Крейсер «Аврора» — символ российского флота
Всё о главном корабле‑музее Санкт‑Петербурга/https://cdn.tripster.ru/photos/548417cb-6704-4da3-a468-7067ab008e52.jpg)
Крейсер «Аврора» на карте Санкт‑Петербурга
История крейсера
При проектировании корабль был рассчитан на 25 лет существования. Сегодня крейсер «Аврора» — это старейшее в России судно. По воде самостоятельно оно ходить уже не может, только с помощью буксиров.
/https://cdn.tripster.ru/photos/11b3ba44-c02e-4b77-80af-bfc7ac994cfc.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/d5adf1ea-ee23-41f1-86d9-affb6e11dacf.jpg)
Своё название корабль получил отнюдь не в честь римской богини утренней зари, как может показаться на первый взгляд. В ту эпоху было принято давать название новому судну в честь боевых кораблей‑героев. Присвоить имя мог только император. Именно Николай II является крёстным отцом крейсера, который выбрал для него имя «Аврора» в честь боевого фрегата-предшественника, сражавшегося за Россию в Крымской войне. По другой версии, этот корабль был назван в честь одной из первых красавиц Петербурга Авроры Карловны Демидовой‑Карамзиной.
Строительство корабля началось на судостроительной верфи в Санкт‑Петербурге в июне 1897 года и длилось три года. Торжественный спуск на воду судна водоизмещением более 67 300 тонн состоялось в присутствии Николая II.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6b4ea96d-3609-4358-a47d-fcb47893b24d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/5c3d6476-155b-440e-bfb9-370461996ff2.jpg)
Крейсер «Аврора» принимал участие в боевых сражениях русско‑японской войны (1905 год) и во время Первой мировой войны.
В 1941 году, когда над Ленинградом нависла угроза фашистской оккупации, девять боевых пушек сняли с судна и поставили неподалёку от Красного села. Демонтированные орудия держали оборону города. Сам крейсер подвергался атакам со стороны немцев на протяжении всей блокады Ленинграда.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a7c73b90-0091-4840-bace-18849a250470.jpg)
После войны судно много лет выполняло функции тренировочной базы для кадетов. Здесь были оборудованы классы, где будущие моряки постигали азы военно‑морского дела.
В начале 50‑х годов прошлого века на крейсере «Аврора» стали собирать экспонаты для создания музейной экспозиции. С 1956 года на судне работает филиал Центрального военно‑морского музея.
в приложении
В составе Императорского флота
Самое тяжёлое для «Авроры» сражение произошло в мае 1905 года рядом с японским островом Цусима. Судно выпустило по противнику более 600 снарядов различного калибра. В двухсуточном бою осколки шесть раз сбивали флаг, но экипаж возвращал его на место. В этом бою корпус и боевое снаряжение судна получили тяжёлые повреждения. Погиб командир Евгений Егорьев и 16 матросов, ещё 90 человек получили тяжёлые ранения.
После русско‑японской войны судно было восстановлено и продолжало служить в отечественном флоте. В годы Первой мировой войны крейсер участвовал в проведении десантных операций, активно помогал действиям войск на суше, поддерживая их огнём артиллерии. Несмотря на многочисленные атаки с воздуха, судно серьёзно не пострадало.
/https://cdn.tripster.ru/photos/de66766f-f49b-46a2-abae-747c907213fc.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e4cf37be-4138-47d6-a894-22c44dd6f86e.jpg)
Под советским флагом, превращение в музей
Во времена СССР все учебники истории рассказывали, что Октябрьская революция началась со знаменитого выстрела «Авроры» по Зимнему дворцу. Утверждали, что сейчас крейсер стоит на том месте, с которого этот выстрел был сделан.
Матросы, служившие тогда на судне, опровергали эти сведения: если бы по Зимнему стреляли боевыми снарядами, то дворец вряд ли бы уцелел.
25 октября Крейсер находился возле Благовещенского моста в Санкт‑Петербурге и в 21:40 сделал один холостой выстрел. Это было командой для революционных отрядов, ждавших на Васильевском острове. Услышав сигнал, они пошли на штурм Зимнего дворца.
/https://cdn.tripster.ru/photos/222f3016-f0ff-423f-a353-f10b0fd62397.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/4274f654-3d4a-4b86-be5e-2b3a31725333.jpg)
К моменту победы советской власти корабль технически устарел, обветшал и нуждался в серьёзном капитальном ремонте. Все понимали, что такое культовое судно, как крейсер «Аврора», нельзя отправлять на свалку истории. Его было решено отремонтировать и использовать как учебную базу. К 1923 году «Аврору» отреставрировали и включили в отряд учебных кораблей Балтийского флота.
В конце 1948 года крейсер перевели к месту окончательной стоянки возле Нахимовского училища. Долгое время его курсанты обучались здесь азам военно‑морского искусства.
Постепенно на судне стали создавать музейную экспозицию из исторических документов и фотографий, а также предметов корабельного быта. В 1960 году «Аврору» включили в список памятников, охраняемых государством.
/https://cdn.tripster.ru/photos/941d65ea-4a8f-434d-9c21-cf9d794b0e38.png)
/https://cdn.tripster.ru/photos/7b45918f-a1db-46c3-993b-f3a9238b59ab.png)
После очередной реконструкции, завершённой в 2016 году, крейсер функционирует только как музей. Его экспозиция отражает историю событий, в которых судно принимало участие. За весь период существования музея в нём побывало более 30 миллионов человек.
Внешний вид корабля
Облик легендарного судна — один из самых распространённых символов Санкт‑Петербурга, который изображают на памятных значках, медалях и открытках.
Палуба сделана из индийского тика, который не подвержен гниению. С момента спуска судна на воду пол на палубе перекладывали только один раз.
Два паровых катера, которые находятся на палубе, оборудованы пятиствольными пушками и аппаратами для метания мин.
/https://cdn.tripster.ru/photos/8cb542a7-42da-4f52-b578-d2d9063442f0.jpg)
В качестве музейного экспоната на палубе выставлена двухметровая лопасть. Раньше она находилась на одном из трёх винтов, которые приводили в движение огромный корабль.
На монорельсе, идущем через палубу крейсера, висят «беседки». Каждая из них имеет по 4 снаряда. По монорельсу они поставлялись к орудию, матросы их по одному заряжали и по команде «Пли!» делали выстрел по неприятелю. Огонь вели из 150‑миллиметровых трёхдюймовых пушек типа Канэ (по имени французского инженера-разработчика).
/https://cdn.tripster.ru/photos/72a45b02-7e36-4e08-94a2-932ac65decaa.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/56da711a-5408-4a88-91d8-4a1738ae75a8.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/09320d88-3022-46fd-9bf3-43765bdf5e43.jpg)
В носовой части установлено орудие, на которой есть памятный знак. На нём написано, что вечером 25 октября 1917 года из этого орудия был произведён выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.
«Аврора» не просто так выбрана символом революции. В те времена это был самый мощный корабль на Неве, залп которого был слышен во всём городе.
Музейная экспозиция
В одном из залов хранится модель крейсера в масштабе 1:50. На ней можно подробно рассмотреть, что «Аврора», как судно передвигалось используя энергию парового двигателя, приводящего в движение винты. На палубе корабля установлены три трубы, по которым дым от сгоревшего угля отводился из котельной.
Также на ней есть мачты, поэтому в случае поломки парового оборудования можно было поднять паруса и передвигаться с помощью силы ветра.
/https://cdn.tripster.ru/photos/0430fd50-a1cf-4d05-9898-92269d8663cc.jpg)
На стенах музея много картин, запечатлевших прошлое боевого судна. Например, в Цусимском сражении первого капитана «Авроры» убило осколком, попавшим через смотровую щель. И одна из картин иллюстрирует именно этот момент.
Здесь хранится полотно с изображением боевого фрегата, в честь которого Николай II и назвал знаменитый крейсер «Авророй».
В одном из залов есть бюст первого комиссара крейсера «Авроры» Александра Викторовича Белышева. Именно он отдал команде приказ о выстреле вечером 25 октября 1917 года.
/https://cdn.tripster.ru/photos/c76ae319-59eb-417d-b428-87148dfb1b10.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/95e952b8-6b80-495d-ae04-92a323deb03b.jpg)
Интересна модель памятника, оригинал которого установлен в честь русских моряков в итальянском городе Мессина. В 1908 году там случилось разрушительное землетрясение. И «Аврора» находилась в этот момент неподалёку. Моряки высадились на берег и помогали местным жителям устранить последствия землетрясения. Впоследствии за свой героизм экипаж получил награды от правительства Италии, их хранят здесь в память об этом событии.
Наглядно представлены условия, в которых жили моряки. В кубрике, где располагались матросы, висят гамаки, на которых они спали. Столы подвешены и закреплены так, чтобы они не опрокидывались даже при сильной морской качке. На них установлена посуда, из которой матросы принимали пищу.
За годы работы сотрудниками музея «Авроры» собрано много информации о технических характеристиках судна, а также кадровом составе рядового и офицерского состава. Одна часть этой коллекции представлено документами, другая — фотографиями и предметами.
/https://cdn.tripster.ru/photos/63a9a579-3b95-4cd8-a5c7-d077cfc02e2f.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/01a5bc37-40fa-4d1c-884e-3a171433ca27.jpg)
Режим работы
Музей работает по графику: с 11 до 18 часов со среды по воскресенье. Понедельник и вторник — выходные дни.
Цена на билеты на «Аврору» в Санкт‑Петербурге
Базовая стоимость билета на одного взрослого составляет 500 рублей. Подробнее с ценами можно ознакомиться на сайте музея.
Билеты в музеи Санкт-Петербурга
Купить билеты на крейсер «Аврора» удобнее всего онлайн на сайте организации. Одновременно музейные помещения могут вместить не более 250 человек. По этой причине рекомендуем приобретать билеты заранее и онлайн. Так, даже при большом наплыве посетителей, получится гарантировано попасть на борт.
Для детей, ветеранов и других категорий граждан предусмотрены скидки.
/https://cdn.tripster.ru/photos/4e7354a1-4a27-47d0-96d8-98bc3c950c76.jpg)
Где находится крейсер «Аврора» и как добраться?
Адрес постоянного местонахождения судна: Санкт‑Петербург, Петроградская набережная. Ориентир — Нахимовский сквер, который находится на углу пересечения Петроградской и Петровской набережных.
Проще всего туда доехать на метро: ближайшие станции «Горьковская» и «Площадь Ленина». Трамвай №6 идёт к точке назначения от обеих станций.
/https://cdn.tripster.ru/photos/3459d06c-6d33-47c4-ba2a-8def08fa075f.jpg)
Заключение
Крейсер «Аврора» имеет огромное значение для истории России. Именно с этого корабля был произведён главный «революционный залп», по одной из версий, послуживший сигналом для штурма Зимнего дворца.
Сегодня на корабле организована интереснейшая музейная экспозиция, в которой представлены документы, фото и настоящие предметы корабельного быта. Однако крейсер не только музей, а ещё и корабль, на котором несут боевое дежурство моряки ВМФ России. И отбор сюда также строг, как и в Президентский полк.
В общем, посещение крейсера «Аврора» в Санкт‑Петербурге — это не только историческое путешествие, но и возможность прикоснуться к настоящей морской жизни военных.
Ещё на тему путешествий
Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса
Магазин купцов Елисеевых в Петербурге: история первого торгового центра в России Гастроном, театр и ресторан под одной крышей [18+]
Три автора, три адреса, три корпуса: дом Бенуа в Санкт-Петербурге Как архитекторы нарушили все правила и создали шедевр
Здание с историей: дом Бака в Санкт-Петербурге Знаменитые жильцы, роскошные интерьеры и тайники с «сокровищами»/https://cdn.tripster.ru/photos/5ed5ed3a-6599-4a72-b0c9-02ab20c71c51.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1bef14e3-dccd-40ff-b272-de80b14c841d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/9f66dbe7-7b5c-4b67-ae44-25a2ada34d87.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/3231fc7a-ebcf-4cbf-9206-ad30ceb1b2bd.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/585e7f06-4bd3-43d3-994b-03aa260fce02.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ae3c5c78-118c-4e61-a1a1-8ee264be4b75.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c1ea4f22-98ae-4262-ba5c-5475e4eed732.jpg)