Народные ремёсла России
Куда поехать за пряниками, расписными игрушками и самым красивым кружевом в странеЖостовская роспись
Где: деревня Жостово, Московская область
Посуду с изображением цветочных композиций в Подмосковье стали изготавливать в первой трети XIX века. Этот стиль русской народной росписи зародился в подмосковном Троицке и трёх поселениях Троицкой волости (ныне — Мытищинский район) — Жостове, Осташкове и Хлебникове. Мастера изготавливали предметы быта в технике папье‑маше: из смеси бумаги с клеящим компонентом. В итоге изделия получались почти невесомыми, а производство — недорогим.
Появление и распространение стиля связывают с именами братьев Вишняковых — предприимчивых крестьян, которые основали в Жостове лакирную мастерскую. Считается, что они же первыми стали покрывать росписью, помимо посуды из папье‑маше, металлические подносы.
К 1825 году братья Вишняковы уже открыли магазины по продаже изделий. Предприниматели превратили народный промысел в успешный бренд: жостовские подносы, сахарницы и другая кухонная утварь стали визитной карточкой Жостова и окрестностей.
Жостовскую роспись легко узнать по чёрному фону и ярким изображениям, филигранно выполненным кистью мастера. Правда, посуда может быть и других цветов, например красной или синей. Одно остаётся неизменным — полевые цветы, которые становятся основой любой композиции.
В деревне Жостово до сих пор работает фабрика по производству изделий с росписью. Сюда можно наведаться с экскурсией, чтобы узнать о промысле больше и увидеть своими глазами, как создаются шедевры, а заодно попробовать расписать поднос самостоятельно — на мастер‑классе. А если ехать в пригород не хочется, можно купить жостовский сувенир в Москве — фирменный магазин с изделиями местных умельцев есть на Пятницкой улице.
Абрамцево-Кудринская резьба
Где: село Абрамцево, Московская область
Немногие знают, что знаменитое село раньше называли ремесленной столицей Подмосковья, наряду с деревней Жостово. Сюда в конце XIX века со всей округи съезжались мастера резьбы по дереву. Работали они прямо в стенах усадьбы Абрамцево: тогдашний её владелец меценат С. И. Мамонтов стремился развивать народный художественный промысел и потому всячески привечал умельцев.
Супруга благотворителя, в свою очередь, создала школу, чтобы обучать местных детишек грамотности, а заодно и умению превращать деревянные бруски в произведения искусства. Мастерская, открытая при школе, впоследствии стала «кузницей» высококлассных специалистов по резьбе.
В 1885 году мастерскую в Абрамцево возглавила художница Е. Д. Поленова (младшая сестра живописца В. Д. Поленова), которая вывела ремесло на новый уровень: по её эскизам стали создавать резную мебель. Предметы интерьера с затейливыми орнаментами пользовались в столице большим спросом.
Одним из самых одарённых выпускников мастерской был резчик из соседней деревни Кудрино В. П. Ворносков. Именно из‑за его искусных изделий в названии народного промысла появилось указание на этот населённый пункт.
Абрамцево-Кудринская резьба относится к виду плоских (рисунок поверхностный, без значительных углублений). Узнать изделия можно по флористическим узорам: основу композиции составляют орнаменты из лепестков со скруглённым краем. Готовые предметы не расписываются красками, а лишь тонируются морилкой. Затем пигмент смывают с выпуклых частей — так резьбе придают дополнительный объём. При этом бывают и работы, покрытые лаком без предварительного морения.
Увы, найти сувенир, выполненный в этой технике, не так‑то просто. Раньше в Подмосковье работал завод по производству оригинальных абрамцево-кудринских изделий, но после развала СССР фабрика закрылась, а ремесло пришло в упадок. Резьбу с растительными элементами продолжили создавать выпускники Абрамцевского колледжа (в городе Хотьково), где до сих пор обучают искусству художественной обработки дерева, однако их изделия имеют мало общего с произведениями мастеров времён расцвета промысла.
К счастью, ситуация уже меняется. В 2023 году группа ремесленников решила восстановить традиции абрамцевской резьбы и уже успешно продаёт свои работы в Сети.
Матрёшка
Где: Подольск, Московская область
Когда речь заходит о традиционных русских сувенирах, нельзя не упомянуть о знаменитой «кукле в кукле». Сейчас матрёшек можно найти в любой лавке с национальными подарками, а раньше изготовление этой игрушки считалось сложным народным промыслом.
Подольские мастера стали торговать вырезанными на токарном станке фигурками с росписями в XIX веке. Тогда это были ещё не матрёшки, а, например, грибы, пирамидки или яйца. Деревенские жители изготавливали и перепродавали их купцам, которые отвозили изделия в Москву на радость гостям города, желающим привезти домой сувенир. Промысел расцвёл настолько, что уже к концу столетия в Подольской губернии насчитывалось более 800 кустарных производств таких игрушек.
Сама же матрёшка была придумана В. П. Звёздочкиным, мастером из небольшой деревни под Подольском, попавшим под протекцию семейства Мамонтовых. В 1900 году он отправил только что изобретённую игрушку, состоящую из шести элементов, последовательно вставляющихся друг в друга, на выставку в Париж. Звёздочкин потрудился не только над формой, но и над оформлением необычной игрушки: нанёс на каждый деревянный элемент роспись в виде женщины в платке. Старания мастера оправдались: матрёшка покорила сердца иностранцев и стала всемирно известным русским сувениром.
В Подольске изготавливают игрушки с росписью и сейчас, но уже более быстрым способом — на предприятии «КЛИМО», с помощью современных станков. На фабрике можно увидеть процесс изготовления матрёшек, а для маленьких посетителей работники проводят мастер‑классы. Ещё здесь работает Музей русской народной деревянной игрушки, где представлено более 250 работ местных мастеров. Посещение музея входит в программу экскурсии.
Павловопосадские шали
Где: Павловский Посад, Московская область
Платки здесь умели делать издавна. В XVIII веке в округе насчитывалось несколько десятков светёлок, где наёмные работницы ткали шали на станках. Одна из таких «фабрик» принадлежала И. Д. Лабзину из села Павлово. Дело предпринимателя успешно развивалось и после его смерти: бразды правления производством передавались Лабзиными из поколения в поколение. Внёс изменения в семейный бизнес лишь правнук основателя фабрик Яков, который решил производить ещё и шерстяные шали с набивным рисунком. Владелец мануфактуры не прогадал: предприятие разрослось до такой степени, что к началу XX века насчитывало около двух тысяч работников, а склады с готовыми платками и шалями располагались по всей стране.
Фабрика работает в Павловском Посаде и сейчас. На ней изготавливают платки с учётом двух веков истории народного промысла России. Изделия отличаются проработанностью и детализированностью рисунков. Изображения могут быть выполнены в флористической и анималистической тематике, а край павловопосадских платков традиционно украшен бахромой.
Купить народный предмет одежды можно в одном из 140 магазинов мануфактуры, но лучше приехать в подмосковный город на экскурсию, посетить Музей истории русского платка и шали и купить самый красивый аксессуар в одной из местных лавок.
Гжель
Где: село Речицы, Московская область
Самая узнаваемая традиционная русская роспись, несомненно, гжельская. С XIV века Гжелью называли местность, объединявшую около 30 населённых пунктов, где были найдены природные залежи глины. Эти земли принадлежали царскому роду, крепостного права здесь никогда не было, поэтому местные жители занимались ремеслом. На протяжении шести веков они развивали народный промысел и создавали великолепные изделия.
Глиняные фигурки с характерной росписью стали выходить из‑под рук местных мастеров при Петре I. Тогда в моду вошёл Делфтский фаянс, который европейские умельцы украшали бело‑синими изображениями. Русские ремесленники позаимствовали популярную цветовую гамму и начали создавать собственные росписи. Вскоре гжельская майолика стала одним из самых востребованных народных промыслов страны. В XIX веке появилось несколько десятков предприятий, на которых мастера создавали посуду с популярной росписью. Однако в начале XX века автоматизация производства заставила предпринимателей отказаться от использования традиционных техник.
Возрождение гжельской традиции произошло в 1937 году, когда в селе Речицы открылся новый завод, художественным руководителем которого стал искусствовед А. Б. Салтыков. Сейчас традиции этой росписи продолжают два предприятия. Одно располагается в деревне Турыгино, а другое — в селе Речицы. Оба можно посетить, чтобы узнать об истории гжельской росписи и научиться самостоятельно украшать посуду при помощи кистей и красок.
Тульский самовар
Где: Тула
В 1778 году оружейники И. Ф. и Н. Ф. Лисицыны запустили производство новомодного изделия из меди — самовара. Братья переформатировали тульскую фабрику, десятилетиями выпускавшую оружие, под новые нужды, и стали заполнять местные прилавки самоварами необычных форм. К примеру, сосуд мог быть выполнен в форме яйца или вазы. Много внимания уделялось декору: на изделия наносили гравировку, украшали их изысканными ручками и носиками. Вскоре самовары стали неотъемлемыми предметами быта, а в Туле появилось ещё несколько мастерских по их производству.
Сейчас есть более удобная посуда для чаепития, однако самовар до сих пор остаётся национальным русским символом и прекрасным вариантом подарка. Найти подходящее изделие в Туле не составит труда: местные заводы до сих пор заполняют прилавки магазинов самоварами всех мастей. А изучить историю и увидеть ещё больше разнообразных «пузатых» сосудов можно в Музее самоваров в местном кремле. Тут есть и оригинальные образцы с фабрики Лисицыных, и экземпляры, служившие для сервировки стола знатных особ, и даже 70-литровый гигант, из которого раньше наливали чай в буфете.
Филимоновская игрушка
Где: деревня Филимоново, Тульская область
Этот русский народный промысел зародился в небольшой деревне. По легенде, когда‑то местный горшечник Филимон обнаружил здесь залежи глины. Его находка подарила населённому пункту название (деревню назвали в честь ремесленника), а жителям — прибыльное дело. Мастера зарабатывали на изготовлении глиняных изделий, а из обрезков материала лепили свистульки для детей в виде животных. Позже глиняные фигурки стали покрывать красочной росписью и продавать на ярмарках.
К середине XIX века филимоновская игрушка получила широкую известность, и неспроста: это был пример истинно народного декоративно-прикладного творчества. Простейшие сюжеты, например мать, кормящая ребёнка, или парочка влюблённых, выполнены в простейших формах. И всё это расписано разноцветными полосками и пятнами.
Со временем интерес к народным промыслам России был утрачен, а в Филимонове почти не осталось местных жителей, владеющих технологией изготовления игрушек. И только в 1960‑х годах старинным видом народного творчества заинтересовались искусствоведы и коллекционеры. Они обучились промыслу, смогли передать свои знания ученикам и сохранить ремесло.
Современный путешественник может купить оригинальную филимоновскую игрушку в одноимённом музее в городе Одоеве, а также в сувенирных лавках некоторых тульских музеев. Кстати, в столице региона дают мастер‑классы по лепке фигурок из глины. Будете в Туле — обязательно посетите!
Тульский пряник
Где: Тульская область
Доподлинно неизвестно, когда в России впервые изготовили это лакомство. Самые древние документы, указывающие на продажу пряников в Туле, относятся к XVII веку, но есть все основания считать, что мучные вкусности готовили задолго до этого.
Самые известные пряники — тульские печатные. Они — настоящая визитная карточка региона, в Туле даже поставили прянику памятник.
Фирменную сладость здесь готовят с добавлением мёда и душистых специй. Тесто формируют в плоские плитки и начиняют фруктово‑ягодным повидлом. Сверху отпечатывают изображение, непременно содержащее текст. Раньше на пряниках можно было прочесть исторические факты, но теперь на сувенирные варианты наносят упоминание о том, что лакомство привезено из Тулы. И, конечно, пряники покрывают глазурью, которая внешне напоминает мрамор.
Однако так тульский специалитет выглядел не всегда. Раньше для изготовления пряников создавали сложные деревянные формы с множеством мелких деталей. Изделия напоминали картину — и именно поэтому так полюбились народу.
Сегодня в Туле пряники продаются на каждом углу, а ещё в городе есть два музея, посвящённых этому кулинарному шедевру. Один из них находится в кремле, а другой — при местной кондитерской фабрике.
Гусевской хрусталь
Где: Гусь‑Хрустальный, Владимирская область
Производство стеклянной посуды на фабрике, начавшей свою работу в 1756 году, дало имя целому городу: Гусь стал Хрустальным только после распространения промысла, в 1900 году.
Завод, прославивший небольшой населённый пункт во Владимирской области, открыл А. В. Мальцов, чтобы создавать не просто посуду, а настоящие произведения искусства. Если бокал, то непременно с алмазной огранкой, если конфетница, то с изящной резьбой, гравировкой или позолотой. Завод выпускал изделия для первых лиц государства и поражал своими произведениями жюри международных выставок в Чикаго, Париже и Брюсселе.
Производство здесь до сих пор существует. Здесь изготавливают стеклянные изделия ручной работы: посуду, предметы быта и декора. Работе предприятия посвящён музей в здании Георгиевского собора, построенного по инициативе потомка основателя фабрики Ю. С. Нечаева‑Мальцова в конце XIX века. В экспозиции — лучшие примеры гусевского хрусталя.
Палехская миниатюра
Где: Палехский район, Ивановская область
Удивительная техника появилась в 1920‑х годах на основе иконописного промысла. Применить свой навык изображения святых для росписи бытовых предметов решил иконописец И. И. Голиков, переехавший в то время в маленькое село Палех. Он начал создавать великолепные миниатюрные полотна на крышках шкатулок. Вскоре в Палехе образовалось объединение художников, расписывающих изделия, выполненные в технике папье‑маше. Как правило, это были предметы с крышкой, например портсигары, коробочки и пудреницы.
В основу сюжетов палехской миниатюры легли сказки, былины и литературные произведения. Мастера окрашивали основу в чёрный цвет, а затем тончайшей кистью наносили росписи, используя яркие краски и золото.
Этот промысел живёт и сейчас. В интернет‑магазинах можно найти массу товаров, выполненных в палехской технике, однако за аутентичной миниатюрой придётся ехать на её родину — в Ивановскую область. В Палехе есть несколько музеев, посвящённых знаменитой росписи. Посетить их можно на экскурсии с выездом из Иванова. А купить изделия получится и в самом Городе невест — в сувенирных лавках найдутся расписные шкатулки, пудреницы, табакерки и прочие безделушки на любой вкус и кошелёк.
Городецкая роспись
Где: Городец, Нижегородская область
В середине XIX века ремесленники из русской глубинки начали украшать росписью прялки, которые в то время были чуть ли не в каждом доме. Позже стали экспериментировать на других предметах, изображать на мебели объёмные цветы, рисовать изящных животных на шкатулках, размещать орнаменты на детских санках. В итоге сформировался неповторимый стиль — Городецкая роспись, названный по наименованию населённого пункта, в окрестностях которого жили умельцы из народа.
Мастера разработали простую технологию. Поверхность красили в один тон — чёрный, красный или жёлтый. Затем наносили цветовые пятна на месте самых больших объектов, а после приступали к более детализированной росписи. Получались яркие жанровые изображения из повседневной жизни. Например, на дереве часто изображали сцены семейной прогулки или застолья. Но главной отличительной чертой городецкой росписи стали необычные флористические композиции с преобладающими округлыми формами.
Как и другие народные художественные промыслы, городецкая роспись была предана забвению в первой трети XX века. Однако и для этого вида искусства нашёлся спаситель. Им стал художник И. И. Овешков. В 1930‑е он открыл мастерскую неподалёку от Городца, обучился местной росписи сам и стал помогать в освоении традиционной техники всем желающим.
После Великой Отечественной войны в селе Курцево стала работать фабрика по производству детской мебели с городецкими рисунками. В 60‑х основной цех фабрики переехал в Городец, где работает и теперь. Гости завода могут понаблюдать за процессом создания изделий, а также увезти с собой панно, расписанное своими руками.
Хохлома
Где: Семёнов, Нижегородская область
Возникновение этого промысла на заволжских землях принято относить к середине XVII века. Селом Семёновским (ныне — город Семёнов) тогда владел боярин Б. И. Морозов, питавший особую слабость к золочёной посуде. А рядом находилось ещё два населённых пункта — Хохлома и Скоробогатовское, где жили талантливые ремесленники, заложившие основы нового вида росписи. Посуду покрывали чёрной краской и наносили на неё композиции с использованием красного, зелёного и золотого пигментов. Такие работы появлялись на крупнейших ярмарках страны и пользовались большим спросом у народа.
В XIX веке хохломские изделия получили высокую оценку на международных выставках и стали ещё более востребованы среди российской элиты, которая в то время ценила вещи «в русском стиле». А после завоевания Гран‑при на выставке в Париже деревянная посуда с росписями из нижегородской глубинки стала активно поставляться за рубеж. В начале XX века, когда другие ремёсла были в упадке, производство хохломы получило государственную поддержку. В городе Семёнове была создана школа обработки дерева, а уже в 1934 году открылся первый музей, посвящённый этим изделиям.
В годы Великой Отечественной здесь производились ложки для фронта, а в послевоенное время промысел адаптировали под повседневные нужды граждан. Новые работы от этого не стали менее красивыми, наоборот, мастера взяли курс на усложнение росписи. В последней трети XX века хохлому демонстрировали на выставках в Монреале и Осаке, что подарило промыслу всемирную известность.
Сейчас Семёнов носит звание «столица Золотой хохломы». Летом здесь проводят одноимённый фестиваль, на который приезжают ремесленники со всей страны. Это мероприятие стоит посетить всем, кто ценит народные художественные промыслы России. Здесь можно поучаствовать в мастер‑классах по росписи и купить предметы искусства. А ещё в город круглый год возят экскурсии из Нижнего Новгорода для знакомства с хохломой.
Дымковская игрушка
Где: Кировская область
История развития главного вятского промысла похожа на историю филимоновской игрушки. Всё тоже начиналось с расписных свистулек, вот только изготавливали их к весеннему празднику, дню чествования святой Евдокии Илиопольской. В XIX веке игрушка из слободы Дымково стала сложнее: мастера стали лепить из глины фигурки людей и птиц и покрывать их росписью в особой технике, украшая изделия цветными кругами, линиями и точками.
Дымковская игрушка более сложна и проработана, чем филимоновская. У человеческих фигурок, к примеру, всегда вылеплены детали одежды, а плоские элементы наряда украшены геометрическими орнаментами. В росписи нередко используется сусальное золото. Из фигурок мастера могут составлять целые композиции, изображающие семьи с детьми и домашними животными.
С 2014 года производством дымковской игрушки занимается завод в Кирове. На его же территории действует музей, где выставляются работы лучших мастеров лепки и росписи. Приезжать в Киров лучше 12 июня, в дату проведения Дня города и праздника «Вятская свистунья», когда работают ремесленные ряды. Именно в это время лучше закупаться изделиями народных умельцев, причём не только лепными фигурками, но и знаменитым вятским кружевом.
Вологодское кружево
Где: Вологодская область
Белоснежные скатерти и салфетки с тончайшими плетёными узорами — главная гордость региона. Изначально кружевные изделия изготавливали из металлических нитей, но с течением времени местные умелицы стали плести замысловатые орнаменты изо льна при помощи специальных палочек — коклюшек. К XIX веку небольшие производства, где занимались промыслом, появились практически во всех усадьбах Вологодской губернии. Готовые работы отправляли на продажу в Петербург и Москву.
После отмены крепостного права этот вид рукоделия, требующего высокого уровня мастерства от кружевниц, стал ещё популярнее, поскольку позволял женщинам зарабатывать хорошие деньги. Из кружева плели предметы женского туалета и элементы домашнего декора. А художественную ценность работ признали даже в мировой кружевной столице — Брюсселе.
В Вологодском музее кружева бережно хранят лучшие образцы этого народного промысла. В коллекции более тысячи впечатляющих экспонатов, большинство из которых можно назвать раритетными.
Недалеко от выставочной площадки находится салон‑магазин, где путешественник может приобрести уникальное изделие. Выбор действительно большой: сейчас кружевом отделывают обувь, меховые накидки и даже изготавливают сувениры с его использованием. А об истории вологодского промысла непременного рассказывают во время экскурсий по городу, ведь местные очень гордятся фирменным ремеслом региона.
Оренбургские платки
Где: Оренбург
В Советском Союзе лёгкая ажурная шаль была в гардеробе каждой модницы, а в Великобритании даже стали изготавливать платки по подобию оренбургских. Промысел, зародившийся на Урале более трёх веков назад, известен и в Европе, и в Азии. Всё это — благодаря искусной работе мастериц и невероятно мягкому и тёплому материалу — козьему пуху.
Интересно, что промысел развился в регионе благодаря видному учёному XVIII века П. И. Рычкову. Историк и географ заинтересовался свойствами козьего пуха и предложил открыть предприятие по вязанию изделий из этого материала. Вязальщицы даже первое время осваивали технологию ремесла прямо в его доме. А к началу XX века промысел стал настолько распространённым, что в Оренбурге насчитывалось более трёх тысяч вязальщиц.
Разумеется, современные технологии позволили автоматизировать производство, и теперь для создания платков не требуется участия большого количества людей. Правда, сейчас, как и 300 лет назад, больше ценятся изделия ручной работы, поэтому в Оренбурге действует предприятие, где шали вручную вяжут мастерицы. Кстати, туда пускают гостей в составе экскурсионных групп.
А для более подробного знакомства с историей возникновения и развития знаменитого промысла стоит посетить частный музей Оренбургского пухового платка, где не только рассказывают интересные факты, но и проводят мастер‑классы.
Уральский малахит
Где: Екатеринбург
Последний в нашем списке народный промысел России связан с обработкой ценного минерала. Урал славится своими самоцветами, из которых создают различные украшения. Однако наибольшую известность мастерам принесла именно работа с хрупким малахитом. Ещё в XVIII веке камень считался очень редким, а потому, когда на Урале обнаружили его месторождения, спрос на изделия из минерала резко возрос. Это привело к появлению популярного промысла.
Первая мастерская по обработке редкого камня появилась в 1726 году, а уже через 40 лет Екатерина II приказала основать в уральской столице полноценную фабрику. Изготавливали на ней преимущественно ювелирные изделия. Позже малахит стали использовать для создания предметов интерьера. Знать приобретала для своих домов вазы и шкатулки, сделанные екатеринбургскими мастерами. А в Зимнем дворце появился целый зал, отделанный ценным минералом, — Малахитовая гостиная.
В 2019 году в городе Полевском Свердловской области открылся народный музей «Малахитовая шкатулка», где можно увидеть уникальные образцы изделий из уральского малахита. Один из самых необычных экспонатов — шкатулка, помещающаяся на срезе виноградной косточки. Разглядеть её можно лишь при помощи мощной лупы. И, конечно, часть музейной экспозиции посвящена сборнику сказок П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», основанному на уральском фольклоре.
Узнать больше об обработке минералов можно и не выезжая за пределы Екатеринбурга. Для этого стоит воспользоваться услугами местного гида, который проведёт вас по Центру камнерезного искусства. В нём также можно пройти мастер‑класс и обработать малахит своими руками. А лучшим сувениром из поездки в Екатеринбург станут украшения с этим камнем. Найти их можно в местных лавках с самоцветами.
Заключение
Поездка в место, связанное с историей народного промысла и ремесла, — отличная идея для путешествия, а сами изделия — прекрасный подарок для ценителей русской культуры. Найти интересные экскурсии по ремесленным центрам России и грамотно спланировать знакомство с ними в любом регионе помогут местные гиды.
Автор: Мария Фёдорова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Нескучное знакомство с «самоварной столицей» России
Самые интересные места и лучшие панорамы города на обзорной авто-пешеходной экскурсии
Узнать самое интересное о людях и зданиях старинного города на авто-пешеходной обзорной экскурсии
Удивиться, что это искусство было мужским занятием, и узнать, кто передал кисточку в женские руки