Спас на Крови — один из символов Санкт‑Петербурга

13 фев 2023, обновлено 21 ноя 2024
Спас на Крови — один из символов Санкт‑Петербурга
Красота и величие собора, освящённого в честь Воскресения Христова, заставляет замереть от восхищения. В нём привлекательно всё — от причины создания до спасения от разрушения в сталинские времена. Из статьи узнаете историю собора и тайну названия. Расскажем, по какой причине здание считается заговорённым, как уцелело во время Великой Отечественной войны и почему ему приписывают роль в развале Советского Союза. Дадим информацию о расписании работы храма, экскурсиях и билетах в музей‑памятник «Спас на Крови».

Храм Спаса на Крови на карте Санкт‑Петербурга

История создания храма Спаса на Крови

Печальное известие потрясло в марте 1881 года Россию: император Александр II убит. Люди любили монарха, поэтому было решено увековечить память о нём и возвести на месте трагической гибели храм Воскресения Христова.

Здание планировали построить в традиционном для православных церквей стиле. Разработку проекта поручили архитектору Альфреду Парланду. Создание архитектурного шедевра продолжалось четверть века. В 1907 году Спас на Крови был открыт. Это одна из последних крупных храмовых построек в стране, строительство которой было завершено до Октябрьской революции.

Главный купол Спаса на Крови находится на высоте 81 метр над землёй. Многие считают эту цифру символичной, поскольку император трагически погиб в 1881 году. Здание вмещает полторы тысячи человек. Изначально собор содержался на государственные средства, богослужения проводились по большим праздникам и для поминовения государя Александра II.

1907–1910 годы. Храм Спаса на крови • 1907 год. Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна в сопровождении свиты и роты дворцовых гренадер участвуют в крестном ходе • 1907 год. Алтарь храма

Судьба храма в советское время была непростой, как и у большинства церквей нашей страны. В тридцатые годы постройка использовалась как складское помещение. Перед началом Второй мировой войны власти решили уничтожить святыню как здание, не имеющего архитектурной и исторической ценности. Сапёры начали готовить собор к взрыву, однако закончить не успели: их призвали на фронт.

В период блокады Ленинграда в здании работал морг. После войны здесь был склад декораций оперного театра. Когда складские помещения загорелись, внутренняя отделка серьёзно пострадала. Во времена правления Хрущёва в Ленинграде взорвали более ста церквей, но Спас на Крови уцелел.

За время использования не по назначению здание обветшало, фасад и интерьеры были повреждены. Реставрация велась четверть века. В наше время собор Спаса на Крови работает как православная церковь и музейный объект, принимающий десятки тысяч посетителей ежегодно.

1925 год. Победитель гонки Ленинград‑Тифлис‑Москва на автомобиле Tatra 11 • 1944–1945 годы. Металлоконструкции главы центральной апсиды • 1986 год. Спас на Крови

Архитектура

Архитектор Альфред Парланд стремился возродить традиционный стиль и исконную «русскость» оформления православных церквей. Этот стиль был отодвинут на второй план со времён Петра I. Храм не зря называют собирательным образом отечественной православной церкви XVII века. Получился самобытный шедевр зодчества. Храм Спаса на Крови по праву считается архитектурным украшением Санкт‑Петербурга.

Внешний вид

Здание эклектично, фасад полон сложных силуэтов, отделан гранитом, мрамором и самоцветами, в нём много деталей: узорчатые колонны, расписные пояски, кокошники над окнами. Фасад облицован цветными плитками, мрамором, глазурованным кирпичом, а цокольная часть выполнена из серого гранита. Более тысячи квадратных метров куполов покрыты ювелирной эмалью.

Южное крыльцо

Рассмотреть детали оформления фасада со всех сторон можно на модели здания, установленной в музее. Информационные стенды с историческими фотографиями и поясняющими текстами рассказывают об этапах реставрации.

Наружный декор

От Михайловского сада в центре Петербурга церковь отделяет кованая декоративная решётка с причудливыми изгибами — часть архитектурного ансамбля храма Спаса на Крови.

В западной части здания находится притвор, напоминающий сказочный терем с затейливым убранством. В само здание ведут два крыльца. Они украшены мозаичными полотнами, которые посвящены распятию и воскресению Христову.

На западном фасаде есть мозаики с гербами российских городов и губерний. Центр композиции с этой стороны здания — распятие, созданное по эскизу Альфреда Парланда. Кладка из красно‑коричневого кирпича подчёркивает краски мозаичных картин.

Мозаика с гербами российских городов. Фото: автор Юрий Шокин • Мозаика «Спаситель Благословляющий» • Панно «Христос во славе»

В восточной части располагается алтарь с аспидной (выступающей) частью. Здесь располжоена мозаика «Спаситель Благословляющий» по эскизу Парланда.

Северный фасад украшает панно художника Михаила Нестерова, изображающее воскресение Христа. Южный фасад украшен панно «Христос во славе». Этот фасад считается главным и прекрасно просматривается с Невского проспекта.

Ещё по теме
 

Летопись правления на фасаде

В нишах по периметру здания установлены мемориальные таблички из красного гранита. На них золотой вязью написаны основные события, произошедшие в эпоху царствования Александра II.

Среди внутренних реформ отмечены: освобождение крестьян от крепостного права, ограничение телесных наказаний, снятие цензуры с печатных изданий, принятие судебных уставов. К главным внешнеполитическим достижениям относилось прекращение Крымской войны, возвращение Россией прав на Чёрном море, присоединение Средней Азии, Уссурийского и Амурского края.

Осматривая Спас на Крови, человек не только любуется храмом, но и изучает историю России времён царствования Александра II Освободителя.

Летопись правления Александра II

Интерьер храма

Стены, подкупольное пространство, колонны украшены не традиционными живописными полотнами, а мозаичными картинами.

Для отделки иконостаса, пола, окон и сени (скорбное место, где смертельно ранили Александра II) были использованы полудрагоценные камни: порфир, орлец, итальянский мрамор, серо‑фиолетовая и зеленоватая яшма. В советское время большую часть драгоценностей демонтировали. Во время последней реставрации кое‑что удалось восстановить, правда, в отделке использовали уже другие материалы и техники.

Ещё по теме
 

Невысокий иконостас открывает верхнюю часть алтарного пространства. Над алтарём размещена мозаика «Христос во славе». Как правило, в православных церквях на этом месте находится образ Богородицы. Но Спас на Крови христоцентричен, поэтому над алтарём, в своде главного и малых куполов, в центральной конхе — лики Спасителя. Царские врата сделаны из чеканного серебра с эмалью. Библейские сюжеты и лики святых перемежаются древнеславянскими растительными орнаментами, ни один из которых не повторяется.

Более 600 квадратных метров пола выложены разноцветным итальянским мрамором. Для его создания Альфред Парланд сделал 45 неповторяющихся рисунков.

Мозаика храма

Длительный срок строительства собора Воскресения Христова объясняется сложностью создания мозаичных картин.

Стены, обрамление окон, а также двери и подкупольное пространство покрыты картинами из мозаики. Иконы в интерьерах Спаса на Крови также мозаичные.

Перед глазами зрителей предстаёт грандиозная картина — переливающиеся в лучах света изображения.

Мозаика внутри храма. Фото: nnikolaevna75

Более трёх десятков мастеров участвовали в создании панно для Спаса на Крови. Художники делали живописные оригиналы для мозаичного воспроизведения. Затем в мастерской набирали фрагменты. В итоге из отдельных частей складывался единый пазл каждой картины.

Замена живописных картин и традиционной росписи по сырой штукатурке мозаичными панно решает проблему сохранности внутреннего убранства. Произведения искусства не портятся под воздействием сырого климата Северной столицы.

Сень над местом гибели императора

Необычное месторасположение здания и его частичный выход в пространство канала Грибоедова легко объяснимы. Храм возвели там, где был ранен Александр II. Место гибели царя встроено в интерьер.

Сень выполнена в виде шатра из тёмной яшмы с крестом на вершине. Под шатром — камни мостовой и часть решётки с набережной Екатерининского канала. На них попали брызги крови императора. Изначально кровь была подлинной, но большую часть сени в сталинские времена уничтожили. Сегодня под шатром установлен полый крест, наполненный алыми розами.

Фото: Timin Ilya, CC BY-SA 4.0

Здесь молились о душе убиенного императора. Рядом со святым местом находится мозаичное изображение Александра Невского, небесного покровителя погибшего императора. Наверху в центре — «Новозаветная Троица», изображения пророков и апостолов.

Перед сенью, как и возле остальных объектов музея, расположены информационные таблички, на которых описана история музейных экспонатов.

Интересные факты

Первоначальное название храма — собор Воскресения Христова — символично. В нём звучит идея победы над смертью. Просматривается аналогия между искупительной жертвой Иисуса Христа и мученической смертью Александра II. Император посвятил жизнь служению народу, освободил 20 миллионов человек от рабства и был убит. По замыслу создателей собора, место гибели императора следовало осмысливать как «Голгофу России».

Название «Спас на Крови» легко расшифровывается. «Спас» — от слова Спаситель, то есть Христос. «На крови» означает место, где пролилась кровь императора Александра II.

В начале двадцатых годов прошлого века в стране шла реквизиция церковных ценностей под предлогом сбора средств голодающим Поволжья. Церковь лишилась драгоценной богослужебной утвари.

Во времена советской власти предпринимались попытки уничтожить храм Спаса на Крови — все провалились, а собор стали называть «заговорённым». За весь период Великой Отечественной войны ни одна вражеская бомба не нанесла ущерба зданию, на фасаде остались только щербины от осколков. Их не стали реставрировать, оставили как память о войне.

Крупный снаряд весом 150 килограммов попал в собор и застрял в перекрытии под центральным куполом возле руки Иисуса Христа. Неразорвавшийся снаряд пролежал там до 1960 года. Его случайно обнаружили при оценке целостности перекрытий и обезвредили.

Со Спасом на Крови связана городская легенда. Реставрационные работы в храме начались в семидесятых годах прошлого века. Вокруг здания возвели строительные леса. Они стояли почти 25 лет. Вид собора стал объектом для шуток горожан. Говорили, что Советский Союз исчезнет после того, как разберут леса вокруг собора. Леса сняли в 1991 году, СССР вскоре перестал существовать.

Между первым и вторым освящением храма прошло 90 лет. В августе 1997 года, после окончания работ по реставрации собора на Крови, состоялось второе освящение. Сейчас храм работает как мемориальный музей‑памятник и православная церковь, проводятся богослужения.

Рядом расположена часовня Иверской иконы Божьей Матери. В ней функционирует музей камня.

Режим работы Спаса на Крови

Посетить музей можно самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Время работы с 10:00 до 18:00, выходной — среда. С мая по сентябрь музей работает и в вечерние часы: с 18:00 до 21:30, но без экскурсий. Кассы закрываются на полчаса раньше. В дни государственных праздников, а также школьных каникул расписание меняется. Уточнить график работы можно на сайте.

Фото: Shutterstock

Расписание богослужений

График проведения церковных служб на месяц можно найти на сайте. Божественная литургия начинается в 07:30, всенощное бдение — в 18:00.

Цены на билеты в храм Спас на Крови

Стоимость посещения для различных групп населения отличается, информация есть на сайте. Билет можно купить онлайн или в кассе перед входом. Льготные билеты продают только в кассе.

Спас на Крови с высоты птичьего полёта. Фото: Shutterstock

Правила посещения храма

  • Рекомендуется одеваться, как того требует православная традиция. Женщины — в длинных юбках и головных платках, без декольте. Мужчины — в брюках без головного убора.
  • В соборе нельзя шуметь, есть и пить.
  • Делать фото можно бесплатно. Запрещено фотографировать только во время богослужений.

Где находится Спас на Крови и как до него добраться

На станции метро «Невский проспект» выйдите по указателю в сторону канала Грибоедова. Подойдите к каналу и посмотрите направо. Будут видны купола Спаса на Крови. До музея нужно пройти 200 метров по набережной. Для тех, кто привык ориентироваться по карте, даём адрес: набережная канала Грибоедова, дом 2б, литера А.

Рядом расположены остановки автобусов №3, 7, 22, 27 и троллейбусов №1, 5, 7, 10, 11, 22.

Ещё по теме
 
Канал Грибоедова

Заключение

Вид собор Спаса на Крови впечатляет, недаром его изображение украшает путеводители по Санкт‑Петербургу. Купола покрыты разноцветной ювелирной эмалью, расписные крыльца делают храм похожим на русский терем. Снаружи и внутри собор украшен 7000 м² мозаики, созданной тремя десятками мастеров. Библейские сюжеты, лики святых, ангелы, затейливый орнамент, витые колонны, изразцы — разглядывать собор можно бесконечно.

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии ФёдоровныПавловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса

Еще экскурсии по теме