Соловецкий монастырь: от культурного центра до трудового лагеря
Средневековая крепость, древние храмы и завораживающая северная природаИстория Соловецкого монастыря
Обитель на Большом Соловецком острове основали в начале XV века монахи‑отшельники Савватий, Герман и Зосима, причисленные впоследствии к лику святых. В поисках уединённого места для молений они решились поселиться на пустынном острове, который из‑за сурового северного климата и частично замерзающего Белого моря большую часть года был отрезан от большой земли.
Иноки обосновались в бухте Благополучия, вблизи от посёлка, где в тёплое время года поморы и карелы занимались рыбалкой. Со временем в монашеское поселение стали приезжать ученики, которые возвели на острове первые деревянные храмы.
Постепенно братия Соловецкого монастыря увеличивалась, а вместе с ней — и её влияние на островах. В 1460‑х новгородский князь, под властью которого находились Соловки, пожаловал монахам грамоту на владение этой землёй. К концу XV века здесь уже находились несколько деревянных церквей, были построены кельи, а иноки занимались огородничеством, рыбалкой и добычей соли из морской воды.
Каменное строительство и расцвет обители
В 1538 году Соловецкий монастырь сильно пострадал от пожара, и постепенно деревянные постройки начали заменять каменными. Однако строительство новой обители в камне на отдалённом острове оказалось трудной задачей. Братия несколько лет готовилась к работам. Например, недалеко от монастыря возвели небольшой кирпичный заводик, лес и железо везли с материка, заготавливали местный валун. В качестве зодчих на Соловки пригласили новгородских мастеров.
К концу XVI века на территории вместо деревянных зданий выросло несколько каменных храмов, палаты, монашеские кельи и хозяйственные постройки. В это же время в систему оборонительных сооружений страны начали активно включать монастыри, и Соловецкая обитель не стала исключением. Вокруг неё по указу Ивана Грозного построили каменную крепость с башнями для защиты северо‑западных границ России. А рядом с монахами поселились стрелецкие и казацкие гарнизоны.
Расцвет монастыря приходится на период с середины XVI до середины XVII века. В это время обитель расширила свои владения от реки Онеги до Кольского полуострова и активно обустраивалась: появились новые хозяйственные и жилые постройки, в том числе мельницы и соляные варницы (избы для выварки соли). На острове проложили дороги, возвели каменную дамбу — Филипповские садки — и начали создавать систему питьевых и ирригационных водных каналов. Многие иноки монастыря могли похвастаться знатным происхождением, а некоторые даже достигли высших ступеней в церковной иерархии и сыграли важную роль в политической жизни страны.
Не обходилось и без царских визитов. Например, здесь дважды бывал Пётр I. В первый раз поездка могла обернуться для императора трагедией: его корабль попал в бурю и чуть не разбился. А когда судно удалось пришвартовать к берегу, Пётр занялся сооружением деревянного креста в память о событии. Сейчас реликвия, которую монастырь получил от императора, хранится в краеведческом музее Архангельска.
Оборона Соловецкого монастыря
Обитель на Белом море использовалась не только как религиозный центр, но и как мощное фортификационное сооружение, важное для обороны северных границ страны. Правда, несмотря на многочисленные русско‑шведские конфликты в XVI — начале XVII века, за всю историю монастырь подвергался прямым атакам только дважды.
Первый удар по крепости нанесли русские войска, пришедшие усмирять восстание местных монахов против церковных преобразований патриарха Никона. «Соловецкое сидение» стало одним из самых трагичных эпизодов в истории монастыря. В результате церковного раскола, вызванного новыми реформами, на противников нововведений начались гонения. Обитель на Соловках стала одной из немногих в России, открыто выступивших против реформы.
В 1668 году правительственные войска начали захват монастыря, но крепость была настолько неприступна, а дух монахов, защищавших её, настолько крепким, что осада Соловков продолжалась целых восемь лет. И пала твердыня, только когда один из монахов рассказал стрельцам о тайном проходе.
Вторая атака на Соловецкую крепость случилась в середине XIX века, во время Крымской войны. Английские корабли, подошедшие к монастырю, девять часов обстреливали укрепление. Несмотря на неравные силы (10 соловецких пушек против 60 английских), русской крепости удалось не только выстоять, но и не понести существенных потерь.
Тюрьмы
В стенах Соловецкого монастыря с XVI века находилась тюрьма для церковных служителей и государственных деятелей, попавших в опалу, а также для старообрядцев и еретиков. Монастырская тюрьма считалась одной из самых суровых. Во‑первых, потому, что сбежать отсюда было практически невозможно: монастырь расположен на острове, окружённом холодным Белым морем. А во‑вторых, особо опасные узники содержались в тесных «каменных мешках», в которых невозможно было даже лечь.
Камеры в Соловецком монастыре располагались внутри крепостных стен и в башнях. Монастырская тюрьма на Соловках существовала до 1903 года. Однако вскоре её сменил один из самых крупных и страшных исправительно‑трудовых лагерей СССР.
Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН)
После Октябрьской революции монастырь на Соловках упразднили, а все помещения обители, включая храмы и скиты, переоборудовали под камеры и карцеры. В 1923 году сюда прибыли первые заключённые. С этого времени намоленное место постепенно становится одним из самых страшных исправительных лагерей.
СЛОН занимал обширную территорию не только на Большом Соловецком острове, но и на соседних островах, несколько отделений было и на материке. Сначала арестантов содержали в монастыре, но постепенно лагерь разрастался, узников размещали за пределами стен обители, в отдалённых скитах, а позже построили деревянные бараки.
А. И. Солженицын назвал СЛОН «полярным Освенцимом» за непосильный труд, нечеловеческие условия содержания и жестокие пытки. За 14 лет существования концлагеря через него прошло около 200 тысяч человек, многие из которых были расстреляны или умерли от пыток.
Здесь отбывали наказание за уголовные и политические преступления, а также те, кого лишь подозревали в антигосударственной деятельности. Заключёнными Соловков были священнослужители, офицеры Белой и Красной армий, философы, историки, писатели и музыканты — противники советской идеологии.
В 1937 году лагерь реорганизовали в новую Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, которая просуществовала ещё два года. И хотя статус поменялся, порядки там оставались прежние: сохранились всё те же условия жизни, непригодные для человека.
Открытие музея
После упразднения Соловецкой тюрьмы территорию отдали военным. Здесь располагался учебный отряд, занимавшийся подготовкой специалистов для военно‑морского флота. А в 1960‑х на Соловках основали историко‑архитектурный музей‑заповедник. Постепенно здесь начали реставрировать архитектурные памятники, формировать музейные коллекции и туристические маршруты на островах. Это время считается началом новой истории обители: она стала популярным местом для путешествий из Архангельска.
Сотрудники музея тщательно исследовали Соловецкие острова, изучали флору и фауну, проводили археологические исследования на территории монастыря и развивали экскурсионную деятельность. В конце 1989 года в музее открыли экспозицию истории Соловецкого концлагеря. Это была первая советская выставка, посвящённая политическим репрессиям.
Возрождение обители
В 90‑е годы XX столетия началось возрождение Соловецкого мужского ставропигиального монастыря. В корпусах снова разместились служители, храмы освятили и возобновили богослужения.
В это же время в обитель вернулась главная святыня — мощи основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, которые в советское время вывезли с острова. Некоторое время они выставлялись в Центральном антирелигиозном музее Москвы, а затем в ленинградском музее истории религии и атеизма. Сейчас раки с мощами находятся в Троицком соборе. Ещё одна святыня, вернувшаяся в обитель, — белокаменный крест преподобного Савватия середины XVI века.
А вот большая часть богатой коллекции древних икон Соловецкого монастыря в советское время пополнила фонды Государственного исторического музея, Третьяковской галереи и Московского Кремля. Например, в экспозициях Кремля можно увидеть соловецкие образы XVI-XVII веков. Среди них «Спас Недрёманное око» в серебряном окладе и «Явление Богоматери с апостолами преподобным Сергию и Никону Радонежским».
Что посмотреть на территории монастыря
Сегодня Соловецкий монастырь — это целый комплекс архитектурных памятников XVI-XIX веков. В отреставрированных храмах возобновлены богослужения, а в бывших крепостных башнях, жилых и хозяйственных постройках открыты музейные экспозиции. Рассказываем про самые интересные достопримечательности Соловецкой обители.
Соловецкая крепость
Первая деревянная крепость на Соловецком архипелаге появилась во второй половине XVI века для защиты северных рубежей страны. Однако вскоре из‑за русско‑шведских войн цитадель решили усилить — выстроить в камне. С тех пор Соловецкая крепость, в отличие от других средневековых укреплений, практически не перестраивалась.
Толщина каменных стен и башен, сложенных из местного валуна, в нижней части достигает семи метров. Большое внимание уделили защите северной и южной частей крепости, которые, в отличие от восточной и западной, не были защищены водой. Высота стен здесь доходит до 11 метров, а в качестве дополнительных укреплений выступают мощные башни с бойницами, перед которыми были устроены рвы. С южной части — наполненные водой, а с северной — «сухие», с частоколом заострённых брёвен.
Всего в Соловецкой крепости возвели восемь башен. В настоящее время оценить военную мощь сооружения получится, осмотрев южную часть стены с отреставрированными Белой и Прядильной башнями. Здесь можно прогуляться по боевым ходам и посмотреть, как выглядела неприступная цитадель изнутри.
Сушило
Каменное здание для хранения и просушки зерна возвели в XVI веке, а позже включили в состав оборонительных укреплений, соединив с Белой башней. В настоящее время все помещения Сушила восстановлены, в них расположены музейные экспозиции.
На третьем ярусе открыта выставка, посвящённая ремёслам Соловецкого монастыря. Здесь можно посмотреть на коллекцию кузнечных инструментов, дверцы печных ниш, изразцы XVII-XVIII веков. Гордость экспозиции — макет Соловецкого мужского монастыря в период его расцвета в XVII веке. Он позволяет разглядеть сторожевые башни, хозяйственные постройки и величественные храмы обители в деталях.
Выше, в «чёрной палате», где в дореволюционное время сушили зерно, можно познакомиться с уникальной печной системой Соловков. Печь располагалась не в комнате, а в подклете здания, тёплый воздух поступал по каналам, размещённым прямо внутри стен. Благодаря такой системе, даже в суровом соловецком климате топили только один раз в неделю. На мультимедийных экранах представлены наглядные схемы и графики не только соловецких печей, но и римских, и византийских.
В подклете Сушила можно посмотреть, как выглядели камеры монастырской тюрьмы царского периода, куда ссылали политических и религиозных преступников.
Спасо‑Преображенский собор
Считается главным храмом монастыря. Его возвели в 1560‑х на месте деревянной Преображенской церкви. Новый собор стал главным украшением православного монастырского комплекса. Каменные стены храма украшены пилястрами, узкими окнами и кокошниками с церковными росписями XVIII века, которые только ожидают своей очереди на реставрацию. Венчают постройку пять чёрных глав, причём боковые расположены на углах храма, на значительном расстоянии от центральной.
Спасо‑Преображенский собор неоднократно перестраивался. Например, сейчас на фасаде храма можно увидеть и маленькие оконные проёмы XVI века, и более поздние высокие окна XVIII столетия. А фасады и внутренние стены в XIX веке были украшены росписями. Внутри сооружения был устроен большой пятиярусный иконостас и несколько пристенных поменьше. К XVII столетию в соборе хранилось около тысячи образов.
После Октябрьской революции Спасо‑Преображенский храм признали архитектурным памятником, что спасло его от разрушения. Все ценные иконы главного собора монастыря вывезли, а в его стенах открыли антирелигиозный музей, где выставлялись сохранившиеся образы, церковная утварь, медные гравюры и мощи святого Зосимы. После реставрации собору вернули первоначальный аскетичный вид, а внутри устроили новый иконостас.
Успенский трапезный комплекс
Стал первой каменной постройкой на территории обители, его возвели в 1550‑х годах. Комплекс состоит из Успенской церкви, Трапезной и Келарской палат, стоящих на едином основании и связанных переходами со Спасо‑Преображенским собором монастыря и Поварней.
В подклетах здания размещались различные хозяйственные помещения: погреба для хранения хлеба и кваса, пекарня и кухня с печью. Большую часть постройки занимает трапезная. Это просторный зал со сводчатым потолком, который поддерживает массивный столб диаметром четыре метра.
Из трапезной можно попасть в Келарскую палату. Это небольшой зал с восьмигранным столпом в центре и нишами для хранения различных предметов. Самое маленькое помещение занимает Успенская церковь. Здесь не было пышной отделки, поскольку храм использовали как «вседневный». Церковь возвышается над архитектурным комплексом и обозначена тремя главками, выстроенными в одну линию.
В течение времени Успенский комплекс видоизменялся и перестраивался, но после реставрации во второй половине ХХ века всем помещениям вернули первоначальный облик.
Новобратский корпус
На территории Соловецкого монастыря расположено сразу несколько жилых и ремесленных каменных корпусов. В них жили монахи и мастера‑ремесленники, здесь же были устроены их мастерские. Например, в Рухлядном корпусе работали портные и сапожники, в Наместническом размещались свечной, слесарный и печатный цеха, а в Новобратском корпусе трудились котельники (мастера по изготовлению котлов и медной посуды).
Нынешний Новобратский корпус в южной части обители возвели в 1823 году вместо старого строения с кельями и мастерскими. В конце ХХ — начале ХХI века здание решили реконструировать под нужды администрации музея, но прежде здесь провели масштабные археологические раскопки. Результатом стала интереснейшая археологическая экспозиция, открытая на первом этаже Новобратского корпуса.
Здесь можно познакомиться с историей Соловков от каменного века до Средневековья, узнать подробнее о монастырской жизни. В экспозиции представлены древние ритуальные топоры эпохи бронзы и разделочные доски эпохи неолита, а также украшения XI-XIII веков и предметы кузнечных, бронзолитейных и гончарных мастерских XV-XVIII веков. А ещё здесь можно увидеть настоящие остатки деревянных келий XVI века и фундаменты каменных корпусов монастыря, возведённых в XVII столетии и раскрытых во время раскопок.
Достопримечательности вокруг монастыря
За пределами крепостных стен можно найти не меньше интересного. Например, поклонный крест, установленный прямо в водах бухты Благополучия, который, как и в дореволюционное время, встречает паломников и путешественников. Или изящные белоснежные часовни XIX века и деревянную беседку на набережной бухты, откуда открываются шикарные виды.
В паре минут ходьбы от крепостной стены расположен бывший барак управления СЛОНа. Здесь открыта экспозиция, посвящённая Соловецкому трудовому лагерю начала ХХ века. В коллекции — архивные документы, фотографии, биографии знаменитых заключённых, а также кинохроника 1920‑х.
Экспозиция знакомит с устройством лагеря, этапированием узников и их распорядком дня, а также с лагерными производствами и самым страшным местом — штрафными изоляторами. На стендах размещены воспоминания заключённых, а на витринах — сохранившиеся рабочие орудия узников (лопаты, кайла, пилы) и личные вещи (ложки, лапти, письма).
Где находится Соловецкий мужской монастырь
Обитель располагается на Соловецком архипелаге в Архангельской области, на Большом Соловецком острове. Вход на территорию монастыря свободный. Богослужения проводят в Свято‑Троицком соборе каждый день, но расписание лучше уточнить заранее на сайте.
Музейные экспозиции работают с 10:00 до 18:30 или 19:00. Некоторые выставки принимают посетителей только в составе организованных групп.
Чтобы не спеша познакомиться со всеми экспозициями, посетить церкви и вдоволь налюбоваться северной природой, сюда стоит приезжать на пару‑тройку дней. На Соловках находится несколько гостиниц, готовых принимать путешественников круглый год.
Как добраться до Соловецкого монастыря
Можно на самолёте или на наземном транспорте. Существует два маршрута до Соловков — через Архангельск и Кемь, однако в любом случае добираться придётся с пересадками.
Из Архангельска до Соловков можно долететь на самолёте местной авиалинии «2‑й Архангельский объединённый авиаотряд». Рейсы выполняют один раз в день по понедельникам, вторникам, средам и пятницам.
Добираться через карельский город Кемь удобно из Москвы и Петербурга — из двух столиц сюда ходят поезда. Дальше от причала в соседнем посёлке Рабочеостровске отправляются рейсовые теплоходы. Правда, курсируют они только в тёплое время года, а билеты нужно бронировать заранее через турагентства.
Заключение
Соловки — удивительное место с впечатляющей природой и не менее захватывающей историей. Приехать сюда стоит ради великолепных памятников средневековой архитектуры, чтобы побывать в старинных храмах, прикоснуться к истории обители от основания до «Соловецкого сидения» и трудовых лагерей ХХ века. А не упустить всё самое увлекательное и узнать интересные факты о Соловецком монастыре, которых нет в путеводителях, помогут местные гиды.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Погулять среди сосновых дюн, услышать о природе края и попробовать поморского чаю со сладостями
Познакомиться с историей города в ёмкой, доступной и увлекательной форме
Открыть необыкновенную, многогранную, неоднозначную столицу Поморья — и полюбить ее!
Однодневное путешествие к пещерам, водопадам и эко-тропам Пинежского заповедника