Литературный Петербург
Большой путеводитель по городу на Неве от русских классиковНевский проспект
Одним из первых этот топоним увековечил на страницах одноимённого произведения Н. В. Гоголь. По сюжету, персонажи его повести — поручик Пирогов и художник Пискарёв — погружаются в ночную жизнь Невского проспекта и его окрестностей. История одного из них заканчивается трагедией, другого — фарсом. Благодаря этому тексту можно представить, какой была главная улица столицы империи в XIX веке.
Невский проспект — место встреч не только литературных героев, но и их создателей. Так, в знаменитой кондитерской «Вольфа и Беранже» А. С. Пушкин встретился со своим секундантом. Именно отсюда они поехали на дуэль, которая оказалась для поэта последней. Здесь же состоялась знакомство Ф. М. Достоевского с М. В. Петрашевским, после которого он стал посещать социалистический кружок. И это только один из адресов! Конечно, таких мест на Невском десятки, а может быть и сотни. Поэтому лучше заранее составить план прогулки или отправиться по знаковым местам с проводником.
Летний сад
Здесь воплощены петровские фантазии о райском саде в центре имперской столицы. Царь задумывал это место как летнюю резиденцию с прямыми аллеями, искусственными фонтанами и мраморными скульптурами, воплотив эту идею в жизнь несмотря на капризы местного климата. В те времена тут проводили торжественные приёмы и другие мероприятия для царского двора. А начиная с XIX века Летний сад открыли для всех петербуржцев.
Особая атмосфера этого места вдохновляла литераторов во все времена. Пушкин упоминал его в «Евгении Онегине»: сюда на прогулку главного героя романа водил французский гувернёр monsieur l’Abbe. Современник поэта — П. А. Вяземский — тоже посвятил несколько строк Летнему саду, восхитившись Домиком Петра I и назвав его «свидетелем надежд и замыслов державных».
А спустя десятилетия, уже в XX веке, в любви к этому месту признавалась А. А. Ахматова. В одном из своих стихотворений поэтесса описала его в деталях — от чугунной решётки, которая является признанным шедевром екатерининской эпохи, до пары белых лебедей, которые живут в Карпиевом пруду.
Медный всадник
Монументальный образ Петра I, созданный французским скульптором Этьеном Фальконе, тоже не раз становился источником вдохновения для литераторов. Одним из первых в поэме «Медный всадник» к нему обратился Пушкин. После публикации произведения это название закрепилось и за самим памятником, сохранившись до наших дней. Любопытно, что в реальности фигура императора отлита из бронзы, но во времена Александра Сергеевича поэты использовали слово «медь» как синоним этого сплава.
После «солнца русской поэзии» к образу императора возвращались не единожды, наполняя его новыми смыслами. Так, например, для поэтов Серебряного века — В. Я. Брюсова и А. А. Ахматовой — «Медный всадник» был уже воплощением чего‑то вечного и незыблемого в эпоху тех перемен, которые происходили в стране в начале XX века.
Михайловский замок
Адрес: улица Садовая, 2
В конце XVIII — начале XIX века это здание строилось как парадная резиденция Павла I. По завершении работ его освятили в честь архангела Михаила. Отсюда и название замка. Император прожил тут всего 40 дней. Здесь, в собственной спальне, он был убит заговорщиками, став жертвой государственного переворота.
Эти события отразились на дальнейшей судьбе Михайловского замка. Царская семья предпочитала ему другие дворцы. С этого момента началась новая история здания, в том числе связанная с литературой.
Так, при Александре I здесь обосновалось Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, членами которого были видные литераторы, в том числе и на тот момент молодой поэт Пушкин. Его судьба была тесно связана с этим местом ещё и потому, что трагедию, произошедшую тут с Павлом I, он описал в оде «Вольность», которая стоила ему первой ссылки.
Сенная площадь
В XVIII-XIX веках это была окраина города, где вели активную торговлю. А там, где в ходу деньги, есть и воры, грабители, мошенники и прочие представители криминального мира. Сенная быстро обрела известность одного из самых опасных мест в Петербурге. Это понизило статус района, а с ним и цены на жильё. Окрестности площади заселили низшие слои населения, которые лишь способствовали укоренению её дурной славы, которая сохранялась и в начале XX века.
Именно такой Сенная площадь предстаёт перед читателями в романе «Преступление и наказание». Тут у Родиона Раскольникова впервые появляется мысль об убийстве старухи-процентщицы. Здесь же главный герой кается в совершённом преступлении. Достоевский также даёт детальное описание улиц и домов, прилегающих к этой местности, где разворачиваются отдельные эпизоды книги. Он знает о них не понаслышке, так как сам был жителем этой части Петербурга, и написанное им вполне может претендовать на историческую достоверность.
Дом Раскольникова
Адрес: Гражданская улица, 19
Достоевский поселил персонажей «Преступления и наказания» в окрестностях Сенной площади. Как уже было сказано выше, в его времена это был маргинальный пригород, где обитали мелкие чиновники, начинающие литераторы и, конечно, студенты университетов.
Хоть автор нигде не называет номер дома и улицу главного героя романа, принято считать, что это здание на перекрёстке Гражданской улицы и Столярного переулка. Здесь, в каморке под крышей, Родион Раскольников обдумывал детали своего рокового преступления.
После капитального ремонта в 1970‑х дом был частично перестроен. Однако крошечная комната, описанная в романе, сохранилась и её окна можно увидеть со двора.
На то, что это важное место для русской литературы, указывает памятник Достоевскому на фасаде здания. Его установили тут в 1999‑м, а надпись на ней, посвящённую автору и его роману, сочинили Д. С. Лихачёв и Д. А. Гранин.
Особняк Пашкова
Адрес: Литейный проспект, 37/39
В первую очередь нас интересует парадный подъезд здания. Но стоит обратить внимание и на сам особняк, построенный для отставного штаб‑ротмистра И. В. Пашкова в первой половине XIX века. Это одна из лучших работ архитектора Г. Э. Боссе (а также особняк М. В. Кочубея), известного тем, что он одним из первых стал применять ренессансные мотивы в оформлении петербургских фасадов.
Парадный подъезд украшен четырьмя столбами, на которых стоят кариатиды, поддерживающие небольшой балкон с ажурной решёткой. Во времена, когда это был дом председателя Департамента уделов М. Н. Муравьёва, у роскошного входа в здание часто толпились простолюдины, которые пытались попасть на аудиенцию к главе ведомства. Эту картину из окон здания напротив наблюдал «самый крестьянский» поэт страны Н. А. Некрасов, посвятивший ей стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
Сегодня отреставрированные залы парадной анфилады используют как культурно-выставочное пространство, где проходят мероприятия. Помимо них, внутри нужно увидеть две статуи зубров в натуральную величину, которые встречают посетителей вот уже более 100 лет. Это символ удельного департамента, который в том числе владел Беловежской пущей, где обитали эти могучие животные.
Дом Пиковой дамы
Адрес: Малая Морская улица, 10
Литературоведы считают, что образ главной героини — старой графини, хранящей секрет волшебной комбинации «тройка, семёрка, туз», — Пушкин частично списал с княгини Голицыной. Историю, аналогичную той, что описана в повести, он мог услышать от её внучатого племянника. Последний якобы рассказал поэту, что Наталья Петровна помогла ему отыграться, назвав три карты, о которых узнала от французского афериста Сен‑Жермена.
После публикации повести за особняком княгини Голицыной на Малой Морской закрепилось название «дом Пиковой дамы», а пересечение улиц, на котором он стоит, стали именовать «Пиковым перекрёстком».
Сейчас это здание занимает поликлиника МВД, поэтому попасть в него могут лишь сотрудники ведомства. О том, в каком состоянии находятся интерьеры, известно мало. По некоторым данным, внутри частично сохранились лепнина, старинное убранство парадной анфилады на втором этаже, а также лестница, по которой главный герой произведения — молодой инженер Германн — покидал покои графини, так и не выведав её тайны.
Толстовский дом
Адрес: улица Рубинштейна, 15-17/ набережная реки Фонтанки, 54
Его построили в начале XX века для графа М. П. Толстого (родственника Льва Николаевича Толстого). Проект подготовил архитектор Ф. И. Лидваль — автор таких культовых построек Петербурга, как например гостиница «Астория».
Несмотря на отсутствие пышного декора, этот дом притягивает взгляды огромными арками в стиле ренессанс. Однако знаменит он не своей архитектурой, а своими жителями. Многие из них не связаны с литературой напрямую, но так или иначе повлияли на творчество многих русских классиков.
Тут, например, жил С. М. Алянский, который создал издательство, чтобы выпускать книги своего друга А. А. Блока. А ещё востоковед и обладатель фарфорового глаза Д. М. Позднеев — родственник М. А. Булгакова, у которого тот часто бывал в гостях. По одной из версий, черты его внешности автор «Мастера и Маргариты» использовал при создании образа Воланда. Местные также утверждают, что в одной из квартир был отпечатан знаменитый «Реквием» Ахматовой. Хотя, возможно, это всего лишь легенда.
О других знаковых фигурах можно узнать в неформальном музее, открытом в подвале здания. Здесь висят их портреты, а также представлена старинная фурнитура, метлахская плитка, фрагменты витражей и коллекция раритетных предметов из семейных собраний жильцов Толстовского дома.
Кабаре «Подвал бродячей собаки»
Адрес: Итальянская улица, 4
Просуществовав всего несколько лет, это место вошло в историю как один из главных символом Серебряного века. Идея создания кабаре принадлежала несколькими представителями петербургской богемы. «Бродячая собака» задумывалась ими как площадка для встреч художников, литераторов, музыкантов и других деятелей искусства, не вписывающихся в общественные рамки начала XX века.
Здесь на маленькой сцене в «ложноклассической шали» читала свои стихи поэтесса А. А. Ахматова и ставил театральные эксперименты режиссёр В. Э. Мейерхольд, а стены подвала служили своеобразным полотном для художников С. Ю. Судейкина и М. В. Добужинского.
«Бродячая собака» была опечатана полицией в 1915‑м. Формальная причина — нарушение «сухого закона», который в те годы действовал в Петербурге. Фактической причиной исследователи называют пацифистские высказывания некоторых посетителей кабаре.
А спустя десятилетия в историческом помещении открыли одноимённое арт‑кафе, где, как и сто лет назад, ставят спектакли, устраивают музыкальные и поэтические вечера, проводят выставки.
Станция метро «Ломоносовская»
С. Д. Довлатов посвятил ей один из рассказов сборника «Чемодан». В период строительства этого участка метрополитена он трудился в бригаде камнерезов, которой поступил заказ на изготовление мраморного барельефа Ломоносова для одноимённой станции.
Автор в свойственной ему анекдотичной манере описал процесс создания рельефного изображения учёного, облик которого с каждым новым этапом работ «становился всё более чётким и, надо сказать, всё более отталкивающим», а также церемонию открытия, во время которой он якобы украл ботинки («раз в жизни такое бывает с каждым») у председателя ленинградского горисполкома Сизова.
Мраморный барельеф Ломоносова в конце концов сняли, так как он «принижал великий образ», писал Довлатов. От той версии учёного, действительно, отказались. Сейчас станцию украшает бронзовый барельеф Ломоносова, установленный в 1985 году.
Музеи писателей
Дома, история которых связана с биографиями знаменитых литераторов, превратились в музеи или места паломничества ценителей творчества русских классиков. Вот несколько таких локаций в СПб.
Дом Мурузи
Адрес: Литейный проспект, 24
Здесь на рубеже XIX-XX столетий проживали критик и переводчик Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус. Тут чета организовала знаменитый салон, где начинали путь многие поэты. Русская литература обязана этому месту появлением целого направления — символизма, представителями которого были Брюсов, Блок, Белый и другие.
А спустя полвека Дом Мурузи прославил другой поэт — И. А. Бродский. В одной из коммуналок, которые появились тут в советское время, он прожил 17 лет. Сегодня в ней открыт музей «Полторы комнаты».
Здесь нет привычных экспонатов. Акцент сделан на самой квартире. Обстановка той её части, в которой прошли юность и молодость Бродского, утрачена. Однако музею удалось обыграть это, превратив исторические помещения в пространство «подлинной пустоты». Посетителям предлагают побродить по ним и представить это место таким, каким оно было во времена поэта, а также выглянуть в окно или постоять на балконе с видом на Спасо-Преображенский собор, который не менялся десятилетиями.
После этого можно переместиться на другую половину музея, где царит атмосфера шестидесятых годов. Здесь расскажут об эпохе и её влиянии на поэзию Бродского, а также предложат выпить чай из гранёного стакана или посмотреть трофейный фильм. Напоследок стоит заглянуть в книжный магазин «Конец прекрасной эпохи», где, сидя в антикварном кресле, можно почитать любимые стихи и прикупить пару сборников с собой.
Музей‑квартира Блока
Адрес: улица Декабристов, 57
В доме №57 на Офицерской улице (сейчас — улице Декабристов) поэт поселился в 1912 году и прожил до своей смерти в 1921‑м. За девять лет он сменил две квартиры, сначала пожив на четвёртом, а затем на втором этаже. Сейчас в них работает музей, открытие которого стало возможным благодаря жене Александра Александровича, бережно сохранившей наследие мужа.
Посетителям стоит заглянуть в кабинет поэта, где он написал несколько великих произведений. Среди них, например, вдохновлённый одноимённой оперой цикл «Кармен», а также поэма «Двенадцать», в основу которой легли впечатления Блока от революции 1917 года. Отсюда также открывается вид на реку Пряжку и «мост вздохов», названный так из‑за многочисленных поклонниц, который толпились на нём, мечтая увидеть литературного кумира.
Здесь у Александра Александровича бывали ключевые фигуры Серебряного века. Сюда же, мечтая заручиться покровительством маститого автора, наведывался начинающий поэт Есенин. Знаменитым гостям и их взаимоотношениям с хозяином квартир посвящена отдельная экспозиция музея, которую тоже стоит увидеть.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Адрес: Литейный проспект, 53
В коммуналке бывшего флигеля Шереметевского дворца, занимающего большой участок между Литейным проспектом и набережной реки Фонтанки, поэтесса прожила около 30 лет. Сегодня это музей.
Здесь, лёжа на диване или сидя за столиком в кабинете Николая Пунина (искусствоведа и хозяина квартиры) Ахматова изучала языки и архитектуру. В соседней комнате она писала «Реквием», заучивала строки наизусть и, опасаясь репрессий, сжигала листы бумаги в печи. А в бывшей детской, измученная переживаниями из‑за ареста сына, сочиняла свою «Поэму без героя».
В каждом из этих помещений бережно хранятся её личные вещи. Среди них, например, резной сундук, где поэтесса держала свой архив, и шаль — неотъемлемая часть её образа. В отдельном зале также представлены рукописи и рисунки Анны Андреевны, которые оформлены в виде интерактивных инсталляций.
Особая атмосфера царит и за пределами музея. Во дворе, где разбит старинный сад, летом играет фортепиано и пахнет кофе из «Шумерийской кофейни», занимающей комнату, где поэтесса проживала со вторым мужем, переводчиком эпоса о Гильгамеше. Здесь же стоит памятник Ахматовой работы В. Б. Бухаева. Скульптор изобразил силуэт поэтессы на срезе классической колонны. Это отсылка к четверостишью, написанном ею в 1926 году: «И неоплаканною тенью я буду здесь блуждать в ночи…».
Квартира Гумилева
Адрес: Коломенская улица, 1/15
Сюда, в бывший доходный дом конца XIX века, сын Ахматовой — историк Л. Н. Гумилёв — переехал в 1989 году. Это была его первая и последняя отдельная квартира в Петербурге. Он прожил тут всего два года, до своей смерти в 1992 году, после чего здесь открыли музей.
Благодаря супруге Льва Николаевича, обстановка комнат сохранена такой, какой она была при жизни хозяина. В кабинете‑гостиной можно увидеть его личные вещи, например, письменный стол, сидя за которым он написал многие труды. Под стеклом на столешнице — коллекция открыток и фотография отца, которую Гумилёв бережно хранил всю свою жизнь. А рядом на стене — мраморный барельеф с профилем матери (копия того, что на её могиле в Комарове).
Отдельная часть экспозиции также посвящена научным работам историка, написанным им в ссылке под Норильском. Коридор, где представлены эти труды, обит железом с барака того самого лагеря, в котором Лев Николаевич провёл много лет. Поэтому этот музей — ещё и дань тем людям, чьи судьбы были искалечены репрессиями.
Заключение
Для первого знакомства с литературным миром Петербурга этих мест должно быть достаточно. Дальше можно сосредоточиться на одном авторе и прогуляться по местам, связанным именно с ним. Например, пройти дворами и переулками, по которым любил бродить писатель Довлатов, а также увидеть дома, где жил он и герои его книг. Или погрузится в атмосферу какого‑то произведения, например «Пиковой дамы», и пройтись по всем местам, связанным с этим сочинением Пушкина.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!