Как создавался памятник «Родина‑мать зовёт!» — одно из чудес России

Антон Бурлаков
Антон Бурлаков
 2 июня 2025
Как создавался памятник «Родина‑мать зовёт!» — одно из чудес России
У путешественников есть множество причин приехать в Волгоград, и главная из них — увидеть своими глазами один из самых высоких монументов мира: 85‑метровую скульптуру «Родина‑мать зовёт!», которая венчает Мамаев курган. Рассказываем, кто стоял за созданием памятника, что скрыто внутри и чей образ лёг в его основу.

История возведения

«Родина‑мать зовёт!» — центральная фигура мемориального комплекса на холме Мамаев курган в Волгограде. И возведена она в память о Сталинградской битве во время Великой Отечественной войны. С середины 1942 по начало 1943 года на этом месте проходили жесточайшие бои между немецкой и советской армиями.

1942 год. На Мамаев курган падает немецкая авиабомба • 1943–1949 годы. Мамаев курган

Мамаев курган — самая высокая точка в пределах города, и с неё хорошо просматривались переправы через Волгу, командные пункты и позиции войск. Кто удерживал высоту — мог контролировать весь ход Сталинградского сражения. В ходе военных действий холм оказывался под контролем то немецких, то советских солдат и переходил из рук в руки восемь раз с огромными потерями. Зимой курган не белел: земля оставалась чёрной от пепла, сажи и следов разрывов. По завершении боёв на каждом квадратном метре земли здесь находили от 500 до 1250 осколков.

Конкурс на создание памятника на вершине Мамаева кургана в память о погибших в Сталинградском сражении объявили ещё в 1944‑м. Эскизы присылали как профессиональные архитекторы, так и самоучки, советские и зарубежные специалисты. Среди предложений была, например, пирамида из переплавленных немецких танков и комплекс зданий в форме пятиконечной звезды с 200‑метровым мечом по центру, который пронзает немецкую каску.

Проект Мамаева кургана, созданный красноармейцами Иваном Бирюшовым и Василием Кравцовым • Проект А. Черкасова • Фото: сайт Государственного историко-мемориального музея‑заповедника «Сталинградская битва»

Проект Вучетича

Право воплотить героический образ советских солдат получил советский скульптор Евгений Вучетич. Его первая концепция включала две фигуры: Родину‑мать с поднятым знаменем и коленопреклонённого солдата с опущенным автоматом. Но в процессе работы Вучетич изменил замысел: ведь Сталинградская битва — хотя и была решающей в ходе войны, но не финальной, а значит, оружие нельзя было складывать.

Так появилась окончательная версия: фигура женщины — динамичная, порывистая, полная напряжённой энергии — с высоко поднятым мечом делает шаг вперёд и словно призывает сыновей на решающую битву.

Из‑за того, что в послевоенные годы нужно было в первую очередь восстанавливать разрушенный центр Сталинграда и жилые кварталы, к строительству монумента приступили не сразу. Работы на Мамаевом кургане начались только в 1959 году. Комплекс возводили восемь лет, и торжественное открытие состоялось в 1967‑м.

родина мать где
1963 год. Фидель Кастро и Евгений Вучетич на Мамаевом кургане

Родина‑мать в наше время

Сегодня скульптура видна с расстояния в десятки километров. Её высота от основания до кончика меча — 85 метров, а вместе с углублённым в холм постаментом — почти 100. В момент открытия «Родина‑мать зовёт!» была самым высоким монументом в мире и сохраняла этот статус ещё 22 года, пока в японском городе Сендай не воздвигли статую богини Каннон.

Но цифры, конечно же, не главное. «Родина‑мать» за полвека своего существования стала частью культурного кода страны. В 2008‑м её признали одним из семи чудес России наряду с озером Байкал, горой Эльбрус и собором Василия Блаженного. А в 2025‑м она стала главным символом празднования 80‑летия Победы в Великой Отечественной войне.

Ещё по теме
 
Фото: Shutterstock

Работа над монументом

Работу над скульптурой Евгений Вучетич начал с создания уменьшенных гипсовых и бетонных моделей — эти версии помогли сформировать общий образ, прежде чем его масштабировали на Мамаевом кургане. Некоторые из них до сих пор хранятся в его доме‑мастерской в посёлке Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице в Москве. Например, здесь можно увидеть голову Родины‑матери в полноценном масштабе. Она настолько большая, что стоит во дворе и видна над забором.

На раннем этапе скульптор привлекал к работе гимнасток. Часами они позировали перед ним с раскинутыми руками. По воспоминаниям натурщиц, Вучетич вдохновлялся мировым искусством — листал арт‑альбомы, искал в них идеальные пропорции и жесты. Сегодня искусствоведы отмечают в облике Родины‑матери очевидные параллели с древнегреческой статуей Никой Самофракийской, которая хранится в Лувре, и с женской фигурой с барельефа «Марсельеза» Франсуа Рюда на Триумфальной арке в Париже.

Главной моделью для создания фигуры стала Нина Думбадзе — советская метательница диска, чья спортивная форма и мощная пластика прекрасно подходили для образа сильной женщины.

Статуя Ники Самофракийской • «Марсельеза» • Фото: Shutterstock

Одной из самых сложных частей работы стало лицо скульптуры. Визуальным ориентиром для ваятеля был плакат «Родина‑мать зовёт!» Ираклия Тоидзе. Вучетич хотел передать ту же эмоциональную силу, но в объёме и пространстве. В чертах Родины‑матери можно узнать одновременно и Валентину Изотову, официантку из Волгограда, чья осанка и стать поразили автора, и Веры Вучетич, жены скульптора.

Во время работы над образом Евгений Вучетич долго искал нужное эмоциональное выражение. Супруга вспоминала, что во время позирования он просил её кричать до хрипоты, чтобы уловить на лице ту самую гамму чувств — гнев, решимость и боль.

Есть легенда, что однажды академик Андрей Сахаров, глядя на скульптуру, в приватной беседе спросил автора: «Зачем у неё открыт рот? Ведь это некрасиво». На что Вучетич с улыбкой ответил: «Потому что она кричит: „За Родину — вашу мать“!»

Нина Думбадзе • Плакат «Родина‑мать зовёт!» • Фото: сайт Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина

Инженерный подвиг

Первоначально высоту Родины‑матери планировали ограничить 36 метрами, но, по легенде, руководство страны поставило перед проектировщиками амбициозную цель превзойти по масштабу американскую Статую Свободы (46 метров).

Возведение такой грандиозной фигуры стало инженерной задачей высшего уровня. Раскинутые руки, развевающаяся одежда, поднятый меч — всё это создавало асимметричную, летящую композицию и требовало нестандартных технических решений.

Инженер Николай Никитин, главный конструктор Останкинской телебашни, спроектировал для Родины‑матери внутренний каркас, в котором натянуты стальные канаты — своего рода «сухожилия». Именно они обеспечили жёсткость и баланс конструкции.

родина мать история
1959–1961 годы. Строительство памятника

В отличие от многих памятников, Родина‑мать сделана не из бронзы или мрамора, а из бетона и металла — самых доступных материалов своего времени.

Технология строительства была крайне сложной: чтобы образовывались прочные швы, каждый новый слой бетона нужно было укладывать до того, как застынет предыдущий. Современники рассказывали, что бетоновозы ехали на Мамаев курган непрерывным потоком: работа не останавливалась ни днём ни ночью.

Ещё по теме
 
1964 год. Возведение монумента • 1962–1965 годы. Голова скульптуры • 1965 год. Установка меча

Сложнейшей задачей оказалось изготовить меч. Его первую версию сделали из титанового сплава. На высоте он начал гудеть, греметь и сильно раскачиваться на ветру. Конструкция оказалась настолько неустойчивой, что оружие в любой момент могло рухнуть. Решение нашли: титановую облицовку заменили на фторированную сталь и сделали перфорацию. После успешных проб в аэродинамической трубе обновлённый клинок занял своё место, где и находится по сей день.

Ещё один поразительный факт: при весе в 8000 тонн монумент не закреплён. Нет ни свай, ни болтов. Скульптура держится на пьедестале исключительно благодаря собственному весу и точному расчёту центра тяжести.

родина мать зовет это
1967 год. Открытие памятника

Триптих Победы

Существует красивая, хоть и не подтверждённая документально легенда: что «Родина‑мать зовёт!» в Волгограде — это часть скульптурного триптиха о победе советских войск с монументами в разных городах, объединённых одним символом — мечом:

  • Первый установлен в Магнитогорске. Он называется «Тыл — фронту»: рабочий передаёт меч солдату. На Урале оружие было выковано — в буквальном и символическом смысле. Это образ начала сопротивления, мобилизации и сплочения
  • Второй — в Волгограде. Здесь Родина‑мать поднимает клинок ввысь, призывая к важнейшему сражению
  • Третий — в столице Германии. В берлинском Трептов‑парке Воин‑освободитель (автором его также стал Евгений Вучетич) опускает меч вниз: война завершена, Победа одержана
«Тыл — фронту» • «Родина‑мать зовёт!» • «Воин‑освободитель» • Фото: Shutterstock

Режим работы и стоимость посещения

Монумент находится на вершине Мамаева кургана на территории мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы». Сюда можно попасть свободно и круглосуточно.

Помимо Родины‑матери, здесь можно увидеть также Зал воинской славы, Аллею Героев, Вечный огонь, мемориальное кладбище и другие знаковые объекты.

Мемориальный комплекс возведён в центре Волгограда, добраться к нему можно на любом общественном транспорте: остановка «Мамаев курган» расположена прямо у подножия холма.

Зал воинской славы и Вечный огонь • Аллея героев • Площадь скорби • Фото: Shutterstock

Заключение

«Родина‑мать зовёт!» — один из самых узнаваемых памятников в истории страны. Чтобы понять и прочувствовать масштаб этого места, рекомендуем посетить его в компании с гидом. Он не только проведёт по ключевым объектам комплекса, но и расскажет, как проходила оборона города и чем живёт Волгоград сегодня. На сайте и в мобильном приложении Tripster есть варианты экскурсий по городу разных форматов — и групповые, и индивидуальные.

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других
Мария Гид в Берлине
Мария
Гид в Берлине
4,96
276 отзывов
Привет всем! В Берлине я оказалась случайно. И мне, как человеку, который неравнодушен ко всему итальянскому, поначалу было непросто к нему привыкнуть. Он казался слишком суровым и сдержанным на эмоции. Но как я ошибалась! Позже я поняла, что стала жертвой туристического стереотипа о Берлине — быть может, он и не блещет прекрасным архитектурным «фасадом», но как же он прекрасен внутри! Именно поэтому я рассказываю гостям только самое интересное об этом городе — то, что хотела бы узнать сама, если бы на знакомство с городом у меня был всего 1 день. Пока судьба не забросила меня в Берлин, я работала специальным корреспондентом крупного ежедневного издания и выпускающим редактором журнала. А сейчас создаю интересные туристические проекты и делаю подкаст про Берлин для всех, кто хочет открыть для себя этот чудесный город!

Ещё на тему путешествий

Музей-панорама «Сталинградская битва» в Волгограде: история и экспонатыМузей-панорама «Сталинградская битва» в Волгограде: история и экспонаты Грандиозное полотно, интерактивные залы и редкие артефакты

Ещё экскурсии по теме