Старейшие храмы Владимира
Собор с работами Андрея Рублёва, старообрядческая церковь и костёлУспенский собор
Храм, который можно часто увидеть на открыточных фото города. Первый собор на этом месте возвели в 1158 году, но через 27 лет он сгорел. К 1189 году здание отстроили заново, сделав его значительно больше прежнего. С тех пор собор не раз менял облик, но не перестраивался целиком, поэтому считается самым древним храмом во Владимире.
В 1238 году Успенский собор пострадал от нашествия татаро‑монголов, а в 1411‑м его разграбил татарский царевич Талыч. За несколько лет до этого храм был украшен росписью и иконостасом работы Андрея Рублёва — к счастью, из‑за набегов они не пострадали.
Самая известная из дошедших до наших дней фресок собора — «Страшный суд» Рублёва. Её общая площадь составляет 300 м², а главная особенность состоит в том, что, вопреки традиции, вместо страха перед вечными муками мастер изобразил на лицах ожидающих суда покаяние, надежду и радость от встречи с Творцом.
До XVIII века в соборе можно было увидеть и иконостас Андрея Рублёва, но при Екатерине II его заменили барочным. Кстати, работы великого мастера привлекли сюда киношников: собор засветился в фильме «Андрей Рублёв» А. А. Тарковского.Кроме редких фресок, в храме нужно рассмотреть главную святыню — список (копию) с Владимирской иконы Божьей Матери начала XVII века с богатым окладом. А выйдя на улицу, обратите внимание на искусную каменную резьбу, которая украшала ещё первый Успенский собор. Его уцелевшие при пожаре части были использованы при строительстве храма в 1180‑х.
Вход в храм платный.
Дмитриевский собор
Находится рядом с Успенским. Это богато декорированное белокаменное здание возвёл в конце XII века Всеволод Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Димитрия Солунского — от имени святого и происходит название храма.
Более чем за 800 лет своей истории собор претерпел многочисленные изменения. Храм пострадал от вторжения татаро‑монгольского ига, а позже перенёс три пожара: в 1536, 1719 и 1760 годах. Но, как ни странно, самый ощутимый ущерб зданию причинили не эти потрясения, а реставрация 1834 года. Тогда галереи и башни собора снесли, а старинные фрески закрасили, заменив новой росписью. Позже, в 1918 году, оказалось, что в храме всё же уцелела часть древних изображений. Например, фреска XII века «Страшный суд» работы византийских мастеров.
В соборе работает небольшая экспозиция, посвящённая его истории. Самый известный экспонат — копия иконы Димитрия Солунского (или «гробной доски»), на которой святой изображён в полный рост. Образ Всеволод Большое Гнездо привёз из греческих Салоников.
Сегодня собор функционирует как музей, поэтому вход сюда платный.
Успенский Княгинин женский монастырь
Этот религиозный комплекс основан в конце XII века супругой Всеволода Большое Гнездо княгиней Марией Шварновной, что и отражено в названии монастыря. К сожалению, первоначальные постройки до наших дней не дошли. Тем не менее здесь есть храмы с богатой историей — Успенский собор и Казанская церковь.
Первое здание на месте Успенского собора появилось в начале XIII века, но в 1411 году было разрушено татарским царевичем Талычем. Кирпичный храм, который можно увидеть сегодня, построен, по разным оценкам, на рубеже XV–XVI веков или в 1540–1550‑е годы по образцу московских церквей той эпохи.
В XVII веке один из самых известных иконописцев того времени Марк Матвеев расписал стены храма. Позже фрески закрасили, но в 1960-1980‑х годах восстановили. Так что великолепными росписями на сводах получится полюбоваться и сегодня.
Рядом с Успенским собором стоит Казанская церковь, построенная в 1789 году. Она тоже претерпела изменения с течением времени: в середине XIX века стараниями местной настоятельницы храм был расширен ещё одним приделом, а вскоре обзавёлся и двумя роскошными резными иконостасами с позолотой. Увы, в советское время монастырь был закрыт, Казанскую церковь использовали в качестве хранилища Государственного архива Владимирской области, и лишь в конце прошлого века храм, как и остальные постройки обители, вернули монастырю, а к концу нулевых отреставрировали.
Сегодня Успенская Княгинина женская обитель — действующий монастырь.
Вход на территорию и в оба храма свободный.
Старообрядческая церковь Успения Богородицы
Построена в 1649 году и считается самым выдающимся памятником архитектуры XVII века во Владимире. Церковь входила в комплекс Успенского женского монастыря, который существовал до 1725 года. Позже храм стал домовой церковью духовной семинарии.
В советское время здание утратило старинный колокол — в 1920–1930‑е годы в стране проводилась широкая кампания по уничтожению православных святынь. Во второй половине XX века храм реконструировали, а старообрядцам он отошёл в конце прошлого столетия.
Церковь привлекает своим внешним видом: пять луковичных куполов величаво устремлены ввысь, под ними в три ряда расположены эффектные кокошники, а к основному объёму примыкает гульбище (крытая галерея) и три крыльца с гранёными колоннами. Декоративные элементы стилистически отсылают к архитектуре церквей Москвы и Ярославля того же времени.
Внутреннее убранство сохранилось куда хуже, но о его прежнем богатстве напоминают узорчатые «тощие свечи» — ярко расписанные подсвечники, которые когда‑то украшали интерьер церкви, а сейчас хранятся во Владимирском музее. В самом храме сохранился рубленый иконостас из дерева — аскетичный и нетипичный для православных церквей. Правда, чтобы увидеть его и оценить другие элементы убранства, нужно заранее записаться на визит по телефону.
Спасская и Никольская церкви
Первая постройка на месте, где сегодня стоит храмовый ансамбль, была возведена ещё в XII веке. Это была Спасская церковь, которая, по предположениям историков, напоминала знаменитый храм Покрова на Нерли. Позже здесь возник мужской монастырь, и храм стал его архитектурной доминантой.
До наших дней Спасскую церковь сохранить не удалось: в 1778 году её уничтожил пожар. Новый храм, построенный в конце XVIII века, отчасти повторяет облик предшественника: тут также можно увидеть ряд арок‑углублений, опирающихся на колонны, и килевидные порталы.
К счастью, Никольскую церковь, возведённую в 1670‑е годы рядом со Спасской, огонь не повредил. Скромная и аскетичная, она очаровывает лаконичной красотой деталей: рядом кокошников, который тянется под кровлей, и красивым резным наличником на одном из окон. Единственная трансформация здания случилась в 1850 году, когда с колокольни сняли шатёр, а вместо него установили шпиль. Поэтому Никольская церковь — один из немногих храмов Владимира XVII века, который сохранился почти в неизменном виде.
Никитская церковь
Была возведена в 1765 году и стала первой в городе постройкой в стиле барокко. Богато декорированный храм стал прообразом церкви Сергия Радонежского, которая была возведена в 1779 году, но до наших дней не сохранилась. Кроме того, по образцу барочного храма во Владимире построили Воскресенскую церковь — она сохранилась, однако существенно изменила свой облик.
Когда‑то Никитская церковь заметно выделялась на фоне других зданий: трёхэтажное сооружение гордо возвышалось над городом и было видно из любой точки Владимира. Сегодня храм порядком обветшал, функционирует только второй этаж. Зато рядом с колокольней расположена смотровая площадка, откуда открывается панорама города и можно сделать красивые фото.
Георгиевская церковь
Церковь на этом месте построили ещё в середине XII века. Шесть столетий при храме существовал монастырь, но в 1778 году все его здания, включая главную церковь, сгорели. Через несколько лет Георгиевский храм возвели повторно в модном тогда стиле барокко, это здание и дошло до наших дней.
В начале 1930‑х годов церковь закрыли, а позже разместили в её помещениях масложировой завод и коптильню, после которых на стенах храма остался сантиметровый слой копоти. В 2006 году храм вернули Владимирской епархии и отреставрировали. Сегодня внутри можно увидеть роскошную люстру и множество икон, богатую роспись на стенах и потолке, в том числе фрески первой половины XIX века, очищенные от производственных отходов.
Вход в храм свободный.
Князь‑Владимирская церковь
Находится на одноимённом кладбище. Оно появилось на карте города в 1770‑е годы, когда Владимир накрыла эпидемия чумы. Предположительно, в 1785 году на кладбище построили церковь.
Храм стал первой в городе религиозной постройкой в стиле классицизм. Доминанта ансамбля церкви — трёхъярусная колокольня с богатой лепниной на карнизах и небольшими позолоченными главками по обеим сторонам от входа. А внутри обращает на себя внимание иконостас конца XIX века и росписи, нанесённые в тот же период — во время реставрационных работ.
Внутреннее убранство прекрасно сохранилось благодаря тому, что в послереволюционные годы большевики не разрушили храм. Более того, здесь продолжались службы, и вплоть до 1944 года Князь‑Владимирская церковь оставалась единственной действующей в городе.
Изучив храмовые интерьеры, прогуляйтесь вокруг и обратите внимание на две могилы у южной стены. Они принадлежат известным уроженцам Владимира — братьям Николаю и Александру Столетовым. Первый был военачальником и участвовал в Русско‑турецкой войне 1877–1878 годов, а второй вошёл в историю как выдающийся физик: он преподавал в Московском университете и открыл первый закон фотоэффекта.
Храм Архангела Михаила
Это здание из красного кирпича в византийском стиле было построено в 1893 году. Внутри храм украсил иконостас из чёрного дуба и иконы Н. М. Сафонова — владимирского иконописца, который расписывал Грановитую палату и Благовещенский собор в Москве, а также храмы Ипатьевского монастыря в Костроме. Работы мастера можно увидеть в храме до сих пор.
В 1929 году храм закрыли, колокольню разобрали, а крест сняли. В начале 1960‑х в церкви разместили базу кинопроката, а в последние годы перед распадом СССР здание заняла одна из экспозиций Владимиро‑Суздальского музея‑заповедника. В конце XX века церковь вернули Владимирской епархии. А к 2010 году облик храма полностью восстановили: изготовили и установили новый крест и построили колокольню. Над алтарём появился иконостас и ещё два — в приделах храма. Там можно увидеть отреставрированные старинные иконы.
В 2012 году Владимирская епархия получила подарок от храма Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне 1812 года — икону «Державная». Её нашли в подвале одного из храмов усадьбы Коломенское в день отречения Николая II от престола. С 2007 года, когда был подписан Акт об объединении Русской православной и Зарубежной церквей, икона хранилась в главном соборе страны. Спустя пять лет работа переехала во владимирский храм Архангела Михаила.
Храм Святого Розария
Выделяется на фоне остальных храмов Владимира хотя бы потому, что принадлежит католической церкви, и это сразу читается в его облике. Костёл, построенный в 1894 году на деньги солдат польско‑литовского полка, выполнен в псевдоготическом стиле: вдоль фасада из красного кирпича тянется ряд стрельчатых окон, а над входом расположена типичная для готики розетка (круглое витражное окно).
В 1905–1907 годах в костёле устраивали подпольные собрания солдаты владимирского гарнизона, поэтому в советские годы здание признали памятником революции. Храм действовал до 1930 года. Позже его колокольня использовалась как радиоретранслятор, а в 1970‑е под сводами разместили выставочный зал.
Костёл вернули Церкви в 1992 году. Внутри здание оформлено сдержанно, зато в нём можно увидеть атрибуты католического храма, которые не встретишь в православных церквях: скамейки для прихожан и орган. Музыкальный инструмент привлекает сюда ещё и любителей музыки: в костёле регулярно проходят органные концерты.
Троицкая церковь
Возведена в 1916 году и считается одним из последних дореволюционных зданий в городе. А ещё церковь стала первой во Владимире постройкой старообрядческой общины. До 1905 года религиозные меньшинства не могли сооружать храмы, но Николай II уравнял в правах все конфессии. Чтобы отблагодарить императора, староверы решили приурочить закладку церкви к 300‑летию династии Романовых.
Храм выполнен в неорусском стиле и чем‑то похож на византийский собор. Белый цвет в отделке арок и дверей эффектно контрастирует с красным кирпичом, фото здесь получаются просто потрясающие!
А вот интерьеры, к сожалению, не уцелели: в 1928 году храм перестал функционировать, а в 1960‑х и вовсе оказался под угрозой сноса, но местные жители его отстояли. Тогда в храме провели реконструкцию и открыли экспозицию Владимиро‑Суздальского музея, которая работает и сегодня.
В музее можно посмотреть на изделия из стекла и хрусталя, изготовленные в Гусь‑Хрустальном Владимирской области, лаковые миниатюры, посвящённые былинным сюжетам, и искусные вышивки.
Заключение
Владимир — один из тех городов России, куда точно стоит поехать любителям архитектуры и религиозного искусства. Здесь собраны памятники разных стилей и эпох, поражающие стариной и мастерством исполнения.
Чтобы посещение владимирских храмов было ещё более познавательным и захватывающим, обратитесь к местным гидам. Они с удовольствием расскажут об истории своего города и помогут взглянуть на его достопримечательности под необычным углом.
Автор: Анна Знаменская
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Секреты русского храмового зодчества и предания древнего города
Погулять по старинным улицам и погрузиться в жизнь прошлых веков с профессиональным гидом
Увидеть главные места, разгадать секреты и отыскать таинственный клад
История древней столицы страны и ее достопримечательности с профессиональным гидом