12 самых красивых усадеб Подмосковья
В этих домах влюблялись, писали стихи и решались на дуэлиУсадьбы Подмосковья на карте
Абрамцево
• 74 км от Москвы
Сказочная подмосковная усадьба, судьба которой тесно связана как с русской литературой, так и с живописью.
В середине XVIII века этот дом в деревне Хотьково купил Сергей Аксаков. Вдохновлённый красотой здешней природы, он написал произведение «Сказка ключницы Пелагеи», больше известное как «Аленький цветочек». В гости к нему часто приезжал Иван Тургенев, какое‑то время в доме провёл и Николай Гоголь, читая гостям второй том «Мёртвых душ». Для него хозяин выделил отдельную комнату, окна которой выходили на живописную парковую зону.
Однако следов жизни Аксакова в усадьбе осталось немного — она была перестроена и наполнена предметами искусства, когда стала принадлежать следующему прославленному хозяину — Савве Мамонтову. Этот меценат и предприниматель решил организовать здесь загородный кружок художников и оборудовать мастерские. К нему приезжали и надолго оставались Васнецов и Врубель, Репин и Коровин, Нестеров и Серов.
В главном усадебном доме организована экспозиция, посвящённая знаменитым гостям имения. Именно здесь, в гостиной для своих впервые поставили пьесу Островского «Снегурочка», а в столовой Валентин Серов написал «Девочку с персиками». Это, кстати, дочь Саввы Мамонтова — Вера.
В парковой зоне усадьбы стоит каменная церковь Спаса Нерукотворного, построенная по уникальному сказочному проекту Васнецова. Иконостас, включая образ Богоматери, расписал сам художник. Остальные иконы писали другие участники художественного кружка, главную — Спаса Нерукотворного — Илья Репин. А ещё здесь венчался Василий Поленов — соавтор проекта храма.
Остафьево
• 39 км от Москвы
Сюда любят приезжать не столько ради музейной части усадьбы, сколько ради парковой. В любое время года здесь можно увидеть семьи с детьми, которые гуляют вдоль прудов, кормят белок и фотографируются на фоне белоснежного усадебного дома — памятника архитектуры эпохи классицизма.
Именно с него и стоило бы начать свое знакомство с этим местом. Даже не ради музейной коллекции (она в советские годы сильно обеднела из‑за перераспределения по другим галереям и хранилищам), а чтобы прочувствовать атмосферу одного из важных центров литературной деятельности в России.
Богатое семейство Вяземских приобрело усадьбу по случаю рождения сына — Петра Вяземского, будущего поэта и близкого друга Александра Пушкина. Выросший в Остафьево, он посвятил отчему дому немало стихотворений. Юный поэт организовал здесь литературный кружок «Арзамас», в который входили сами Вяземский и Пушкин, Батюшков и Давыдов. «Наше всё» любил усадьбу особенно: он часто приезжал в деревню, и, по легенде, дал название и самому месту, и тенистой липовой аллее, ведущей от дома в парк, назвав её «Русский Парнас». По этой аллее можно прогуляться и сегодня.
При Вяземских усадьба являлась центром столичной культуры. Сюда приезжали Василий Жуковский, Александр Грибоедов и другие литераторы. В Остафьеве жил и работал Николай Карамзин — писатель и историк, создатель «Истории государства Российского». Одна из постоянных экспозиций местного музея посвящена его пребыванию в усадьбе.
Марфино
• 50 км от Москвы
Своим необычным видом эта усадьба, похожая на замок, помимо простых посетителей, всегда привлекала и кинодеятелей. На её конном дворе седлали лошадей герои фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. По мосту над прудом гуляла Алла Пугачёва в картине «Женщина, которая поёт». А режиссёр Юрий Кара так и вовсе переместил на усадебный двор сцену Бала Сатаны из экранизации «Мастера и Маргариты».
Марфино и впрямь выглядит скорее как декорация к кинофильму, чем как дом, в котором жили одни из самых именитых семей в дореволюционной России. В разное время усадьбой владели князь Голицын, построивший белокаменную церковь в духе барокко, фельдмаршал Салтыков, который украсил парк беседкой‑ротондой, а также граф Орлов. Дочь последнего, Софья Панина, перестроила усадьбу в стиле русской (николаевской) неоготики, сделав её главный дом одним из самых оригинальных подмосковных особняков тех времён.
Сейчас здесь находится ведомственный санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ. К сожалению, попасть в само здание без санаторной путёвки невозможно, зато прогуляться по парковой зоне усадьбы официально может любой желающий, достаточно только показать паспорт. Впрочем, в 2020 году такую возможность приостановили, и когда она появится снова — информации пока нет.
Мураново
• 60 км от Москвы
Большую часть времени усадьбой владела семья Фёдора Тютчева. При нём здесь были обустроены экзотические персиковая оранжерея и ананасная теплица, был даже частный кегельбан.
После революции, в 1920‑х, усадьба перешла государству и по инициативе внука поэта здесь открылся государственный музей. То ли благодаря участию члена семьи Тютчевых, то ли по счастливому стечению обстоятельств, но создателям заповедника удалось сохранить главное в Муранове — его уютную домашнюю обстановку. Здесь почти не чувствуется музейная атмосфера. Кажется, будто сейчас в доме зазвенят фарфоровые чашки, в которые кто‑то разольёт горячий чай.
Усадьбу лучше осматривать не спеша. Пройтись по её липовой аллее, высаженной в XIX веке. Полюбоваться на запруду тихой речки Талицы, заглянуть в действующую церковь Спаса Нерукотворного, построенную в XIX веке сыном Тютчева и отреставрированную в 1998 году. Наконец, просто присесть на одну из скамеек перед главным домом и отметить, как изумительно в Муранове гармонируют дома и постройки с окружающей их природой.
Середниково
• 36 км от Москвы
В конце XVIII века сенатор и миллионер Всеволод Всеволожский приобрёл в Московской области ничем не примечательную усадьбу. Он построил новый парадный дом с небывалым размахом: основное здание с бельведером, четыре флигеля, колоннады. Вырыл пруд, обустроил причал, возвёл четыре моста над оврагом, разбил ландшафтный парк. На конном дворе Всеволожский выращивал скакунов, которых потом дарил императрице. В теплицах у него росли диковинные растения, в том числе ананасы, которые он солил бочками.
В 1825 году усадьба Середниково была продана очередному владельцу — Дмитрию Столыпину. Его родной сестрой была Елизавета Арсеньева — бабушка Михаила Лермонтова. Поэтому будущий поэт провёл здесь начало юности, приезжая отдохнуть после учёбы в московской гимназии. Здесь Лермонтов встретил свою первую любовь, которой посвятил поэтический цикл. Сейчас усадебный комплекс Середниково считается одним из главных лермонтовских мест в России.
Большие Вязёмы
• 51 км от Москвы
Этот архитектурный ансамбль хоть и входит в Историко-литературный музей‑заповедник имени А. С. Пушкина, однако с поэтом напрямую почти не связан. Достоверно известно, что тот больше времени проводил в соседнем Захарове, где жила его бабушка, а в Вязёмы приезжал на отдых всего несколько раз. Тем не менее отправиться на прогулку в усадьбу пушкинских времён, захватив с собой томик «Евгения Онегина», — неплохая идея для выходного дня.
Здесь хорошо сохранился быт богатых домов XVIII-XIX веков: есть своя библиотека, детская комната со старинными игрушками и охотничья зала, в которой собраны трофеи прежних владельцев — князей Голицыных. На территории усадьбы находится действующая Спасо-Преображенская церковь, построенная ещё при Борисе Годунове. Потолок её украшен фресками, сохранившимися с 1600‑го года. Во дворе церкви — белая звонница XVI века в псковском стиле, единственная сохранившаяся из подобных в Подмосковье.
В доме‑дворце когда‑то жили князья Голицыны, останавливался на ночлег Михаил Кутузов и гостил князь Пётр Багратион. Позже здесь бывали Николай Гоголь, Лев Толстой, Марина Цветаева и Анна Ахматова. Не пугайтесь, если внезапно увидите кого‑то из них в отражениях старинных зеркал — с недавних пор в усадьбе работает интерактивная инсталляция, оживляющая образы её великих гостей.
Шахматово
• 51 км от Москвы
Первое, что замечаешь в этой усадьбе — полукруглое венецианское окно в фасадной части главного дома. Стёкла в нём разноцветные: синие, красные, зелёные. И это странно сочетается с типичным деревянным крыльцом прямо под окном.
Но всё встаёт на свои места, когда узнаёшь, кто был хозяином усадьбы и под чьим руководством она перестраивалась. Александр Блок — русский поэт, так любивший Италию. Документальных свидетельств того, что витраж в старинном особняке — это его идея, не сохранилось, до нас дошло только стихотворение, в котором он его упоминает.
Шахматово было почти уничтожено после революции. Любимый дом Блока сгорел, от большого усадебного парка осталось лишь несколько растений. В конце XX века на протяжении почти 20 лет всё здесь тщательно восстанавливалось по архивным материалам, фотографиям, рисункам, воспоминаниям гостей усадьбы.
Реставрация была выполнена настолько дотошно и аккуратно, что сегодня, приезжая в Шахматово, ощущаешь себя путешественником во времени. Вот на стене негромко тикают старые ходики, вот на спинку стула небрежно наброшен кружевной плед, а вот под зелёной лампой на письменном столе лежит раскрытая книга, как будто ещё пять минут назад её читал сам Блок.
Даже цветы и деревья в новом саду были высажены в точном соответствии с тем, как это было больше сотни лет назад: пышные ирисы вдоль дорожки к дому, рябина и боярышник вдоль забора. Всё, что так вдохновляло самого поэта, теперь можно увидеть и каждому посетителю Шахматово.
Архангельское
• 28 км от Москвы
Здесь примечательно всё, начиная с месторасположения на берегу старицы Москвы‑реки и продолжая архитектурой и содержанием. Это единственный в Подмосковье дворцово‑парковый комплекс, полностью сохранившийся до сегодняшнего дня.
Одной поездки в Архангельское вряд ли будет достаточно. Не только из‑за его огромной территории (более 2500 гектаров), но и из‑за невероятной насыщенности — каждый метр здесь наполнен чем‑то уникальным и исторически важным.
Взять хотя бы архитектуру. Над созданием главного дома‑дворца на рубеже XVII-XVIII веков трудились французский и итальянские архитекторы в течение 40 лет. Им удалось построить великолепный образец классицизма. Помимо главного здания, здесь есть собственный театр Гонзаго, старинный храм Архангела Михаила XVII века с тремя маленькими чёрными луковками, чайный домик и малый дворец Каприз. А ещё к приусадебным постройкам относится храм‑усыпальница «Колоннада», в которой погребены члены семьи Юсуповых.
А ещё здесь есть регулярный и пейзажный парки, оранжереи и фонтаны, цветники, аллеи и открытый партер с клумбами и скульптурами, характерный для европейских усадеб того времени. Особого внимания достойна Быкова роща, которая занимает более 33 гектаров. Раньше она была закрыта для посторонних — в ней располагались шатры для проведения праздников. А сегодня в этом живописном месте приятно погулять, чтобы отвлечься от городской суеты.
Захарово
• 54 км от Москвы
Дом, который бабушка Пушкина купила специально для внуков, где поэт провёл своё раннее детство. Здесь жила и та самая Арина Родионовна — после переезда из Петербурга в Москву бабушка Пушкина поселила верную няню в отдельный бревенчатый домик на территории усадьбы. Местные жители вспоминали, что уже взрослый поэт приезжал в село Захарово перед женитьбой с Натальей Гончаровой, чтобы посмотреть, как изменилось имение при новых владельцах.
Главный дом в классическом стиле, как и его обстановка, в Захарове не подлинные. В 1993 году здесь был большой пожар, не оставивший после себя почти ничего. Работы проходили по сохранившимся в архивах рисункам и воспоминаниям из писем, благодаря чему усадьбу удалось восстановить.
За пределами дома начинается живописный парк со старинной липовой аллеей, ёлками, дубами и берёзами. Особенно приятно гулять по прилегающей к дому территории летом: скрываться от жары под сенью деревьев и отдыхать у пруда. Сегодня для посетителей открыта не менее красивая прибрежная зона реки Шараповки, куда любила приходить семья Ганнибалов.
К 220-летию поэта здесь открыли «Пушкинскую тропу», связавшую Захарово с соседним посёлком Большие Вязёмы. Обе усадьбы входят в Историко-литературный музей‑заповедник имени Пушкина.
Горки
• 38 км от Москвы
Впервые имение упоминается в документах во второй половине XVI века, однако строительство господского дома, который мы видим сейчас, велось в первой трети XIX столетия. Кто знает, сохранилась ли вся красота этой усадьбы до наших дней, не сделай её Ленин своей загородной резиденцией. Именно это спасло купеческий дом с богато украшенными фасадами и роскошной внутренней обстановкой от большевистской экспроприации, оставив в нём все исторические детали на своих местах.
Бывает здесь и странное смешение двух историй: когда натыкаешься в уборной на сочетание старинной лазурной росписи и аккуратной гравировки «серп и молот» времён Ленина. Или когда в богато убранной купеческой столовой со всеми её завитками и резьбой видишь вдруг тумбу с посмертной маской Ильича. Но тем интереснее открывать для себя усадьбу и искать несовместимые детали интерьеров, проходя комнату за комнатой будто историю нашей страны.
На территории заповедника «Горки Ленинские», помимо основного дома‑музея (открыт после Великой Отечественной войны), есть несколько прудов с искусственными гротами, центральная и боковые аллеи и даже протекает небольшая речка Туровка. В отдалённой части усадьбы можно найти Музей деревенского быта, где собраны предметы обихода крестьян конца XIX — начала XX века.
Дубровицы
• 56 км от Москвы
Редкий случай, когда усадьба прославилась не благодаря своему главному дому, а благодаря Знаменской церкви, ради которой сюда и приезжают. Возведена она была при первом владельце имения, князе Голицыне, в конце XVII века и тут же снискала славу одной из самых любопытных диковин Подмосковья.
Церковь в барочном стиле была настолько непривычна для тех времён, что, по легенде, её отказывались освящать из‑за слишком европейского стиля. Хотя в 1704 году это всё же произошло. На церемонии присутствовал сам Пётр I c царевичем Алексеем.
Главный дом в Дубровицах, наоборот, мало чем отличается от подмосковных усадеб XVII-XVIII веков. Просторный особняк с боковыми верандами и флигелями. Когда‑то он был центром загородной жизни, им владели Григорий Потёмкин и Екатерина II, граф Дмитриев‑Мамонов, князь Голицын и его потомки. Сейчас здесь находится Всероссийский НИИ животноводства. Вход в него, то есть в главный усадебный дом Дубровиц, только по пропускам, однако гулять по парковой зоне не воспрещается, причём посетить её можно бесплатно.
Экскурсию в Дубровицы удобно совмещать с поездкой в Остафьево и ещё одну подольскую усадьбу — Ивановское. Этим имением владел Фёдор Толстой, двоюродный дедушка Льва Толстого.
Мелихово
• 80 км от Москвы
Усадьба состоит из одноэтажного деревянного дома и небольшого парка с прудом. Здесь нет ничего от роскошных подмосковных владений, всё наполнено скромностью и уютом. Однако на посещение Мелихово всё равно стоит выделить день, ведь это место — бывшая дача А. П. Чехова.
Сейчас здесь работает музей, посвящённый знаменитому владельцу, театральная студия и даже школа верховой езды. В музее стараниями родных писателя собрано более 30 тысяч экспонатов, самые интересные из которых — его личные вещи. Например, здесь хранятся старое пальто огромного размера, огрызок карандаша и знаменитое чеховское пенсне на рабочем столе.
Театральная студия при усадьбе ставит спектакли и проводит фестивали на летней плавучей сцене прямо посреди пруда. Поэтому не стоит удивляться, если во время прогулки по парку вы случайно наткнётесь на даму в старинном костюме — возможно, это готовят очередное мероприятие местные артисты.
Чехову приписывают авторство забавных прозвищ для своих владений, например, «Юг Франции» для огорода, «Аквариум» для садового пруда, а «Питейным домом «Братья Скворцовы» Антон Павлович мог называть деревянный скворечник. И хотя в действительности это довольно обычные огород, пруд и скворечник, такие наименования сразу делают их особенными, напоминая о тонком чувстве юмора хозяина усадьбы.
Заключение
Усадьбы Подмосковья, как и их знаменитые хозяева, очень разные. Одна похожа на лесную избушку, другая готова спорить в роскоши с Версалем, но все они отражают историю России. Открывать для себя усадьбу за усадьбой можно на экскурсиях от местных гидов.
Автор: Анастасия Казенкова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Найти места из романов писателя-мистика и погрузиться в созданное им московское «зазеркалье»
Погулять по деловому району и узнать, что скрывается за амбициозными стеклянными фасадами