Самые известные иконописцы России

Самые известные иконописцы России
Иконописание появилось на Руси после принятия православия в 988 году. С самого зарождения этого искусства русские художники испытывали сильное влияние Византии. Но это не мешало иконописцам создавать самобытные, ни на что не похожие произведения и формировать собственный стиль.
СодержаниеФеофан Грек (около 1340 — около 1410)Андрей Рублёв (около 1370 —1430)Дионисий (около 1440 — около 1503)Симон Ушаков (1626—1686)Михаил Врубель (1856—1910)Заключение

Феофан Грек (около 1340 — около 1410)

Иконописец и автор монументальных фресок с самобытной живописной манерой, который в 70-х годах XIV века приехал в Новгород из Константинополя. В тот период Византия переживала период заката: шли постоянные войны с турками, на искусство из казны выделялось всё меньше средств, и талантливые мастера уезжали в другие страны. Феофан, которого прозвали на Руси «Греком», был на родине уже довольно известным живописцем. Он работал в Константинополе, Халкидоне и Каффе (Феодосии) — генуэзской колонии в Крыму.

Храм Дмитрия Солунского в Феодосии • Фрески, приписываемые Феофану Греку • Иконостас Благовещенского собора в Московском Кремле • Смотрительница у иконы «Донская Богоматерь» в Третьяковской галерее • Фото: Olga Lysenko, Анна Струкова, сетевое издание «Южные горизонты»

Творчество мастера обросло легендами, а споры о его авторстве ведутся по сей день. Разные исследователи приписывают Феофану Греку фрески в храме Дмитрия Солунского в Феодосии, образы деисусного чина (главной части иконостаса) Благовещенского собора в Московском Кремле, а также икону «Богоматерь Донская». Последняя — самая известная из «спорных» работ Феофана Грека. Она выставлена в Третьяковской галерее и считается чудотворной.

Основная проблема в определении авторства работ Грека и других мастеров этого периода связана с тем, что подписывать произведения в то время было не принято. Иконописцы предпочитали оставаться анонимными, полагая, что ими руководит воля Божья и оставлять человеческое имя на «одухотворённых» образах недопустимо.

Единственное из бесспорных произведений иконописца, которое сохранилось до наших дней, — росписи новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Они были выполнены Феофаном Греком в 1378 году. Фрески сохранились фрагментарно, но в суровых, заострённых ликах Спаса Вседержителя (в куполе), Иоанна Лествичника и Макария Египетского видны персонализированные черты. Создаётся впечатление, что они писались с реальных людей, хотя жанр портрета в русской живописи в то время ещё не сформировался.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде • Фрески Феофана Грека в куполе • Фото: мастерская «Древнерусский дом»

В Великом Новгороде Феофан Грек оказал большое влияние на местных иконописцев и имел много последователей и учеников, работы которых относят к «феофановскому» направлению. Оттуда мастер перебрался в Нижний Новгород, а затем в Москву, где, судя по летописям, украсил фресками церковь Рождества Богородицы на Сенях, Архангельский и Благовещенский соборы Кремля. К сожалению, все эти работы не сохранились.

Андрей Рублёв (около 1370 —1430)

Не меньше споров и загадок связано с именем самого известного русского иконописца — Андрея Рублёва. О его жизни сохранилось мало сведений. Непонятно, когда именно родился мастер, почему он стал монахом и как его звали в миру (имя Андрей он получил, приняв постриг).

Самому знаменитому иконописцу Руси приписывают множество произведений. Например, в XX веке шли жаркие споры насчёт иконы «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора во Владимире. Многие исследователи склоняются к тому, что её написал Рублёв, однако единого мнения по-прежнему нет.

«Богоматерь Владимирская» считается самой ранней копией древней византийской святыни XII века. Ориентируясь именно на эту икону, мастера на протяжении нескольких веков создавали похожие образы. Сегодня увидеть образ можно в музейном центре «Палаты» во Владимире.

Статья по темеАндрей Рублёв: где увидеть шедевры легендарного мастера

«Богоматерь Владимирская» в музейном центре «Палаты» во Владимире • «Христос Вседержитель» • «Архангел Михаил» • «Апостол Павел» • Фото: сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника, сайт Третьяковской галереи

В Третьяковской галерее находится несколько знаменитых икон, которые также приписывают Рублёву, однако его авторство всё ещё остаётся спорным. К ним относятся три образа из деисусного («Звенигородского») чина, который образует ядро иконостаса: «Христос Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел».

Многие работы Андрей Рублёв создавал вместе со своим учителем Даниилом Чёрным. В залах Третьяковки выставлено несколько икон из главной части иконостаса Успенского собора во Владимире, которые приписывают обоим мастерам или членам их артели. С этими работами связана интересная история. В 1775 году Екатерина II распорядилась о замене древнего иконостаса в храме новым, в барочном стиле. Тогда часть произведений была уничтожена, а часть продана крестьянам села Васильевского Шуйского уезда. Иконы начала XV века были забыты и находились в местных церквях и часовнях до 1923 года, после чего были отреставрированы и переданы в галерею.

Успенский собор во Владимире • Фото: Владимир д'Ар

К шедеврам Андрея Рублёва, авторство которых доказано, относятся фрески в Успенском соборе во Владимире. Росписи главного владимирского храма — ещё и единственное датированное произведение мастера. Они были выполнены в 1408 году при участии Даниила Чёрного.

Хорошо сохранились фрагменты «Страшного суда», которые традиционно для русских храмов располагаются в западной части здания. В рублёвских образах нет той суровости, напряжённости и отрешённости, которая свойственна другим изображениям святых того времени. Напротив, Рублёв использует более скруглённые формы, а лица ангелов мягкие, добрые, милосердные. В образе Христа, который парит в голубом ореоле, нет ничего грозного или устрашающего.

Ещё одна работа с доказанным авторством Рублёва — икона «Святая Троица». Она была написана предположительно в 1422-1427 годах для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад). В основе образа — ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», который иконописец толкует по-новому. Чтобы показать триединство Бога (Отца, Сына и Святого Духа), он отказывается от второстепенных деталей, а также от фигур Сарры и Авраама.

«Троица» в Третьяковской галерее • «Визит» иконы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в 2022 году • Фото: Shakko, CC BY-SA 4.0, сайт отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

В основе композиции — излюбленный Рублёвым круг, который не позволяет взгляду сфокусироваться ни на одном из трёх образов и не выделяет ни один из них. Так мастер художественными средствами воплощает идею равнозначности всех ипостасей Бога. Гармоничность и плавность композиции дополнена цветовым решением: плащи ангелов выписаны звучным и чистым синим цветом. Чтобы добиться такого оттенка, иконописец использовал очень дорогую и редкую краску из полудрагоценного камня ляпис-лазури.

Дионисий (около 1440 — около 1503)

Творческий путь Дионисия пришёлся на период расцвета русской культуры и образования централизованного государства. В 1480 году произошло легендарное стояние на реке Угре, которое положило конец эпохе татаро-монгольского ига. С присоединением Новгорода, Пскова и Твери роль Москвы как центра единой Руси укрепилась. Кроме того, после падения Константинополя (в 1453 году) город стал ещё и столицей православного мира. Тогда в Кремле развернулось грандиозное строительство. С 1474 по 1489 год были полностью перестроены Успенский и Благовещенский соборы, а также церковь Ризоположения. А московская школа иконописи, к которой и относилось и творчество Дионисия, стала самой востребованной в новом государстве.

Ферапонтов монастырь под Вологдой • «Спас в Силах» • «Воскресение – Сошествие во ад» • «Иоанн Предтеча» • «Апостол Павел» • Фото: сайт музея фресок Дионисия, сайт Вологодской Митрополии

При создании многих икон Дионисий ориентировался на работы мастеров конца XIV — начала XV веков. В частности, в его «Спасе в Силах», образах Богоматери и Иоанна Предтечи из центральной части иконостаса Ферапонтова монастыря под Вологдой видны явные переклички с иконами, написанными для владимирского Успенского собора. Несмотря на это, у стиля Дионисия есть ряд отличительных черт. Фигуры святых имеют вытянутые пропорции и чёткий, выразительный силуэт. Разглядывая их одежды, можно заметить сложный ритм складок, а черты лица чаще всего некрупные и хорошо прорисованные.

Дионисий создавал не только иконы, но и монументальные фрески. Единственные хорошо сохранившиеся — росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, весь ансамбль которого входит в Список ЮНЕСКО. Фрески были выполнены в 1500-1502 годах и изображают 300 сюжетов. Удивительно, что росписи не обновлялись другими мастерами и дошли до нас в первоначальном виде.

Фрески в Рождественском соборе
Фрески в Рождественском соборе

Фрески Дионисия в Рождественском соборе — это радостный гимн Богоматери, которой посвящена церковь. Художник избегает мрачных тонов и тем: например, не изображает развёрнутый цикл сцен из жизни Марии, который традиционно завершался Успением (кончиной Матери Божией).

Фигуры Дионисия спокойны и размеренны, в них мало динамизма. Заметен интерес мастера к внешнему виду и одежде героев. Создаётся впечатление, что пышные и нарядные ткани со сложными драпировками и драгоценными камнями занимают Дионисия даже больше, чем внутренние переживания святых. Иконописец использует яркие краски, мастерски работает над деталями, что придаёт его образам изящность и некоторую декоративность.

Симон Ушаков (1626—1686)

Он занимался иконописанием в переломное время, когда церковь всё ещё заметно влияла на работу художников, но светские западноевропейские тенденции уже начинали проникать в закостеневший живописный уклад. Относясь с интересом к новым художественным идеям, Симон Ушаков стал реформатором русской иконы.

О жизни и творчестве мастера известно намного больше, чем о его предшественниках. Это связано с тем, что он подписывал многие из своих работ, указывая не только имя, но иногда и год создания. А поскольку Ушаков находился на службе сначала знаменщиком (рисовальщиком) в Серебряной палате, а затем с 1664 года жалованным изографом (иконописцем) в Оружейной палате Московского Кремля, то о нём и его заказах сохранились упоминания в исторических документах. Вскоре он стал главным царским изографом и руководителем иконописной мастерской, что, несомненно, побуждало современников фиксировать факты его творческой биографии.

1671 год. «Троица Ветхозаветная» • 1662 год. «Богоматерь Владимирская» • 1663 год. «Христос Вседержитель» • Фото: сайт «Виртуальный Русский музей»

Новаторство Ушакова заключается не только в том, что он прервал многовековую анонимность иконописи. Именно с его именем связан переход к более натуральному, «живоподобному» изображению святых. Мастер начал использовать светотеневую моделировку, высветляя белилами выступающие части формы и затемняя остальные. Фигуры и лица получались объёмными, как в портретной живописи, которая получила широкое распространение в России гораздо позже — в XVIII веке. В иконах «Спас Нерукотворный», которые стали лейтмотивом творчества Ушакова, видно, как с годами мастер совершенствовал свои приёмы, достигая всё большей естественности в изображении лика Христа.

«Спас Нерукотворный», написанный в 1677 году. Сейчас хранится в Русском музее, изначально был в ризнице Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря • «Похвала иконе «Богоматерь Владимирская» • Фото: сайт «Виртуальный Русский музей», сайт Третьяковской галереи

Переход от церковного к светскому заметен и в интересе иконописца к жанру парсуны — иконы-портрета XVII века. Сохранилась «Похвала иконе „Богоматерь Владимирская» («Древо государства Российского») 1663 года. На ветвях древа, которое «растёт» из-под сводов Успенского собора Московского Кремля, находятся медальоны с изображениями московских святых, а также царей Фёдора Иоанновича и Михаила Фёдоровича. В центре композиции — чудотворный образ Богоматери Владимирской. У подножия древа стоят основатели Московского государства — митрополит Пётр и князь Иван Калита. По бокам от них — правивший тогда Алексей Михайлович и его жена Мария Ильинична с сыновьями Фёдором и Алексеем. Икона Ушакова прославляет Москву и московских царей как основателей централизованного государства. Эту работу нельзя назвать парсуной в чистом виде, но в ней присутствуют поясные портреты целого ряда реальных исторических деятелей.

Михаил Врубель (1856—1910)

Иконописание после Симона Ушакова продолжало развиваться. К XVIII веку граница между живописью и иконой начала размываться. Художники ориентировались на европейские тенденции, подчиняли свой стиль моде и вкусам императорского двора, создавая однотипные работы. Только в последней четверти XIX века в произведениях В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, М. А. Врубеля и некоторых других живописцев проявляется индивидуальность и переосмысление наследия древнерусских иконописцев.

Врубель — художник с ярким, узнаваемым стилем, который известен не только своим циклом полотен с демоном. В начале творческого пути он создавал очень необычные по цветовому решению и композиции фрески и иконы, в которых можно рассмотреть зарождающийся авторский стиль, раскрывшийся в полную силу в более поздних картинах.

Кирилловская церковь в Киеве • «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото: vitaviktoria • «Царь Космос». Фото: vitaviktoria • «Богоматерь с младенцем» • М. Врубель. Женская голова (Э. Прахова) • Эмилия Львовна Прахова, ставшая вдохновением для лика Богородицы

Первые работы Врубель выполнил для Кирилловской церкви в Киеве, куда он прибыл в 1884 году по приглашению историка искусства А. В. Прахова. Задачей художника было не только обновить сохранившиеся фрески, но и написать собственные, а также создать образы для иконостаса.

На монументальной росписи «Сошествие Святого Духа на апостолов» изображены 12 учеников Иисуса, которые сидят полукругом. В центре композиции — фигура Богоматери в бирюзовых одеждах, а над ней — голубь в ореоле, от которого исходят золотые лучи. В этой фреске Врубель следовал традиционной иконографии, однако его образы эмоционально окрашены.

На этапе работы над иконостасом, для которого Врубель должен был написать Христа, Богоматерь и святых Кирилла и Афанасия, художника отправили изучать итальянские росписи и мозаики в Венецию. Вернувшись в Киев спустя полгода, он поразил всех эскизом к иконе «Богоматери с младенцем». В её чертах отчётливо узнавалась жена Прахова Эмилия Львовна, в которую художник был влюблён, а лик Христа, вероятно, был списан с младшей дочери искусствоведа. Новаторство Врубеля проявилось в том, что, хотя изображение и выполнено по иконографическим канонам, образ Богоматери отличался напряжённостью и выразительностью. Необычно и то, что её лицо не идеализируется художником и глубоко индивидуально.

Владимирский собор в Киеве • Фрески в храме. Фото: Михайло Нестеров • «Ангел с кадилом и свечой», эскиз • «Надгробный плач», эскиз, четвертый вариант

Следующим заказом Врубеля были росписи во Владимирском соборе в Киеве. Но здесь художника постигла неудача, и его эскизы к композициям «Надгробный плач», «Сошествие святого духа», «Ангел» и «Воскресение» не были приняты. И только орнаменты в боковых нефах собора Врубелю удалось написать. Но акварельные варианты неосуществлённых росписей сохранились. В работе «Ангел с кадилом и свечой» художник изображает совершенно нетипичный для русской иконографии образ. Врубелевский ангел с чёрными волосами, бровями и глазами похож скорее на какое-то мистическое существо, в котором можно узнать черты демонических героев его зрелого творчества.

Заключение

Искусство иконописания в России имеет более чем тысячелетнюю историю. За это время появилось множество выдающихся мастеров, чьи работы сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее и Государственном историческом музее.

Посмотреть на древние фрески и заодно узнать много нового о традициях русского каменного зодчества можно также в храмах Владимира, Новгорода, Пскова и других древних городов России. А организовать путешествие и разобраться в особенностях древнерусской иконописи помогут опытные гиды.

Автор: Анастасия Билибина

Ещё на тему путешествий

Знаменитые монастыри РоссииЗнаменитые монастыри России Самые интересные факты о наиболее известных обителях страны

Экскурсии