Что посмотреть в Пушкине
Великолепные дворцы, живописные парки и интересные музеи бывшей царской резиденцииМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Дарья
Эксперт по Пушкину и Павловску, из моря информации выбирает именно то, что удивит, вдохновит и запомнится.
История
До XVII века на месте современного города была «Сарская мыза» — небольшая шведская усадьба. Но всё изменилось после Семилетней войны. Отвоёванную землю недалеко от строящегося Петербурга решили превратить в летнюю резиденцию для царских особ, которая прослужила императорской чете 200 лет. Новые дворцы, парки и окружающие слободы стали называть Царским Селом.
В 1918 году здания, принадлежавшие царским особам и их приближённым, национализировали, превратили в школы и оздоровительные лечебницы для детей, а усадебный комплекс — в музей. Город получил новое имя — Детское Село. В 1930-х его снова решили переименовать, на этот раз в честь знаменитого поэта и выпускника Царскосельского лицея А. С. Пушкина. Такое название сохраняется по сей день, однако многие продолжают называть город по-старому — Царское Село.
Достопримечательности Царского Села и Пушкина
Чтобы посмотреть все интересные места в исторической части города, потребуется не один день. В дворцово-парковом комплексе сохранились две императорские резиденции с великолепными интерьерами, старинные пейзажные парки с уютными аллеями, скульптурами и фонтанами. А в старой части города можно посетить музей-дачу А. С. Пушкина, где он написал «Письмо Онегина к Татьяне», и посмотреть на воссозданные интерьеры классных и жилых комнат воспитанников Императорского лицея.
Екатерининский дворец
Адрес: Садовая улица, 7
Первый дворец в Царском Селе появился в 1724 году. Это небольшое двухэтажное каменное здание предназначалось для Екатерины I. С приходом к власти Елизаветы Петровны дворец решили расширить и перестроить. За 14 лет строительства сменилось четыре архитектора, однако ведущую роль в возведении царскосельской резиденции приписывают последнему архитектору — Франческо Растрелли.
Известно, что Екатерининский дворец при Елизавете Петровне сверкал золотом. Но не только пышный лепной декор был вызолочен. Вдоль кровли дворца, на балюстраде, располагались многочисленные деревянные резные статуи и вазы, тоже покрытые позолотой. Симметрично куполам дворцовой церкви, на левом флигеле сиял золотом купол с главкой и многоконечной звездой на шпиле.
Грандиозный дворец в стиле барокко протянулся на 300 метров в длину. Фасад лазурного цвета украшен белоснежными колоннами, фигурами атлантов, кариатид и узорчатыми золочёными орнаментами. В северной части здания устроена Дворцовая церковь, над которой возвышаются пять куполов.
Не менее великолепным было внутреннее убранство Екатерининского дворца. Парадные залы украшены золотой резьбой, скульптурами, огромными зеркалами и живописными плафонами. Но главной достопримечательностью резиденции считается Янтарная комната, украшенная панелями из янтаря, резьбой и флорентийскими мозаиками. «Восьмое чудо света», как раньше называли этот зал, открыто для осмотра вместе с десятком других императорских комнат (несколько парадных залов и гостиных, покои Павла I и кабинет Александра I).
Статья по темеВосьмое чудо света: история Янтарной комнаты в Царском Селе
Мемориальный музей-лицей А. С. Пушкина
Адрес: Садовая улица, 2
В начале XIX века в одном из флигелей Екатерининского дворца открыли Императорский лицей, предназначавшийся для воспитания будущих государственных деятелей. Однако на деле самыми знаменитыми его выпускниками стали выдающиеся поэты и декабристы.
Замечательная традиция была у лицеистов в конце обучения: каждый выпуск разбивал колокол, который будил их каждое утро в 06:00 на протяжении всех шести лет обучения. Из осколков колокола потом отливали кольца в виде рукопожатия — как символ вечной дружбы лицеистов.
Образование в лицее длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Несмотря на строгую дисциплину, здесь царила атмосфера свободы и братства, а воспитание было довольно либеральным (в отличие от других учебных заведений, в лицее были запрещены телесные наказания).
Сегодня в Императорском лицее открыт музей с воссозданной обстановкой классных и личных комнат воспитанников. Здесь можно увидеть Большой зал, где проходили торжественные мероприятия и состоялся первый поэтический триумф юного Пушкина. В Газетной комнате для внеклассных занятий — посмотреть на сохранившиеся рукописные журналы с карикатурами и стихами воспитанников. А во дворе приятно прогуляться по аллеям Лицейского сада, где когда-то отдыхали от занятий и озорничали будущие блестящие умы XIX века.
Знаменская церковь
Адрес: Дворцовая улица, 1
Считается старейшим храмом Царского Села. Её возвели в первой половине XVIII века в стиле петровского барокко. Храм получился небольшим и изящным. Его украшали белые колонны, небольшой балкон с ажурной решёткой, а на фронтоне — рельефное изображение Всевидящего ока, окружённого сиянием (ныне утрачено). Церковь увенчана колокольней с высоким шпилем, отчего немного напоминает Петропавловский собор.
Внутри располагался позолоченный иконостас в виде ширмы, украшенный резными узорами и фигурами ангелов. В 1747 году Елизавета Петровна распорядилась перенести в церковь из Петербурга чудотворную икону Божьей Матери «Знамение». Говорят, икона спасла Екатерининский дворец от пожара, а жителей Царского Села — от холеры.
После Октябрьской революции Знаменская церковь оставалась единственным действующим храмом города вплоть до 1942 года. Во время Великой Отечественной её разграбили и вывезли практически все иконы, включая «Знамение». Но вскоре святыню вернули, и сейчас икона находится в церкви Иоанна Богослова при Духовной академии (в Знаменской церкви хранится копия). В конце XX века храм отреставрировали, и теперь здесь снова проводят богослужения.
Екатерининский парк
Разделён на две части: регулярный парк напротив Екатерининского дворца и пейзажный у Большого пруда. Сад с геометрически правильной планировкой аллей был основан в 1720-х голландскими мастерами. А в середине XVIII века его значительно расширили, построили несколько павильонов и украсили скульптурами древнеримских героев.
В 1770-х началось обустройство территории вокруг Большого пруда. Здесь возвели несколько павильонов, живописный мост, а ещё Башню-руину в готическом стиле и мраморные колонны, знаменующие победы в русско-турецких войнах.
В Екатерининском парке сохранилось множество архитектурных памятников XVIII и XIX веков, здесь приятно погулять по широким аллеям с ровными рядами фигурно подстриженных деревьев, насладиться живописными видами на пруды и сделать великолепные фото на память.
Камеронова галерея
Адрес: Садовая улица, 9б
Задумывалась как место для прогулок и неспешных бесед. Проектированием постройки занимался известный архитектор Чарльз Камерон по заказу императрицы Екатерины II. В 1787 году на склоне холма у Екатерининского дворца уже возвышалась великолепная галерея.
Среди бюстов античных богов, философов и императоров на Камероновой галерее можно увидеть скульптурный портрет современника Екатерины II. Это известный политический деятель Англии, лидер партии вигов Чарльз Фокс. Императрица высоко оценила пламенную речь Фокса в парламенте против английского вмешательства в дела России, купила его мраморный бюст и пожелала видеть его в бронзе на галерее. Но вскоре новые речи Фокса разочаровали Екатерину, и бюст убрали. Но он сохранился и теперь напоминает нам об этой истории.
Первый этаж, отделанный грубо отёсанным камнем и украшенный арочными окнами, производит впечатление монументальности и контрастирует с воздушной верхней частью постройки. На втором этаже галереи Камерон устроил остеклённый павильон, окружённый террасами с белыми колоннами ионического ордера. Отсюда отлично видно регулярный парк и живописный Большой пруд с павильоном «Грот», а ещё получаются атмосферные фото.
Любимое место для прогулок Екатерина II украсила бронзовыми бюстами знаменитых полководцев, поэтов, философов и учёных (Гая Юлия Цезаря, Марка Аврелия и единственного соотечественника — М. В. Ломоносова). Практически всё скульптурное собрание императрицы сохранилось на своём историческом месте до наших дней. Не меньше впечатляет парадная лестница, украшенная ажурными решётками и бронзовыми статуями Геркулеса и Флоры.
Павильон «Грот»
В XVIII веке в Россию приходит мода устраивать небольшие павильоны-гроты для украшения парков и развлечения гуляющей публики. В летнее время здесь можно было укрыться от жары или отправиться на лодочную прогулку с пристани.
Изящный павильон с закруглёнными углами, нишами для статуй и пышной отделкой в стиле елизаветинского барокко построен по проекту Растрелли в середине XVIII века. Здание, выкрашенное в лазурный цвет, перекликается с главной достопримечательностью Царского Села — Екатерининским дворцом. Грот украшали колонны и круглые окна с фигурами ангелочков, дельфинов, тритонов и масками Нептуна, вырезанными из дерева.
В 1770-х деревянные украшения заменили лепными и закончили внутреннюю отделку под руководством архитектора Антонио Ринальди. Изысканное убранство в бело-голубых тонах с декором и статуями из личной коллекции Екатерины II сохранилось практически в неизменном виде. Сегодня здесь проводят временные выставки.
Павильон «Эрмитаж»
Один из самых великолепных в Царском Селе, выполненный в фирменном стиле Растрелли. От Екатерининского дворца к нему ведёт центральная Эрмитажная аллея. У здания необычная крестообразная форма и роскошно украшенный фасад с белыми сгруппированными колоннами, позолоченными фигурами атлантов, барельефами и лепными украшениями.
«Эрмитаж» предназначался для отдыха и неформальных обедов монарших особ. С середины XVIII века он ни разу не перестраивался, поэтому практически все его интерьеры сохранились в неизменном виде. Самый интересный — главный зал, украшенный позолотой, зеркалами и живописным плафоном кисти Джузеппе Валериани «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу».
Но главная фишка зала — уникальные подъёмные столы XVIII века (они до сих пор работают). При помощи лебёдок серединную часть стола опускали на первый этаж, в буфетную. Когда готовые блюда занимали свои места, их поднимали обратно в главный зал. После пиршества столы целиком спускали, а комната превращалась в бальный зал.
Адмиралтейство
Три здания из красного кирпича построили в 1770-х по проекту архитектора Василия Неелова между Большим и Нижними прудами Екатерининского парка. Адмиралтейство и два Птичных домика предназначались для хранения прогулочных лодок и для зимовки уток, павлинов и лебедей. Комплекс Адмиралтейства напоминает средневековый замок со стрельчатыми окнами и зубчатыми башнями.
В правом и левом корпусе Адмиралтейства, которые сейчас называют Птичьими домиками, действительно содержали пернатых. Здесь держали и домашнюю птицу, включая кур, и декоративную: павлинов, фазанов, журавлей, лебедей. Екатерина II приходила сюда с внуками, великими князьями Александром и Константином, покормить питомцев. Александр, будучи императором, всё так же любил зайти в Адмиралтейство к птичкам.
В центральном здании хранилась императорская коллекция лодок: байдарки с Алеутских островов, турецкие каики и венецианские гондолы. К сожалению, коллекция была утрачена в годы Великой Отечественной войны. На втором этаже Адмиралтейства устроен просторный зал для оркестра, сопровождающего катания, а ещё в павильоне с 1910 года хранили знаменитый Готторпский глобус (сейчас глобус-планетарий можно увидеть в Кунсткамере).
Сегодня в главном здании и в одном из Птичных домиков проводят временные выставки, а в другом можно подкрепиться в кафе.
Чесменская колонна
Возвышается на гранитном пьедестале прямо в центре Большого пруда. Мраморную колонну установили в 1770-х по приказу Екатерины II. Величественный памятник посвящён блистательной победе российского флота в Чесменском сражении против турок.
Колонна украшена рострами (носовые части кораблей) и увенчана бронзовой фигурой орла, уничтожающего турецкий полумесяц. Архитектурный проект памятника разработал Антонио Ринальди, вдохновляясь ростральной колонной в Риме.
В годы Великой Отечественной войны колонну несколько раз пытались уничтожить, однако она выстояла, потеряв лишь бронзовые барельефы. В 1990-х недостающие украшения воссоздали, и теперь Чесменская колонна выглядит в точности как и три века назад.
Мраморный мост
Или, как его ещё называют, Сибирская мраморная галерея, спроектирован Нееловым в 1774 году. Источником вдохновения для архитектора послужили парковые мосты в Англии, построенные в стиле классицизм (один из вероятных образцов — мост из усадьбы Уилтон-хаус в Уилтшире).
На гранитном основании возвышаются два павильона с арками и колоннадой из голубовато-серого и белого уральского мрамора. К берегам спускаются лестницы, украшенные фигурными столбиками. Кстати, Сибирской галереей мост называют потому, что все его составные части вырезали на Екатеринбургской фабрике, а затем соединили в Царском Селе.
Строгий и элегантный Мраморный мост — один из самых великолепных в заповеднике, к тому же считается удачным местом для фото.
Александровский дворец
Адрес: Дворцовая улица, 2
Новый Царскосельский дворец построили в 1796 году по указу Екатерины II для её внука — будущего императора Александра I с семьёй. Главным архитектором здания в духе палладианского классицизма стал итальянский мастер Джакомо Кваренги.
Двухэтажная постройка П-образной формы с двумя корпусами получилась строгой и весьма сдержанной в убранстве. Главный фасад украшен двумя выступающими флигелями, соединёнными в центре сквозной колоннадой, которая образует небольшой дворик под открытым небом. По бокам — два подъезда для карет. Центральная часть фасада со стороны регулярного парка оформлена полукруглой ротондой и увенчана куполом.
К сожалению, внутреннее убранство Александровского дворца сильно пострадало после событий Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. После масштабной реставрации (она продлилась 10 лет) восстановили 13 комнат.
Здесь можно увидеть Кленовую гостиную с интерьером в стиле модерн, элегантную Сиреневую гостиную (любимую комнату последней императрицы Александры Фёдоровны) с сохранившимся письменным столом и изящными вазочками из датского фарфора. А ещё можно посетить кабинет Николая II и Мавританскую уборную с бассейном и гимнастическим турником.
Александровский парк
В два раза превосходит Екатерининский по размеру (его площадь составляет около 200 гектаров). Часть территории занимает регулярный Новый сад, обустроенный в 1740-х. Его обрамляет Крестовый канал, через который перекинуты мосты. Аллеи этой части парка симметрично организованы, а главной достопримечательностью считается насыпная гора «Парнас», на вершину которой ведёт круговая дорожка.
Большую часть территории Александровского парка занимал зверинец, ограждённый каменными стенами. Здесь держали оленей, лисиц, кабанов и даже зубров для охоты. Но уже к началу XIX века развлечения в Царском Селе изменились, и Александр I приказал на месте зверинца устроить пейзажный парк. Сегодня здесь можно увидеть сохранившиеся императорские павильоны XVIII-XIX веков, башни и руины старинных построек.
Белая башня
Это целый комплекс сооружений в готическом стиле, включающий главную башню, Ворота-руины и Руинный мост. Его возвели на основе старого бастиона зверинца по указу Николая I в 1820-х. Предполагалось, что здесь будут обучаться и отдыхать императорские дети.
Каменные стены окружены рвом с водой и воротами, украшенными двумя соединёнными круглыми башнями, — всё это напоминает развалины средневекового рыцарского замка. В центре возвышается огромная четырёхгранная зубчатая башня (почти 38 метров в высоту). На каждом из пяти её этажей располагалось по две комнаты: столовая, буфетная, гостиная, спальня и библиотека с гардеробной, а на крыше — смотровая площадка и оптический телеграф, с которого можно было отправить сообщение в Зимний дворец или в Гатчину.
Статья по темеЗагородные резиденции Санкт-Петербурга
Во время Великой Отечественной башня сильно пострадала. После масштабной реконструкции здесь открыли детский центр, который проводит квесты по достопримечательностям заповедника и игровые интерактивные программы, рассказывающие об истории Царского Села и традициях императорской четы.
Крестовый мост
Находится на углу Крестового канала, слева от входа в Новый сад. Представляет собой изящную каменную беседку, от которой расходятся в четыре стороны мостики-полуарки, соединяющие берега. Благодаря такой необычной конструкции кажется, будто павильон парит в воздухе.
Мост в китайском стиле спроектировали Василий Неелов с сыном в 1779 году. Восьмиугольный павильон облицован малиновым, жёлтым и голубым глазурованным кирпичом, который изготовили на Невском кирпичном заводе. Правда, цветные камни не выдержали суровой зимы — глазурь быстро потрескалась и отпала, и их заменили новыми, попрочнее. Крыша беседки слегка изогнута и расписана узором, напоминающим рисунок рыбьей чешуи. Основание павильона украшено декоративной «гирькой», которая свисает прямо над водой и перекликается со шпилем на крыше.
Сейчас мост закрыт для посещений, зато с соседних Большого и Малых Китайских мостов можно сделать красивые фото на его фоне.
Китайская деревня
В конце XVII века в Россию пришла мода на всё китайское — живопись, изделия из фарфора и, конечно, на архитектуру. Европейские мастера стали воспроизводить традиционные китайские рисунки, узоры и архитектурные формы. Так появился стиль шинуазри, который часто критиковали за слепое копирование и игнорирование философии и глубокого символизма китайской культуры.
Увлеклась модным веянием и императрица Екатерина II, которая пожелала построить в Александровском парке небольшую деревню в китайском стиле. Согласно проекту, здесь собирались возвести башню-ворота, 18 домов, павильон-обсерваторию и огромную восьмиярусную башню, напоминающую буддистский храм.
Правда, реализовать задуманное удалось лишь отчасти. Так, из 18 домов построили только 10, облик павильона-обсерватории упростили, а башня и вовсе осталась только на плане. В XIX веке в домиках жили придворные и знатные гости, а сегодня восстановленный комплекс используется как элитные жилые апартаменты.
Павильон «Шапель»
В стороне от Китайской деревни на самой окраине Александровского парка возвышается полуразрушенная капелла в готическом стиле. Романтичный павильон-руину построили в 1820-х по проекту Адама Менеласа.
Огромная башня в окружении развалин украшена стрельчатыми окнами с цветными витражами и миниатюрными башенками и часами на кровле. Её венчает шпиль с петушком. Внутри павильона хранилась статуя Христа работы Иоганна фон Даннекера (сейчас находится в собрании Эрмитажа).
Статья по темеГлавные шедевры Эрмитажа
После событий 1917 года в павильоне устроили жилые квартиры, во время Великой Отечественной — поставили зенитные установки и открыли наблюдательный пункт, а в 1960-х даже хотели открыть кафе-мороженое. В 2018 году «Шапель» отреставрировали, сохранив аутентичный состаренный вид. Теперь в башню можно подняться и посмотреть на расписные своды и скульптуру Мадонны с младенцем, в образе которой угадывается дочь Николая I — Александра, погибшая от чахотки в 19 лет.
Павильон «Арсенал»
Считается главным украшением Александровского парка. С середины XVIII века на его месте возвышался роскошный охотничий павильон «Монбижу», спроектированный в фирменном стиле Растрелли. После упразднения зверинца здание пришло в запустение, и Александр I решил его перестроить. Новый павильон в неоготическом стиле дополнил галерею романтических построек парка в духе Средневековья.
Строительство Арсенала закончилось в 1830-х уже при правлении Николая I, который решил разместить здесь личную коллекцию оружия, превратив павильон в публичный музей. Собрание Николая I пополнялось за счёт военных трофеев, покупок на аукционах и у других коллекционеров, а также благодаря подаркам от дипломатов и членов семьи. К концу 1860-х императорская коллекция насчитывала более 5 тысяч предметов. Её продолжили Александр II и Александр III, который впоследствии перенёс собрание в Эрмитаж.
После масштабной реконструкции здания в 2016 году в павильоне снова открыли музей императорского оружия. Сегодня здесь представлено около 400 предметов: коллекции холодного и огнестрельного оружия XVIII-XIX веков, а ещё рыцарские доспехи XVI века, собрание средневековых шлемов и реконструированный походный шатёр.
Фёдоровский Государев собор
Адрес: Академический проспект, 34
В 1909 году Николай II задумал возвести храм в древнерусском стиле недалеко от Белой башни. Строгий и величественный собор проектировал Владимир Покровский, вдохновляясь храмовой архитектурой Новгорода и Пскова.
Фёдоровский собор считался приходом императорской семьи и пехотного полка, охраняющего императора. В 1914 году собор получил статус Государева. Несмотря на простоту форм и скромное внешнее убранство, строение впечатляло богатством внутренней отделки. Огромный верхний храм вмещал около тысячи человек, а главным его украшением стал 11-метровый иконостас и живописная роспись на столпах. Нижний храм, размещённый в подвальном помещении собора, был освящён в честь Серафима Саровского, здесь же хранили ковчег с частицей его мощей.
После Октябрьской революции всё церковное имущество собора изъяли и открыли здесь кинотеатр. В 1990-х храм отреставрировали, а на основе сохранившихся исторических описаний воссоздали роспись верхнего храма.
Египетские ворота
В конце XVIII века Россия, как и другие европейские страны, увлеклась культурой Египта. В Петербурге появились скульптуры сфинксов перед зданием Академии художеств, Египетский мост в Адмиралтейском районе, а в Царском Селе — Египетские ворота.
Ворота-кордегардии возведены не только как пункт контроля въезжающих в город, но и как своеобразный памятник императору Александру I, скоропостижно скончавшемуся: рельефные панно изображают путешествие бога Осириса в Царство мертвых. Образцом для рельефов стал декор гробницы фараона в Фивах и Малого храма в Эдфу.
Их установили на въезде в город в первой трети XIX века. Архитектор Адам Менелас спроектировал две кирпичные караульные башни, объединённые небольшой оградой и аркой с пальмовыми листьями.
Башни украсили чугунными плитами с рельефными изображениями древнеегипетских мифологических сцен. В качестве образца художники использовали французские альбомы с материалами Наполеоновского похода в Египет. Помещения башен отапливались печами, а окна и двери менялись посезонно — на зимние утеплённые или облегчённые летние.
Кстати, въездная дорога в Пушкин вплоть до 1980-х проходила прямо через ворота. После того как грузовик врезался в старинный памятник, дорогу перестроили в объезд ворот.
Музей-дача А. С. Пушкина
Адрес: Пушкинская улица, 2/19
В этот небольшой домик с мезонином в 1831 году вскоре после свадьбы приехали Александр Сергеевич с Натальей Николаевной. Всё лето (с мая по октябрь) супруги провели в уединении, общаясь лишь с родственниками и друзьями-литераторами Жуковским и Гоголем.
Дом Китаевой, который стал дачей для поэта и его жены летом 1831 года, соседний дом Олениных и католический костёл рядом — сохранившийся островок прошлого города, который видел примерно таким и Александр Сергеевич. Участок улицы Дворцовой (бывшей Кузьминской) с тех пор почти не изменился: все эти здания были построены в 1820-х и стоят здесь до сих пор.
Пара снимала восемь комнат у вдовы придворного камердинера А. К. Китаевой. После Октябрьской революции её дом превратили в коммуналку, и только к 1958 году здесь открыли мемориальный музей. Здесь почти не представлены личные вещи поэта, зато в мельчайших деталях воссоздана обстановка дачного домика первой трети XIX века.
Гостиная — самая светлая и просторная комната. В центре на столе можно увидеть сохранившуюся рукопись «Сказок о царе Салтане» и оригинальное письмо к Гоголю. А в воссозданном кабинете — проникнуться атмосферой творческого хаоса, где были рождены «Письмо Онегина к Татьяне» и несколько стихотворений.
Историко-литературный музей
Адрес: Леонтьевская улица, 28
История Царского Села связана не только с императорской четой и их роскошной загородной резиденцией. Его часто называют городом муз, ведь здесь черпали вдохновение Ахматова и Гумилёв, Мандельштам и Анненский. А ещё это город героев, которые смогли пережить два страшных года фашистской оккупации и эвакуировать больше пяти тысяч экспонатов во время Великой Отечественной войны.
В Историко-литературном музее представлена обширная коллекция экспонатов (около 25 тысяч), посвящённая знаковым событиям в истории города. Здесь можно познакомиться с творчеством поэтов Серебряного века, увидеть их личные вещи и редкие издания книг и журналов.
А в экспозиции «Царскосельский трактир» есть самовары, сосуды для сбитня, деревянные мутовки и старинные прялки — всё, что составляло быт крестьян и горожан в XIX-XX веках. Ещё одна уникальная коллекция посвящена бойскаутам, движение которых начало активно развиваться в начале ХХ века. Здесь хранятся газетные заметки, одежда, шевроны и личные вещи предводителя Царскосельского отряда скаутов — О. И. Пантюхова.
Дача князя Бориса Романова
Адрес: Московское шоссе, 3
В стороне от царской резиденции находится ещё одно необычное здание с интересной историей. Считается, что дом в стиле английских сельских коттеджей стал подарком от британской королевы Виктории двоюродному брату Николая II — Борису.
Здание привезли в Россию на кораблях вместе с лондонскими мастерами в разобранном виде. Сборка началась в 1890-х на живописном участке среди леса у Колонистского пруда. Всего за год здесь появился коттедж, сочетающий черты модерна и английской готики. Дом украшен черепичной крышей, асимметричными окнами и фахверковыми элементами. На краю участка построено ещё одно здание — гараж с круглой башней, часами и аркой для проезда (сейчас заложена). Вокруг разбили сад с фонтаном и розарием.
В 1920-х в здании коттеджа разместили Всесоюзный институт растениеводства, в ведении которого коттедж находится и сегодня. Дом прекрасно сохранился и оброс плющом, что придаёт ему ещё более колоритный вид. Кстати, дача Бориса Романова не раз послужила декорацией к фильмам. Здесь снимали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Женщину в белом».
Статья по темеСамые кинематографичные города России
Заключение
Современный Пушкин — настоящий город-музей под открытым небом. Здесь до сих пор царит неторопливая торжественная атмосфера, наполненная духом поэзии. Недаром Анна Ахматова сравнивала Царское Село с Версалем. Конечно, осмотреть все достопримечательности за один день вряд ли удастся, но проникнуться очарованием старинного города точно получится. А дополнить прогулку интересными фактами помогут гиды Трипстера.
Автор: Дарья Савина