Янтарная комната: настоящее и прошлое жемчужины Екатерининского дворца
Что нужно знать о восьмом чуде светаИстория Янтарной комнаты
Идея создания роскошного парадного зала из солнечного камня родилась несколько веков назад в Пруссии. В 1701 году Фридрих I, буквально только став королём, приказал построить Янтарный кабинет в Литценбурге — замке любимой жены Софии Шарлотты. Работы возглавил королевский архитектор‑фаворит Иоганн Фридрих Эозандер (долгое время автором кабинета считали другого мастера, Андреаса Шлютера, но эта версия ошибочна). Проблем с материалом не было: в состав Пруссии тогда входила нынешняя Калининградская область, богатая янтарём. На её территории находится 90% мировых запасов этого камня!
Оформление кабинета в Литценбурге началось сразу же, однако довести дело до конца помешало роковое событие: в 1709 году умерла София Шарлотта. Убитый горем Фридрих I резко остановил все работы, переименовал Литценбург в Шарлоттенбург и решил ничего там больше не менять — в память о супруге. Незаконченный Янтарный кабинет приказано было перенести в другую королевскую резиденцию — Ораниенбургский дворец. Но и там роскошный зал так и не появился. Отведённое под него помещение было больше, чем в замке Софии Шарлотты, так что объём работ увеличился. Закончить их не успели — уже из‑за смерти самого Фридриха I в 1713 году. Однако кабинет всё же нашёл пристанище: на короткое время он стал украшением Берлинского замка — резиденции нового короля Фридриха Вильгельма I. Наследник не перенял от отца любви к роскоши, так что использовал декоративные элементы лишь частично, а многое отправил в ящики.
В 1716 году Янтарный кабинет, так и не собранный в Пруссии в полном виде, подарили Петру I — император давно положил на него глаз. Это был красивый жест со стороны Фридриха Вильгельма, направленный на укрепление отношений с Россией. После перевозки в Санкт‑Петербург кабинет тоже не сразу нашёл себе место. Пётр I по неизвестной причине так и не установил янтарные панели в одной из своих резиденций. Почти два десятилетия они лежали без дела. Кстати, янтарь склонен со временем терять цвет и прозрачность, но с панелями кабинета этого почему‑то не происходило. Есть версия, что на сохранность камня положительно повлияли эксперименты прусских мастеров, которые вываривали его в льняном масле и мёде, а в клей добавляли коньяк. Хотя изначально всё это делалось лишь для того, чтобы придать янтарю разные оттенки.
В любом случае детали кабинета неплохо сохранились до 1743 года. Именно тогда Елизавета Петровна, дочь Петра I, приказала частично отремонтировать их и разместить в старом Зимнем дворце. Однако отведённый зал был большим, материала для облицовки недоставало. Проблему изящно решил Франческо Бартоломео Растрелли. Знаменитый архитектор разбавил панно утончёнными зеркальными пилястрами и фальшпанелями с имитацией солнечного камня. Помог с оформлением и прусский правитель Фридрих II, в знак дружбы подаривший Елизавете ещё одну янтарную раму. Она была украшена императорской символикой и сюжетами с главными военными победами России.
Именно при Елизавете прусский Янтарный кабинет (изначально довольно компактный) стал обретать черты большой Янтарной комнаты. В Зимнем дворце роскошное творение, кстати, не задержалось. Уже в середине 1750‑х по распоряжению императрицы убранство комнаты транспортировали в Большой Царскосельский (ныне Екатерининский) дворец. Панно для сохранности решили не перевозить транспортом — массивные ящики несли за город на руках! Зал в этом дворце был ещё больше, чем в Зимнем, так что Растрелли пришлось закрывать пустоты холстами, на которых натуральный камень имитировался.
Полностью завершилось оформление зала в 1770‑м — уже в эпоху правления Екатерины II. Здесь появилась мебель, а настенные холсты были заменены новыми панелями из натурального камня, сделанными в мастерской при дворце.
Исчезновение и поиски Янтарной комнаты
Шедевр XVIII века провёл в Царском селе почти 200 лет — до 1940‑х. Фатальную роль в судьбе комнаты внесла Великая Отечественная война. Уже в самые первые её дни из Екатерининского дворца экстренно вывезли все ценности. Но панели из янтаря демонтировать побоялись — они уже требовали серьёзной реставрации и рисковали не пережить очередную перевозку. Поэтому Янтарную комнату просто законсервировали на месте, и такое решение оказалось роковым.
Захватившие город Пушкин немецко‑фашистские войска за короткое время вскрыли консервацию, разобрали комнату и вывезли её из СССР. Демонтаж осуществляли члены специальной команды «Кунсткомиссион» — их главной задачей как раз была охота за художественными ценностями. Считается, что похитить Янтарную комнату в Германии решили ещё до начала войны. А для подготовки плана в Пушкин специально отправили группу искусствоведов ещё в конце 1930‑х. Усилиями «Кунсткомиссион» янтарные панели удалось отремонтировать и собрать в одном из залов Кёнигсбергского замка. Там комната провела всего несколько лет: в ходе фашистской капитуляции в 1944‑м её снова перевезли. А вот куда — доподлинно неизвестно по сей день.
В дальнейшем поисками утраченного шедевра активно занимались специалисты из Германии и СССР. Среди них был и А. М. Кучумов — видный советский искусствовед и бывший хранитель Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Он обнаружил более двухсот тысяч произведений искусства, но творение из солнечного камня найти не смог. Где Янтарная комната может находиться сейчас, специалисты только предполагают. Например, одна из версий гласит, что панели покоятся на дне Балтийского моря вместе с перевозившим их немецким кораблём «Карлсруэ». Другая — что Янтарную комнату всё же нашли и отправили в США советские спецслужбы в уплату долга по ленд‑лизу (американской кредитной программе, направленной на помощь военным союзникам).
Воссоздание Янтарной комнаты
При реконструкции интерьеров Екатерининского дворца, сильно пострадавшего от войны, утерянные декоративные панно в конце 1970‑х решили изготовить заново. Идея родилась благодаря Калининградскому музею янтаря, в котором сделали одну из панелей в миниатюре 1:5. Успешный результат означал, что можно попробовать воссоздать утраченный памятник и в оригинальном размере.
Работы начали в 1983 году, а закончили только в 2003‑м. Как и подлинник, новую комнату собирали из настоящего янтаря — потратив при этом около 6 тонн калининградского камня! Мастерскую разместили на базе Екатерининского дворца — там, где она была впервые открыта в XVIII столетии. Интерьер и меблировку зала удалось восстановить в мельчайших подробностях. Открытие Янтарной комнаты в «Царском Селе» стало гвоздём программы на церемонии празднования 300‑летнего юбилея Санкт‑Петербурга.
А в 2022 году знаменитый интерьер оцифровали. Для этого создали VR‑модель Янтарной комнаты с прорисовкой мельчайших деталей интерьера. После презентации проекта в Екатерининском дворце шлем виртуальной реальности отправили в турне по России. Удалённо побывать в комнате смогли жители Калининграда, Пскова, Воронежа и других городов страны. Виртуальный визит позволил рассмотреть убранство зала практически вплотную. В Екатерининском дворце сделать этого не получилось бы из‑за ограждений.
Интерьер Янтарной комнаты
Это помещение Екатерининского дворца завораживает переливами золотистого камня в свете 565 свечей. Основу интерьера составляют янтарные панно. Всего их 16: восемь в среднем ярусе и ещё восемь — в нижнем. Четыре панно центрального яруса дополнительно украшены флорентийскими мозаиками, которые аллегорически изображают основные чувства человека. Три картины — «Вкус», «Зрение» и «Слух» — воссозданные. Они сделаны по большей части из российских минералов: уральской яшмы, алтайского порфира, забайкальского лазурита и некоторых других. А вот четвёртое мозаичное панно, «Осязание и Обоняние», оригинальное итальянское. Оно было потеряно в ходе транспортировки Янтарной комнаты в Кёнигсберг и нашлось только в конце XX века.
Между панелями среднего и нижнего уровней расположены зеркальные пилястры в золочёных рамах. Верхнюю часть каждой пилястры венчают изящные женские головы, тоже в позолоте. Аналогичный декор можно увидеть и на десюдепорте — рельефной декоративной композиции над дверью.
Верхний ярус комнаты под потолком украшен имитацией янтарной мозаики и золочёным резным декором из дерева: небольшими фигурками амуров и витиеватыми канделябрами со свечами.
Режим работы
Осмотреть Янтарную комнату путешественники могут в часы работы Екатерининского дворца. Экспозиция открыта с 10:00 до 18:00 (но вход закрывается на час раньше). Посетителей в музее‑заповеднике «Царское Село» принимают почти в любой день недели, кроме одного (по вторникам здесь выходной).
Также с ноября по март Екатерининский дворец ежемесячно закрывается на санитарное обслуживание. Происходит это обычно в последний понедельник каждого месяца.
Сколько стоит посещение Янтарной комнаты
В Екатерининский дворец продаются комплексные билеты. В стоимость входит общий осмотр залов и интерьеров императорской резиденции, включая Янтарной комнаты. Цены в 2023 году следующие:
- 1000 рублей для взрослых;
- 500 рублей для школьников, студентов (в том числе курсантов), пенсионеров, членов творческих союзов и музейных сотрудников из других учреждений.
Дети, не достигшие 14‑летнего возраста, а также участники ВОВ, герои РФ и СССР, инвалиды, члены многодетных семей и некоторые другие категории граждан могут посетить дворец бесплатно. Также от покупки билетов освобождаются студенты любых вузов, если они приходят в музей‑заповедник в третье воскресенье месяца.
Билеты можно приобрести в кассах или онлайн на сайте музея‑заповедника «Царское Село». Как правило, для посещения необходимо выбрать конкретный день — заказ открыт максимум на неделю вперёд. Но есть и другой вариант — оформить билет с открытой датой. Он стоит дороже (2000 рублей) и позволяет посетить Екатерининский дворец в любой день до конца текущего года. Продаются такие билеты только в кассах — удалённо приобрести не получится.
Также в «Царском Селе» действует ещё одна необычная услуга: Янтарную комнату наряду с другими помещениями дворца предлагают посетить после закрытия музея. Прогулка по безлюдным залам стоит уже 8000 рублей за одного человека.
Как добраться
От Санкт‑Петербурга до Царского Села примерно 25 километров — дворец расположен в городе Пушкин на улице Садовой, 7. Попасть сюда получится несколькими способами:
- На автобусе. Транспорт отправляется от двух станций метро в Питере: «Купчино» (№186, 342) и «Московской» (№187, 299).
- На электричке. Необходимо сесть на поезд на Витебском вокзале или железнодорожной станции «Купчино» и сойти на остановке «Царское Село». Оттуда можно либо прогуляться пешком около получаса, либо доехать на автобусе (№236, 273, 370, 371, 373, 376, 378, 380, 381, 382 или 385).
- Самостоятельно на автомобиле. Дорога от центра Санкт‑Петербурга займёт один‑два часа в зависимости от выбранного маршрута и ситуации на дорогах. Оставить машину можно на платной парковке для гостей музея‑заповедника (улица Оранжерейная, 1). Тариф — 100 рублей за час стоянки.
Полезная информация
При посещении музея‑заповедника можно перемещаться только по указателям вдоль ограждений. Заходить за них запрещается. Согласно правилам, на территории нельзя делать фото со вспышкой, посещать экспозиции без специальных бахил и разговаривать по мобильному телефону. В «Царское Село» также не пустят со спортивным инвентарём, оружием, продуктами питания и напитками. Проводить с собой животных тоже запрещено.
Помимо посещения Янтарной комнаты и других залов Екатерининского дворца, путешественники также могут насладиться пейзажами живописного Екатерининского парка с мраморным фонтаном и стрижеными боскетами — декоративными фигурными насаждениями. При желании здесь можно заказать поездку по парковым аллеям на электромобиле, а также отправиться в плавание на гондоле по пруду — в летний период.
Перекусить можно в местных ресторанах и кафе — их здесь несколько. В кафе‑кондитерской «Волконский», например, получится заказать шоколадное пирожное «Янтарная комната» с дикой морошкой, брусникой и пищевым золотом. Внешне лакомство выглядит как элемент оформления настоящей комнаты.
Заключение
Музей‑заповедник «Царское Село» — это значимое место истории Российской империи начиная с первого десятилетия XVIII века. Узнать всё самое интересное о здешних дворцах, павильонах и, конечно, Янтарной комнате помогут авторские экскурсии с опытными гидами. Гиды Санкт‑Петербурга и Ленинградской области сделают знакомство с царскосельским ансамблем максимально увлекательным и нетривиальным.
Автор: Никита Показанников
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Раскрыть тайну масонских лож, узнать другую историю Петербурга и научиться читать секретные символы
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на авто-пешеходной экскурсии
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!