12 самых впечатляющих мостов России: от Петербурга до Владивостока
Дворцовый в Питере, Живописный в Москве и оранжевый в АрхангельскеДворцовый мост в Санкт‑Петербурге
Самый известный из 18 разводных мостов города на Неве.
Соединяет Адмиралтейский остров с Васильевским, и в сезон белых ночей его разведённые крылья на фоне Петропавловской крепости становятся чуть ли не самой фотографируемой достопримечательностью Северной столицы.
Строительство моста продолжалось пять лет — с 1911‑го по 1916‑й. Инженером проекта был А. П. Пшеницкий (среди других его работ — Пантелеймоновский мост через Фонтанку), а архитектором — Р. Ф. Мельцер (именно по его чертежам возвели русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900‑м). Своё название мост получил благодаря находящемуся неподалёку Зимнему дворцу. Однако с приходом новой власти, в октябре 1918‑го, мост переименовали в Республиканский. Историческое название вернули только в 1952‑м.
Ежедневно Дворцовый мост пересекает более 4000 автомобилей, а в навигационный период под его крыльями каждую ночь проходит до 50 судов.
Большеохтинский мост в Санкт‑Петербурге
Ещё один разводной мост Северной столицы, на который нельзя не обратить внимания, — один из главных шедевров мостостроения в России.
Большеохтинский мост поражает своим изяществом. Арки боковых пролётов соединены между собой металлическими элементами, образующими причудливый узор, а его разводная часть с обеих сторон украшена облицованными гранитом башнями‑маяками — прямо как Тауэрский мост в Лондоне.
Интересно, что при возведении моста в 1911 году использовалась технология клёпки металла (с помощью клёпок соединены части конструкции) — та самая, которая применялась и при постройке Эйфелевой башни. Легенда гласит, что одну из заклёпок изготовили из золота, а потом покрыли стальным напылением, но к какой именно части её присоединили — загадка.
Оценить великолепие этой достопримечательности Санкт‑Петербурга на расстоянии не получится — на мост стоит подняться и пройтись по нему, возле башен вы обязательно остановитесь ради роскошных селфи.
Живописный мост в Москве
Эта столичная достопримечательность с говорящим названием соединяет район Крылатское с парком «Серебряный бор».
Один из самых необычных мостов России украсил северо‑запад Москвы в 2007 году. Его изюминка — 105‑метровая красная подвесная арка. Она прикреплена к основанию конструкции с помощью 72 стальных тросов. А в центре дуги как бы повисла над проезжей частью моста стеклянная капсула, внутри которой расположена смотровая площадка.
Особенно эффектно мост выглядит с воды: полюбоваться им можно во время прогулки на теплоходе по Москве‑реке.
Кузнечевский мост в Архангельске
С 1956 года соединяет исторический район Соломбалу с городским центром. Когда‑то мост через реку Кузнечиху был деревянным, но в 1924‑м не пережил половодье: движущиеся по течению глыбы льда разрушили непрочную конструкцию. Проект более основательного, первого в СССР железобетонного подвесного моста разработал известный инженер Г. П. Передерий (по его же чертежам возводили Володарский мост в Санкт‑Петербурге) ещё в середине 1930‑х, однако реализовать его удалось только после войны.
Любоваться этой архангельской достопримечательностью, чем‑то похожей на Крымский мост в Москве (он тоже подвесной), можно в любое время года. Но зимой мост выглядит особенно привлекательно благодаря насыщенному оранжевому цвету, который оживляет пейзаж и словно наполняет солнечным светом всё вокруг.
Скайбридж в Сочи
Проложен через Ахштырское ущелье на высоте 224 метров и считается одним из самых протяжённых пешеходных подвесных мостов России: его длина 439 метров.
Эта достопримечательность сочинского «Скайпарка» держится на восьми мощных канатах: ей не страшно ни 9-балльное землетрясение, ни ураган, ни обледенение.
Впечатляет не только сам Скайбридж, но и виды, открывающиеся с его смотровых площадок: путешественники могут полюбоваться Корабельными скалами, водоёмами форелеводческого завода и протекающей внизу рекой Мзымтой. А самые отважные — совершить прыжок на эластичном канате с одной из платформ для банджи‑джампинга.
Президентский мост в Ульяновске
Строительство этого символа поволжского города растянулось аж на 23 года! Его проектирование началось ещё в 1980‑м, а сами работы по возведению — в 1986‑м. Но в 1990‑х стройка была остановлена на три года из‑за отсутствия финансирования. Официальное открытие состоялось только в 2009‑м.
Мост входит число самых протяжённых в России: длина его надводной части почти 6 километров, а общая протяжённость — 13 километров. Оценить размах архитектурной мысли можно и на расстоянии, и во время велопрогулки по мосту — для этого здесь даже есть выделенная полоса.
Мост Миллениум в Казани
Был возведён в 2005‑м — к тысячелетнему юбилею города. Автодорожный мост через реку Казанку украшен огромной (45 метров в высоту) буквой «М», под которой проложены шесть автомобильных полос и тротуары для пешеходов.
«М» появилась здесь неслучайно: с неё начинается слово «тысячелетие» не только на латинском (millennium), но и на татарском языке — меңъеллык.
Красный Дракон в Ханты‑Мансийске
Даже равнодушные к мостам путешественники, оказавшись в столице Югры, обращают внимание на это оригинальное инженерное творение. Мост через Иртыш открылся в Ханты‑Мансийске в 2004‑м и сразу стал одной из главных достопримечательностей города. Благодаря своей причудливой форме и красному цвету, он напоминает гигантского дракона, переходящего реку, отсюда и название.
Интересно, что Красный Дракон — место притяжения не только путешественников, которые приходят сюда, чтобы сделать памятные фото, но и местных рыбаков: говорят, клюёт здесь просто прекрасно!
Бугринский мост в Новосибирске
Этот мост через Обь считается одним из самых красивых в Западной Сибири. Построенный в 2014‑м, он не только соединил Кировский и Октябрьский районы, но и стал одной из визитных карточек Новосибирска. А всё благодаря 380‑метровому арочному пролёту высотой 70 метров, похожему по форме на лук (этот вид оружия изображён на гербе Новосибирска).
Красная арка выглядит эффектно и на расстоянии, и вблизи — любоваться мостом можно, например, с территории расположенного рядом парка «Бугринская роща», где есть отличная смотровая площадка.
Коммунальный мост в Красноярске
Один из главных символов самого крупного города Восточной Сибири изображён на 10‑рублёвой банкноте. Этот мост через Енисей строили с 1956‑го по 1961‑й по проекту известного архитектора А. И. Дмитриева (автора здания Нахимовского военно‑морского училища в Санкт-Петербурге).
Железобетонная конструкция, которую называют образцом позднего сталинского ампира, состоит из двух мини‑мостов длиной 940 и 410 метров и 630‑метровой земляной дамбы, соединяющей их в районе острова Отдыха. Коммунальный мост не только изменил облик города, но и попал в справочник ЮНЕСКО «Мостостроения мира» — за уникальность монтажа арочных сводов.
Русский мост во Владивостоке
А эта достопримечательность столицы Приморья изображена на лицевой стороне 2000‑рублёвой банкноты.
Мост пролегает над проливом Босфор Восточный и соединяет материк с островом Русским. Его возводили четыре года, с 2008‑го по 2012‑й, и на сегодняшний день он остаётся одним из самых высоких в мире: высота пилонов — 324 метра.
Погулять по мосту не получится: он доступен только для автомобилистов и общественного транспорта. Так что если вы путешествуете без машины, прокатитесь на автобусе или такси.
Полюбоваться мостом со стороны можно, например, со смотровой площадки на сопке Орлиное Гнездо. Вечером, когда включается подсветка, один из самых знаменитых мостов России выглядит особенно эффектно.
Амурский мост в Хабаровске
Он также изображён на российской банкноте — на оборотной стороне 5000‑тысячной купюры.
Соединяющий берега Амура мост — двухэтажный: по нижнему ярусу движутся поезда, а по верхнему — автомобили. Но такой внешний вид он приобрёл только в 1990‑х, после масштабной реконструкции. До этого (с момента открытия в 1916‑м) мост был одноэтажным и доступным только для ж/д‑транспорта.
Интересно, что сегодня в Хабаровске есть музей под открытым небом, посвящённый истории Амурского моста. Самым первым экспонатом этой уникальной коллекции стал 127‑метровый пролёт оригинальной конструкции.
Заключение
Полюбоваться красивыми и необычными мостами можно не только в Северной столице, но и в других регионах нашей страны — в городах Поволжья, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изучать шедевры инженерной мысли можно самостоятельно, но лучше — в компании местных гидов, которые расскажут много интересного не только о мостах, но и о других городских достопримечательностях.
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Прокатиться по современному центру и увидеть город в новом свете и цвете
Полюбоваться приморскими пляжами, бухтами, мысами и архипелагами на авто-пешеходной экскурсии
Объехать город на автобусе, увидеть ключевые памятники и побывать в кремле и мечети Кул-Шариф