Подборки лучших экскурсий от редакции Трипстера у вас в почте

Крейсер «Аврора» — символ российского флота

Обновлено 31 марта 2025
Крейсер «Аврора» — символ российского флота
Солидный возраст и героическое прошлое дают «Авроре» право быть самым знаменитым и влиятельным кораблём военно‑морского флота России за всю историю. О крейсере ходит много слухов и легенд. Принято считать, что именно этот корабль сделал по Зимнему дворцу выстрел, который положил начало цепи победоносных событий и триумфу Октябрьской революции в 1917 году. Но это не совсем так. Рассказываем, чем знаменит крейсер «Аврора», и какие факты сделали его легендарным. Также вы узнаете режим работы крейсера, как до него добраться и сколько стоят билеты.

Крейсер «Аврора» на карте Санкт‑Петербурга

История крейсера

При проектировании корабль был рассчитан на 25 лет существования. Сегодня — это старейшее в России судно. По воде самостоятельно оно ходить уже не может, только с помощью буксиров.

1902 год. Первая кампания • 1903 год. Крейсер на испытаниях

Своё название корабль получил отнюдь не в честь римской богини утренней зари, как может показаться на первый взгляд. В ту эпоху было принято давать название новому судну в честь боевых кораблей‑героев. Присвоить имя мог только император. Именно Николай II является крёстным отцом крейсера, который выбрал для него имя «Аврора» в честь боевого фрегата-предшественника, сражавшегося за Россию в Крымской войне. По другой версии, этот корабль был назван в честь одной из первых красавиц Петербурга Авроры Карловны Демидовой‑Карамзиной.

Строительство корабля началось на судостроительной верфи в Санкт‑Петербурге в июне 1897 года и длилось три года. Торжественный спуск на воду судна водоизмещением более 67 300 тонн состоялось в присутствии Николая II. 

1904 год. Схема размещения запаса угля • 1905 год. Схема размещения артиллерийского вооружения крейсера «Аврора»

Крейсер принимал участие в боевых сражениях русско‑японской войны (1905 год) и во время Первой мировой войны.

В 1941 году, когда над Ленинградом нависла угроза фашистской оккупации, девять боевых пушек сняли с судна и поставили неподалёку от Красного села. Демонтированные орудия держали оборону города. Сам крейсер подвергался атакам со стороны немцев на протяжении всей блокады Ленинграда.

Крейсер «Аврора»
1904 год. В составе Второй Тихоокеанской эскадры

После войны судно много лет выполняло функции тренировочной базы для кадетов. Здесь были оборудованы классы, где будущие моряки постигали азы военно‑морского дела.

В начале 50‑х годов прошлого века на крейсере стали собирать экспонаты для создания музейной экспозиции. С 1956 года на судне работает филиал Центрального военно‑морского музея.

В составе Императорского флота

Самое тяжёлое для «Авроры» сражение произошло в мае 1905 года рядом с японским островом Цусима. Судно выпустило по противнику более 600 снарядов различного калибра. В двухсуточном бою осколки шесть раз сбивали флаг, но экипаж возвращал его на место. В этом бою корпус и боевое снаряжение судна получили тяжёлые повреждения. Погиб командир Евгений Егорьев и 16 матросов, ещё 90 человек получили тяжёлые ранения.

После русско‑японской войны судно было восстановлено и продолжало служить в отечественном флоте. В годы Первой мировой войны крейсер участвовал в проведении десантных операций, активно помогал действиям войск на суше, поддерживая их огнём артиллерии. Несмотря на многочисленные атаки с воздуха, судно серьёзно не пострадало.

1905 год. Кормовой флаг крейсера после Цусимского сражения • 1905 год. Повреждения, полученные в Цусимском бою

Под советским флагом, превращение в музей

Во времена СССР все учебники истории рассказывали, что Октябрьская революция началась со знаменитого выстрела «Авроры» по Зимнему дворцу. Утверждали, что сейчас крейсер стоит на том месте, с которого этот выстрел был сделан.

Матросы, служившие тогда на судне, опровергали эти сведения: если бы по Зимнему стреляли боевыми снарядами, то дворец вряд ли бы уцелел.

25 октября Крейсер находился возле Благовещенского моста в Санкт‑Петербурге и в 21:40 сделал один холостой выстрел. Это было командой для революционных отрядов, ждавших на Васильевском острове. Услышав сигнал, они пошли на штурм Зимнего дворца.

1923 год. На ремонте в Кронштадте • 1925 год. Запись о практическом плавании на «Авроре» в служебной книжке краснофлотца

К моменту победы советской власти корабль технически устарел, обветшал и нуждался в серьёзном капитальном ремонте. Все понимали, что такое культовое судно, как крейсер «Аврора», нельзя отправлять на свалку истории. Его было решено отремонтировать и использовать как учебную базу. К 1923 году «Аврору» отреставрировали и включили в отряд учебных кораблей Балтийского флота.

В конце 1948 года крейсер перевели к месту окончательной стоянки возле Нахимовского училища. Долгое время его курсанты обучались здесь азам военно‑морского искусства.

Постепенно на судне стали создавать музейную экспозицию из исторических документов и фотографий, а также предметов корабельного быта. В 1960 году «Аврору» включили в список памятников, охраняемых государством.

1950–1955 годы. На судне • 1954 год. Марш у крейсера

После очередной реконструкции, завершённой в 2016 году, крейсер функционирует только как музей. Его экспозиция отражает историю событий, в которых судно принимало участие. За весь период существования музея в нём побывало более 30 миллионов человек.

Внешний вид корабля

Облик легендарного судна — один из самых распространённых символов Санкт‑Петербурга, который изображают на памятных значках, медалях и открытках.

Палуба сделана из индийского тика, который не подвержен гниению. С момента спуска судна на воду пол на палубе перекладывали только один раз.

Два паровых катера, которые находятся на палубе, оборудованы пятиствольными пушками и аппаратами для метания мин.

Крейсер «Аврора»
Фото: Shutterstock

В качестве музейного экспоната на палубе выставлена двухметровая лопасть. Раньше она находилась на одном из трёх винтов, которые приводили в движение огромный корабль.

На монорельсе, идущем через палубу крейсера, висят «беседки». Каждая из них имеет по 4 снаряда. По монорельсу они поставлялись к орудию, матросы их по одному заряжали и по команде «Пли!» делали выстрел по неприятелю. Огонь вели из 150‑миллиметровых трёхдюймовых пушек типа Канэ (по имени французского инженера-разработчика).

Фото: Shutterstock

В носовой части установлено орудие, на которой есть памятный знак. На нём написано, что вечером 25 октября 1917 года из этого орудия был произведён выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.

«Аврора» не просто так выбрана символом революции. В те времена это был самый мощный корабль на Неве, залп которого был слышен во всём городе.

Музейная экспозиция

В одном из залов хранится модель крейсера в масштабе 1:50. На ней можно подробно рассмотреть, что «Аврора», как судно передвигалось используя энергию парового двигателя, приводящего в движение винты. На палубе корабля установлены три трубы, по которым дым от сгоревшего угля отводился из котельной.

Также на ней есть мачты, поэтому в случае поломки парового оборудования можно было поднять паруса и передвигаться с помощью силы ветра.

Крейсер Аврора
Модель крейсера. Фото: «Услуга по покупке билета на крейсер Аврора»

На стенах музея много картин, запечатлевших прошлое боевого судна. Например, в Цусимском сражении первого капитана «Авроры» убило осколком, попавшим через смотровую щель. И одна из картин иллюстрирует именно этот момент.

Здесь хранится полотно с изображением боевого фрегата, в честь которого Николай II и назвал знаменитый крейсер «Авророй».

В одном из залов есть бюст первого комиссара крейсера «Авроры» Александра Викторовича Белышева. Именно он отдал команде приказ о выстреле вечером 25 октября 1917 года.

Фото: «Услуга по покупке билета на крейсер Аврора»

Интересна модель памятника, оригинал которого установлен в честь русских моряков в итальянском городе Мессина. В 1908 году там случилось разрушительное землетрясение. И «Аврора» находилась в этот момент неподалёку. Моряки высадились на берег и помогали местным жителям устранить последствия землетрясения. Впоследствии за свой героизм экипаж получил награды от правительства Италии, их хранят здесь в память об этом событии.

Наглядно представлены условия, в которых жили моряки. В кубрике, где располагались матросы, висят гамаки, на которых они спали. Столы подвешены и закреплены так, чтобы они не опрокидывались даже при сильной морской качке. На них установлена посуда, из которой матросы принимали пищу.

За годы работы сотрудниками музея собрано много информации о технических характеристиках «Авроры», а также кадровом составе рядового и офицерского состава. Одна часть этой коллекции представлено документами, другая — фотографиями и предметами.

Фото: «Групповая экскурсия на крейсер Аврора»

Режим работы

Музей работает по графику: с 11 до 18 часов со среды по воскресенье. Понедельник и вторник — выходные дни.

Цена на билеты на «Аврору» в Санкт‑Петербурге

Базовая стоимость билета на одного взрослого составляет 500 рублей. Подробнее с ценами можно ознакомиться на сайте музея.

Билеты в музеи Санкт-Петербурга

Купить билеты на крейсер «Аврора» удобнее всего онлайн на сайте организации. Одновременно музейные помещения могут вместить не более 250 человек. По этой причине рекомендуем приобретать билеты заранее и онлайн. Так, даже при большом наплыве посетителей, получится гарантировано попасть на борт.

Для детей, ветеранов и других категорий граждан предусмотрены скидки.

Крейсер Аврора
Фото: «Услуга по покупке билета на крейсер Аврора»

Где находится крейсер «Аврора» и как добраться?

Адрес постоянного местонахождения судна: Санкт‑Петербург, Петроградская набережная. Ориентир — Нахимовский сквер, который находится на углу пересечения Петроградской и Петровской набережных.

Проще всего туда доехать на метро: ближайшие станции «Горьковская» и «Площадь Ленина». Трамвай №6 идёт к точке назначения от обеих станций.

Крейсер Аврора
Фото: Shutterstock

Заключение

Крейсер «Аврора» имеет огромное значение для истории России. Именно с этого корабля был произведён главный «революционный залп», по одной из версий, послуживший сигналом для штурма Зимнего дворца.

Сегодня на корабле организована интереснейшая музейная экспозиция, в которой представлены документы, фото и настоящие предметы корабельного быта. Однако крейсер не только музей, а ещё и корабль, на котором несут боевое дежурство моряки ВМФ России. И отбор сюда также строг, как и в Президентский полк.

В общем, посещение крейсера «Аврора» в Санкт‑Петербурге — это не только историческое путешествие, но и возможность прикоснуться к настоящей морской жизни военных.

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других
Аделина Гид в Санкт-Петербурге
Аделина
Гид в Санкт-Петербурге
4,98
857 отзывов
Всем добрый день! Я Аделина. Параллельно с учёбой в педагогическом вузе окончила курсы гидов-переводчиков, но по этой специальности никогда не работала. Когда стала мамой, как и многие, озадачилась вопросом — куда пойти с ребёнком... Да так, чтобы весело, интересно, в хорошей компании. Музеи Петербурга предлагают огромное количество программ для детей, а вот найти удачного гида по городу, чтобы рассказал задорно, но вместе с тем познавательно, оказалось не так-то просто. И я взялась за дело сама :). На первые экскурсии приглашала друзей, одноклассников, коллег с детьми. И неожиданно стала получать массу благодарностей и просьб: ещё! И дело пошло... У меня есть основная работа, и экскурсиями я занимаюсь для души, просто потому что люблю этот город и готова рассказывать о нём снова и снова. Наверное, поэтому и получается! И я по-прежнему все свои экскурсии тестирую на своих детях :)

Ещё на тему путешествий

«Севкабель-порт» — всё о креативном кластере на берегу Финского залива«Севкабель-порт» — всё о креативном кластере на берегу Финского залива История, варианты досуга и главные точки притяжения

Ещё экскурсии по теме