для всех желающих. Первая очередь включала в себя 13 станций: от «Сокольников» до «Смоленской».
В годы Великой Отечественной войны московское метро использовалось в качестве бомбоубежища. Более того, даже в военное время возводились и открывались новые станции. Развитие и строительство продолжилось и после войны. Сегодня метрополитен растёт рекордными темпами, Москва занимает лидирующие позиции по интенсивности расширения подземки.
Сейчас в Москве работает 241 станция метро на 14 линиях, запуск ещё нескольких десятков станций планируется в ближайшие годы.
Архитектурный облик
Московское метро должно было стать «дворцом для народа» — так в своё время выразился Сталин. Подземные дворцы московского метрополитена, главного транспорта столицы, считаются памятниками архитектуры, настоящими произведениями искусства.
Более 40 станций столичной подземки внесены в список памятников истории и культуры, некоторые также признаны объектами культурного наследия России. Над станциями московского метро усердно трудились многие знаменитые скульпторы, архитекторы и художники.
Для вестибюлей подбирались разные форматы декора, они украшены:
- мозаиками,
- лепниной,
- цветными витражами,
- бронзовыми скульптурами,
- рельефами и орнаментами,
- ажурными люстрами и бронзовыми светильниками,
- облицованы редкими видами мрамора и гранита.
Прочитать историю: о чём говорят станции
Посетив экскурсию, можно увидеть всё стилистическое многообразие московского метро, оформленного в разных архитектурных стилях: от конструктивизма до неоклассики.
Отделка станций посвящена различным эпизодам истории России, деятелям культуры, политики и искусства разного времени, аспектам жизни народа и страны; экскурсия расскажет, в честь какой личности или даты была построена станция.
Вот некоторые из станций (в каждом месте можно сделать запоминающееся фото):
- Станция «Киевская» на Кольцевой линии напоминает картинную галерею своими мозаиками и ажурными канделябрами, а рамки мозаичных панно украшены лепниной, имитирующей резьбу по дереву.
- Макет станции «Маяковская» завоевал главный приз на Всемирной выставке в Нью-Йорке, сама станция выполнена в стиле сталинского неоклассицизма. Особого внимания заслуживают мозаичные панно из смальты с цитатами поэта.
- Наземный вестибюль «Новослободской» напоминает древнегреческий храм. На светлых мраморных стенах расположены грандиозные витражи из цветного стекла, которые можно рассматривать и изучать не один час.
- «Площадь Революции» больше похожа на музей или дворец под землёй: в подземном вестибюле установлено 76 бронзовых фигур, изображающих советских граждан. Со скульптурами работы М. Манизера москвичи связывают определённые поверья: местным собакам трут носы на удачу, также натёрты до блеска маузер революционного матроса, учебник студентки, петух птичницы и другие объекты паломничества.
На «Римской», «Комсомольской», «Партизанской» и многих других станциях в метрополитене Москвы также установлены скульптуры, стены украшены барельефами, витражами и мозаичными панно.
Экскурсии по метро Москвы: стоимость, билеты, маршруты
Прогулки и экскурсии по московскому метрополитену пользуются большой популярностью среди гостей Москвы. Ознакомиться с подземными архитектурными памятниками можно самостоятельно, но помощь экскурсовода не будет лишней:
- гид приведёт вас на место,
- посвятит в историю,
- расскажет что-то необычное про строительство,
- выстроит грамотный маршрут, который позволит за несколько часов увидеть главные красоты метрополитена.
В подземке проводятся экскурсии по станциям и даже тоннелям. Квалифицированные экскурсоводы рассказывают путешественникам о строительстве метрополитена, его истории и особенностях, а также показывают архитектуру самых красивых станций.
Расписание
Как посетить экскурсию
Весной 2018 года был запущен проект «Экскурсии в метро». Туры проводят гиды, прошедшие отбор и получившими аккредитацию. Перед получением аккредитации гиды могут пройти специальное обучение. По окончании обучения экскурсовод, желающий получить аккредитацию, должен сдать экзамен по истории и особенностям метро.
Стоимость посещения метро (одного проезда на человека) составляет 60 рублей (для пассажира без льгот). Цены на экскурсии варьируются в зависимости от продолжительности, маршрута и квалификации гида. Экскурсии проводятся как по отдельным станциям, так и по целым линиям. Всю информацию можно уточнить на сайте.
Чтобы заказать экскурсию, оставьте свои контакты (номер телефона и адрес электронной почты) на странице заказа на Tripster. Здесь вы можете также согласовать удобные дату и время, в онлайн-формате задать гиду интересующие вопросы, а также подобрать экскурсию на разное количество человек.