Классицизм: где смотреть лучшие образцы архитектуры эпохи Просвещения
Здания в стиле античных храмов в России и за рубежомИстория возникновения
XVIIXIX века в истории культуры принято называть эпохой Просвещения. В это время происходил бурный научный рост, особенно в точных и естественных дисциплинах. Ньютон и Лейбниц делали свои открытия, Декарт и Спиноза писали важные труды, повлиявшие на развитие философии, математики, физики, астрономии и механики. Поэтому главными чертами эпохи стали отказ от религиозного мировоззрения, отделение от него научной мысли, вера в безграничные возможности разума, ставка на познание мира и рационалистические идеи.
В обществе тоже происходили изменения. В этот период укрепился абсолютизм — государственный строй, при котором вся власть концентрировалась в руках монарха, а разделение на сословия утрачивало силу. Просвещение принесло человечеству понятия естественного права, основанного на безусловном равенстве людей, разделения властей и гражданских прав и свобод.
Эпоха считается преемником Возрождения — периода, когда произошли кардинальные перемены в умах людей и их жизненном устройстве. Переход от средневекового хаоса к нравственности, духовности и человеческому обновлению с помощью христианской и античной культуры, масштабные открытия в разных областях, изменившие мир, — всё это стало началом Нового времени. А эпоха Просвещения продолжала это развитие и утверждала новую главу в истории человечества.
Эти идеи выражались в культуре и искусстве. Так главным спутником эпохи стал классицизм. В его основе — ясность и логичность, стремление к мастерству, а не вдохновению, подчинение страстей разуму и долгу, а личного — общему. Он пережил барокко и рококо и противопоставлялся их пышности и декоративности, существовал во время романтизма, уравновешивая его своей сдержанностью и рациональностью.
Как и в эпоху Ренессанса, художники и мыслители обращались к античной культуре. Они подражали и даже пытались составить ей конкуренцию, совершенствуя формы и развивая идеи этого времени. Классицисты, как и античные мастера, видели в природе идеал и стремились к нему, пытаясь упорядочить действительность вокруг себя с помощью художественных средств.
Из‑за подражания Античности появилось и название, правда, только в конце эпохи: впервые термин «классицизм» употребили в 1818 году. Он образован от «классики» (в переводе с латинского означает «образцовый») — так называется период в развитии архитектуры и изобразительных искусств в Древней Греции в V–IV веках до н. э.
Особенности стиля
Главный стиль эпохи Просвещения несложно узнать, в первую очередь, по общему настроению. Он должен выражать принципы рациональности и абсолютистского государства и категории «прекрасного» и «вечного». Поэтому для стиля характерны:
- монументальность и торжественность,
- симметричность и единство формы,
- пропорциональность и ритмичность,
- гармония и завершённость (как в природе).
Классицизм заимствовал у античной культуры не только философию, но и буквально использовал её изобретения. Поэтому другая важная черта стиля — это древнегреческие архитектурные ордеры. Под ордером понимают конструкцию, состоящую из колонн (несущей части) и антаблемента (балки) и художественное оформление всего ансамбля.
В ордерной системе существует три типа: дорический, ионический и коринфский. Все они отличаются количеством элементов декора — от самого простого, без излишеств, к сложносочинённому, с орнаментами и скульптурами. Поэтому, если встретите здание, напоминающее древнегреческий храм, скорее всего, это классицизм.
Особенности раннего классицизма
Стиль стал зарождаться ещё в эпоху Ренессанса. Отправной точкой принято считать Виллу Ротонду, построенную в конце XVI века, — загородный дом в итальянском городе Виченца, а его архитектора Андреа Палладио — отцом классицизма.
Он не только проектировал и строил здания в новаторском для того времени стиле, но и был теоретиком. Палладио написал трактат «Четыре книги об архитектуре», который имел большой успех у европейских архитекторов, как и его творчество в целом. У итальянского зодчего появились последователи, а направление в классицизме так и стали называть — палладианство.
В архитектуре Палладио главным образом отмечали строгость, упорядоченность и компактность, отказ от излишней декоративности и разнообразие фасадов. Для его зданий характерны портики (выступающая часть здания, с колоннадой и антаблементом) и фронтоном как в античных храмах, композиция из трех частей — главного корпуса и крыльев и связь с окружающим ландшафтом. Палладио считал, что здание должно гармонично сочетаться с природой, а само сооружение подчиняться трём принципам: пользе, долговечности и красоте.
Расцвет классицизма
Затем идеи палладианства распространились в других странах Европы: Дании, Голландии, Швеции, Польше. Но сильнее всего стиль повлиял на архитектуру трёх стран.
Англия
Идеи строгого палладианства очень полюбились англичанам, поэтому стиль хорошо развился в XVII веке. Основоположником английского течения стал Индиго Джонс, который построил площадь Ковент‑Гарден и фасад «Банкетного зала» в Лондоне и Куинс‑хаус в Гринвиче.
Представители стиля не только опирались на основные принципы при строительстве, но и копировали целые схемы и планировки. Например, особняк Мереворт‑Касл в Кенте — точная копия Виллы Ротонды. Лучше всего палладианство в Англии проявилось как раз в строительстве загородных дворцов и вилл, а к XVIII веку — в регулярной планировке Лондона и Эдинбурга с геометричной сеткой улиц и усадьбах с парками.
Для Англии значимым архитектором этого времени стал Джон Нэш. Он построил огромное количество коттеджей и усадеб в Лондоне и пригороде, а затем взялся и за регентские дворцы и новые планировки столицы. Многие из его работ не сохранились, но можно увидеть главную площадь Лондона — Трафальгарскую, — созданную архитектором.
Россия
В Россию палладианство пришло в конце XVII века, а именно — в Петровскую эпоху, когда князь Долгорукий перевёл итальянский трактат на русский. Идеи этого течения хорошо перекликались с амбициями императора и его реформами, настроенными на новый порядок. Поэтому Санкт‑Петербург стал первым городом, который принял палладианство.
Затем Екатерина II продолжила дело Петра и пригласила архитекторов, работающих в этом стиле, — Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги. Они построили огромное количество зданий в Петербурге, Царском Селе и Павловске, среди которых Малый Гостиный двор, Юсуповский дворец и Эрмитажный театр, Павловский дворец и Софийский собор в Пушкине, который выглядит как хрестоматийная вилла Палладио — с фронтонным портиком и куполом за ним.
Императрица не ограничилась только Санкт‑Петербургом и загородными дворцами. Классицизм стал типичным стилем для многих городов страны, которые она перестраивала в соответствии с новыми архитектурными принципами.
Градостроительная реформа императрицы предполагала создание регулярных городов с рациональной застройкой вместо случайной и хаотичной, создание новых казённых учреждений и развитие дорожной сети. Всё для того, чтобы уездные города имели столичный облик, удовлетворяли потребности нового общества и обеспечивали безопасность жителей. Так что найти здание в стиле классицизма не составит труда во многих городах России. Под эту реформу попали, например, Ярославль, Кострома, Калуга, Тверь и Новороссийск.
А ещё в этом стиле строились усадьбы, которые стали заметным символом русской культуры, — их можно встретить в знаковых произведениях литературы «золотого века» и увидеть в крупных городах страны, начиная с Москвы и заканчивая более отдалёнными от Центральной России.
Таким образом «окно в Европу» с точки зрения архитектуры было прорублено палладианством: российские города приобрели тот желанный европейский облик, к которому стремились правители прошлого.
Франция
Классицизм проявился и тут, но не в традициях палладианства. Развитие стиля во Франции связывают в первую очередь с именами Жака Лемерсье, Франсуа Мансара и Луи Лево. Что примечательно, каждый из представителей классицизма в разное время работал над строительством Лувра, одним из главных символов Парижа и по совместительству — образцом французского классицизма. Масштабная реконструкция дворца и строительство новых зданий комплекса пришлось именно на XVI–XVII века, поэтому классический стиль стал доминирующим.
Влияние классицизма коснулось не только Лувра. В этом стиле разрабатывались ансамбль Версаля, дворцы Во‑ле‑Виконт и Пале‑Рояль, церковь Сорбонны и даже целый город — Ришельё. Все здания, построенные в этом стиле, подчинялись общим правилам классицизма: пропорциональности, цельности и ритмичности. Но французский вариант отличился влиянием барокко: он выражался в основном в интерьерах, но и сами здания могли украшать достаточно броско.
Во Франции классицизм тоже ушёл дальше фасадов зданий. Здесь стали проектировать новые архитектурные комплексы и въездные арки, применять новые принципы планировки городской среды, в которой открытые площади сливались с улицей или набережной, а застройка органично сочетала природные элементы. Как, например, на площади Согласия в Париже.
Особенности классицизма позднего периода
Поиск свежих идей и влияние развивающейся культуры приводили архитекторов к новым направлениям. Во Франции поздний классицизм стремился к ещё большей монументальности, имперскости и строгой роскоши — и превратился в ампир.
Художники хотели сделать здания ещё более лаконичными, геометрически правильными, поэтому часто обращались в греческую архаику и к искусству Древнего Рима и Египта. Поэтому в фасадах использовались дорический и тосканский ордер (римская система) и декор в виде военных символов: венков, доспехов, сфинксов, орлов.
В России в архитектуре классицизма под влиянием Франции произошла та же трансформация: ампир отлично подчёркивал государственное величие и независимость. Ещё его называли высоким классицизмом — в России тоже всё делили на низкие и высокие жанры на европейский манер.
Та самая имперская торжественность выразилась красноречивей всего в главной площади Петербурга — Дворцовой, архитектором которой стал Карл Росси. Вокруг Зимнего дворца появились Главный штаб и министерство иностранных дел, которые соединялись Триумфальной аркой, выходящей на Большую Морскую и Невский. После войны 1812 года Петербург масштабно застраивался и преображался именно в таком ключе, с парадными и торжественными улицами и площадями.
В Англии в это время тоже наблюдаются признаки имперскости, но классицизм не преобразовался в ампир. Здесь на архитекторов оказал влияние георгианский стиль, который возник во время правления династии Ганноверов. Его можно описать как вольную интерпретацию палладианства: в нём много эклектики и смешения китайщины, помпеянского стиля и английской готики. К концу своего существования необычный стиль называли регентским: классицизм в это время впитал в себя элементы индо‑исламской архитектуры и мавританский стиль.
Классицизм в современной архитектуре
В XIX–XX веках появлялись новые направления, как, например, модерн и эклектика, но классические традиции не забыли. Они перешли в неоклассицизм, который уравновешивал свободные и смешанные стили современности. Ему свойственны всё те же черты: античная сдержанность и принципы ордеров, чёткость и строгость линий и симметричность. А в начале прошлого века неоклассицизм реформировали и сделали официальным стилем тоталитарных государств — фашистской Германии и Италии.
В России в первой половине XX века неоклассицизм тоже проявился ярко. Архитекторы вдохновлялись работами раннего периода, ездили в экспедиции в Европу и адаптировали античную культуру под коммунистические задачи. Например, чтобы построить первые линии метро в Москве. Неоклассицизм потеснили авангардные направления, но уже к 1950‑м снова вернули для нужд государства: в это время стиль в России стал называться сталинским ампиром, а в столице появились знаменитые высотки.
Примеры архитектуры классицизма
Стиль на протяжении своего существования выражал идеи абсолютной власти, поэтому в нём построены многие правительственные и муниципальные здания и знаковые сооружения городов.
Дом инвалидов, Париж
Идеальный образец французского классицизма. Ансамблевое сооружение было построено в начале XVII века как дом призрения для ветеранов королевской армии, а затем стало местом для захоронения выдающихся военачальников.
Позже в его центре возвели грандиозный собор Святого Людовика с двухъярусным портиком и величественным куполом с 12 гранями и золотыми барельефами. Монументальное сооружение стало одной из архитектурных доминант в Париже.
Триумфальная арка, Париж
Триумфальные арки были очень распространены в архитектуре классицизма. Их строили в честь военных побед и важных событий как парадное оформление проезда. В них обязательно был полукруглый свод, антаблемент и аттик (надстройка над антаблементом), украшенные скульптурами и памятными надписями.
Арку на площади Шарля де Голля построили по приказу Наполеона в честь побед его Великой армии, а за основу взяли триумфальную арку Тита на Римском форуме.
Хоутон‑холл, Норфолк
Резиденция для первого премьер‑министра — образцовое здание в стиле английского палладианства. Его построили в начале XVIII века лучшие представители архитектурной школы Англии: Колин Кэмпбелл, Джеймс Гиббс и Уильям Кент. В здании есть лишь намёк на античный портик — как будто он «вшит» в фасад, а купола расположены не по оси здания, а над его крыльями.
Бранденбургские ворота, Берлин
До середины XIX века таких ворот было целых 18: когда Берлин был окружён таможенной стеной, попасть в город можно было только через них. Потом все ворота разобрали, кроме Бранденбургских. Или Ворот мира, как их называли раньше. Всё потому, что сооружение, построенное по типу античных ворот у входа в Акрополь, украшала колесница с четырьмя лошадьми, а упряжкой управляла богиня мира — Эйрена. Она даже успела совершить настоящее путешествие по Европе: после победы над Пруссией Наполеон увез её в Париж, а после поражения французской армии в 1814 году колесницу вернули обратно. Тогда ворота превратили в триумфальную арку, а Эйрену — в богиню победы Викторию с железным крестом и венком. Сегодня это must‑visit Берлина, на фоне которого миллионы путешественников делают памятное фото.
Большой театр, Москва
Одно из главных зданий столицы — пример русского классицизма. Здание перестраивалось после пожара О. И. Бове по переработанному проекту А. А. Михайлова, который не смогли осуществить из‑за его дороговизны. В нём есть портик ионического ордера и треугольный фронтон, украшенный статуей Аполлона на колеснице с тремя лошадьми. После сильного пожара 1853 года здание стало ещё больше и на его фасаде появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой и вылита из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн.
Дом Пашкова, Москва
Одно из самых красивых зданий XVIII века построили по заказу капитана‑поручика Семёновского полка и винного откупщика П. И. Пашкова. Здание и сейчас удивляет своим изяществом и мастерством архитектора (точное имя его неизвестно, предполагается, что это В. И. Баженов).
А ещё здание впечатляет своим расположением. Дом Пашкова стоит на Ваганьковском холме и возвышается над стенами Кремля. Тогда это было первое светское здание в городе, из окон которого можно было видеть памятники самого центра города не снизу вверх.
Казанский кафедральный собор, Санкт‑Петербург
Грандиозное сооружение Петербурга и одно из знаковых для его архитектуры, построенное при Павле I. Архитектор А. Н. Воронихин блестяще выполнил заказ на строительство храма, который возвели по образцу собора Святого Петра в Риме. Сходство прослеживается по полукруглой колоннаде из 96 колонн в четыре ряда, выполненных в коринфском ордере. Это создает ощущение торжественности и продолжает цепочку ансамблей всего проспекта. Такую же должны были построить со стороны южного фасада собора, но задумку решили не реализовывать.
Русский музей, Санкт‑Петербург
Михайловский дворец, который хранит одно из самых больших собраний русского искусства, построен в стиле ампир в 1825 году по приказу Павла I для его младшего сына, князя Михаила Павловича.
Архитектор дворца К. И. Росси возвёл его на месте оранжерей в садах Михайловского замка, сделал его двухэтажным с коринфским портиком и украсил скульптурным фризом (средняя часть антаблемента). Дворец сочетает в себе традиции не только палладианства, но и русского усадебного зодчества.
Адмиралтейство, Санкт‑Петербург
Одно из знаковых сооружений Петербурга построил архитектор А. Д. Захаров — выпускник Академии художеств и ученик Жана‑Франсуа Шальгрена, что интересно, архитектора Триумфальной арки в Париже. Здание в стиле ампир после перестройки в 1805 году дополнило единство ансамбля центра города — монументальное строение, сохранившее прежний план, с роскошными скульптурами на фасаде отлично гармонировало с Зимним дворцом.
А его шпиль и до сегодняшнего дня считается одним из главных символов Северной столицы. Кораблик‑флюгер на его вершине, вероятней всего, создан по образу линейного корабля «Ингерманланд» — одного из флагманов Петровского флота и любимого судна императора.
Заключение
Классицизм оставил богатое архитектурное наследие и во многом сформировал представление о том, как должны быть устроены города. Чтобы изучить его целиком, кажется, не хватит и жизни. Но в каждом путешествии точно найдётся несколько часов, чтобы увидеть знаковые для эпохи классицизма места. А случайно не пройти мимо здания и не пропустить ни одной роскошной колоннады помогут гиды Tripster на архитектурных экскурсиях по городам.
Автор: Милита Герберсаген
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Обзорная прогулка с историком искусства по знаковым достопримечательностям столицы
Проникнуться атмосферой города и познакомиться с его культовыми достопримечательностями
Разобраться в английской коллекции и узнать историю самых любопытных экспонатов
Захватывающее знакомство с первыми сокровищами музея