Галерея Уффици — сокровищница шедевров эпохи Возрождения
Что стоит знать перед визитом и обязательно нужно увидеть в экспозицииИстория коллекции
Появление всемирно известного музея относится к 1560 году, когда Козимо I Медичи, великий герцог тосканский, решил возвести в центре Флоренции дворец для судебных и административных учреждений.
Проект здания разработал придворный зодчий Джорджо Вазари. Строительные работы растянулись на 20 лет. Когда возведение Уффици (uffizi в переводе с итальянского — «канцелярии») было завершено, правителем Тосканы уже был старший сын Козимо, Франческо I. Именно он решил превратить «административный» дворец в огромное частное арт‑пространство. В здание перевезли все ценные художественные произведения из коллекции династии, на тот момент разбросанные по разным виллам и палаццо.
По инициативе Франческо I в Уффици появился и роскошный зал Трибуна, отделанный цветным мрамором и полудрагоценными камнями (после реставрации 2012‑го полюбоваться этой красотой можно только с порога).
Шли годы, собрание Уффици продолжало пополняться экспонатами. В 1737‑м принцесса Анна Мария Луиза — последняя представительница прямой линии рода Медичи — решила передать городу грандиозную коллекцию. Однако официальное открытие галереи состоялось только в 1769 году — в эпоху великого герцога Петра Леопольда, представителя австрийской монаршей династии Габсбургов. В том же XVIII столетии началась и реорганизация коллекции, в результате часть экспонатов стала основой фондов Музея зоологии и естествознания, Археологического музея, а многие скульптуры ренессансных мастеров переехали в Национальный музей Барджелло.
Сегодня галерея Уффици во Флоренции — один из самых популярных в мире музеев: ежегодно его посещают более двух миллионов человек.
Архитектурные особенности здания
Общая площадь музея 13 000 м², для его возведения пришлось снести немало средневековых построек в городе.
Уффици — изящное трёхэтажное здание из серого камня, отделанное штукатуркой, — имеет подковообразную форму. Музей состоит из двух 142-метровых корпусов, которые соединяет крытая арка. Первый этаж — сплошная лоджия‑галерея с множеством входов. Её украшают статуи знаменитых тосканцев (среди которых Джотто, Галилей и Микеланджело). Коридоры второго этажа всегда наполнены естественным светом благодаря огромным окнам. Как, впрочем, и третьего — со сплошным остеклением. Уффици, как и остальные постройки исторического центра Флоренции, имеет терракотовую кровлю.
Экспозиция
Музейные залы находятся на втором и третьем этажах (на первом расположен книжный магазин).
Оказавшись внутри, посетители поднимаются по элегантной лестнице, появившейся по инициативе Петра Леопольда, на третий этаж — именно отсюда начинается осмотр экспозиции. Вдоль длинных коридоров, поражающих своим великолепием (расписные потолки, античные статуи, флорентийские гобелены XVI века), расположены 45 залов. В них находится большая часть самых известных шедевров Уффици, включая произведения Джотто (зал № 2), Боттичелли (залы № 10-14), да Винчи (зал № 15) и Микеланджело (зал № 35). Приблизительно столько же залов и на втором этаже, где можно полюбоваться полотнами Рафаэля (зал № 66), Тициана (зал № 83) и Караваджо (зал № 90).
Осмотреть всю экспозицию Уффици за один визит не получится. Но самые известные шедевры вы не пропустите. Все памятники изобразительного искусства расположены в хронологическом порядке (всё, что вам нужно, — это схема‑план с номерами залов).
Главные шедевры
Сокровища коллекции — всемирно известные работы Боттичелли и Рафаэля, да Винчи и Тициана. Есть тут даже такая большая редкость, как картина Микеланджело. Дело в том, что дошедшие до нас полотна великого мастера можно пересчитать по пальцам: он предпочитал создавать фрески и скульптуры.
«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», Филиппо Липпи (1465)
Зал № 8
На этом живописном шедевре эпохи Ренессанса изображена молящаяся Мадонна. Перед ней — младенец Иисус, которого поддерживают два ангела. На заднем плане — пейзаж со скалами и городскими башнями.
Когда‑то Филиппо Липпи — учитель Ботичелли — был настоятелем обители. Однажды он влюбился в юную послушницу Лукрецию Бутти, которая была моложе его на 30 лет. Девушка ответила Липпи взаимностью. Благодаря ходатайству Козимо Медичи‑старшего, паре разрешили снять с себя монашеские обеты. Вскоре у Филиппо и Лукреции родился сын — Филиппино. Он, как и отец, стал художником. По одной из версий, на своей знаменитой картине Липпи изобразил возлюбленную и их маленького сына.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли (1483-1485)
Залы № 10-14Эта картина — один из главных символов раннего итальянского Возрождения. Она изображает богиню любви и красоты Венеру, подплывающую к берегам Кипра в раковине морского гребешка (которая, в свою очередь, символизирует женское начало). Богиню сопровождают Зефир (западный ветер — посланник весны) и, предположительно, Аура (богиня воздуха). А на берегу встречает девушка (вероятно, одна из граций) с алой мантией, символизирующей божественную силу красоты.
По одной из версий, на полотне изображена Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Но Боттичелли писал её портрет по памяти: девушка умерла в 1476 году от чахотки. Интересно, что растущее на берегу апельсиновое дерево — не только символ надежды, но, и, предположительно, символ династии Медичи.
«Весна», Сандро Боттичелли (1477-1482)
Залы № 10-14
В центре апельсинового сада — символизирующая гуманность Венера. Слева от неё — три танцующие грации, её спутницы, рядом — Меркурий, который с помощью скипетра рассеивает тучи. Справа от Венеры — Зефир, настигающий нимфу Хлорис. Он берёт её в жёны, и та превращается во Флору — богиню весеннего цветения. Таким образом, Боттичелли изображает здесь сразу два события, следующие друг за другом.
Эта картина стала свадебным подарком: Лоренцо Медичи преподнёс её своему родственнику Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и его возлюбленной Семирамиде Аппиано — девушке из знатной семьи. Впоследствии работа красовалась в спальне аристократической пары.
«Благовещение», Леонардо да Винчи (1472-1475)
Зал № 15
Одна из ранних работ великого мастера эпохи Возрождения. Архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть: она станет матерью Сына Божьего. Правой рукой архангел благословляет её, а в левой держит белую лилию — символ непорочности. На заднем плане — пейзаж с башнями портового города, горными вершинами, бескрайней рекой.
Изначально считалось, что автором «Благовещения» был художник‑портретист второй половины XV века Доменико Гирландайо. Однако в 1869‑м, после двухлетнего изучения набросков, исследователи пришли к выводу, что картина — всё же принадлежит кисти Леонардо.
«Мадонна Дони», Микеланджело (1506-1508)
Зал № 35
В центре композиции — фигуры Марии, Иосифа и младенца Иисуса. На заднем плане — группа обнажённых юношей, которые символизируют языческий мир до пришествия Христа.
Единственное в музейной коллекции живописное творение великого скульптора — картина круглой формы. Её заказал флорентийский ткач Аньоло Дони (отсюда и название работы) к своей свадьбе. Существует предположение: вскоре после завершения «Мадонны Дони» Микеланджело принялся расписывать потолок Сикстинской капеллы в Ватикане.
Интересно, что картинная рама — резная и позолоченная, предположительно, также была создана по эскизам мастера. Её украшают цветы, полумесяцы, человеческие головы. Значение этих элементов — предмет постоянных споров среди искусствоведов и историков.
«Мадонна со щеглом», Рафаэль (1505-1506)
Зал № 66
23-летний художник создал эту картину под влиянием творчества старшего коллеги — Леонардо да Винчи. Об этом говорит и композиция в форме пирамиды, и мягко падающий свет.
Работа, написанная маслом на доске, изображает Мадонну и двух младенцев — Иисуса и Иоанна Крестителя. На заднем плане — идиллический пейзаж. И хотя юный Иоанн протягивает младенцу Иисусу щегла — символ Страстей Христовых, лицо Мадонны выражает спокойствие.
В конце XVI столетия картина сильно пострадала во время землетрясения: она была разбита на несколько кусков. Но оценить великолепие шедевра можно и сегодня: после кропотливой реставрации, продолжавшейся с 2002‑го по 2008‑й, работа выглядит практически так же, как и 500 лет назад.
«Венера Урбинская», Тициан (1538)
Зал № 83
Один из самых крупных представителей венецианской школы живописи создал это полотно под впечатлением от «Спящей Венеры» Джорджоне — его учителя.
Предположительно, «Венера Урбинская» — аллегория супружества. Героиня картины держит в руке розы — символ женского плодородия, а спящая в её ногах собачка символизирует супружескую верность.
Работа была написана в качестве свадебного подарка для герцога Урбинского (отсюда и название) — Гвидобальдо делла Ровере. По одной из версий, моделью Тициана могла быть мать герцога — Элеонора Гонзага. Эту итальянскую аристократку, что интересно, можно увидеть и на других полотнах Тициана — «Красавица» и «Девушка в меховой накидке».
«Медуза», Караваджо (1597)
Зал № 90
Отрубленная бесстрашным Персеем голова горгоны, обращавшей в камень всё живое одним лишь взглядом, изображена на холсте, натянутом на деревянный щит. Невероятно, но факт: некоторые искусствоведы видят в этом лице, искажённом гримасой ужаса, автопортрет художника.
Заказ на создание этой работы Караваджо получил от кардинала Франческо дель Монте. Епископ захотел сделать Фердинандо I Медичи оригинальный подарок, поэтому заказал портрет Медузы не в рамке, а на щите.
Где находится галерея и как до неё добраться
Знаменитый музей красуется в сердце Флоренции — между другими городскими достопримечательностями: площадью Синьории и мостом Понте‑Веккьо. Адрес галереи Уффици: Piazzale degli Uffizi, 6. Добраться сюда пешком от здания железнодорожного вокзала (Stazione di Firenze Santa Maria Novella) получится минут за 15. До музея также можно доехать на автобусах (нужная остановка — Diaz).
Часы работы галереи Уффици и стоимость билетов
Музей принимает посетителей шесть дней в неделю, выходной — понедельник. Во вторник галерея открыта с 08:15 до 22:00, а во все остальные рабочие дни — до 18:30.
Музей славится не только своей коллекцией, но и, увы, очередями в билетную кассу. В летние месяцы путешественники проводят в них по 3-4 часа. Именно поэтому билет лучше купить заранее — на официальном сайте галереи (оплатить покупку можно картой зарубежного банка). С онлайн‑билетами ждать очереди на вход придётся куда меньше.
Заключение
Галерея Уфицци — одна из главных достопримечательностей столицы Тосканы. Организовать визит в неё можно и самостоятельно. Но если обратиться к местным гидам, получится узнать немало интересного не только о знаменитых полотнах, но и о главных достопримечательностях города, где каждый камень дышит историей. Гиды расскажут о Флоренции то, о чём вы не прочтёте в справочниках.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Найти общий язык с шедеврами мировой живописи
Увидеть знаковые и скрытую локацию, услышать историю города и познать менталитет флорентийцев
Увидеть главные достопримечательности города и раскрыть его загадочный характер на душевной прогулке
Увидеть главные экспонаты музея и обсудить их с гидом в интерактивном формате