Дмитриевский собор
Разгадываем секреты каменной резьбы древнего храмаИстория
Собор построили в конце XII века по заказу одного из самых прославленных князей в российской истории — Всеволода III, прозванного Большим Гнездом за многодетность (считается, что у него было восемь сыновей и четыре дочери, что много даже по средневековым меркам). Изначально храм предназначался исключительно для семьи правителя Владимиро-Суздальского княжества и почётных гостей и не был рассчитан на большое число прихожан.
В летописях говорится, что храм возводили русские архитекторы, без «мастеров от немец». Однако современные исследователи думают, что без иностранцев не обошлось — слишком уж сложные и инновационные для той эпохи инженерные конструкции применялись при строительстве.
Дмитриевский собор в XVI–XVII столетиях пережил несколько пожаров, но всё же выстоял и, что удивительно, сумел сохранить своё главное сокровище — каменную резьбу. В 1837 году храму решили вернуть первозданный вид. К сожалению, при реставрации снесли галереи, которые окружали строение с трёх сторон и через которые можно было попасть на верхний ярус. Их сочли новоделом. Впоследствии оказалось, эти галереи были построены в начале XIII столетия. Когда стало известно об ошибке, восстановить их уже было невозможно.
После 1917 года храм сохранил свой статус памятника древнерусского искусства. В нём открыли музей. В 1992 году его включили в Список архитектурных шедевров Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Происхождение названия
Князь Всеволод решил назвать храм в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского. Историки считают, что этот человек жил на рубеже III–IV веков. Он был знатного происхождения, занимал пост наместника императора в провинции Македония и его столице городе Солунь (ныне — Салоники). Он исповедовал христианство, что в ту эпоху было под строжайшим запретом, и за веру по распоряжению правителя Римской империи был убит. В Древней Руси Дмитрий Солунский был одним из самых почитаемых святых наравне с Георгием Победоносцем и Николаем Чудотворцем. Здесь его называли покровителем воинов.
В летописях говорится, что в 1197 году из Греции в княжеский владимирский собор доставили ценнейшие реликвии: икону с изображением Дмитрия Солунского, написанную на его гробовой доске, а также ковчег с окровавленной рубашкой великомученика. Они хранились в храме почти два века, а в 1380 году князь Дмитрий Донской перенёс икону из Владимира в Москву. Эта святыня ныне находится в иконостасе Успенского собора Московского Кремля (хотя со временем оригинальный рисунок на доске был утрачен, и в начале XVIII века на неё нанесли другое изображение). Ткань со следами крови была утеряна.
Особенности архитектуры
Княжеский собор во Владимире известен как один из первых на Руси белокаменных храмов. Если до этого в строительстве в основном использовали плоский кирпич (плинфу), то к концу XII столетия зодчие начали использовать для возведения стен церквей гладко отёсанные известняковые плиты. Такие постройки поражали современников величественностью и необыкновенной белизной.
На квадратном постаменте основного объёма собора возвышается цилиндрический барабан, который венчает золочёный приземистый купол. Архитектуру храма иногда сравнивают с зажжённой свечой: строение отличает стройность пропорций, а вершина похожа на огонёк.
На куполе был водружён широкий крест из золочёной меди. В его основании есть дополнение в виде полумесяца с сильно загнутыми и заострёнными концами. Этот элемент в церковной архитектуре называется «цата». В наше время это абсолютно нетипично для православия, но ничего удивительного в таком символе нет: в Византии он обозначал царскую власть, и его часто использовали русские князья при строительстве церквей.
Рельефы
Дмитриевский собор поражает прежде всего своей внешней отделкой. Его украшают сотни каменных панно. В России нет больше ни одного храма, сохранившегося со Средневековья, с таким огромным количеством резьбы.
Центральное место на фасадах отведено легендарному библейскому царю Давиду. Историки считают, что этого пожелал заказчик — князь Всеволод, который стремился к той же полноте царской власти, которой обладал и Давид. Возможно, русский правитель видел загадочные параллели в своей судьбе и жизни иудейского правителя: оба были младшими сыновьями в семье, оба были изгнаны с родины, обоим пришлось сражаться за власть.
На западном фасаде высечен сам Всеволод. Причём он находится на одной линии с Давидом. На коленях у князя сидит ребёнок. Есть версия, что это изображение нужно понимать как желание правителя передать наследие и власть сыну.
Основой для сюжетов рельефов Дмитриевского собора, кроме Библии, стали летописи и исторические хроники, причём не только русские, но и европейские.
На одном из фасадов есть композиция, посвящённая Александру Македонскому. Грифоны поднимают в небо сидящего в плетёной корзинке полководца. В руках у него маленькие львята. Совсем уж нетипично для православного храма смотрится композиция, которая изображает бой героя греческих мифов Геракла и Лернейской гидры. Также среди каменных узоров можно обнаружить рельеф со скандинавским богом, который усмиряет громадного волка.
Одно из самых таинственных изображений находится на главном фасаде храма. Специалисты гадают, чем заняты два резных героя — сражаются или обнимаются. Самая вероятная версия заключается в том, что это сцена борьбы князя тмутараканского Мстислава Владимировича Лютого, жившего в XI веке, и адыгского богатыря и правителя Редеди. Согласно легенде, они решили пощадить свои дружины и бороться сами. Русский князь в поединке начал проигрывать, но обратился к Божьей Матери и победил. Его победу верующие воспринимали как триумф православия.
Резьба Дмитриевского собора удивительна ещё и тем, что в ней присутствуют существа из мифов: птица сирин, сказочные грифоны, человеко‑драконы, кентавры, химеры, терзающие жертв. Но для Средневековья это естественно: например, китоврас (так на Руси называли кентавров) был символом мудрости и ассоциировался с княжеской властью, а птица сирин воспринималась как обитатель рая.
Экспозиция
Сегодня Дмитриевский собор — часть Владимиро-Суздальского музея‑заповедника, а внутри него открыт музей, где представлены материалы о его истории.
Один из самых примечательных экспонатов — копия иконы конца XII или начала XIII века с изображением святого Димитрия Солунского, которая сейчас хранится в Москве в Третьяковской галерее. Здесь же представлен четырёхметровый крест с ярким орнаментом и полумесяцем в основании, который до 2002 года венчал купол собора. Кроме того, в музее выставлены фрагменты наружных галерей, которые снесли в XIX веке при реставрации.
Росписи
Главный экспонат храма — это старинные фрески. Они были созданы в 90‑е годы XII века греческими мастерами. Откуда именно приехали художники — документально неизвестно (историки предполагают, что из Салоников), а помогали иностранным иконописцам местные мастера.
Из росписей лучше всего сохранилась композиция «Страшный суд». На одном из участков потолка изображены 12 апостолов и святые ангелы. На юго‑западном своде нарисован райский сад, посреди которого находится Богоматерь в окружении праотцев Авраама, Исаака и Иакова. Лики персонажей удивительно реалистичны, в каждом из них читается эмоция. Есть мнение, что художники изобразили в образе святых реальных византийских учёных.
Фреска «Шествие праведных» — одна сплошная загадка. Иконописцы изобразили апостола Петра и идущую за ним группу людей, в которой одни лишь женщины. Нет однозначного ответа, почему среди персонажей не оказалось мужчин. Предполагается, что роспись находилась над женской частью храма, где молилась княгиня. Также исследователи считают, что в образе одной из героинь фрески запечатлена мать князя Всеволода — вторая жена Юрия Долгорукого, византийская принцесса.
Режим работы
Музей работает каждый день, кроме среды, с 10:00 до 18:00 (кассы закрываются в 17:30). По субботам храм открыт с 11:00 до 19:00.
Где находится и как добраться
Храм располагается в историческом центре Владимира недалеко от Соборной площади по адресу: улица Большая Московская, 60.
От железнодорожного и автовокзала до собора можно добраться пешком за 10-15 минут, поднявшись по крутой лестнице к Большой Московской. Или воспользоваться общественным транспортом: до остановки «Площадь Соборная» едут троллейбусы и автобусы.
Заключение
Старинный город Владимир находится совсем недалеко от Москвы и хранит очень много памятников средневековой Руси. Кроме Дмитриевского собора здесь сохранилось множество других архитектурных памятников, таких как Золотые ворота и Успенский собор. Чтобы проникнуться историей здешних мест и узнать несколько интересных фактов, рекомендуем обратиться к местным гидам. Их предложения можно найти на сайте Tripster.
Автор: Антон Бурлаков
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Секреты русского храмового зодчества и предания древнего города
Увидеть главные места, разгадать секреты и отыскать таинственный клад
Уличный исторический квест
История древней столицы страны и ее достопримечательности с профессиональным гидом