Где искать старую Москву
Три маршрута по древним уголкам столицыОб автореАндрей Монамс, лицензированный гид по столице и автор восьми книг о Москве
Маршрут 1: Старинные церкви и палаты Басманного района
Протяжённость: 4 км
Стартовая точка: площадь трёх вокзалов
Маршрут идеально подойдёт тем, кто в Москве проездом и хочет скоротать несколько часов в ожидании следующего поезда. На прогулку стоит заложить не менее двух часов.
Церковь Апостолов Петра и Павла
Адрес: Новая Басманная улица, 11
Прогулку по старой Москве начните на Новой Басманной. Здесь находится один из немногих храмов столицы, дошедший до нас с петровских времён. Возводили церковь с 1708 по 1723 год по эскизам самого императора. По облику храма понятно, что монарх находился под впечатлением от своего знаменитого путешествия в Голландию. Храм напоминает лютеранскую кирху: здесь уже нет типичного для допетровской архитектуры пятиглавия, а венчают строение характерные для западноевропейского зодчества шпили.
Обязательно зайдите внутрь, чтобы рассмотреть фрагменты фресок времён Петра I: их обнаружили и восстановили совсем недавно — в 2020‑е. Древние фрагменты росписей расположены на стенах и сводах верхнего храма. Например, на южной стене удалось расчистить изображение воина, датируемое первой половиной XVIII столетия.
Дворец Волковых — Юсуповых
Адрес: Большой Харитоньевский переулок, 21, строение 4
Исследователи говорят, что это одно из старейших гражданских зданий города, однако точная дата его постройки неизвестна. По одной из версий, дворец возвели в XVI веке, по другой — на рубеже XVII и XVIII столетий.
Зато насчёт личности одного из первых владельцев палат сомнений нет — им был сподвижник Петра I Пётр Шафиров. Любопытно, что его имя не сохранилось в названии дворца, в отличие от имени Алексея Волкова, обер‑секретаря Военной коллегии, хотя последний владел зданием меньше года. Вслед за Волковым хозяевами дворца в 1727 году стали князья Юсуповы. В их собственности он находился почти два века и именно при них обрёл свой нынешний облик.
Найти палаты — задача со звёздочкой, особенно летом. Всё дело в том, что перед дворцом разбит сад, обнесённый кованой оградой. Если не знать, что за раскидистыми ветвями деревьев прячется шедевр нарышкинского барокко, можно легко пройти мимо.
Если получится, зайдите во внутренний двор. Отсюда можно хорошенько рассмотреть затейливое основное здание комплекса, оранжерею и жилой флигель. Витиеватое убранство в барочном стиле свидетельствуют о богатстве владельцев. Помещения дворца по красоте не уступают экстерьеру: стены залов расписаны в стиле шинуазри. Правда, увидеть эту красоту сейчас не выйдет: здание находится на реставрации.
Палаты Сверчкова
Адрес: Сверчков переулок, 8, строение 3
Этот памятник XVII века — самое древнее дошедшее до нас жилое строение Москвы. Здание прячется во внутреннем дворе доходного дома с красивым фасадом в готическом стиле. Попасть туда можно со стороны Потаповского переулка: нужно пройти через ведущую во двор арку дома №10.
Здание возвели в конце XVII столетия на фундаменте белокаменных палат рубежа XVI–XVII веков. Впоследствии палаты неоднократно меняли хозяев, а вместе с ними — назначение и облик. Например, лепным декором в стиле московского барокко палаты обросли уже в XVIII столетии.
Но несмотря на коррективы, которые внесло в убранство здания время, сооружение представляет огромную ценность, ведь на его примере получится оценить, насколько может вырасти за 400 лет культурный слой. Окна первого этажа расположены почти на уровне асфальта, а подклет XVI века, на котором стоят палаты, полностью ушёл под землю.
Палаты Мазепы
Адрес: Колпачный переулок, 10/7, строение 4
Это неплохо сохранившееся строение второй половины XVII века находится на заднем дворе лютеранской церкви Петра и Павла. Долгое время исследователи полагали, что палаты принадлежали Ивану Мазепе. Позже эту теорию опровергли, но имя гетмана‑изменника к тому моменту уже прочно закрепилось за постройкой. К тому же установить, кто был первым владельцем здания, так и не удалось.
Позже палаты неоднократно переходили из рук в руки. Но, несмотря на перестройки, которыми сопровождались смены владельцев, дом сохранил декор в стиле барокко конца XVII века.
Стены Белого города
Напоследок пройдите через дворы до Хохловского переулка и поднимитесь по нему до одноимённой площади. В этом месте можно увидеть фрагмент крепостной стены Белого города.
Укрепление возвели в Москве в XVI веке для защиты от набегов крымских татар. Спустя 200 лет стену за ненадобностью разобрали: к тому моменту она утратила оборонительную функцию и порядком обветшала. А в XIX веке на месте снесённого укрепления сформировалось кольцо бульваров, почти полностью повторявшее контуры границ Белого города.
О том, что когда‑то в этой части Москвы тянулась линия оборонительных укреплений, долгое время напоминали только названия площадей на пересечении бульваров. Никитские Ворота, Сретенские Ворота, Мясницкие Ворота — всё это имена утраченных въездных башен крепости. Но в начале 2000‑х в истории случился неожиданный поворот. На Хохловской площади задумали возвести развлекательный центр. Строители начали рыть котлован и наткнулись на остатки стены. Работы сначала заморозили, а спустя несколько лет разрешение на строительство и вовсе отозвали.
Так древняя крепость вновь защитила Москву — на этот раз от очередного новодела. Вместо него вокруг участка старинной стены построили амфитеатр, где можно посидеть и полюбоваться фрагментом ожившей истории.
Маршрут 2: Китайгородская стена и вокруг неё
Протяжённость: 1,7 км
Стартовая точка: метро «Китай‑город» (выход №14)
Китай‑город — один из старейших районов Москвы. Почти сразу после основания города эту территорию к востоку от Кремля начали заселять ремесленники. Со временем поселение стало центром торговли, а его главными обитателями — богатые московские купцы. А к XVI столетию здесь начали селиться бояре, и район приобрёл аристократический лоск. В ту пору Китай‑город обнесли крепостной стеной, внутри которой одно за другим появлялись богатые подворья, вырастали храмы и каменные палаты.
Увы, время не пощадило этот древний район. Он пережил набеги крымских татар, бесчинства Смуты, вандализм наполеоновских войск, градостроительный бум рубежа XIX–XX веков и советскую антирелигиозную кампанию.
И всё же, несмотря на большие потери, некоторые бесценные памятники древней архитектуры уцелели. Часть из них найти несложно: достаточно прийти на Варварку, где старинные палаты и церкви выстроились в ряд, словно экспонаты в музее. Но есть и другие архитектурные сокровища, скрытые от посторонних глаз за наслоениями эпох.
Храм Живоначальной Троицы в Никитниках
Адрес: Никитников переулок, 3
Удивительной красоты церковь XVII века находится на охраняемой территории Кремлёвского комбината питания. Так что попасть сюда — небольшой квест. Планируя посещение, возьмите с собой паспорт, его нужно будет предъявить на проходной. Скажите охране, что идёте в церковь. Но имейте в виду: пропускают посетителей только в дни, когда храм открыт. Расписание богослужений можно уточнить на
Храм Живоначальной Троицы строился в середине XVII века. Расписывали церковь знаменитые мастера Симон Ушаков и Яков Казанцев. В пожаре 1812 года храм почти не пострадал, поэтому дошёл до нас практически в неизменном виде.
Окутанная каменным кружевом церковь — великолепный образец русского узорочья. Богато декорированные наличники, ряды кокошников с изразцами, шатровые крыльца (изначально их было два, но до наших дней сохранилось только одно) и декоративное пятиглавие — всё это впоследствии станет классическими приметами стиля и будет неоднократно воспроизведено в убранстве других храмов Москвы.
Внутри тоже много интересного и необычного. Уцелели некоторые детали интерьера XVII века: мощные железные двери, резные клиросы, белокаменные порталы. Отдельного внимания заслуживают два паникадила (церковные люстры), подаренных храму царём Алексеем Михайловичем Романовым. Одно из них висит под главным сводом, второе — в Никитском приделе.
Храм Космы и Дамиана в Старых Панех
Адрес: Старопанский переулок, 4, строение 2
Миниатюрная и очень трогательная церковь затерялась между банками и доходными домами XIX–XX столетий. Первый храм — из дерева — был построен на этом месте ещё в 1462 году. Однако он сгорел дотла в пожаре в 1564‑м. В XVI–XVII веках на месте деревянной церкви возвели каменную. Но и её впоследствии неоднократно перестраивали — отсюда и эклектичный облик храма.
Как здание выглядело изначально, сейчас можно только гадать. Даже две шатровые башенки — типичный, казалось бы, элемент церковной архитектуры XVII столетия — вызывают сомнения. Дело в том, что восстановили их уже в наше время, ориентируясь на облик церкви в 1920‑х после реконструкции под руководством Д. П. Сухова. То есть это реконструкция реконструкции.
На более ранних дошедших до нас изображениях шатров на церкви вовсе нет. А уж были ли они в XVII веке — история умалчивает. Не исключено, что это художественный домысел Сухова. Надо признать, очень красивый.
С храмом связана и интересная легенда: якобы здесь венчался Иван Грозный со своей шестой женой Василисой Мелентьевой — вдовой погибшего опричника. Красота женщины пленила царя, но больше пяти браков церковь не одобряла. Возможно, именно поэтому — чтобы о нарушении церковных предписаний не узнал патриарх — и был выбран храм Космы и Дамиана, расположенный в стороне от Кремля. Кончилась связь с царём для Василисы плохо: её насильно постригли в монахини за то, что она слишком часто заглядывалась на молодого князя из окружения Ивана Васильевича.
Китайгородская стена
Это уникальный памятник истории, который, увы, дошёл до нас лишь фрагментарно.
Китайгородскую стену возвели вокруг густонаселённого района к востоку от кремлёвской стены в XVI веке. Укрепление протянулось вдоль Москвы‑реки: с одной стороны оно заканчивалось у Беклемишевской башни Кремля, а с другой — упиралось в Арсенальную башню.
По высоте стена уступала кремлёвской, зато была толще — около 4 метров. По её верхней части можно было на конных повозках перекатывать пушки. А в казематах внутри стены было достаточно места для хранения пороха, ядер и продовольствия. Кстати, по этой причине в заброшенных помещениях стены Китай‑города после революции селились люди, а на её верхушке даже разводили огороды.
В 1930‑х обветшавшую стену почти полностью разобрали, но кое‑что всё‑таки сохранилось. Единственный подлинный фрагмент укрепления — та его часть, что проходит за гостиницей «Метрополь» и завершается Птичьей башней. Она, кстати, тоже подлинная. А вот всё остальное — современная реконструкция.
Например, если вы будете подниматься с Театральной площади на улицу Никольскую по открытым ступенькам, а не по крытому переходу, то справа от вас будет воссозданный в конце 1990‑х участок стены с башней. А настоящая стена — по левую руку. Разницу легко увидеть, если подойти ближе и внимательно рассмотреть кирпичи, из которых сложены подлинный и воссозданный участки.
Маршрут 3: От Крутицкого подворья до Новоспасского монастыря
Протяжённость: 1,5 км
Стартовая точка: метро «Пролетарская»
Выйдя из метро «Пролетарская», вы окажетесь в современном московском районе, застроенном многоэтажками в начале 2000‑х. Но если свернуть на 1‑й Крутицкий переулок, откроется другой мир. Здесь в глубине улицы спрятался портал в Москву допетровских времён. Проходим через металлические ворота и попадаем на Крутицкое подворье.
Подворье появилось в поселении Крутицы на берегу Москвы‑реки в конце XIII века. Здесь во время официальных визитов останавливались епископы из Сарайской епархии. К середине XV века, когда Золотая Орда ослабла, русское население в её столице Сарай‑Бату начало уменьшаться. Тогда епископы Сарские и Подонские сделали своей официальной резиденцией московское подворье.
Всё, что сохранилось здесь до наших дней, построено в XVII веке, когда подворье достигло своего расцвета. Одно из главных архитектурных сокровищ той поры — нарядный надвратный терем, включённый в Список наследия ЮНЕСКО. Его украшают цветные изразцы работы известного гончарного мастера XVII столетия Степана Полубеса.
Обратите внимание и на крытый переход, который соединяет центральный собор обители с дворцом митрополитов. Это свидетельство исключительного богатства монастыря, так как кирпич в те времена стоил очень дорого и редко использовался для строительства служебных и даже жилых помещений. В Москве не найти больше ни одной обители того времени с подобной галереей. Из кирпича, кстати, возведены и приказные палаты — здание административного назначения. Оно располагается в северной части двора.
От Крутицкого подворья всего 10 минут неспешной прогулки до другого древнего монастыря — Новоспасского. Но лучше выбрать более длинный маршрут: пройтись вдоль набережной Москвы‑реки, чтобы зайти на территорию со стороны монастырского сквера. Так вы полюбуетесь живописным Новоспасским прудом и мощными стенами обители.
Кстати, по дороге обратите внимание на здание из красного кирпича (Саринский проезд, 13, строение 4), похожее на кирху. Это первый московский очистной коллектор, построенный в 1898 году. По красоте он не уступает особнякам и доходным домам той эпохи.
Новоспасский монастырь — самый древний в Москве. Он был основан в конце XIII века, но дважды переезжал. На нынешнем месте обитель расположена с конца XV века. Отсюда и название: Новоспасский — то есть Спас на новом месте.
Обитель неоднократно перестраивалась, а своего расцвета достигла при царе Михаиле Фёдоровиче Романове в XVII столетии. К этому периоду относятся и древнейшие из построек на территории, включая главный храм монастыря — Спасо-Преображенский.
При желании можно найти и остатки более ранней «версии» центрального собора — здания XVI века, построенного итальянцами. Для этого нужно зайти в крытый переход между Спасо-Преображенским храмом и церковью Покрова. Из окна вы увидите так называемый Итальянский дворик, а в нём — части конструкции XVI столетия, которые не разобрали: арки и колонны с витиеватыми завершениями. Сейчас дворик закрыт для посетителей, так что переход между храмами — единственная точка, с которой можно рассмотреть фрагменты древнего памятника.
Ещё в XVI веке монастырь стал семейной усыпальницей бояр Романовых. В подземной крипте Преображенского собора расположено около семи десятков захоронений представителей монаршего рода. Здесь покоится Роман Захарьин, которого называют родоначальником династии.
Для справки. Дочь боярина Романа Захарьина была первой женой Ивана Грозного. Именно это обстоятельство и послужило отправной точкой в формировании династии Романовых. Стремясь подчеркнуть свою связь с царской семьёй, внук Захарьина, Фёдор Никитич, взял фамилию по имени породнившегося с Рюриковичами предка. Отныне он и все его потомки именовались Романовыми. А сын Фёдора — Михаил — впоследствии стал первым царём из новой династии.
Также в крипте покоится мать Михаила Романова — инокиня Марфа. Она горячо любила Новоспасский монастырь, с благоговением в нём молилась и делала щедрые пожертвования местной братии. В иконостасе Преображенского собора даже сохранилась икона, которую старица Марфа даровала обители — образ Смоленской Божьей Матери «Одигитрия» XVI века. Икона находится в первом (нижнем) ряду иконостаса, слева от Царских врат.
Завершить прогулку рекомендую перекусом в местной трапезной. Она расположена в строении XVII века. Разумеется, мебель и интерьеры здесь современные, но планировка здания не изменилась: сохранилась и историческая кирпичная кладка, и сводчатые потолки.
Заключение
Любой из этих маршрутов подарит массу открытий и поможет отыскать другую Москву: старую, тихую, непарадную. А если хочется узнать об истории столицы ещё больше и побывать в самых необычных местах, о которых редко знают путешественники, — отправляйтесь на экскурсию в компании местного гида.
Автор: Андрей Монамс
Редактор: Екатерина Куприянова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Погрузиться в историю района в нестандартном формате с гидом-комиком
Погулять по деловому району и узнать, что скрывается за амбициозными стеклянными фасадами