Мистическая Москва: 8 столичных мест, окутанных тайнами
От знаменитых Патриарших до чудо‑камней в Коломенском/https://cdn.tripster.ru/photos/8e333c3c-3897-49af-8319-749f48893379.jpg)
Патриаршие пруды
Поклонники творчества Михаила Булгакова помнят, что именно в этом районе Москвы впервые появился Воланд — один из центральных героев «Мастера и Маргариты». Вероятно, Булгаков неспроста выбрал Патриаршие пруды для того, чтобы познакомить читателей с дьяволом. Ореол таинственности окутывает эту локацию на протяжении долгих столетий.


Район современных Патриков впервые упоминается в летописях XII века. В древности здесь находилось языческое капище, на котором чтили Рода — главного бога славянского пантеона. Выбор места был неслучайным. Подобные святилища было принято возводить в труднодоступной местности, а на территории Патриарших прудов в те времена находилось болото.
Позднее его прозвали Козьим, потому что жители ближайшей слободы занимались разведением коз. В болоте находился исток ручья Черторыя (несложно догадаться, от какого слова произошло его название). Язычники верили, что по «чёртовому» ручью проходила граница, разделяющая царства мёртвых и живых. Любопытно, что в разные времена многочисленные попытки засыпать Черторый оборачивались неудачей — он продолжал мощным потоком бить из‑под земли. Ручей существует до сих пор: сегодня он течёт внутри подземного коллектора.
Вот что ещё необычного в этом месте: несмотря на повсеместное распространение христианства, языческие традиции сохранялись на этих землях вплоть до XVIII века, пока патриарх Гермоген не решил построить здесь патриаршую резиденцию. Болота высушили, рядом возвели храмы. Так наступило новое время в истории района, которое, впрочем, продлилось недолго. Уже в следующем веке патриаршество в стране упразднили, некогда ухоженные пруды вновь стали заболачиваться, храмы позакрывали. А бывшая резиденция патриархов сгорела дотла в пожаре 1812 года.



На протяжении долгих лет район окутывала дурная слава. Говорили, что здесь постоянно творится какая‑то чертовщина: люди погибали при невыясненных обстоятельствах или пропадали бесследно. Эти слухи продолжились даже с наступлением передового ХХ столетия, когда Патриаршие превратились в один из самых благоустроенных районов Москвы. Часто местные рассказывали историю о паре влюблённых, отдыхавших у пруда. Якобы мужчина решил искупаться и уже в воде почувствовал, как невидимая сила тянет его на дно. Очнулся он на берегу совершенно один и свою возлюбленную больше никогда не видел.
Считается, что именно из‑за мистической репутации района Булгаков и решил поселить сюда дьявольскую компанию — Воланда, Азазелло, Коровьева и чёрного кота Бегемота. Он и сам ощущал особую атмосферу этого места, поскольку жил поблизости — в знаменитой «Нехорошей квартире» на Большой Садовой, где тоже регулярно происходили необъяснимые события, а сейчас находится музей писателя.


Иоанно-Предтеченский монастырь
Нередко московские улицы скрывают за аккуратными фасадами зданий такие сюжеты, что не каждому писателю снилось. Ивановская горка — место тихое, но с характером. Здесь находится Иоанно-Предтеченский монастырь — один из самых старых женских монастырей Москвы. Известен он не только как образец изящной архитектуры XVI века, но и как место заточения неугодных власти женщин. Так, в монастырь упрятали вторую жену Ивана Грозного Пелагею Михайловну, потом — супругу царя Василия Шуйского Марию Петровну. В местных кельях пряталась от расправы Августа Дараган — по слухам, незаконная дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского.
Но самой известной узницей остаётся Дарья Салтыкова, названная Салтычихой. Женщина, от биографии которой по телу бегут мурашки. Барыня с дурной славой, жестокая помещица, чьи садистские наклонности стали причиной страданий десятков крепостных. Судили её за убийства — по одним данным, она погубила около 70 человек, по другим — не меньше сотни. Говорят, однажды чуть не расправилась с дворянином Николаем Тютчевым — дедом знаменитого поэта — из‑за любви, на которую он не ответил взаимностью.

После громкого суда Салтыкову приговорили к пожизненному заключению и заточили в подземной келье Иоанно-Предтеченского монастыря. Первые годы она провела в сыром и тёмном подземелье, где свет пробивался лишь сквозь крохотное окошко — его открывали только во время приёма пищи. Позже её перевели в каменную пристройку, но и там условия оставались суровыми. Любопытствующие москвичи приходили поглазеть на «кровавую барыню», смотрели сквозь щель и плевались. Так она и жила — на виду у зевак, но при этом навсегда отрезанная от мира, — в заключении 33 года и умерла в том же монастыре.
Говорят, после смерти Салтычихи в районе монастыря начали происходить странности. Люди слышали шаги, ощущали холодные порывы воздуха среди ясного дня, кто‑то даже клялся, что видел её силуэт в подворотнях. Со временем эти слухи превратились в городскую легенду: будто неуспокоенный дух убийцы бродит по окрестностям.



Храм на Кулишах
Ещё одно место с дурной славой поблизости. Построили храм ещё в XIV веке в честь победы на Куликовом поле — отсюда и название. Здание несколько раз перестраивали, а в XVI веке под полом расположили усыпальницу. Позднее решили обновить и склеп: в ходе работ гробы с останками перенесли в другое место. Реконструкция завершилась к осени 1666 года. Тогда же очевидцы и стали рассказывать о происходивших в храме загадочных событиях.
Местный сторож утверждал, что видел странное свечение в помещениях, где свет был полностью погашен, и слышал загадочные звуки, у которых словно не было источника. Об этом он оставил запись в церковной книге. Затем обитательницы богадельни при храме стали жаловаться на поселившуюся здесь невидимую силу: якобы их среди ночи сбрасывало с постелей, по углам гремело, с печки что‑то стучало, летали миски, черепки, кочерги.
Слухи о творившейся в храме чертовщине дошли до царя Алексея Михайловича. По его распоряжению сюда вызвали преподобного Илариона из Флорищевой пустыни — монаха, известного своим благочестием. Он совершил молебны и обряды. По завершении всех служб странностей в храме больше не происходило. По крайней мере, об этом ничего не известно.
С тех пор появилось крылатое выражение «у чёрта на Кулишках» — так говорили о месте далёком и тревожном. Со временем слово «кулишки» исказилось в «куличики», но суть осталась прежней.



Дом на набережной
Построенный в 1931 году, на тот момент он стал самым большим жилым зданием в Европе и символом надежды на новую жизнь. Но со временем превратился в молчаливый памятник тем, кто надежду потерял.
Жилой комплекс на Берсеневской набережной поначалу задумывался как жильё для элиты: артистов, учёных, партийных работников. Казалось, что такой жизни, как у обладателей здешних квартир, можно только позавидовать: просторные комнаты с высокими потолками, паркетные полы, мебель, которая входила в комплект (при въезде можно было ничего не докупать), а ещё уютные дворики с фонтанами, своя прачечная и даже театр.
Но элитный ЖК оказался местом с плохой репутацией: из 2500 человек, проживавших в здесь с 1933 по 1953 годы, 800 были репрессированы (сосланы в лагеря или расстреляны). Страх, поселившийся в доме, породил много слухов. Говорили, например, что местные консьержи — это работающие под прикрытием агенты НКВД. Родилась легенда, что под зданием существует тайный ход, ведущий прямо на Лубянку. А спустя годы в городском фольклоре появились истории о призраках, населяющих Дом на набережной. Его вскоре прозвали домом с привидениями.



Самой популярной и жуткой стала легенда о дочери командарма. Говорят, когда её родителей арестовали, чекисты пришли и за ней. Девушка, запершись в квартире с пистолетом, обещала стрелять в любого, кто войдёт. Тогда глава НКВД приказал отключить свет, воду, отопление и заколотить дверь. По слухам, с тех пор её силуэт и можно увидеть в окнах верхнего этажа.
Эти и другие истории сегодня можно услышать, посетив музей при Доме на набережной. В экспозиции — фотографии и личные вещи тех, кто когда‑то жил в этих стенах. Участвовала в создании музея вдова писателя Юрия Трифонова — Ольга. А сам Трифонов, выросший здесь, написал повесть «Дом на набережной» — это была его личная попытка вспомнить страшные события и не сойти с ума.



Район Останкино
По популярной версии, название этого московского района пошло от слова «останки». Здесь, на месте современной телебашни, когда‑то находилось языческое капище. Позже его превратили в кладбище — неосвящённое, без крестов, для тех, кому путь на церковный погост был закрыт, то есть для самоубийц. В XVIII веке здесь появился морг, куда доставляли неопознанные тела. Потом — Лазаревское кладбище, получившее имя от церкви Лазаря. Но память о прежнем назначении этих мест уже прочно впиталась в городскую топонимику.
Жуткие события начали происходить в этих местах в XVIII веке. Когда усадьба в Останкине отошла к графу Шереметеву, он превратил её в центр придворного театра. Построил дворец и начал устраивать постановки, на которые приезжали знатные гости. Актёры, в основном крепостные, выступали великолепно — и получали за это не аплодисменты, а розги. Репетировали в конюшнях, заболевали от холода и сырости, умирали от изнеможения. Вокруг тогда было семь прудов, в которые, как поговаривали, бросались актрисы, не выдержавшие издевательств. С тех пор эти водоёмы прозвали прудами утопленниц.
С Останкином на протяжении его многовековой истории связывали много суеверий и легенд. Чаще других из уст в уста передавалась история о ведьме‑вещунье — сгорбленной женщине в чёрном, которая якобы появилась здесь ещё во времена Ивана Грозного.

Первым её увидел боярин Сатин, которому она посоветовала не строиться на этом месте. Он не послушал — и вскоре был повешен по приказу царя. Его место занял опричник Орн. Говорили, он увлекался чёрной магией, проводил ритуалы в усадьбе, раскапывал могилы. Ведьма пришла и к нему — предупредила, что за этим последует расплата. Вскоре рассудок Орна помутился: он напал на купцов, которые везли товар для самого Ивана Грозного, и забрал их груз. Узнав об этом, царь велел найти и казнить опричника. Но тот пропал в Останкинских болотах — и больше его не видели. После этого ведьму стали бояться и императоры. Павел I якобы встретил её, когда гостил у Шереметева, и после этого знал дату своей смерти. Александр II, по легенде, тоже услышал от неё предсказание — о том, что проживёт ещё двадцать пять лет и погибнет от руки «безбожника».
Легенда о ведьме‑вещунье не канула в Лету даже спустя много лет. В 2000 году местные жители утверждали, что видели роковую старуху прямо накануне печально известного пожара на Останкинской телебашне.

Введенское кладбище
Здесь каждый камень и каждое дерево словно дышат атмосферой таинственности и мрачной мистики. Введенское кладбище открыли в 1771 году, чтобы хоронить жертв эпидемии чумы. Назвали его по Введенским горам, или Лефортовскому холму, на котором и расположили. Сначала здесь хоронили только иностранцев: лютеран, католиков и других иноверцев. Отсюда и второе, неофициальное название — Немецкое кладбище.
Многие памятники здесь — настоящие произведения искусства. В глубине кладбища, например, стоит мавзолей мануфактурщика Людвига Кноппа в виде полуразрушенного античного портика и давно притягивает тех, кто увлечён мистикой. Ходит легенда о человеке, который однажды залез в него и увидел руку, торчащую из‑под земли. С тех пор место прозвали «Вампиркой». Раньше рядом с мавзолеем стояла статуя Христа — люди верили, что вода, стекавшая с его руки, обладает целебными свойствами. Паломники приходили с фляжками и бутылками.
На Введенском похоронено много известных людей, и места их вечного покоя хранят память о своих владельцах. Надгробие могилы Михаила Пришвина выполнено в виде птицы Сирин на камне, которая — по слухам — летает после заката. А на могиле работавшего в тюрьмах «доброго доктора» Гааза висят кандалы, звон которых, говорят, слышен по ночам.



Голосов овраг
Это загадочное место находится в музее‑заповеднике «Коломенское». С виду обычный овраг, если не знать, сколько историй за ним скрывается. Здесь течёт ручей, не замерзающий даже в разгар зимы. По легенде, он появился после того, как мимо проскакал одолевший змея Георгий Победоносец. Якобы следы от копыт коня пробили в земле брешь, и оттуда забил целебный источник.
Рядом с ручьём можно найти два валуна. Один называют Девичьим камнем. Считается, что он помогает женщинам, исцеляя от болезней. Другой — Гусь‑камень. Его чаще ищут мужчины, чтобы привлечь удачу в работе и дальних путешествиях.
Кроме того, с давних времён Голосов овраг был связан с чередой загадочных событий. Есть, например, легенда, что в 1621 году здесь — откуда ни возьмись — появился отряд вооружённых татар. Их допросили, и оказалось, что это воины, участвовавшие в походе на Москву ещё в 1571 году. Они рассказали, что скрылись в овраге, когда их армия была разбита. И хотя им казалось, что прошло совсем немного времени, в реальности минуло пятьдесят лет.



Другая популярная легенда относится к XIX столетию. Рассказывают, что двое местных крестьян возвращались домой и решили сократить путь через овраг. Они немного заплутали из‑за густого тумана, но вскоре нашли дорогу. По крайней мере, им так казалось. Но, дойдя до своих домов, крестьяне выяснили, что родные уже 20 лет как перестали их искать.
И хотя нет никаких оснований доверять любой из этих легенд, они превратили Голосов овраг в место, весьма популярное среди поклонников мистики и эзотерики. А ещё здесь очень красиво — маленький оазис тишины и природы недалеко от центра большого города.


Московское метро
С древних времён люди верили, что черти, демоны и прочие мистические существа обитают под землёй. А потому вполне естественно, что московская подземка за годы своей работы обросла вереницей легенд. Многие из них связаны с призраками.
Часто рассказывают про призрачный поезд. Говорят, он появляется на Кольцевой линии по ночам. За рулём управления — машинист в униформе 1930‑х. За годы своего существования легенда о поезде‑призраке обросла множеством страшных подробностей. Кто‑то верит, что поезд время от времени останавливается, и если в него зайти — исчезнешь навсегда.
Важно, что у большинства историй про привидений и духов исторические корни. Так, например, есть поверье, что на «Проспекте Мира» Кольцевой линии можно встретить дух Валерия Брюсова. Там неподалёку раньше находился дом поэта, где он умер в 1924 году. Не обошлось без историй про призраков и на станции «Сокол». Она построена на месте бывшего кладбища, где покоились солдаты Первой мировой. По слухам, призраки в военной форме бродят по станции по сей день.


Заключение
Легенды, страшилки и разного рода истории — важная часть городской культуры. Верить в них необязательно, но знакомство с ними помогает ближе познакомиться с городом и почувствовать его дух. А прекрасный способ изучить городской фольклор — отправиться на экскурсию с местными гидами. Они знают о городе такое, чего не прочтёшь в книгах. Проверенные экскурсии по мистической Москве можно забронировать на сайте и в приложении Tripster.
Ещё на тему путешествий
/https://cdn.tripster.ru/photos/026cd2f7-2e08-4f3b-8fb5-71ab823776f8.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/0bcc4d50-bd6d-4bad-b0e6-cc04357f3147.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/35fcf3ee-ecd4-4019-9407-386cfb53a43e.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/a9d44720-266e-49ba-855c-687cf43d6333.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/cd6820b9-7a61-40f9-ab0c-5ec1885aa24d.jpg)
Ещё экскурсии по теме
/https://cdn.tripster.ru/photos/ee282e20-5ef0-40d7-bd03-998a8b97967a.jpg)
Увидеть главные достопримечательности и посетить лучшие смотровые площадки

Раскрыть исторические и гастрономические секреты в центре Москвы
/https://cdn.tripster.ru/photos/271567ea-963c-41a1-9148-69839bc323c8.jpg)
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
/https://cdn.tripster.ru/photos/a6a37d3b-fdbc-49c6-a2ba-49deebdb4427.jpg)
Оценить открыточные виды столицы