Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны
Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса
История Павловского дворца
В 1777 году императрица Екатерина II даровала своему сыну Павлу Петровичу бывшие охотничьи угодья в пригороде Санкт-Петербурга. Через три года на их территории начали строительство дворца.



Для создания резиденции из Великобритании ко двору пригласили архитектора Чарльза Камерона. Он спроектировал великолепное здание в стиле палладианских вилл. Золотисто-белый трёхэтажный дворец венчал окружённый колоннадой небольшой купол. От него полукругом расходились узкие галереи, которые заканчивались невысокими служебными корпусами.
Отделкой интерьеров занимался итальянский архитектор Винченцо Бренна, он же руководил последующей перестройкой дворца. Участвовали в оформлении залов и владельцы. В 1782 году Павел вместе с супругой Марией отправились в путешествие по Европе, из которого привезли множество предметов искусства, изящную мебель и даже мраморные колонны.



В 1796 году, после восшествия императора Павла I на престол, Павловск стал его летней резиденцией. Тогда Бренна надстроил ещё один этаж галерей и пристроил к ним двухэтажные корпуса с башенками. В новых зданиях архитектор оборудовал роскошные помещения для приёмов: Тронный и Дворцовый залы и Картинную галерею.
Новая страница в истории преобразований дворцового комплекса началась в 1803 году, когда в здании случился сильный пожар. Внутреннее убранство восстанавливал знаменитый архитектор Андрей Воронихин. Он же проектировал покои императрицы Марии Фёдоровны. А в 1822 году уже Карл Росси завершил ансамбль, пристроив к дворцу библиотеку.



В 1828 году, после смерти императрицы Марии Фёдоровны, наследники оставили дворец в неизменном виде, превратив его в мемориал покойной матери. А в 1918-м бывшая императорская резиденция вместе с парком официально стала музеем.
К сожалению, во время фашистской оккупации, длившейся с 1941 по 1944 год, здание сильно пострадало, и его поэтапно восстанавливали до 1977 года. В ходе реставрации удалось сохранить оригинальный декор, а утраченные элементы создавали заново по архивным данным и фотографиям. Сейчас Павловский дворцово-парковый ансамбль встречает гостей во всём своём великолепии и находится под охраной ЮНЕСКО.
Залы Павловского дворца и внутреннее убранство
Каждое помещение дворца восстановлено очень бережно и с большим вниманием к деталям. Так что сегодня мы можем увидеть помещения дворца такими, какими они были при жизни монаршей четы. На первом этаже дворца расположены в основном жилые комнаты, на втором — кабинеты, парадные залы и библиотеки. А третий отдан под выставки.
Во всех помещениях можно полюбоваться впечатляющей коллекцией предметов искусства: антикварной мебелью и роскошным декором. Например, в Будуаре сохранились настенные росписи, которые имитируют фрески из лоджий Рафаэля в Апостольском дворце в Ватикане. А также уникальный стол 1789 года с фарфоровой столешницей, на которой изображены пейзажи Павловска.



Впечатляет и великолепная коллекция живописи, собранная в стенах дворца. Стены зала «Картинная галерея» украшают более 100 художественных произведений живописцев XVII–XVIII веков.Первые экспонаты Павел Петрович и Мария Фёдоровна привезли из Европы в 1782 году, а последующие владельцы резиденции продолжали пополнять коллекцию.
Всего для посещения доступно 45 залов дворца. Далее расскажем, какие из них заслуживают особого внимания.
Египетский вестибюль
Первое, что видят посетители Павловского дворца, — это парадный вход, плавно связывающий внешний облик здания с интерьером. Стены вестибюля отделаны рустом и выкрашены в цвет фасада, а потолочные росписи оформлены в нежно-голубом оттенке. Декор зала связан с временами года: на потолке можно увидеть аллегорические сцены с фигурами амуров, символизирующими разные сезоны, а на стенах — пышные медальоны с изображением знаков зодиака.



Египетским вестибюль стали называть после восстановления от последствий пожара 1803 года. По задумке Воронихина зал украсили статуями в египетском стиле, окрашенными под бронзу. Всего их 12, как и месяцев в году. Каждую фигуру дополнили атрибутами сельскохозяйственного труда, характерными для определённого времени года. Египетские мотивы прослеживаются и в оформлении росписей стены у лестницы, ведущей на второй этаж к парадным залам.
Греческий зал
Самое торжественное и помпезное помещение дворца создано по проекту Чарльза Камерона, а руководил отделкой зала известный декоратор Винченцо Бренна. Во времена Павла I именно здесь проходили грандиозные приёмы и праздничные балы.
Стены Греческого зала отделаны белоснежным искусственным мрамором, под потолком красуется фриз с искусными изображениями царственных грифонов, а сам потолок украшен изящной лепниной. По периметру помещения высятся 16 массивных колонн из редкого зелёного мрамора. Между ними расположены подвесные светильники на длинных цепях, сделанные наподобие античных ламп. Эту эффектную деталь в интерьер добавил после пожара архитектор Андрей Воронихин.



Тронный зал
Располагается в южном флигеле и считается самым большим во дворце. Помещение впечатляет масштабом: его площадь 420 м². Архитектор Винченцо Бренна проектировал зал как парадную столовую. Но по завершении работ напротив главного входа установили императорский трон. Поэтому со временем комнату переименовали в Тронный зал.
Здесь проходили самые значимые и торжественные приёмы, а потому и оформление зала отличается особой пышностью. Белоснежные стены с просторными нишами украшены богатой лепниной. По обеим сторонам высоких арочных окон установлены скульптуры кариатид, между которыми расположены крупные вазы из синего фарфора — это подарок французского короля Людовика XVI. А плафон, расписанный по эскизу декоратора Пьетро ди Гонзаги, имитирует колоннаду, визуально увеличивая высоту потолка.



По особым случаям в Тронном зале накрывали столы. Их сервировали парижским сервизом, привезённым императрицей Марией Фёдоровной из путешествия по Европе в 1782 году. Специально для гостей экспозиции торжественная сервировка воссоздана с точностью до мелочей: на большом столе красуется тот самый набор посуды.
Итальянский зал
Это центральный зал дворца, который как бы разделяет здание на две части: южную, с покоями Марии Фёдоровны, и северную, с покоями Павла Петровича. Это одно из самых роскошных помещений на втором этаже: по особым случаям здесь устраивали торжественные обеды.
В этом зале нет окон: свет внутрь попадает сквозь частично застеклённый купол. Его стенки отделаны итальянским мрамором, а также изящной лепниной с позолотой. А массивные двери из красного дерева украшены золотыми деталями, созданными по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги.



Главное украшение зала — античные скульптуры в полукруглых нишах. Изначально здесь стояли статуи, которые монаршая чета привезла из Италии. Однако их пришлось заменить после пожара 1803 года. А спустя столетие большинство скульптур изъяли в фонды Эрмитажа. Из коллекции Марии Фёдоровны сохранилось всего два экспоната: «Три грации» и «Обряд римской свадьбы», датированные II веком. Остальные скульптуры перевезли сюда из Царского Села.
Залы Войны и Мира
Эти два роскошных помещения перекликаются и архитектурно, и символически. Изначально в них находились парадные гостиные Павла I и Марии Фёдоровны, а затем каждый из залов успел побывать тронным.
Стены помещений отделаны белым мрамором и изящной лепниной с позолотой. Только зал Войны декорирован рельефными панно с изображением военных трофеев, а зал Мира — символами изобилия, искусства и любви: музыкальными инструментами и корзинами с фруктами и цветами.



Танцевальный зал
Согласно первоначальной задумке, он служил местом проведения камерных балов и музыкальных концертов в Павловском дворце. Интерьер выполнили по проекту архитектора Камерона. Он украсил стены массивными зеркалами, элегантным лепным фризом с изображением ветвей и ваз, а потолок дополнил золочёной гирляндой.
После смерти Павла I Мария Фёдоровна пожелала переделать Танцевальный зал в столовую. Зеркала сняли, а на их место повесили четыре живописных полотна французского художника Гюбера Робера, которые супруги привезли из заграничного путешествия. Также здесь можно увидеть изящные часы конца XVIII века в виде портика и необычный канделябр в виде вазы с лилиями.



Картинная галерея
Задумывалась как парадное помещение с обширной коллекцией произведений искусства, где к тому же принимали гостей. Стены галереи оставили без декора, чтобы не отвлекать внимание от картин. Зато потолок украсили тремя роскошными живописными плафонами с сюжетами из древнегреческой мифологии.
Коллекция галереи включала около 100 картин XVII–XVIII веков. В основном это произведения мастеров итальянской, голландской и фламандской школ. После вступления Павла I на престол некоторые полотна перевезли в Эрмитаж.
Сегодня здесь можно увидеть работы Гюбера Робера — любимого художника императора — и Ангелики Кауфман, поклонницей которого была императрица. Помимо картин, в зале представлены элегантные вазы из драгоценных камней, а также золочёные канделябры и часы.



Кавалерский зал
Оформлен в нежно-зелёных оттенках и богато украшен лепниной. На стенах размещены барельефы с изображением разнообразных шествий, выполненных скульпторами И. П. Прокофьевым и М. П. Александровым. Потолок расписан в технике гризайль, имитирующей лепку. Среди декоративных элементов — два щита с изображением Георгия Победоносца и мальтийского креста. Кстати, крест здесь неслучайно: в 1798 году Павел I стал Великим магистром Мальтийского ордена. Отсюда и название зала — Кавалерский.
Помимо лепнины, здесь можно увидеть коллекцию античной скульптуры на мраморных пьедесталах. Часть статуй владельцы Павловского дворца приобрели в Италии, а также выбрали лучшие образцы античного искусства из собрания Екатерины II. В конце XIX века, когда Павловском владел Великий князь Константин Николаевич (внук Павла I), Кавалерский зал стал частью Музея древностей.


Библиотека Росси
В 1824 году знаменитый архитектор Карл Росси построил помещение под библиотеку, которую позднее назвали в его честь. Главная изюминка этого зала — большие арочные окна и роскошный расписной потолок. В начале XIX века вдоль стен располагались встроенные четырёхметровые шкафы. К сожалению, все они сгорели во время пожара 1944 года. Мебель и книги, которые мы видим сейчас, бережно восстановили в 1960-х и 1990-х.



Сейчас здесь хранится одна из крупнейших частных коллекций книг в мире. Её основой стали 33 издания из «Дорожной библиотеки» Екатерины II. Собрание постоянно пополнялось, и уже к 1828 году состояло из почти 21 тысячи экземпляров. Во время Великой Отечественной войны книги были вывезены в Германию, но к 1945 году — найдены и возвращены в Россию. Правда, к тому моменту от коллекции осталось примерно 11 тысяч экземпляров.
Выставки
На территории дворца сейчас работает восемь постоянных экспозиций, ниже расскажем о наиболее интересных.
На выставке «Музей костюма» представлена подлинная одежда, которую когда-то носили члены царской фамилии. В коллекции — роскошные платья императриц Екатерины II и Марии Фёдоровны, а также парадные костюмы Павла I.
Экспозиция «Мир женщины и её увлечений» погружает в атмосферу дворянского быта XIX — начала ХХ века. Здесь можно увидеть аккуратный маникюрный наборчик, рукоятки предметов которого выполнены из слоновой кости. А также старинные пудреницы, изящные флаконы для духов и даже винтажное нижнее бельё.



А экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» знакомит с роскошным убранством дворянских домов. Экспозиция демонстрирует, как с течением времени менялась мода и вкусы знатных господ, а вместе с ними — форма мебели, декоративные ткани и прочие элементы декора.
Павловский парк
Это не менее значимая часть ансамбля, чем сам дворец. Проектировал роскошный сад Чарльз Камерон, а над ландшафтами работали Пьетро ди Гонзага, Винченцо Бренна и Андрей Воронихин. В наше время Павловский парк считается одним из самых красивых и больших (его площадь более 600 гектаров) пейзажных парков Европы.



Территория разделена на семь участков-районов, различных по настроению и композиции. В каждом есть свои парковые объекты: изящные каменные мосты, тенистые аллеи, беседки и памятники. Например, в Придворцовом районе расположена любимая терраса Павла I — Павильон трёх граций, из которого открывается живописный вид на Мариентальский пруд. В Долине реки Славянки можно полюбоваться романтическими руинами Колоннады Аполлона. А на границе районов Старая Сильвия, Парадное поле и Белая берёза высится одно из самых романтичных сооружений парка — Розовый павильон. Изящная деревянная постройка с небольшим куполом — любимое место отдыха Марии Фёдоровны, сюда она приглашала знаменитых музыкантов и литераторов. Рядом с павильоном, как и во времена императрицы, благоухают ароматные розы.
Режим работы и стоимость билетов
Павловский дворец открыт для посещения весь год, каждый день, кроме понедельника. С актуальной информацией о графике и стоимости входных билетов лучше ознакомиться заранее
Также стоит иметь в виду, что кассы завершают работу на час раньше, чем сам дворец. А внутрь пускают не позднее, чем за 45 минут до закрытия.



Как добраться
Расположен Павловский дворец в пригороде Санкт-Петербурга Павловске, по адресу: Садовая улица, 20. Хотя формально городок входит в состав Северной столицы, от её центра он расположен примерно в 40 километрах. Ниже расскажем, как добраться до Павловского дворца из Санкт-Петербурга.
На электричке
Самый удобный и быстрый вариант. Электрички до Павловска отправляются с Витебского вокзала или железнодорожной станции Купчино. Нужно выйти на станции Павловск, а затем сесть на один из автобусов, идущих в сторону дворца. Или можно прогуляться пешком 20–30 минут через Павловский парк: вход в него находится прямо напротив станции.



На автобусе или маршрутке
Выбирая этот вариант, стоит учитывать ситуацию на дорогах: в направлении Павловска нередки пробки. Автобусы и маршрутки до города отправляются от станций метро «Звёздная», «Московская» или «Купчино». Некоторые прибывают к вокзалу, другие останавливаются в паре минут ходьбы от Павловского дворца.



На автомобиле или такси
Павловский дворец находится в 18 километрах от кольцевой автодороги, двигаться нужно сначала по Витебскому проспекту, а затем — по Петербургскому шоссе. Путь на машине без пробок займёт около получаса.


Заключение
Павловский дворец — жемчужина русской архитектуры XVIII–XIX веков. Здесь каждый зал хранит память о пышных балах, придворных интригах и поворотных государственных решениях. Узнать о них больше можно от местных гидов. Кстати, многие экскурсии включают посещение не только Павловского дворца, но и соседнего Царского Села. Отличная возможность осмотреть несколько знаковых достопримечательностей за одну поездку.
Ещё на тему путешествий





Ещё экскурсии по теме
/https://cdn.tripster.ru/photos/ef43e83f-2570-4f1c-8336-21b38fd34e40.jpg)
Познакомиться с Зимним дворцом и шедеврами искусства в комфортном формате за 2,5 часа
/https://cdn.tripster.ru/photos/07a7070d-3b6b-4153-a923-455bce1b00de.jpg)
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
/https://cdn.tripster.ru/photos/250345b8-8b4c-44ac-8dcf-73359a61068e.jpg)
Познакомиться с парком и дворцом великолепной резиденции в групповом формате

Посетить старинные парадные, заглянуть в необычные дворы и увидеть город с высоты