Самые известные иконописцы России
От Феофана Грека до ВрубеляФеофан Грек (около 1340 — около 1410)
Иконописец и автор монументальных фресок с самобытной живописной манерой, который в 70‑х годах XIV века приехал в Новгород из Константинополя. В тот период Византия переживала период заката: шли постоянные войны с турками, на искусство из казны выделялось всё меньше средств, и талантливые мастера уезжали в другие страны. Феофан, которого прозвали на Руси «Греком», был на родине уже довольно известным живописцем. Он работал в Константинополе, Халкидоне и Каффе (Феодосии) — генуэзской колонии в Крыму.
Творчество мастера обросло легендами, а споры о его авторстве ведутся по сей день. Разные исследователи приписывают Феофану Греку фрески в храме Дмитрия Солунского в Феодосии, образы деисусного чина (главной части иконостаса) Благовещенского собора в Московском Кремле, а также икону «Богоматерь Донская». Последняя — самая известная из «спорных» работ Феофана Грека. Она выставлена в Третьяковской галерее и считается чудотворной.
Основная проблема в определении авторства работ Грека и других мастеров этого периода связана с тем, что подписывать произведения в то время было не принято. Иконописцы предпочитали оставаться анонимными, полагая, что ими руководит воля Божья и оставлять человеческое имя на «одухотворённых» образах недопустимо.
Единственное из бесспорных произведений иконописца, которое сохранилось до наших дней, — росписи новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Они были выполнены Феофаном Греком в 1378 году. Фрески сохранились фрагментарно, но в суровых, заострённых ликах Спаса Вседержителя (в куполе), Иоанна Лествичника и Макария Египетского видны персонализированные черты. Создаётся впечатление, что они писались с реальных людей, хотя жанр портрета в русской живописи в то время ещё не сформировался.
В Великом Новгороде Феофан Грек оказал большое влияние на местных иконописцев и имел много последователей и учеников, работы которых относят к «феофановскому» направлению. Оттуда мастер перебрался в Нижний Новгород, а затем в Москву, где, судя по летописям, украсил фресками церковь Рождества Богородицы на Сенях, Архангельский и Благовещенский соборы Кремля. К сожалению, все эти работы не сохранились.
Андрей Рублёв (около 1370 —1430)
Не меньше споров и загадок связано с именем самого известного русского иконописца — Андрея Рублёва. О его жизни сохранилось мало сведений. Непонятно, когда именно родился мастер, почему он стал монахом и как его звали в миру (имя Андрей он получил, приняв постриг).
Самому знаменитому иконописцу Руси приписывают множество произведений. Например, в XX веке шли жаркие споры насчёт иконы «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора во Владимире. Многие исследователи склоняются к тому, что её написал Рублёв, однако единого мнения по‑прежнему нет.
«Богоматерь Владимирская» считается самой ранней копией древней византийской святыни XII века. Ориентируясь именно на эту икону, мастера на протяжении нескольких веков создавали похожие образы. Сегодня увидеть образ можно в музейном центре «Палаты» во Владимире.
В Третьяковской галерее находится несколько знаменитых икон, которые также приписывают Рублёву, однако его авторство всё ещё остаётся спорным. К ним относятся три образа из деисусного («Звенигородского») чина, который образует ядро иконостаса: «Христос Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел».
Многие работы Андрей Рублёв создавал вместе со своим учителем Даниилом Чёрным. В залах Третьяковки выставлено несколько икон из главной части иконостаса Успенского собора во Владимире, которые приписывают обоим мастерам или членам их артели. С этими работами связана интересная история. В 1775 году Екатерина II распорядилась о замене древнего иконостаса в храме новым, в барочном стиле. Тогда часть произведений была уничтожена, а часть продана крестьянам села Васильевского Шуйского уезда. Иконы начала XV века были забыты и находились в местных церквях и часовнях до 1923 года, после чего были отреставрированы и переданы в галерею.
К шедеврам Андрея Рублёва, авторство которых доказано, относятся фрески в Успенском соборе во Владимире. Росписи главного владимирского храма — ещё и единственное датированное произведение мастера. Они были выполнены в 1408 году при участии Даниила Чёрного.
Хорошо сохранились фрагменты «Страшного суда», которые традиционно для русских храмов располагаются в западной части здания. В рублёвских образах нет той суровости, напряжённости и отрешённости, которая свойственна другим изображениям святых того времени. Напротив, Рублёв использует более скруглённые формы, а лица ангелов мягкие, добрые, милосердные. В образе Христа, который парит в голубом ореоле, нет ничего грозного или устрашающего.
Ещё одна работа с доказанным авторством Рублёва — икона «Святая Троица». Она была написана предположительно в 1422–1427 годах для Троицкого собора Троице‑Сергиевой лавры (Сергиев Посад). В основе образа — ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», который иконописец толкует по‑новому. Чтобы показать триединство Бога (Отца, Сына и Святого Духа), он отказывается от второстепенных деталей, а также от фигур Сарры и Авраама.
В основе композиции — излюбленный Рублёвым круг, который не позволяет взгляду сфокусироваться ни на одном из трёх образов и не выделяет ни один из них. Так мастер художественными средствами воплощает идею равнозначности всех ипостасей Бога. Гармоничность и плавность композиции дополнена цветовым решением: плащи ангелов выписаны звучным и чистым синим цветом. Чтобы добиться такого оттенка, иконописец использовал очень дорогую и редкую краску из полудрагоценного камня ляпис‑лазури.
Дионисий (около 1440 — около 1503)
Творческий путь Дионисия пришёлся на период расцвета русской культуры и образования централизованного государства. В 1480 году произошло легендарное стояние на реке Угре, которое положило конец эпохе татаро‑монгольского ига. С присоединением Новгорода, Пскова и Твери роль Москвы как центра единой Руси укрепилась. Кроме того, после падения Константинополя (в 1453 году) город стал ещё и столицей православного мира. Тогда в Кремле развернулось грандиозное строительство. С 1474 по 1489 год были полностью перестроены Успенский и Благовещенский соборы, а также церковь Ризоположения. А московская школа иконописи, к которой и относилось и творчество Дионисия, стала самой востребованной в новом государстве.
При создании многих икон Дионисий ориентировался на работы мастеров конца XIV — начала XV веков. В частности, в его «Спасе в Силах», образах Богоматери и Иоанна Предтечи из центральной части иконостаса Ферапонтова монастыря под Вологдой видны явные переклички с иконами, написанными для владимирского Успенского собора. Несмотря на это, у стиля Дионисия есть ряд отличительных черт. Фигуры святых имеют вытянутые пропорции и чёткий, выразительный силуэт. Разглядывая их одежды, можно заметить сложный ритм складок, а черты лица чаще всего некрупные и хорошо прорисованные.
Дионисий создавал не только иконы, но и монументальные фрески. Единственные хорошо сохранившиеся — росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, весь ансамбль которого входит в Список ЮНЕСКО. Фрески были выполнены в 1500–1502 годах и изображают 300 сюжетов. Удивительно, что росписи не обновлялись другими мастерами и дошли до нас в первоначальном виде.
Фрески Дионисия в Рождественском соборе — это радостный гимн Богоматери, которой посвящена церковь. Художник избегает мрачных тонов и тем: например, не изображает развёрнутый цикл сцен из жизни Марии, который традиционно завершался Успением (кончиной Матери Божией).
Фигуры Дионисия спокойны и размеренны, в них мало динамизма. Заметен интерес мастера к внешнему виду и одежде героев. Создаётся впечатление, что пышные и нарядные ткани со сложными драпировками и драгоценными камнями занимают Дионисия даже больше, чем внутренние переживания святых. Иконописец использует яркие краски, мастерски работает над деталями, что придаёт его образам изящность и некоторую декоративность.
Симон Ушаков (1626—1686)
Он занимался иконописанием в переломное время, когда церковь всё ещё заметно влияла на работу художников, но светские западноевропейские тенденции уже начинали проникать в закостеневший живописный уклад. Относясь с интересом к новым художественным идеям, Симон Ушаков стал реформатором русской иконы.
О жизни и творчестве мастера известно намного больше, чем о его предшественниках. Это связано с тем, что он подписывал многие из своих работ, указывая не только имя, но иногда и год создания. А поскольку Ушаков находился на службе сначала знаменщиком (рисовальщиком) в Серебряной палате, а затем с 1664 года жалованным изографом (иконописцем) в Оружейной палате Московского Кремля, то о нём и его заказах сохранились упоминания в исторических документах. Вскоре он стал главным царским изографом и руководителем иконописной мастерской, что, несомненно, побуждало современников фиксировать факты его творческой биографии.
Новаторство Ушакова заключается не только в том, что он прервал многовековую анонимность иконописи. Именно с его именем связан переход к более натуральному, «живоподобному» изображению святых. Мастер начал использовать светотеневую моделировку, высветляя белилами выступающие части формы и затемняя остальные. Фигуры и лица получались объёмными, как в портретной живописи, которая получила широкое распространение в России гораздо позже — в XVIII веке. В иконах «Спас Нерукотворный», которые стали лейтмотивом творчества Ушакова, видно, как с годами мастер совершенствовал свои приёмы, достигая всё большей естественности в изображении лика Христа.
Переход от церковного к светскому заметен и в интересе иконописца к жанру парсуны — иконы‑портрета XVII века. Сохранилась «Похвала иконе „Богоматерь Владимирская» («Древо государства Российского») 1663 года. На ветвях древа, которое «растёт» из‑под сводов Успенского собора Московского Кремля, находятся медальоны с изображениями московских святых, а также царей Фёдора Иоанновича и Михаила Фёдоровича. В центре композиции — чудотворный образ Богоматери Владимирской. У подножия древа стоят основатели Московского государства — митрополит Пётр и князь Иван Калита. По бокам от них — правивший тогда Алексей Михайлович и его жена Мария Ильинична с сыновьями Фёдором и Алексеем. Икона Ушакова прославляет Москву и московских царей как основателей централизованного государства. Эту работу нельзя назвать парсуной в чистом виде, но в ней присутствуют поясные портреты целого ряда реальных исторических деятелей.
Михаил Врубель (1856—1910)
Иконописание после Симона Ушакова продолжало развиваться. К XVIII веку граница между живописью и иконой начала размываться. Художники ориентировались на европейские тенденции, подчиняли свой стиль моде и вкусам императорского двора, создавая однотипные работы. Только в последней четверти XIX века в произведениях В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, М. А. Врубеля и некоторых других живописцев проявляется индивидуальность и переосмысление наследия древнерусских иконописцев.
Врубель — художник с ярким, узнаваемым стилем, который известен не только своим циклом полотен с демоном. В начале творческого пути он создавал очень необычные по цветовому решению и композиции фрески и иконы, в которых можно рассмотреть зарождающийся авторский стиль, раскрывшийся в полную силу в более поздних картинах.
Первые работы Врубель выполнил для Кирилловской церкви в Киеве, куда он прибыл в 1884 году по приглашению историка искусства А. В. Прахова. Задачей художника было не только обновить сохранившиеся фрески, но и написать собственные, а также создать образы для иконостаса.
На монументальной росписи «Сошествие Святого Духа на апостолов» изображены 12 учеников Иисуса, которые сидят полукругом. В центре композиции — фигура Богоматери в бирюзовых одеждах, а над ней — голубь в ореоле, от которого исходят золотые лучи. В этой фреске Врубель следовал традиционной иконографии, однако его образы эмоционально окрашены.
На этапе работы над иконостасом, для которого Врубель должен был написать Христа, Богоматерь и святых Кирилла и Афанасия, художника отправили изучать итальянские росписи и мозаики в Венецию. Вернувшись в Киев спустя полгода, он поразил всех эскизом к иконе «Богоматери с младенцем». В её чертах отчётливо узнавалась жена Прахова Эмилия Львовна, в которую художник был влюблён, а лик Христа, вероятно, был списан с младшей дочери искусствоведа. Новаторство Врубеля проявилось в том, что, хотя изображение и выполнено по иконографическим канонам, образ Богоматери отличался напряжённостью и выразительностью. Необычно и то, что её лицо не идеализируется художником и глубоко индивидуально.
Следующим заказом Врубеля были росписи во Владимирском соборе в Киеве. Но здесь художника постигла неудача, и его эскизы к композициям «Надгробный плач», «Сошествие святого духа», «Ангел» и «Воскресение» не были приняты. И только орнаменты в боковых нефах собора Врубелю удалось написать. Но акварельные варианты неосуществлённых росписей сохранились. В работе «Ангел с кадилом и свечой» художник изображает совершенно нетипичный для русской иконографии образ. Врубелевский ангел с чёрными волосами, бровями и глазами похож скорее на какое‑то мистическое существо, в котором можно узнать черты демонических героев его зрелого творчества.
Заключение
Искусство иконописания в России имеет более чем тысячелетнюю историю. За это время появилось множество выдающихся мастеров, чьи работы сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее и Государственном историческом музее.
Посмотреть на древние фрески и заодно узнать много нового о традициях русского каменного зодчества можно также в храмах Владимира, Новгорода, Пскова и других древних городов России. А организовать путешествие и разобраться в особенностях древнерусской иконописи помогут опытные гиды.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Секреты русского храмового зодчества и предания древнего города
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
История древней столицы страны и ее достопримечательности с профессиональным гидом