Экраноплан «Лунь» в Дагестане

Дарья Савина
Дарья Савина
Обновлено 19 сен 2025
Экраноплан «Лунь» в Дагестане
На пустынном побережье Каспийского моря возвышается громадный самолёт‑амфибия. Это уникальный экраноплан «Лунь», ставший символом достижений инженерной мысли и мощи советской техники. Его футуристический облик и сегодня продолжает вдохновлять конструкторов, художников-фантастов, а также путешественников со всего мира.

Что такое экраноплан

Так называют судно, которое соединяет в себе черты воздушного и водного транспорта. Экраноплан может летать в нескольких метрах над водой без контакта с поверхностью. Это происходит благодаря экранному эффекту — эффекту «воздушной подушки», при котором при движении судна на небольшой высоте над поверхностью возникает дополнительная подъёмная сила крыла.

Экранопланы способны летать не только над водой. При необходимости суда могут взлетать и двигаться над землёй, притом даже в том случае, если она покрыта снегом.

Фото: Shutterstock

Экскурсии, отзывы и чат с гидом —
в приложении

История

Первые экранопланы начали появляться уже в 1930‑х годах. Их разрабатывали в разных странах: Советском Союзе, Финляндии, США и Швеции. Например, советский инженер П. И. Гроховский ещё в 1937 году представил свою модель судна на воздушных крыльях, которое развивало рекордную для тех лет скорость — около 134 км/ч. Однако первые экранопланы не получили широкого распространения из‑за сложностей с обеспечением безопасности, особенно при наличии препятствий и ветра.

1980-е годы. Воздушные потоки под экранопланом. Художник: Брайан В. Макмаллин • Схемы компоновки экранопланов: А — схема Алексеева, Б — схема Липпиша, В — схема Йорга

Экранопланы Алексеева: «Лунь» и не только

Первые летающие суда, одобренные для серийного выпуска, создал советский инженер Р. Е. Алексеев в 1960‑х. Экспериментальный образец показал впечатляющие результаты: экраноплан развивал скорость до 200 км/ч и при этом не имел серьёзных проблем с управлением. Изобретение одобрили не только учёные и инженеры, но и чиновники. Последние увидели в таких машинах военный потенциал, оценив их скорость, малозаметность и способность действовать на мелководье.

В 1962 году в СССР была запущена масштабная программа строительства военных экранопланов. Алексеев создал целую серию экспериментальных моделей: «Орлёнок», «Лунь» и самый большой в мире экраноплан «Корабль‑макет», известный также как «Каспийский монстр».

Сегодня многие путают «Лунь» с «Каспийским монстром», хотя это совершенно разные машины. Последняя потерпела аварию во время испытаний и сейчас покоится на дне Каспийского моря (отсюда и его название), в то время как экраноплан «Лунь» сохранился и стал музейным экспонатом.

Р. Е. Алексеев • Экраноплан «Лунь»

Интересный факт: Под руководством Алексеева проектировались не только военные экранопланы, но и пассажирские суда на подводных крыльях. Например, скоростные «Ракета» и «Метеор». Последние, кстати, и сегодня курсируют по Санкт‑Петербургу и Ленобласти, Нижнему Новгороду, а также по Карелии.

Экраноплан «Лунь» в цифрах

Корабль‑самолёт разрабатывали в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях в Нижнем Новгороде. Этот уникальный боевой аппарат создавался специально для поражения кораблей, став единственным в мире экранопланом-ракетоносцем. Всего на борту «Луня» помещается шесть ракетных установок.

Экскурсии к экраноплану «Лунь» из Каспийска

Габариты самолёта‑амфибии впечатляют: его длина составляет почти 74 метра, а размах крыла — 44 метра. При таких внушительных размерах аппарат мог развивать скорость до 500 км/ч, что в пять раз превышало скорость обычных морских судов того времени. Благодаря тому, что судно летало на высоте двух‑трёх метров над водой, оно оставалось практически незаметным для радаров противника.

Экраноплан «Лунь» в цифрах
Фото: Shutterstock

Первоначально планировалось построить восемь таких машин, однако «Лунь» остался единственным завершённым экземпляром. После успешных испытаний в конце 1980‑х он был принят на вооружение Каспийской флотилии. Однако после распада СССР экраноплан вывели из эксплуатации, а сам проект остановили. Основными причинами стали высокая стоимость эксплуатации, уязвимость при сравнительно невысокой для таких размеров скорости, а также изменение военно-стратегической обстановки после распада СССР. 

Новая жизнь экраноплана «Лунь»

В 2020 году боевой аппарат перебазировали с территории завода «Дагдизель», где он находился с 1990‑х, на побережье в окрестностях Дербента. Здесь строят парк военной техники «Патриот», где экраноплан станет главной до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью.

Перевозка 200-тонного экраноплана сопровождалась трудностями. На заводе машину поместили на специальные понтоны и с помощью буксиров по воде переместили на новое место. Самым сложным этапом стала выгрузка аппарата на сушу. Самолёт‑корабль очень осторожно и медленно вытягивали на берег тросами. В удачные дни удавалось продвигать конструкцию всего на 5–10 сантиметров.

Экраноплан «Лунь»
Фото: Shutterstock

Сейчас «Лунь» полностью находится на суше. Для него готовят бетонный постамент в строящемся парке военной техники «Патриот». Впрочем, подойти к экраноплану и сделать красивые фото можно беспрепятственно уже сегодня.

Где находится и как добраться

Экраноплан «Лунь» расположен в Республике Дагестан, на побережье Каспийского моря, примерно в 25 километрах от Дербента, на территории села Арабляр.

Экскурсии к экраноплану «Лунь» из Дербента

Добираться до корабля‑самолёта удобнее всего из Дербента. Примерно за 25 минут от центра города до пляжа, где стоит экраноплан, можно доехать на машине или такси. Можно добраться и на общественном транспорте: из Дербента до ближайшей к экраноплану станции «2429 км (Авадан)» ходят электрички. Время в пути — полчаса. Правда, от станции до «Луня» придётся идти пешком ещё около часа.

Экраноплан «Лунь»
Фото: Shutterstock

Интересные факты

  • Экраноплан получил своё название по имени птицы луня, так как принцип работы аппарата схож с тактикой охоты хищника. Птица низко и бесшумно летает над землёй, выслеживая добычу, а затем резко нападает.
  • «Лунь» может взлетать и садиться даже в пятибалльный шторм, когда волны достигают двух метров в высоту.
  • Внутри экраноплан напоминает скорее корабль, чем самолёт. Помимо кабины пилотов и специальных отсеков для ракетчиков и инженеров, внутри устроены комфортабельные каюты и гальюны (так на кораблях называют туалеты).
  • Машину проектировали в двух экземплярах. Правда, после распада СССР второй аппарат решили переделать в поисково-спасательный экраноплан для нужд МЧС, но работы так и не были доведены до конца. Незаконченный образец находится на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
Экраноплан «Лунь»
Фото: Shutterstock

Что посмотреть в окрестностях

На осмотр экраноплана «Лунь» достаточно выделить пару часов, поэтому поездку к нему часто совмещают с осмотром других до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Южного Дагестана.

Дербент

Самый древний город России может похвастаться прекрасно сохранившейся крепостью Нарын‑Кала VI века. Внутри цитадели сохранилось несколько древних построек: Ханский дворец, каменные водохранилища, бани с белыми купольными крышами, здание гауптвахты и даже зинданы (11-метровые подземные тюрьмы). В здании Ханской канцелярии работает музей с экспозицией археологических находок.

Экскурсии в Дербенте

После осмотра крепости можно отправиться гулять по магалам — так называют несколько кварталов в старой части города. Они, как и Нарын‑Кала, включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь приятно походить по узким улочкам под мелодичные призывы муэдзина к молитве, рассматривая аутентичные дома. А в одном из магалов можно увидеть Джума‑мечеть VIII века, которую считают старейшей в России.

Крепость Нарын‑Кала • Магал • Джума‑мечеть • Фото: Shutterstock

Самурский лес

Единственный в России лиановый субтропический лес, занимающий более 11 тысяч гектаров. Этот уголок дикой природы напоминает настоящие тропики: гигантские деревья оплетены вечнозелёными лианами, которые создают зелёные своды — зрелище невероятное! Впечатляет и местное разнообразие флоры: тут можно увидеть необычное соседство дубов и ольхи, гигантских тополей и грецких орехов, клёнов и кизила. Также на территории национального парка произрастают редкие орхидеи, кувшинки, лотосы и живут более 50 видов птиц.

Особая гордость леса — древний платан. Это одно из старейших деревьев Дагестана — ему около 700–800 лет. Исполинский ствол платана настолько велик, что для его обхвата требуется 15–19 человек!

Фото: Shutterstock

Хучнинская крепость

В окрестностях села Хучни сохранилась цитадель VIII века, построенная для защиты от набегов кочевников. Среди местных она известна под названием крепость Семи братьев и одной сестры. В основе названия — драматическая легенда о предательстве. Согласно преданию, семь отважных братьев самоотверженно защищали крепость, и никому не удавалось её взять. Но однажды персидский шах пошёл на хитрость: он убедил сестру защитников цитадели в своих благих намерениях. Тогда она, поддавшись уговорам врага, испортила оружие братьев. Дальше у мифа есть вариации: по одной из версий, узнав об измене, братья казнили девушку. По другой, она, осознав, что была жестоко обманута, бросилась со скалы.

Сегодня на территории цитадели работает небольшой музей, где представлены артефакты культуры табасаранов (одна из народностей Дагестана), которые издревле жили в этой местности. В экспозиции можно увидеть традиционную утварь, оружие, предметы домашнего обихода и элементы национального костюма.

Хучнинская крепость
Фото: Shutterstock

Заключение

«Лунь» производит неизгладимое впечатление: несмотря на то, что это разработка советского времени, он и сегодня выглядит как аппарат из будущего. Чтобы в полной мере оценить масштаб этого инженерного чуда, закажите экскурсию к экраноплану у местных гидов. В маршрут местные проводники обязательно включат и другие до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти Южного Дагестана и расскажут о них много интересного.

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других
Магомед Гид в Махачкале
Магомед
Гид в Махачкале
4,94
158 отзывов
Когда живёшь где-то, многое кажется обыденным — пока не увидишь это глазами приезжих. Я начал замечать, как сильно люди восхищаются нашей природой, культурой, гостеприимством. И подумал: «А почему бы не делиться этим с другими?». Так и начал водить друзей, знакомых, а потом это переросло в полноценное дело. Работаю в туризме с 2020 года. Показываю гостям наш край вместе с командой коллег. Любимые темы — история, традиции и кухня Дагестана. Мы не просто рассказываем факты, а делимся личными впечатлениями и историями, которые слышали от бабушек и дедушек. Стараемся показать Дагестан изнутри — с его настоящей жизнью, радостями и печалями его жителей. Хотим, чтобы каждый, кто приехал ко мне на экскурсию, почувствовал себя частью нашей большой дагестанской семьи.

Ещё на тему путешествий

Бархан Сарыкум — песчаное чудо ДагестанаБархан Сарыкум — песчаное чудо Дагестана Легенды, происхождение и удивительные факты

Ещё экскурсии по теме