Жемчужина Флоренции: Санта-Мария-дель-Фьоре

23 июня 2024, обновлено 21 ноя 2024
Жемчужина Флоренции: Санта-Мария-дель-Фьоре
Это красивое и величественное сооружение — один из наиболее узнаваемых символов Флоренции. Над собором Санта-Мария-дель-Фьоре на протяжении нескольких столетий трудились самые именитые и талантливые итальянские архитекторы, такие как Джотто и Брунеллески. Рассказываем, почему собор стоит увидеть и на что стоит обратить внимание при посещении.

История строительства

Первый камень собора был заложен в 1296 году, в день Рождества Девы Марии. Согласно задумке архитекторов, религиозному сооружению полагалось превзойти по величию и значимости роскошные соборы Сиены и Пизы. Когда строительство кафедрального собора Флоренции было завершено в 1436 году, он стал самым большим на тот момент храмом в Европе (его своды способны вместить до 30 тысяч человек).

Реконструкция фасада собора Санта‑Мария‑дель‑Фьоре по проекту Арнольфо ди Камбио 1296 года • Проект фасада собора 1635 года архитектора Герардо Сильвани • 1907 год. Интерьер собора

За больше чем век строительства над собором Санта‑Мария‑дель‑Фьоре успело поработать несколько мастеров. Архитектурный проект разработал скульптор Арнольфо ди Камбио. Он же начал строительство, но успел поучаствовать в нём совсем недолго, умерев где‑то между 1302 и 1310 годами.

Возведением собора, а точнее его знаменитой колокольни, продолжили заниматься только в 1331 году под руководством художника и архитектора Джотто ди Бондоне. Правда, при его жизни успели построить только первый ярус. За удивительный купол Санта‑Марии‑дель‑Фьоре почти 80 лет спустя взялся уже следующий итальянский гений — Филиппо Брунеллески.

После открытия в храме сосредоточилась не только религиозная, но и культурная жизнь Флоренции. В его залах параллельно с проповедями проходили публичные чтения «Божественной комедии» Данте Алигьери (кстати, одна из фресок 1465 года как раз посвящена ему и его великому произведению). В этом же соборе в конце XIV века проповедовал экзальтированный монах, которого многие считают религиозным фанатиком, — Джироламо Савонарола.

Собор Санта‑Марии‑дель‑Фьоре
Фреска 1465 года, посвящённая чтению «Божественной комедии» в соборе

В некоторых источниках можно увидеть информацию о том, что возведение собора продолжалось почти шесть столетий. Всё дело в том, что роскошный фасад в неоготическом стиле на самом деле не такой древний. Он был разработан по архитектурному проекту Эмилио де Фабриса только в XIX веке.

Архитектурные особенности

Сейчас на центральной площади Дуомо возвышается целый архитектурный комплекс. Помимо собора Санта‑Мария‑дель‑Фьоре в него входит кампанила Джотто и баптистерий Сан‑Джованни. Все эти до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти открыты для посещения и вместе с историческим центром Флоренции находятся под защитой ЮНЕСКО.

Высота собора от основания до верха креста примерно 115 метров, и даже сегодня это одно из самых высоких зданий в городе. А купол Санта‑Марии‑дель‑Фьоре видно почти из любой точки города. На высотные точки храмового комплекса можно подняться. С террас собора, а также колокольни Джотто и смотровой площадки купола открывается очень красивый вид на черепичные крыши города.

Фото: Shutterstock

Советуем зайти в находящийся под собором склеп Санта‑Репарата. Это всё, что осталось от древней базилики, на месте которой возвели храм. На стенах склепа до сих пор сохранились фрески середины XIV века, а на полу — ещё более древние цветные мозаики (самая интересная из них довольно реалистично изображает павлина). Также археологи нашли здесь могилу архитектора Филиппо Брунеллески.

Баптистерий Сан‑Джованни

Одно из древнейших строений во всей Флоренции: самые первые упоминания о нём относятся к V веку. В баптистерии крестили многих горожан. Среди них были даже представители династии Медичи и поэт Данте Алигьери.

Фото: Shutterstock

Главные украшения старинного здания — его бронзовые двери или врата. Самые знаменитые, восточные, в 1452 году создал итальянский мастер Лоренцо Гиберти. Скульптор работал над ними целых 27 лет, они же его и прославили. Говорят, что в день открытия для публики восточных врат у собора собрался весь город. Сейчас на входе в баптистерий установлена копия, а оригинал находится в музее собора. Когда‑то восторженный Микеланджело дал им имя, под которым они известны до сих пор, — «Врата рая».

Колокольня Джотто

Над этим шедевром архитектуры, который построили в 1359 году, по очереди работали лучшие скульпторы Флоренции: Джотто, Пизано, Таленти. Изящная кампанила (колокольня) со стрельчатыми готическими окнами не менее знаменита, чем сам собор.

Фото: Shutterstock

Каждый из ярусов 85-метровой постройки Джотто — это отдельное произведение искусства: они украшены барельефами, изящными статуями и мраморными плитками трёх цветов. На колокольню можно подняться, в её верхней части есть смотровая площадка, к которой ведёт 414 ступеней.

Интерьер и экстерьер собора

Одна из самых примечательных особенностей собора — его массивный восьмигранный купол. Почти 100 лет Санта‑Мария‑дель‑Фьоре стояла без него: архитекторы просто не представляли, как подступиться к строительству. Дело в том, что возведение строительных лесов могло обойтись дороже, чем купол. А сам он из‑за огромных размеров мог разрушиться, не выдержав собственного веса.

Собор Санта‑Марии‑дель‑Фьоре
Фото: Shutterstock

Автор воплощённого проекта, архитектор Филиппо Брунеллески, подошёл к делу творчески. Он первым в мире придумал систему подвесных строительных платформ и соорудил машины, подававшие кирпичи на вершину здания. А чтобы уменьшить вес конструкции, он создал купол в куполе, соединив две части множеством распорок. Внутреннюю укрепили обручами и четырьмя рёбрами, а внешнюю сделали более лёгкой и декоративной. Так получилось, что без наружных опорных конструкций купол поддерживает сам себя.

Фасад собора также заслуживает внимания: несмотря на большие размеры, он кажется изящным и невесомым. Его стены отделаны белым, розовым и зелёным мрамором (почти как цвета итальянского флага), из которого вырезаны ажурные цветы и геометрические узоры.

Обязательно советуем зайти внутрь — здесь есть на что посмотреть. Изнутри купол Санта‑Марии‑дель‑Фьоре расписан удивительно детальными фресками с изображениями Страшного суда. Они состоят из нескольких ярусов и занимают 3600 м², то есть примерно половину футбольного поля.

Купол собора изнутри. Фото: Shutterstock

Также внутри собора Санта‑Мария‑дель‑Фьоре находится удивительная диковинка — старинные часы 1443 года, единственная стрелка которых движется в обратную сторону. Часы, расположенные над главным входом, назвали в честь расписавшего их живописца Паоло Уччелло. Кстати, современные исследователи до сих пор не могут установить, что за люди изображены по углам фрески: святые, пророки или мудрецы. Ещё одна особенность часов в том, что они, как и в древности, отсчитывают «итальянское время» — летоисчисление, принятое в эпоху Ренессанса в Европе. Согласно ему, последний час суток наступает во время заката. Поэтому механизм приходится постоянно подстраивать вручную.

Террасы собора

Эти элементы строения были спроектированы Брунеллески в 1439 году и сами по себе считаются одним из шедевров архитектуры периода Ренессанса. Сегодня на террасы, к которым ведёт около 150 ступеней, пускают только в сопровождении экскурсовода. Прогуливаясь по галереям, расположенным на 32-метровой высоте, можно увидеть живописные сады и старинные церкви города, а также рассмотреть с необычного ракурса баптистерий и чуть ближе увидеть знаменитый купол собора и колокольню Джотто.

Собор Санта‑Мария‑дель‑Фьоре
Фото: Shutterstock

А в «мёртвых трибунах», крытых полукруглых помещениях, призванных увеличить устойчивость купола, открыта небольшая экспозиция. В ней представлена коллекция строительных инструментов и удивительных механизмов, которые использовались при возведении купола.

Музей собора Санта‑Мария‑дель‑Фьоре

Ближе познакомиться с оригинальными произведениями искусства, многие из которых когда‑то украшали собор, баптистерий и кампанилу, можно в музее Опера‑дель-Дуомо. Когда‑то в этом здании, расположенном за апсидой собора, размещались мастерские скульпторов и художников. Именно здесь Филиппо Брунеллески работал над куполом. Здесь же какое‑то время творил Донателло.

Фото: Shutterstock

Один из самых знаменитых экспонатов музея — скульптура Микеланджело «Флорентийская Пьета» («Оплакивание Христа»). Гений работал над ней в течение восьми лет, после чего, недовольный результатом, чуть не уничтожил своё творение. От разрушения скульптуру спас ученик Тиберио Кальканьи, при этом композиция так и осталась незавершённой.

Режим работы и правила посещения

Каждый из объектов архитектурного комплекса работает по собственному расписанию. А по воскресеньям и религиозным праздникам собор может закрываться раньше или вообще не работать для посетителей. С актуальной информации о часах работы лучше заранее ознакомиться на официальном сайте.

Собор можно посетить бесплатно, а вот для посещения остальных объектов архитектурного комплекса и смотровой площадки нужно приобрести единый билет. Так удастся избежать очередей.

Также стоит помнить о том, что храм действующий, поэтому внутрь не пустят в слишком открытой одежде (обязательно должны быть закрыты плечи и ноги).

Смотровая площадка на куполе собора
Смотровая площадка на куполе собора. Фото: Shutterstock

Как добраться

Собор Санта‑Мария‑дель‑Фьоре находится в самом центре Флоренции, на Соборной площади (Piazza del Duomo). Исторический центр города довольно компактный, при желании его можно обойти за несколько часов. Поэтому, если вы остановились в центре, проще всего дойти до собора пешком.

Общественный транспорт в городе тоже довольно хорошо развит: здесь курсируют трамваи, а также ночные и дневные автобусы. Ближе всего к собору расположены автобусные остановки Studio, Olio, Oriuolo Duomo и Roma Duomo. Билеты на автобусы можно купить у водителя. Но лучше приобрести их заранее, в табачном или газетном киоске: так получится значительно дешевле.

Собор Санта‑Мария‑дель‑Фьоре
Фото: Shutterstock

Заключение

Санта‑Мария‑дель‑Фьоре — архитектурная жемчужина эпохи Возрождения. Стены собора помнят множество знаковых событий и великих религиозных, культурных и политических деятелей: Микеланджело, Савонаролу, династию Медичи.

Чтобы лучше познакомиться с историей и художественным наследием собора, советуем обратиться к местным гидам. Они расскажут вам самые интересные тайны и легенды сооружения. А ещё покажут, откуда лучше всего любоваться величественным творением флорентийских мастеров.

Автор: Алина Соломаха

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Галерея Уффици — сокровищница шедевров эпохи ВозрожденияГалерея Уффици — сокровищница шедевров эпохи Возрождения Что стоит знать перед визитом и обязательно нужно увидеть в экспозиции

Еще экскурсии по теме