Дом Наркомфина — один из главных авангардных памятников столицы
Интересные факты об архитектурном шедевре советской МосквыИстория создания
Заказчиком дома, как следует из названия, выступил Народный комиссариат финансов РСФСР. Строили объект недолго: работы продлились с 1928 по 1930 год. А заселение состоялось в 1931‑м. Квартиры заняли чиновники ведомства. Также среди жителей дома были видные деятели культуры, науки и искусства.
Идея строительства совпала с масштабными преобразованиями в жизни общества. Стремясь удовлетворить запросы новой власти, проектировщики и строители практически придумали архитектуру заново. Так в советской России появились рабочие клубы, дворцы культуры, фабрики‑кухни и дома‑коммуны.
К последним многие исследователи относят дом Наркомфина, который сохранился до наших дней. Сам же автор проекта, М. Я. Гинзбург, при создании планов и чертежей здания не стремился загонять своё творение в рамки типовых проектов, именуя его «опытным домом переходного типа». Будучи теоретиком нового для тех лет конструктивизма, в экспериментальной новостройке на Новинском бульваре архитектор воплотил основные черты этого стиля. Так, в экстерьере они угадываются в ленточном остеклении и полном отсутствии элементов фасадного декора.
Дом Наркомфина до реставрации
О его архитектурных, конструктивных и инженерных особенностях написаны десятки, а может быть, и сотни статей и книг. Оставим их подробный пересказ специалистам, а сами сосредоточимся на ярких отличиях дома от других московских построек 1930‑х годов.
Экспериментальные материалы
В основе конструкции здания — железобетонный каркас, который обеспечивал дому прочность и устойчивость. Использование материала стало революционным новшеством: в Москве в то время не существовало другого жилого дома, построенного по аналогичной методике. В наши дни такой каркас — уже не новость: по подобной технологии возводят огромное количество новостроек по всей России.
В качестве эксперимента на стройке применили ещё одно ноу‑хау той эпохи — шлакоблоки советского инженера С. Л. Прохорова, из которых складывали стены. Их пористая структура позволяла лучше сохранять тепло и облегчала общий вес дома в шесть этажей. Последнее, в свою очередь, позволило поставить строение на несколько рядов колонн. Цокольный этаж оставили открытым, поэтому столбы были видны, но благодаря чёрной краске сливались с окружающим пейзажем. Поэтому издалека казалось, будто дом висит в воздухе. Позже проёмы между опорами заложили, приспособив свободное пространство под жилыми этажами под кладовые.
Среди других необычных для той поры материалов, которые применили при строительстве дома, стоит выделить фибролит и ксилолит. Фибролит — это плиты из спрессованной стружки, соединённые вяжущим веществом, которые использовали в качестве межкомнатных перегородок. Во второй половине XX века их заменили ДСП и ДВП. Ксилолит — это смесь опилок с цементом, которой покрывали полы на лестницах и в квартирах дома Наркомфина.
Социальная концепция
По задумке Гинзбурга дом Наркомфина должен был дать начало новому бытовому укладу. В основе концепции сооружения лежала идея коллективного быта, предполагающая наличие общих для всех жильцов коммунальных и хозяйственных зон: яслей или детского сада, клуба, общественной гостиной, библиотеки-читальни, кухни, столовой, прачечной, сушилки, спортивного зала. Всё перечисленное Гинзбург воплотил в доме Наркомфина.
Архитектор разместил коммунальный блок в отдельно стоящем корпусе, соединив его навесным переходом с жилым. Для хозяйственного блока была предусмотрена ещё одна постройка.
Однако первые же жильцы не оценили идею коллективного быта и настолько тесного контакта с соседями. Общественной столовой они предпочли потребление пищи в кругу своей семьи. Поэтому отдельный коммунальный блок очень скоро закрыли: уже к середине 1930‑х годов.
Планировка квартир
Устройство внутреннего пространства разработала и утвердила секция типизации жилища при Стройкоме РСФСР, которую возглавлял М. Я. Гинзбург. Вместе с архитектором А. Л. Пастернаком (братом известного поэта и писателя) они создали авторскую концепцию так называемых жилых ячеек, которые представляют собой компактные, но комфортные квартиры для разных типов жильцов.
Самыми простыми и небольшими были ячейки типа F. В народе их прозвали «эффами». Они были похожи на современные квартиры‑студии: те же 37 квадратных метров, с одним лишь отличием — все помещения, согласно плану дома, располагались на двух уровнях (на первом — гостиная, на втором — санузел и спальня). Также существовали жилые ячейки типа 2F. Они отличались от F количеством жилых комнат на верхнем уровне (их было две), а также наличием кухни и столовой.
Ещё один тип — K — разработали для больших семей. Жилая ячейка общей площадью 90 квадратных метров включала коридор, кухню и гостиную на первом уровне, две спальни и санузел — на втором. Помимо этого, существовала увеличенная в два раза версия этого типа — K2.
На последнем этаже дома размещались комнаты общажного типа, которые отличались от жилых ячеек отсутствием в плане ванной и туалета. Там же располагался роскошный пентхаус наркома финансов РСФСР.
Во всех квартирах были высокие потолки. При этом в зависимости от вида помещения их метраж мог меняться. Высота потолков варьировалась от 2,3 метра для санузлов и спален до 5,2 метра для гостиных. Кроме того, окна в каждой квартире выходили и на восток, и на запад. Благодаря этому утром жильцы встречали рассвет в своих спальнях, а вечером провожали закат в просторных гостиных.
Дизайн и эргономика
Безусловно, необычными материалами и оригинальной концепцией новшества дома не ограничиваются. Они кроются в деталях и элементах, которые чаще всего ускользают от взгляда обывателя.
Так, для каждой из жилых ячеек разработали собственные цветовые решения: одни квартиры выкрасили в серый, зелёный или голубой, другие — в лимонный и охристый. Использование разных оттенков позволяло управлять пространственным восприятием человека: холодные цвета визуально ограничивали помещение, а тёплые, напротив, увеличивали. Колерную палитру для дома создал приехавший для этого в Советский Союз немецкий дизайнер Хиннерк Шепер.
Уникальным для той эпохи явлением можно назвать и встроенную мебель, которая доставалась жильцу вместе с квартирой. Для приготовления пищи было предусмотрено место под кухонный шкаф или полноценный кухонный гарнитур со всей утварью и техникой. При этом предполагалось, что жильцы всё‑таки предпочтут питаться в столовой, расположенной в одном из бытовых корпусов дома.
Для экономии места спальню оборудовали откидывающейся кроватью. Отдельно стояли письменный стол с креслом, где жители могли поработать или почитать газету или книгу. Для нас разделение на функциональные зоны привычно и не вызывает удивления. Однако для той поры это было ещё одним новшеством спецпроекта Гинзбурга и огромным шагом в сторону эргономичности жилых помещений.
Дизайн мебели тоже отличался практичностью. Например, мягкие табуреты складывались в небольшой диван, а в лестницу была вмонтирована лампа с интересным элементом — подвижным основанием, которое позволяло свободно перемещать светильник между этажами и освещать разные части квартиры.
Как видно, в доме не было ни одной лишней и непродуманной детали. Дополнительное назначение получила даже крыша плоской формы: она выполняла функции сада и солярия.
Почему понадобилась реставрация
К сожалению, многие предусмотренные авторами проекта помещения начали перестраивать уже в первые годы после заселения. Следующие десятилетия это повторялось не единожды. Так, в корпусе, где располагался коммунальный блок, на много лет разместилась типография, а после — конструкторское бюро. Всё это медленно, но верно способствовало уничтожению неповторимой атмосферы дома. Кроме того, от года к году ухудшалось его общее состояние, и к концу XX века старое здание и вовсе стало аварийным.
Дом Наркомфина в наше время
Операция по спасению уникального строения длилась долго: процесс занял около 30 лет. Попытки вернуть дому первоначальный вид начали предпринимать ещё на исходе 1980‑х, но полностью восстановить здание получилось лишь в 2020‑м.
Символично, что авторами проекта реконструкции выступили Владимир и Алексей Гинзбурги — сын и внук создателя дома, решившие сохранить наследие своей семьи. Обновлённый памятник авангарда неплохо вписался в архитектурный пейзаж центра столицы, приковав к себе не меньше внимания, чем прежде. Вот как и чем живёт легендарное строение в XXI веке.
Внешний вид и внутренняя архитектура
В результате реконструкции, которую выполнили по чертежам Владимира и Алексея Гинзбургов, дом предстал перед москвичами таким, каким был около ста лет назад. Реставраторы удалили кирпичи — результат советских перестроек, заменив их шлакоблоками, схожими с теми, что применяли в столичном строительстве в 1930‑е годы. Крыша обзавелась новым покрытием, сохранив своё функциональное предназначение как общественного пространства с террасой для отдыха.
Специалисты также сохранили уникальные ниши для цветов, расположенные на восточном фасаде жилого корпуса. Последние приносили множество неудобств, так как накапливали воду, а та проникала в стены дома. Оказалось, что это происходило из‑за отсутствия установленных в нужном месте сливов. Новую жизнь, несмотря на значительные утраты, вдохнули и в огромный витраж на северном фасаде коммунального корпуса.
Однако самым долгожданным событием стало восстановление цокольного этажа: колонны освободили от более поздних пристроек и вновь выкрасили в чёрный цвет, что создало ощущение, будто дом парит над землёй.
Серьёзную работу выполнили и внутри здания. Реставраторы вернули жилым ячейкам историческую планировку, а их интерьерам — оригинальные цвета стен и потолков. Второй шанс подарили и архитектурным деталям. Так, были отреставрированы рамы ленточных окон и полностью восстановлена винтовая лестница на крышу. Первоначальный вид получили даже мелкая фурнитура и светильники. От послевоенных перестроек остался только лифт.
Что сейчас расположено в доме Наркомфина
После реставрации жилой корпус сохранил своё основное назначение: в знаменитые ячейки въехали новые жильцы. Треть квартир по заказу владельцев получила историческую отделку, остальные отремонтировали в минималистском стиле: на пол положили паркет, а стены покрасили в белый цвет.
Большую часть жилых помещений выкупили ещё до окончания реконструкции. По данным московской мэрии, в перспективе желающие пожить в исторических интерьерах смогут снять номер на последнем этаже дома. Однако сейчас подобных предложений в интернете нет.
А пока побывать в стенах легендарного строения можно с экскурсией от Музея современного искусства «Гараж». Помимо осмотра общественных зон, прогулка включает визит в кафе в коммунальном блоке, входить в которое разрешено лишь жильцам или посетителям в составе организованных групп. Там, сидя за столиком у отреставрированного витража, можно попробовать блюда из сезонных продуктов от шеф‑повара или фирменные десерты, приготовленные для дома Наркомфина.
В коммунальном блоке также работает книжный магазин, где продают художественную, научную литературу и сувениры. Сюда стоит заглянуть, чтобы купить книгу по истории советского конструктивизма, плакат с изображением одной из жилых ячеек или свитшот с логотипом дома Наркомфина. Вход свободный.
Знаменитые жильцы дома
Пожалуй, одним из первых стоит упомянуть Н. А. Милютина — наркома финансов РСФСР, который слыл идеологом коллективного быта и инициатором строительства экспериментальной новостройки на Новинском бульваре. Правда, типовой квартире он предпочёл сконструированный для него на крыше двухуровневый пентхаус. Николай Милютин сам разработал проект квартиры. Например, подача блюд на обеденный стол осуществлялась через небольшое окно с опрокидывающейся стенкой, предусмотренное между кухней и столовой.
Другим известным жильцом этого дома был его создатель М. Я. Гинзбург. После окончания строительства в одном из корпусов комплекса размещалась его мастерская.
Тут также успел пожить русский художник А. А. Дейнека. В тот период он работал над несколькими мозаиками по заказу столичного метрополитена и рядом картин, одной из которых была «Оборона Севастополя».
Ну а одним из самых известных гостей дома в 1930‑е годы можно назвать главного идеолога модернизма и функционализма того времени, французского художника и архитектора Ле Корбюзье. Его работы послужили источником вдохновения для многих поколений представителей отечественного авангарда.
Интересные факты
Буржуазный прототип был и у символа новой социалистической эпохи. Хотя новаторский проект стал ещё одним способом заявить, что новая страна не имеет ничего общего с царской Россией, образцом для дома Наркомфина послужили… доходные дома XIX века! Сам архитектор М. Я. Гинзбург положительно высказывался об этом типе жилья, впрочем, всё же подчёркивая его «культурное убожество».
Стены из камыша — миф. Одна из легенд, связанных с домом, гласит, что его стены возведены из камышитовых плит — спрессованных и сцепленных проволокой стеблей камыша. Однако принимать эту информацию всерьёз не стоит. На самом деле из камыша выполнили только утеплитель, который применили для теплоизоляции нескольких помещений.
Новаторские стройматериалы. Некоторые материалы, которые используют в строительстве сегодня, были впервые внедрены на стройплощадке этого дома. Среди них — шлакоблоки, которыми заполняли железобетонный каркас, или раздвижные окна, ставшие одной из узнаваемых черт авангардной архитектуры.
Оригинальные названия после реставрации получили некоторые квартиры дома Наркомфина. Их назвали по имени и фамилии известного жильца. Теперь здесь есть квартиры Милютина, Гинзбурга и Дейнеки.
Здесь была усадьба Шаляпина. Земельный участок, на котором стоит дом, ранее относился к усадьбе известного в дореволюционной России певца. Удивительно, что в 1930‑е годы дачу звезды императорской сцены не уничтожили, а сохранили, вписав в обновлённое пространство вокруг новостройки на Новинском бульваре.
Как добраться до дома Наркомфина
Существует несколько способов доехать до памятника авангарда: это можно сделать как на личном, так и на общественном транспорте.
- Личный автомобиль. Если планируете ехать на машине, перед отправлением необходимо указать на карте в навигаторе точный адрес дома: Новинский бульвар, 25. Прибыв на место, можно оставить машину на платной парковке рядом со зданием или на Кудринской площади. При этом в выходные и праздничные дни мест может не оказаться.
- Метрополитен. Нужно доехать до станции «Баррикадная». От неё до дома Наркомфина — около 10 минут пешком.
- Автобус. Ближайшая к дому Наркомфина остановка наземного транспорта — «Дом Шаляпина». От неё до достопримечательности — около 5 минут пешком.
Правила посещения
Перед входом придётся оставить за дверью напитки и еду. Вход в здание с чемоданами тоже воспрещён. Багаж лучше оставить в отеле или в камере хранения на вокзале или в аэропорту.
Внутри можно снимать фото и видео, но только на смартфон. Для профессиональной камеры понадобится разрешение. Кроме того, на территории памятника авангарда действует запрет на курение и нахождение с любыми видами оружия.
Заключение
Дом Наркомфина — один из выдающихся памятников авангарда в Москве, но не единственный. Среди других, не менее знаковых сооружений можно выделить дом Мельникова на Арбате, жилмассив на Шаболовке, Дом культуры имени Зуева на Лесной улице. Этот список можно продолжать долго, но лучше перейти от теории к практике: наметить интересный маршрут и отправиться исследовать эти шедевры самостоятельно или в компании местного гида, который покажет главные памятники авангарда на карте столицы и поделится интересными фактами о каждом из них.
Автор: Инна Метелькова
Заглавное фото: Фёдор Вяземский
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Что такое Pub Crawl и с чем его пьют? Узнать о барной культуре столицы и повеселиться
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
О капитале — материальном и духовном — со слов бывшего банковского служащего и звонаря храма