Что посмотреть в Пушкине

Что посмотреть в Пушкине
В Пушкин в первую очередь приезжают погрузиться в атмосферу царской России, погулять по огромным паркам общей площадью около 300 гектаров, роскошным дворцам заповедника «Царское Село» и, конечно, увидеть самый привилегированный лицей Российской империи. Рассказываем, что стоит посетить в Пушкине и Царском Селе.
СодержаниеИсторияДо­сто­при­ме­ча­тель­но­сти Царского Села и ПушкинаЕкатерининский дворецМемориальный музей-лицей А. С. ПушкинаЗнаменская церковьЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский паркФёдоровский Государев соборЕгипетские воротаМузей-дача А. С. ПушкинаИсторико-литературный музейДача князя Бориса РомановаЗаключение

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Дарья

    Эксперт по Пушкину и Павловску, из моря информации выбирает именно то, что удивит, вдохновит и запомнится.

История

До XVII века на месте современного города была «Сарская мыза» — небольшая шведская усадьба. Но всё изменилось после Семилетней войны. Отвоёванную землю недалеко от строящегося Петербурга решили превратить в летнюю резиденцию для царских особ, которая прослужила императорской чете 200 лет. Новые дворцы, парки и окружающие слободы стали называть Царским Селом.

1720-30-е годы. Фасад первого дворца в Сарском Селе • 1811 год. Прогулка Екатерины II. Художник: М. Ф. Дамам-Демартре • 14 ноября 1895 год. Участники крещения Великой княжны Ольги Николаевны • 1868-1869 год. «Фермочка» Великой княжны Марии Александровны. Стереопара. Фото: L. Gothe • 1911-1915 год. Николай II и Великие княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна с офицерами. Фото: К. К. Булла • 1918 год. Детская колония им. Луначарского. Фото: К. К. Буллаc • 1925-1940 год. Дети-физкультурники на плацу Екатерининского дворца

В 1918 году здания, принадлежавшие царским особам и их приближённым, национализировали, превратили в школы и оздоровительные лечебницы для детей, а усадебный комплекс — в музей. Город получил новое имя — Детское Село. В 1930-х его снова решили переименовать, на этот раз в честь знаменитого поэта и выпускника Царскосельского лицея А. С. Пушкина. Такое название сохраняется по сей день, однако многие продолжают называть город по-старому — Царское Село.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти Царского Села и Пушкина

Чтобы посмотреть все интересные места в исторической части города, потребуется не один день. В дворцово-парковом комплексе сохранились две императорские резиденции с великолепными интерьерами, старинные пейзажные парки с уютными аллеями, скульптурами и фонтанами. А в старой части города можно посетить музей-дачу А. С. Пушкина, где он написал «Письмо Онегина к Татьяне», и посмотреть на воссозданные интерьеры классных и жилых комнат воспитанников Императорского лицея.

Екатерининский дворец

Адрес: Садовая улица, 7

Первый дворец в Царском Селе появился в 1724 году. Это небольшое двухэтажное каменное здание предназначалось для Екатерины I. С приходом к власти Елизаветы Петровны дворец решили расширить и перестроить. За 14 лет строительства сменилось четыре архитектора, однако ведущую роль в возведении царскосельской резиденции приписывают последнему архитектору — Франческо Растрелли.

Богатый декор

Известно, что Екатерининский дворец при Елизавете Петровне сверкал золотом. Но не только пышный лепной декор был вызолочен. Вдоль кровли дворца, на балюстраде, располагались многочисленные деревянные резные статуи и вазы, тоже покрытые позолотой. Симметрично куполам дворцовой церкви, на левом флигеле сиял золотом купол с главкой и многоконечной звездой на шпиле.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Грандиозный дворец в стиле барокко протянулся на 300 метров в длину. Фасад лазурного цвета украшен белоснежными колоннами, фигурами атлантов, кариатид и узорчатыми золочёными орнаментами. В северной части здания устроена Дворцовая церковь, над которой возвышаются пять куполов.

Екатерининский дворец • После 1944 года. Последствия немецкой оккупации

Не менее великолепным было внутреннее убранство Екатерининского дворца. Парадные залы украшены золотой резьбой, скульптурами, огромными зеркалами и живописными плафонами. Но главной до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью резиденции считается Янтарная комната, украшенная панелями из янтаря, резьбой и флорентийскими мозаиками. «Восьмое чудо света», как раньше называли этот зал, открыто для осмотра вместе с десятком других императорских комнат (несколько парадных залов и гостиных, покои Павла I и кабинет Александра I).

Статья по темеВосьмое чудо света: история Янтарной комнаты в Царском Селе

Восстановленная Янтарная комната • Большой зал • Фото: сайт государственного музея-заповедника «Царское Село»

Мемориальный музей-лицей А. С. Пушкина

Адрес: Садовая улица, 2

В начале XIX века в одном из флигелей Екатерининского дворца открыли Императорский лицей, предназначавшийся для воспитания будущих государственных деятелей. Однако на деле самыми знаменитыми его выпускниками стали выдающиеся поэты и декабристы.

Вдребезги

Замечательная традиция была у лицеистов в конце обучения: каждый выпуск разбивал колокол, который будил их каждое утро в 06:00 на протяжении всех шести лет обучения. Из осколков колокола потом отливали кольца в виде рукопожатия — как символ вечной дружбы лицеистов.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Образование в лицее длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Несмотря на строгую дисциплину, здесь царила атмосфера свободы и братства, а воспитание было довольно либеральным (в отличие от других учебных заведений, в лицее были запрещены телесные наказания).

Фото: Country Scanner

Сегодня в Императорском лицее открыт музей с воссозданной обстановкой классных и личных комнат воспитанников. Здесь можно увидеть Большой зал, где проходили торжественные мероприятия и состоялся первый поэтический триумф юного Пушкина. В Газетной комнате для внеклассных занятий — посмотреть на сохранившиеся рукописные журналы с карикатурами и стихами воспитанников. А во дворе приятно прогуляться по аллеям Лицейского сада, где когда-то отдыхали от занятий и озорничали будущие блестящие умы XIX века.

Знаменская церковь

Адрес: Дворцовая улица, 1

Считается старейшим храмом Царского Села. Её возвели в первой половине XVIII века в стиле петровского барокко. Храм получился небольшим и изящным. Его украшали белые колонны, небольшой балкон с ажурной решёткой, а на фронтоне — рельефное изображение Всевидящего ока, окружённого сиянием (ныне утрачено). Церковь увенчана колокольней с высоким шпилем, отчего немного напоминает Петропавловский собор.

Внутри располагался позолоченный иконостас в виде ширмы, украшенный резными узорами и фигурами ангелов. В 1747 году Елизавета Петровна распорядилась перенести в церковь из Петербурга чудотворную икону Божьей Матери «Знамение». Говорят, икона спасла Екатерининский дворец от пожара, а жителей Царского Села — от холеры.

Знаменская церковь

После Октябрьской революции Знаменская церковь оставалась единственным действующим храмом города вплоть до 1942 года. Во время Великой Отечественной её разграбили и вывезли практически все иконы, включая «Знамение». Но вскоре святыню вернули, и сейчас икона находится в церкви Иоанна Богослова при Духовной академии (в Знаменской церкви хранится копия). В конце XX века храм отреставрировали, и теперь здесь снова проводят богослужения.

Екатерининский парк

Разделён на две части: регулярный парк напротив Екатерининского дворца и пейзажный у Большого пруда. Сад с геометрически правильной планировкой аллей был основан в 1720-х голландскими мастерами. А в середине XVIII века его значительно расширили, построили несколько павильонов и украсили скульптурами древнеримских героев.

В 1770-х началось обустройство территории вокруг Большого пруда. Здесь возвели несколько павильонов, живописный мост, а ещё Башню-руину в готическом стиле и мраморные колонны, знаменующие победы в русско-турецких войнах.

В Екатерининском парке сохранилось множество архитектурных памятников XVIII и XIX веков, здесь приятно погулять по широким аллеям с ровными рядами фигурно подстриженных деревьев, насладиться живописными видами на пруды и сделать великолепные фото на память.

Екатерининский парк в Царском Селе

Камеронова галерея

Адрес: Садовая улица, 9б

Задумывалась как место для прогулок и неспешных бесед. Проектированием постройки занимался известный архитектор Чарльз Камерон по заказу императрицы Екатерины II. В 1787 году на склоне холма у Екатерининского дворца уже возвышалась великолепная галерея.

Царская воля

Среди бюстов античных богов, философов и императоров на Камероновой галерее можно увидеть скульптурный портрет современника Екатерины II. Это известный политический деятель Англии, лидер партии вигов Чарльз Фокс. Императрица высоко оценила пламенную речь Фокса в парламенте против английского вмешательства в дела России, купила его мраморный бюст и пожелала видеть его в бронзе на галерее. Но вскоре новые речи Фокса разочаровали Екатерину, и бюст убрали. Но он сохранился и теперь напоминает нам об этой истории.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Первый этаж, отделанный грубо отёсанным камнем и украшенный арочными окнами, производит впечатление монументальности и контрастирует с воздушной верхней частью постройки. На втором этаже галереи Камерон устроил остеклённый павильон, окружённый террасами с белыми колоннами ионического ордера. Отсюда отлично видно регулярный парк и живописный Большой пруд с павильоном «Грот», а ещё получаются атмосферные фото.

Любимое место для прогулок Екатерина II украсила бронзовыми бюстами знаменитых полководцев, поэтов, философов и учёных (Гая Юлия Цезаря, Марка Аврелия и единственного соотечественника — М. В. Ломоносова). Практически всё скульптурное собрание императрицы сохранилось на своём историческом месте до наших дней. Не меньше впечатляет парадная лестница, украшенная ажурными решётками и бронзовыми статуями Геркулеса и Флоры.

Павильон «Грот»

В XVIII веке в Россию приходит мода устраивать небольшие павильоны-гроты для украшения парков и развлечения гуляющей публики. В летнее время здесь можно было укрыться от жары или отправиться на лодочную прогулку с пристани.

Изящный павильон с закруглёнными углами, нишами для статуй и пышной отделкой в стиле елизаветинского барокко построен по проекту Растрелли в середине XVIII века. Здание, выкрашенное в лазурный цвет, перекликается с главной до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью Царского Села — Екатерининским дворцом. Грот украшали колонны и круглые окна с фигурами ангелочков, дельфинов, тритонов и масками Нептуна, вырезанными из дерева.

Павильон «Грот»

В 1770-х деревянные украшения заменили лепными и закончили внутреннюю отделку под руководством архитектора Антонио Ринальди. Изысканное убранство в бело-голубых тонах с декором и статуями из личной коллекции Екатерины II сохранилось практически в неизменном виде. Сегодня здесь проводят временные выставки.

Павильон «Эрмитаж»

Один из самых великолепных в Царском Селе, выполненный в фирменном стиле Растрелли. От Екатерининского дворца к нему ведёт центральная Эрмитажная аллея. У здания необычная крестообразная форма и роскошно украшенный фасад с белыми сгруппированными колоннами, позолоченными фигурами атлантов, барельефами и лепными украшениями.

«Эрмитаж» предназначался для отдыха и неформальных обедов монарших особ. С середины XVIII века он ни разу не перестраивался, поэтому практически все его интерьеры сохранились в неизменном виде. Самый интересный — главный зал, украшенный позолотой, зеркалами и живописным плафоном кисти Джузеппе Валериани «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу».

Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе

Но главная фишка зала — уникальные подъёмные столы XVIII века (они до сих пор работают). При помощи лебёдок серединную часть стола опускали на первый этаж, в буфетную. Когда готовые блюда занимали свои места, их поднимали обратно в главный зал. После пиршества столы целиком спускали, а комната превращалась в бальный зал.

Адмиралтейство

Три здания из красного кирпича построили в 1770-х по проекту архитектора Василия Неелова между Большим и Нижними прудами Екатерининского парка. Адмиралтейство и два Птичных домика предназначались для хранения прогулочных лодок и для зимовки уток, павлинов и лебедей. Комплекс Адмиралтейства напоминает средневековый замок со стрельчатыми окнами и зубчатыми башнями.

Царский курятник

В правом и левом корпусе Адмиралтейства, которые сейчас называют Птичьими домиками, действительно содержали пернатых. Здесь держали и домашнюю птицу, включая кур, и декоративную: павлинов, фазанов, журавлей, лебедей. Екатерина II приходила сюда с внуками, великими князьями Александром и Константином, покормить питомцев. Александр, будучи императором, всё так же любил зайти в Адмиралтейство к птичкам.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге
Адмиралтейство в Царском Селе

В центральном здании хранилась императорская коллекция лодок: байдарки с Алеутских островов, турецкие каики и венецианские гондолы. К сожалению, коллекция была утрачена в годы Великой Отечественной войны. На втором этаже Адмиралтейства устроен просторный зал для оркестра, сопровождающего катания, а ещё в павильоне с 1910 года хранили знаменитый Готторпский глобус (сейчас глобус-планетарий можно увидеть в Кунсткамере).

Сегодня в главном здании и в одном из Птичных домиков проводят временные выставки, а в другом можно подкрепиться в кафе.

Чесменская колонна

Возвышается на гранитном пьедестале прямо в центре Большого пруда. Мраморную колонну установили в 1770-х по приказу Екатерины II. Величественный памятник посвящён блистательной победе российского флота в Чесменском сражении против турок.

Колонна украшена рострами (носовые части кораблей) и увенчана бронзовой фигурой орла, уничтожающего турецкий полумесяц. Архитектурный проект памятника разработал Антонио Ринальди, вдохновляясь ростральной колонной в Риме.

Чесменская колонна в Царском Селе

В годы Великой Отечественной войны колонну несколько раз пытались уничтожить, однако она выстояла, потеряв лишь бронзовые барельефы. В 1990-х недостающие украшения воссоздали, и теперь Чесменская колонна выглядит в точности как и три века назад.

Мраморный мост

Или, как его ещё называют, Сибирская мраморная галерея, спроектирован Нееловым в 1774 году. Источником вдохновения для архитектора послужили парковые мосты в Англии, построенные в стиле классицизм (один из вероятных образцов — мост из усадьбы Уилтон-хаус в Уилтшире).

На гранитном основании возвышаются два павильона с арками и колоннадой из голубовато-серого и белого уральского мрамора. К берегам спускаются лестницы, украшенные фигурными столбиками. Кстати, Сибирской галереей мост называют потому, что все его составные части вырезали на Екатеринбургской фабрике, а затем соединили в Царском Селе.

Строгий и элегантный Мраморный мост — один из самых великолепных в заповеднике, к тому же считается удачным местом для фото.

Мраморный мост в Пушкие

Александровский дворец

Адрес: Дворцовая улица, 2

Новый Царскосельский дворец построили в 1796 году по указу Екатерины II для её внука — будущего императора Александра I с семьёй. Главным архитектором здания в духе палладианского классицизма стал итальянский мастер Джакомо Кваренги.

Двухэтажная постройка П-образной формы с двумя корпусами получилась строгой и весьма сдержанной в убранстве. Главный фасад украшен двумя выступающими флигелями, соединёнными в центре сквозной колоннадой, которая образует небольшой дворик под открытым небом. По бокам — два подъезда для карет. Центральная часть фасада со стороны регулярного парка оформлена полукруглой ротондой и увенчана куполом.

Александровский дворец • 1930-е годы. Портретный зал • Полукруглый зал • Фото: сайт государственного музея-заповедника «Царское Село»

К сожалению, внутреннее убранство Александровского дворца сильно пострадало после событий Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. После масштабной реставрации (она продлилась 10 лет) восстановили 13 комнат.

Здесь можно увидеть Кленовую гостиную с интерьером в стиле модерн, элегантную Сиреневую гостиную (любимую комнату последней императрицы Александры Фёдоровны) с сохранившимся письменным столом и изящными вазочками из датского фарфора. А ещё можно посетить кабинет Николая II и Мавританскую уборную с бассейном и гимнастическим турником.

Александровский парк

В два раза превосходит Екатерининский по размеру (его площадь составляет около 200 гектаров). Часть территории занимает регулярный Новый сад, обустроенный в 1740-х. Его обрамляет Крестовый канал, через который перекинуты мосты. Аллеи этой части парка симметрично организованы, а главной до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью считается насыпная гора «Парнас», на вершину которой ведёт круговая дорожка.

Александровский парк в Пушкине

Большую часть территории Александровского парка занимал зверинец, ограждённый каменными стенами. Здесь держали оленей, лисиц, кабанов и даже зубров для охоты. Но уже к началу XIX века развлечения в Царском Селе изменились, и Александр I приказал на месте зверинца устроить пейзажный парк. Сегодня здесь можно увидеть сохранившиеся императорские павильоны XVIII-XIX веков, башни и руины старинных построек.

Белая башня

Это целый комплекс сооружений в готическом стиле, включающий главную башню, Ворота-руины и Руинный мост. Его возвели на основе старого бастиона зверинца по указу Николая I в 1820-х. Предполагалось, что здесь будут обучаться и отдыхать императорские дети.

Каменные стены окружены рвом с водой и воротами, украшенными двумя соединёнными круглыми башнями, — всё это напоминает развалины средневекового рыцарского замка. В центре возвышается огромная четырёхгранная зубчатая башня (почти 38 метров в высоту). На каждом из пяти её этажей располагалось по две комнаты: столовая, буфетная, гостиная, спальня и библиотека с гардеробной, а на крыше — смотровая площадка и оптический телеграф, с которого можно было отправить сообщение в Зимний дворец или в Гатчину.

Статья по темеЗагородные резиденции Санкт-Петербурга

Белая башня

Во время Великой Отечественной башня сильно пострадала. После масштабной реконструкции здесь открыли детский центр, который проводит квесты по до­сто­при­ме­ча­тель­но­стям заповедника и игровые интерактивные программы, рассказывающие об истории Царского Села и традициях императорской четы.

Крестовый мост

Находится на углу Крестового канала, слева от входа в Новый сад. Представляет собой изящную каменную беседку, от которой расходятся в четыре стороны мостики-полуарки, соединяющие берега. Благодаря такой необычной конструкции кажется, будто павильон парит в воздухе.

Мост в китайском стиле спроектировали Василий Неелов с сыном в 1779 году. Восьмиугольный павильон облицован малиновым, жёлтым и голубым глазурованным кирпичом, который изготовили на Невском кирпичном заводе. Правда, цветные камни не выдержали суровой зимы — глазурь быстро потрескалась и отпала, и их заменили новыми, попрочнее. Крыша беседки слегка изогнута и расписана узором, напоминающим рисунок рыбьей чешуи. Основание павильона украшено декоративной «гирькой», которая свисает прямо над водой и перекликается со шпилем на крыше.

Сейчас мост закрыт для посещений, зато с соседних Большого и Малых Китайских мостов можно сделать красивые фото на его фоне.

Крестовый мост в Пушкине

Китайская деревня

В конце XVII века в Россию пришла мода на всё китайское — живопись, изделия из фарфора и, конечно, на архитектуру. Европейские мастера стали воспроизводить традиционные китайские рисунки, узоры и архитектурные формы. Так появился стиль шинуазри, который часто критиковали за слепое копирование и игнорирование философии и глубокого символизма китайской культуры.

Увлеклась модным веянием и императрица Екатерина II, которая пожелала построить в Александровском парке небольшую деревню в китайском стиле. Согласно проекту, здесь собирались возвести башню-ворота, 18 домов, павильон-обсерваторию и огромную восьмиярусную башню, напоминающую буддистский храм.

Китайская деревня в Пушкине

Правда, реализовать задуманное удалось лишь отчасти. Так, из 18 домов построили только 10, облик павильона-обсерватории упростили, а башня и вовсе осталась только на плане. В XIX веке в домиках жили придворные и знатные гости, а сегодня восстановленный комплекс используется как элитные жилые апартаменты.

Павильон «Шапель»

В стороне от Китайской деревни на самой окраине Александровского парка возвышается полуразрушенная капелла в готическом стиле. Романтичный павильон-руину построили в 1820-х по проекту Адама Менеласа.

Огромная башня в окружении развалин украшена стрельчатыми окнами с цветными витражами и миниатюрными башенками и часами на кровле. Её венчает шпиль с петушком. Внутри павильона хранилась статуя Христа работы Иоганна фон Даннекера (сейчас находится в собрании Эрмитажа).

Статья по темеГлавные шедевры Эрмитажа

Павильон «Шапель» в Пушкине

После событий 1917 года в павильоне устроили жилые квартиры, во время Великой Отечественной — поставили зенитные установки и открыли наблюдательный пункт, а в 1960-х даже хотели открыть кафе-мороженое. В 2018 году «Шапель» отреставрировали, сохранив аутентичный состаренный вид. Теперь в башню можно подняться и посмотреть на расписные своды и скульптуру Мадонны с младенцем, в образе которой угадывается дочь Николая I — Александра, погибшая от чахотки в 19 лет.

Павильон «Арсенал»

Считается главным украшением Александровского парка. С середины XVIII века на его месте возвышался роскошный охотничий павильон «Монбижу», спроектированный в фирменном стиле Растрелли. После упразднения зверинца здание пришло в запустение, и Александр I решил его перестроить. Новый павильон в неоготическом стиле дополнил галерею романтических построек парка в духе Средневековья.

Строительство Арсенала закончилось в 1830-х уже при правлении Николая I, который решил разместить здесь личную коллекцию оружия, превратив павильон в публичный музей. Собрание Николая I пополнялось за счёт военных трофеев, покупок на аукционах и у других коллекционеров, а также благодаря подаркам от дипломатов и членов семьи. К концу 1860-х императорская коллекция насчитывала более 5 тысяч предметов. Её продолжили Александр II и Александр III, который впоследствии перенёс собрание в Эрмитаж.

Павильон «Арсенал»

После масштабной реконструкции здания в 2016 году в павильоне снова открыли музей императорского оружия. Сегодня здесь представлено около 400 предметов: коллекции холодного и огнестрельного оружия XVIII-XIX веков, а ещё рыцарские доспехи XVI века, собрание средневековых шлемов и реконструированный походный шатёр.

Фёдоровский Государев собор

Адрес: Академический проспект, 34

В 1909 году Николай II задумал возвести храм в древнерусском стиле недалеко от Белой башни. Строгий и величественный собор проектировал Владимир Покровский, вдохновляясь храмовой архитектурой Новгорода и Пскова.

Фёдоровский собор считался приходом императорской семьи и пехотного полка, охраняющего императора. В 1914 году собор получил статус Государева. Несмотря на простоту форм и скромное внешнее убранство, строение впечатляло богатством внутренней отделки. Огромный верхний храм вмещал около тысячи человек, а главным его украшением стал 11-метровый иконостас и живописная роспись на столпах. Нижний храм, размещённый в подвальном помещении собора, был освящён в честь Серафима Саровского, здесь же хранили ковчег с частицей его мощей.

Фёдоровский Государев собор в Царском Селе

После Октябрьской революции всё церковное имущество собора изъяли и открыли здесь кинотеатр. В 1990-х храм отреставрировали, а на основе сохранившихся исторических описаний воссоздали роспись верхнего храма.

Египетские ворота

В конце XVIII века Россия, как и другие европейские страны, увлеклась культурой Египта. В Петербурге появились скульптуры сфинксов перед зданием Академии художеств, Египетский мост в Адмиралтейском районе, а в Царском Селе — Египетские ворота.

Путь в загробный мир

Ворота-кордегардии возведены не только как пункт контроля въезжающих в город, но и как своеобразный памятник императору Александру I, скоропостижно скончавшемуся: рельефные панно изображают путешествие бога Осириса в Царство мертвых. Образцом для рельефов стал декор гробницы фараона в Фивах и Малого храма в Эдфу.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Их установили на въезде в город в первой трети XIX века. Архитектор Адам Менелас спроектировал две кирпичные караульные башни, объединённые небольшой оградой и аркой с пальмовыми листьями.

Египетские ворота в Пушкине

Башни украсили чугунными плитами с рельефными изображениями древнеегипетских мифологических сцен. В качестве образца художники использовали французские альбомы с материалами Наполеоновского похода в Египет. Помещения башен отапливались печами, а окна и двери менялись посезонно — на зимние утеплённые или облегчённые летние.

Кстати, въездная дорога в Пушкин вплоть до 1980-х проходила прямо через ворота. После того как грузовик врезался в старинный памятник, дорогу перестроили в объезд ворот.

Музей-дача А. С. Пушкина

Адрес: Пушкинская улица, 2/19

В этот небольшой домик с мезонином в 1831 году вскоре после свадьбы приехали Александр Сергеевич с Натальей Николаевной. Всё лето (с мая по октябрь) супруги провели в уединении, общаясь лишь с родственниками и друзьями-литераторами Жуковским и Гоголем.

Глазами Пушкина

Дом Китаевой, который стал дачей для поэта и его жены летом 1831 года, соседний дом Олениных и католический костёл рядом — сохранившийся островок прошлого города, который видел примерно таким и Александр Сергеевич. Участок улицы Дворцовой (бывшей Кузьминской) с тех пор почти не изменился: все эти здания были построены в 1820-х и стоят здесь до сих пор.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Пара снимала восемь комнат у вдовы придворного камердинера А. К. Китаевой. После Октябрьской революции её дом превратили в коммуналку, и только к 1958 году здесь открыли мемориальный музей. Здесь почти не представлены личные вещи поэта, зато в мельчайших деталях воссоздана обстановка дачного домика первой трети XIX века.

Фото: сайт Всероссийского музея А. С. Пушкина

Гостиная — самая светлая и просторная комната. В центре на столе можно увидеть сохранившуюся рукопись «Сказок о царе Салтане» и оригинальное письмо к Гоголю. А в воссозданном кабинете — проникнуться атмосферой творческого хаоса, где были рождены «Письмо Онегина к Татьяне» и несколько стихотворений.

Историко-литературный музей

Адрес: Леонтьевская улица, 28

История Царского Села связана не только с императорской четой и их роскошной загородной резиденцией. Его часто называют городом муз, ведь здесь черпали вдохновение Ахматова и Гумилёв, Мандельштам и Анненский. А ещё это город героев, которые смогли пережить два страшных года фашистской оккупации и эвакуировать больше пяти тысяч экспонатов во время Великой Отечественной войны.

В Историко-литературном музее представлена обширная коллекция экспонатов (около 25 тысяч), посвящённая знаковым событиям в истории города. Здесь можно познакомиться с творчеством поэтов Серебряного века, увидеть их личные вещи и редкие издания книг и журналов.

Историко-литературный музей в Царском Селе
Фото: сайт музея

А в экспозиции «Царскосельский трактир» есть самовары, сосуды для сбитня, деревянные мутовки и старинные прялки — всё, что составляло быт крестьян и горожан в XIX-XX веках. Ещё одна уникальная коллекция посвящена бойскаутам, движение которых начало активно развиваться в начале ХХ века. Здесь хранятся газетные заметки, одежда, шевроны и личные вещи предводителя Царскосельского отряда скаутов — О. И. Пантюхова.

Дача князя Бориса Романова

Адрес: Московское шоссе, 3

В стороне от царской резиденции находится ещё одно необычное здание с интересной историей. Считается, что дом в стиле английских сельских коттеджей стал подарком от британской королевы Виктории двоюродному брату Николая II — Борису.

Здание привезли в Россию на кораблях вместе с лондонскими мастерами в разобранном виде. Сборка началась в 1890-х на живописном участке среди леса у Колонистского пруда. Всего за год здесь появился коттедж, сочетающий черты модерна и английской готики. Дом украшен черепичной крышей, асимметричными окнами и фахверковыми элементами. На краю участка построено ещё одно здание — гараж с круглой башней, часами и аркой для проезда (сейчас заложена). Вокруг разбили сад с фонтаном и розарием.

Фото: Free-two, CC BY-SA 4.0, Shchedrova Anna, CC BY-SA 4.0

В 1920-х в здании коттеджа разместили Всесоюзный институт растениеводства, в ведении которого коттедж находится и сегодня. Дом прекрасно сохранился и оброс плющом, что придаёт ему ещё более колоритный вид. Кстати, дача Бориса Романова не раз послужила декорацией к фильмам. Здесь снимали «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Женщину в белом».

Статья по темеСамые кинематографичные города России

Заключение

Современный Пушкин — настоящий город-музей под открытым небом. Здесь до сих пор царит неторопливая торжественная атмосфера, наполненная духом поэзии. Недаром Анна Ахматова сравнивала Царское Село с Версалем. Конечно, осмотреть все до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти за один день вряд ли удастся, но проникнуться очарованием старинного города точно получится. А дополнить прогулку интересными фактами помогут гиды Трипстера.

Автор: Дарья Савина

Ещё на тему путешествий

Пять дней в Санкт-ПетербургеПять дней в Санкт-Петербурге Исторические места старинного города и окрестные курорты, которые стоит увидеть

Экскурсии в Санкт-Петербурге