Палладио — самый влиятельный архитектор в мире
Виллы‑храмы, изящные палаццо и армия последователей от России до СШАБиография Андреа Палладио
Прославленный архитектор позднего Возрождения родился в Падуе (город в Венецианской республике) в 1508 году. В 13 лет Андреа ди Пьетро делла Гондола — таким было настоящее имя мастера — поступил на обучение к квалифицированному каменщику. Однако уже через три года переехал с отцом в более крупный город — Виченцу на северо‑востоке Италии. Там Андреа ди Пьетро нанялся на службу в ремесленную мастерскую к скульпторам Питтони и вступил в гильдию каменщиков. А вскоре, в 1534 году, женился на дочери плотника Аллеградонне.
Судьбоносной для начинающего мастера стала встреча с графом Джаном Джордоко Триссино — гуманистом, поэтом и политическим деятелем. Он разглядел в Палладио архитекторские способности и стал его покровителем. Наставник помог ему посетить Рим в начале 1540-х годов и познакомиться с античными памятниками. Также именно Триссино придумал псевдоним архитектора, который восходит к имени древнегреческой богини‑воительницы Афины Паллады.
Первым заказчиком Палладио стал Джироламо де Годи, для которого он в 1542 году построил виллу к северу от Виченцы. Однако до 40 лет — а это приличный по меркам того времени возраст — архитектор не получал крупных и общественно значимых заказов. Первым стал заказ на реконструкцию средневековой городской ратуши в Виченце — теперь это здание известно как Базилика Палладио. Рядом с ним на площади Пьяцца‑деи‑Синьори расположено ещё одно произведение зодчего — Лоджия‑дель‑Капитанио.
Вскоре архитектором, который начал выполнять значимые государственные заказы, заинтересовались и представители местной знати. Для них он возводил в области Венето палаццо и виллы. Самой известной стала вилла Ротонда: она стала новым классическим образцом и вдохновением для последующих поколений архитекторов.
Активно работал Андреа ди Пьетро и в Виченце. Так, одна из жемчужин центра города — Палаццо Кьерикати — соседствует с не менее значимым произведением Палладио — роскошным ренессансным театром «Олимпико». Но несмотря на бесспорный успех в Виченце и её окрестностях, мастер проигрывал архитектурные конкурсы в Венеции — столице Венецианской республики.
После смерти своего покровителя Триссино в 1550 году Палладио сблизился с венецианским аристократом, государственным деятелем и гуманистом Даниэле Барбаро. Вместе они посетили Рим, где зодчий принял участие в издании перевода известного трактата «Десять книг об архитектуре». Это сочинение Марка Витрувия Поллиона с Античности и до Ренессанса считалось классикой архитектурной мысли. В тот период Палладио начал работу и над собственным произведением — трактатом «Четыре книги об архитектуре», который стал настоящим путеводителем для мастеров всех последующих эпох. В нём он не только описывает особенности римских памятников, но и рассказывает о собственных проектах, прилагая планы, рисунки и имена заказчиков.
Признание в Венеции — хоть и не такое безоговорочное, как в Виченце, — пришло к Палладио только после 1570 года, когда умер главный архитектор столицы республики Якопо Сансовино. Тогда мастер смог осуществить несколько крупных проектов, самыми известными из которых считаются церкви Сан‑Джорджо‑Маджоре и Иль‑Реденторе.
Архитектор скончался в 1580 году в Виченце и был похоронен в городской церкви Святой Короны. Несмотря на бесспорную популярность в Венето при жизни, мировая слава пришла к Палладио только после смерти.
Стиль и архитектурные принципы Палладио
Андреа ди Пьетро в своём творчестве ориентировался на Античность: архитектуру Древней Греции и особенно — Древнего Рима, — а также на работы своих предшественников эпохи Ренессанса. Больше всего среди них он ценил творчество Донато Браманте — представителя Высокого Возрождения.
Работы Андреа Палладио отличает геометрическая ясность и элегантная простота. Он освобождает плоскость стены от излишних деталей и усложнённых форм, стараясь воплотить в своих постройках величественные и монументальные образы античной классики. Так, основу его сдержанных и гармоничных композиций чаще всего составляет классическая ордерная система с мощными колоннами, которые держат горизонтальное перекрытие (антаблемент) и треугольный фронтон. Все архитектурные элементы подчинены принципу строгой симметрии.
Одним из основных реформаторских достижений Андреа ди Пьетро было переосмысление образа виллы. Раньше интерес к облику жилых зданий находился где‑то на периферии архитектурной мысли. Палладио же, получавший в основном заказы на загородные усадьбы видных вельмож, превратил эти постройки в подобие античных храмов. В их оформлении он использовал и классические ордерные элементы, и огромные купола, которые располагались на главной оси зданий позади портиков — выступающих крытых галерей с колоннами, увенчанных фронтонами. Безусловно, такой необычный взгляд на обычные жилые дома льстил заказчикам.
Есть в творчестве архитектора и характерные стилистические приёмы, которые неоднократно цитировались мастерами последующих эпох. К ним относится, например, палладианское окно с трёхчастной структурой. Оно состоит из высокого полукруглого проёма и двух прямоугольных по бокам, обычно отделённых от центрального небольшими колонками.
Поражает и новаторская для того времени органичная вписанность построек Палладио в окружающую городскую или сельскую среду. Он не мыслил свои виллы, дворцы и храмы как нечто отдельное от окружающей среды и застройки, а, напротив, уделял внимание конечному образу всего ансамбля.
Значимые архитектурные произведения Палладио
Не заполучив повсеместной славы в Венеции, Андреа ди Пьетро подчинил своему архитектурному влиянию практически всю область Венето. Его постройки в Виченце наряду с другими произведениями в этом регионе включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сам город можно назвать музеем Палладио под открытым небом.
Палаццо Кьерикати
Адрес: Vicenza, Piazza Matteotti, 37/39
Заказ на строительство городского особняка в Виченце Андреа Палладио получил в середине XVI века от Джироламо Кьерикати — представителя знатной итальянской семьи, а завершились работы только после смерти архитектора. В то время площадь, куда выходили фасады здания, располагалась на небольшом острове, который омывался реками Ретроне и Баккильоне. Так что перед Андреа ди Пьетро стояла непростая задача: придумать, как сделать фундамент устойчивым и избежать подтоплений. Для этого он решил поместить здание на возвышении, а также перенести подсобные помещения из подвала в другие части особняка.
Нижняя часть дворца украшена простыми тосканскими колоннами (вариант дорических), которые образуют длинную лоджию — крытую галерею, занимающую весь фасад. На втором ярусе колоннами ионического ордера украшены боковые лоджии, которые придают фасаду ещё больше объёма и лёгкости. Интересно, что архитектор практически избегает использования привычной плоскостной стены, которая сохраняется лишь в центральной части второго этажа.
Потолки лоджий выполнены в виде рельефных кессонов из стука — углублённых панелей, которые изготовил веронский мастер Доменико Ридольфи. А крыша палаццо декорирована скульптурами и фигурными башенками, похожими на колеблющееся пламя свечи.
После смерти Джироламо в 1557 году строительство было приостановлено. Его сын Валерио, поселившийся в палаццо, ограничился лишь отделкой внутренних помещений. Более столетия здание оставалось недостроенным, и только во второй половине XVII века работы были завершены по чертежам Палладио. Теперь в палаццо, который в XIX веке выкупил муниципалитет Виченцы, расположена картинная галерея. Здесь можно увидеть шедевры Тинторетто, Тьеполо и Ван Дейка, а также более 30 рисунков самого архитектора.
Виллы
Загородные поместья аристократов стали одним из центральных направлений творчества Андреа ди Пьетро и главной платформой для воплощения новаторских идей. Все они расположены в регионе Венето, и, помимо виллы Ротонда, самыми значительными считаются вилла Барбаро, вилла Фоскари и вилла Корнаро.
Один из часто воспроизводимых приёмов архитектора — симметричная трёхчастная композиция из центрального корпуса и двух боковых флигелей, обычно соединённых с ним галереями. Последователи Палладио в Российской империи, например Н. А. Львов и И. Е. Старов, нередко использовали такой план при строительстве усадебных домов и городских резиденций.
Вилла Барбаро
Адрес: Maser, Via Cornuda, 7
Загородное имение принадлежало братьям Маркантонио и Даниэле Барбаро. С последним архитектора связывала многолетняя дружба и совместная работа над изданием сочинений Витрувия. К работе над виллой Андреа ди Пьетро приступил в 1550-е.
Одним из новшеств Палладио было включение в ансамбль особняка хозяйственных построек, которые прежде было принято располагать в стороне. Архитектор виртуозно скрывал утилитарное назначение таких зданий за величественными фасадами.
Так, в случае с виллой Барбаро хозяйственные помещения расположились во флигелях, соединённых с господским домом галереями. Последний занимает центральное положение и выступает ядром композиции: он украшен четырьмя ионическими полуколоннами и мощным, богато декорированным фронтоном. Но и хозяйственные пристройки не лишены декоративности: на фасадах изящных симметричных сооружений, фланкирующих основное здание виллы, изображены циферблаты с солнечными часами и зодиакальными знаками. Вероятно, своим появлением они обязаны интересам хозяина поместья Даниэле, который увлекался астрономией и астрологией.
Помимо трёхчастного ансамбля виллы, Палладио в конце жизни работал над возведением небольшого храма, похожего по формам на римский Пантеон. По легенде архитектор умер в имении, руководя строительством этого здания. Также напротив северного непарадного фасада он возвёл изящный нимфей — сооружение над искусственным прудом.
Вилла известна и тем, что её расписал прославленный современник Палладио — Паоло Веронезе. Он украсил стены парадного зала тромплеями — изображениями-обманками, которые создают эффект присутствия подлинных предметов. Например, из живописно оформленных открывающихся дверей выглядывает фигура охотника с собакой — считается, что это автопортрет самого художника. Интересно, что архитектор никак не упомянул знаменитого венецианца в своём трактате, хотя в случае с другими своими работами он называл и менее именитых мастеров. Вероятно, этот факт говорит о скрытом конфликте между ними.
Вилла Ротонда
Адрес: Vicenza, Via della Rotonda, 45
Наиболее знаменитое и часто копируемое среди всех произведений Палладио, а также самый известный жилой дом мира. Архитектор приступил к масштабному строительству этой виллы близ Виченцы для графа Паоло Альмерико в 1566 году. Здание стало первой светской ренессансной постройкой, увенчанной куполом.
Вилла, напоминающая по своим формам палаццо, возведена на высоком холме и дополнительно приподнята за счёт высокого цоколя. Благодаря такому расположению Палладио добился того, чтобы все помещения были одинаково хорошо освещены в течение дня.
Ещё одна особенность здания — четыре абсолютно равнозначных фасада. Они украшены симметричными портиками с шестью колоннами ионического ордера и мощным фронтоном. К каждому входу ведёт широкая лестница. На портиках высятся статуи античных богов, выполненные скульптором Джамбаттистой Альбанезе. Считается, что Андреа ди Пьетро был настолько очарован местными пейзажами, что не мог определиться, с какой стороны открывается лучший вид и какой из фасадов сделать центральным.
В плане здание представляет собой круг, который завершается куполом и вписан в квадрат. Рисунки похожих жилых домов, где совмещались бы такие объёмы, встречаются среди черновиков архитектора задолго до появления этого проекта. Центральный цилиндрический зал освещается за счёт окулюса — прорезанного в купольном перекрытии круглого окна, что ещё больше сближает здание с римским храмом Пантеоном.
Кубический же объём сооружения поделён на восемь прямоугольных комнат. Крестово‑купольное здание с такой необычной для вилл того времени планировкой и гармоничными пропорциями мыслилось Палладио, скорее, не как часть хозяйственного комплекса, а как дом‑храм, место для отдыха и торжественных приёмов.
Поскольку возведение виллы затянулось на несколько десятилетий, завершал его ученик архитектора Винченцо Скамоцци. Он достраивал здание по эскизам Андреа ди Пьетро уже для новых владельцев — братьев Капра.
Церковь Иль‑Реденторе
Адрес: Venezia, Sestiere Giudecca, Redentore
Строительству церкви на острове Джудекка предшествовали трагические для Венеции события. В 1575 году город поразила чума, которая унесла жизни 46 000 человек. В память об избавлении от болезни в 1577-м был заложен первый камень нового храма во имя Спасителя, а достроили его в 1592-м уже после смерти Палладио.
Церковь выглядит необычно даже по современным меркам за счёт сочетания контрастных цветов и материалов. При возведении основного массива сооружения использовался красный кирпич. Эта часть здания представляет собой огромную однонефную базилику с тремя капеллами, увенчанную куполом, что в большей мере соответствует христианскому архитектурному канону. А вот парадный фасад, за которым скрыто удлинённое «тело» храма, облицован истрийским известняком, похожим на мрамор. Этот излюбленный архитектором материал обладает способностью отбеливаться под воздействием влаги и солнечного света. Палладио вообще считал, что белый цвет — наиболее подходящий для культовых сооружений.
Именно парадный вход в церковь придаёт ей сходство с античными постройками. Палладио применяет в оформлении фасада многоуровневую композицию из рифмующихся элементов: фронтонов, колонн и пилястр — вертикальных прямоугольных выступов на поверхности стены, напоминающих полуколонны. Благодаря такой полифонии ордерных форм разных масштабов создаётся ощущение многослойности и объёмности.
Церковь открыта для посещения. Её интерьеры, по венецианской традиции, украшают различные предметы искусства, среди которых особенно выделяются картины Веронезе и Тинторетто. В третье воскресенье июля базилика становится местом празднования Феста дель Реденторе, который проводится уже более 400 лет в честь избавления города от чумы.
Театр «Олимпико»
Адрес: Vicenza, Piazza Matteotti, 11
Старейший в мире действующий крытый театр, который соседствует с Палаццо Кьерикати. Великий архитектор создал его проект за год до смерти. Строительство было начато в марте 1580 года, ещё при жизни Андреа ди Пьетро, а завершали работу сын мастера Силла и Винченцо Скамоцци. Театр открылся через пять лет, премьерным спектаклем стала древнегреческая трагедия Софокла «Эдип‑царь».
Заказ на возведение здания поступил Палладио от академии «Олимпико» — художественно-образовательного сообщества, членом которого был и сам архитектор. Под него в Виченце была выделена небольшая территория на месте бывшей тюрьмы и порохового склада в Кастелло‑дель‑Территорио — пустующей средневековой крепости.
При строительстве Палладио явно вдохновлялся римскими театрами. Однако из‑за ограниченного пространства ему пришлось отступить от заветов Витрувия и создать не полукруглый, а более вытянутый по форме зал в виде полуэллипса. Как напоминание о том, что в античности спектакли проводились в открытых пространствах, плоский потолок расписали композицией ясного неба с облаками. А вот многочисленные статуи, расположенные в нишах по всему периметру, изображают не только древнеримских поэтов и ораторов, но и видных вельмож Виченцы, которые пожертвовали деньги на строительство.
Наиболее парадно декорирована деревянная сцена, которая завершается стеной в виде дворцового фасада. В одном из своих трактатов архитектор писал о том, насколько важно следовать принципу постепенного облегчения композиции снизу вверх. Это значит, что массивные элементы, например дорические колонны с мощными базами и простыми капителями, должны располагаться у основания, а вот более лёгкие и изящные, такие как ионические колонны, необходимо размещать на следующем ярусе.
Это правило Палладио соблюдает и при оформлении декоративной стены. Круглые колонны внизу сменяются на полуколонны во втором ярусе и на пилястры в последнем. Скульптурное убранство также упрощается и становится более плоским: за статуями следуют горельефы, а в самом верху — барельефы, наименее выпуклая разновидность рельефа.
Композицию парадной стены дополняют пять перспективных проходов, которые были выполнены Винченцо Скамоцци для премьерного спектакля и служили декорацией улиц древнегреческого города Фивы. Конструкции из дерева с имитацией античных построек настолько органично вписались в общий ансамбль, что украшают пространство сцены до сих пор.
В наше время, как и в XVI веке, в театре проводятся спектакли и музыкальные мероприятия, также пространство работает как музей. Однако для сохранения уникальной архитектуры и скульптурного декора действуют некоторые ограничения: при вместимости в 1000 человек зрительный зал могут посетить не более 470. Кроме того, даже после реставрации театра в конце XX века в нём не появились отопление и кондиционеры, поэтому в холодное время года представления не проходят.
Наследие и последователи
Творчество Палладио породило целую плеяду последователей во многих странах по всему миру. Стилевое течение, в котором они работали, развивалось в рамках классицизма с XVII века и было названо палладианством в честь архитектора.
Один из секретов такой невероятной популярности и цитируемости Андреа ди Пьетро от России до США кроется в его трактатах. Благодаря своей наглядности и простоте они стали незаменимым пособием для архитекторов последующих эпох, которые с помощью конкретных инструкций могли воспроизводить различные стилистические приёмы. Представителей палладианства также привлекали строгая простота построек мастера и в то же время их величественность и монументальность.
Первым приверженцем палладианства считается Винченцо Скамоцци, завершавший после смерти мастера некоторые его здания. Однако вскоре интерес к подражанию работам Палладио в Италии практически сошёл на нет и возродился уже в XVIII веке в Виченце. И всё же наивысшего расцвета это течение достигло в основном в Англии, России и США.
К палладианству относится, например, Квин‑хаус в британском Гринвиче архитектора Иниго Джонса. В строгих формах этого двухэтажного здания начала XVII века с колончатой лоджией угадываются черты Палаццо Кьерикати.
В Российской империи увлечение палладианством пришло позже, во второй половине XVIII века, в период правления Екатерины II, и было актуальным до первой трети XIX века. Это течение связывают в первую очередь с именами Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона и Н. А. Львова. Например, палладианскими мотивами проникнуты Павловский дворец и Софийский собор в Пушкине, а также здание Смольного института благородных девиц в Санкт‑Петербурге.
В США течение широко распространилось при Томасе Джефферсоне, который был большим поклонником творчества Андреа ди Пьетро. Во время президентского срока Джефферсона были построены и Капитолий, и Белый дом. Палладианских зданий в Вашингтоне появилось столько, что он превратился во вторую Виченцу.
Отголоски влияния творчества Палладио на мировую архитектуру можно увидеть и в зданиях XX века. Яркий пример в России — жилой дом №13 на Моховой улице в Москве, построенный И. В. Жолтовским в 1934 году. В его облике узнаются черты Лоджии‑дель‑Капитанио в Виченце.
Заключение
В Виченце и её окрестностях расположено ещё множество произведений архитектора, который покорил весь мир величественной простотой и гармоничной симметрией своих дворцов и вилл. Так, по соседству с Палаццо Кьерикати и театром «Олимпико» находятся ещё два шедевра мастера: Базилика Палладио и Лоджия‑дель‑Капитанио. Эти здания и другие здания Палладио вдохновляли зодчих из разных стран на протяжении нескольких веков, а сегодня по праву считаются великими архитектурными памятниками и тщательно охраняются.
Путешествуя по Италии, обязательно найдите время на знакомство хотя бы с некоторыми из творений мастера. Например, посетите церковь Иль‑Реденторе в Венеции. А чтобы путешествие было максимально насыщенным и продуманным, обратитесь к местным гидам.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться духом средневекового города без туристического ажиотажа
Провести время с удовольствием, без усталости от «забега по достопримечательностям»
Раскрыть особенности повседневной жизни в городе на воде и представить себя настоящим венецианцем
Открыть секреты главного символа Венеции и создать традиционную маску под руководством художника