Самые красивые пейзажные парки России
От Царского Села до ВыборгаОсобенности пейзажного парка
Этот стиль садово‑паркового искусства появился в начале XVIII века в Англии на контрасте с популярным прежде французским регулярным парком (самый яркий пример последнего — Версаль). Главное отличие было в том, что пейзажный парк создавал иллюзию естественного ландшафта, но за идиллической природной гармонией стояли продуманные решения дизайнера.
Ещё одной особенностью этого стиля стали павильоны, беседки и изящные арочные мосты, стилизованные под живописные руины. Это должно было создавать у посетителей меланхоличное настроение — по романтической моде тех времён.
Покорив Англию, пейзажные парки пришли и в континентальную Европу. В Российской империи ими увлеклись во второй половине XVIII века, при Екатерине II. В XIX веке английский стиль всё ещё был в моде, а сады со свободной планировкой стали появляться не только в императорских резиденциях, но и при дворянских усадьбах. Яркий пример — парк «Монрепо» в Выборге.
Примеры лучших пейзажных парков в России
Заказы на устроение территорий могли себе позволить только очень богатые люди, так что главными клиентами садовых дизайнеров были царские особы. Вот самые яркие примеры садов в английском стиле.
Екатерининский парк в Царском Селе
Царскосельскую императорскую резиденцию недалеко от Санкт‑Петербурга украшают несколько садово‑парковых ансамблей. К Екатерининскому дворцу примыкает парк, который разделён на регулярную (Старый сад) и пейзажную (Английский парк) части.
Английский парк разбит у берегов Большого пруда, у которого поменяли форму с чёткого шестиугольника на более естественную. Водоёмы вообще занимают пятую часть территории садово‑паркового ансамбля. Наиболее поэтично выглядят Лебяжьи прудки с небольшими островками, где раньше жили лебеди.
На западном берегу Большого пруда находится один из первых павильонов парка — «Пирамида». Здесь похоронены три любимые собачки Екатерины II. А поодаль, где Лебяжьи прудки соединяются с прудом, построен изящный Мраморный (Палладиев) мост с колоннадой. Примером для него послужили аналогичные сооружения в английских поместьях Стоу и Уилтон.
На южном берегу Большого пруда находится павильон Адмиралтейства с тремя кирпичными корпусами в голландском стиле. Раньше здесь хранили суда, на которых катались во время празднеств члены королевской семьи.
В екатерининскую эпоху парк также украсила серия построек, прославлявших победы России в русско‑турецких войнах. Среди монументов и обелисков выделяется Башня‑руина, возведённая Ю. М. Фельтеном в 1771 году. Она стилизована под развалины крепости, а со смотровой площадки наверху открывается завораживающий вид на парк.
Парк «Александрия» в Петергофе
Один из нескольких пейзажных парков Петергофа, который сложился в первой половине XIX века. Он назван в честь супруги Николая I Александры Фёдоровны, которая стала первой владелицей этих мест.
С разных видовых точек бывшей императорской резиденции открывается завораживающий вид на Финский залив. Ландшафты «Александрии» разнообразны: возвышенности сменяются оврагами, а за полями виднеются перелески. Кстати, некоторые деревья, например 200‑летний дуб у дворца «Коттедж», вероятно, видел первую хозяйку этих мест.
Территорию парка также украшает несколько живописных зданий. Одно из самых необычных — Готическая капелла, построенная по проекту немецкого архитектора К. Ф. Шинкеля в 1830‑е годы. В этом изящном здании в неоготическом стиле велись службы для нескольких поколений императоров, начиная с семьи Николая I. Несмотря на все атрибуты средневекового собора в миниатюре — заострённые башенки (пинакли), окна‑розы, витражи, богатый скульптурный декор, — внутри капелла мало чем отличается от обычной православной церкви.
В стиле набиравшей тогда популярность неоготики выполнен и дворец «Коттедж» в «Александрии», который Николай I подарил своей супруге в 1829 году. Александра Фёдоровна не любила роскошных интерьеров и ценила уединение, так что «Александрия» с уютным загородным домом стала для её семьи интимным пространством. Внутри сохранились подлинные интерьеры с множеством личных вещей членов семьи Романовых.
Дворцовый парк в Гатчине
Этот парк состоит из садов с регулярной планировкой и английского парка, который примыкает к Гатчинскому дворцу. Возведение грандиозного дворцово‑паркового ансамбля началось в 1765 году, когда Екатерина II подарила эти земли своему фавориту графу Г. Г. Орлову. Разнообразный ландшафт местности с родниковыми озёрами, речками и хвойными лесами позволил создать один из самых живописных пейзажных парков России.
Следующим владельцем Гатчины стал Павел I, который активно занялся обустройством своей любимой резиденции в 1790‑е годы. Увлекавшийся военным искусством наследник престола устроил перед дворцом огромный плац для проведения парадов.
Современники отмечали, что при Павле Петровиче Гатчинская резиденция больше напоминала неприступную крепость с рвами и бастионами. При нём в парке появилось множество новых павильонов, высаживались деревья, через каналы провели мосты. После смерти императора в 1801 году кардинальных изменений в парке уже не происходило.
Композиционный центр парка — Белое озеро, поверхность которого испещрена насыпными островками. Оно соединено протоками с озером поменьше — Серебряным, а также с Карпиным прудом. Так, любой маршрут прогулки строился вокруг этих водоёмов, по берегам которых расположена большая часть павильонов.
В XVIII веке было особенно модно устраивать в пейзажных парках лабиринты, чтобы удивить и повеселить гостей. При Павле I около Белого озера (недалеко от павильона Венеры) тоже появилась такая водная забава из небольших насыпных островов, омываемых извилистыми и запутанными протоками. Погулять здесь можно и сейчас: лабиринт оборудован системой мостиков.
Главное украшение берега Белого озера — павильон Венеры на острове Любви. Прообразом сооружения с таким поэтичным названием стала похожая постройка, которую Павел Петрович увидел во время поездки в поместье Шантийи во Франции.
Павильон Орла относится к одним из самых ранних парковых построек. Небольшое строение напоминает античный храм‑ротонду с колоннадой, образующей полукруг. По легенде, с этого места будущий император стрелял в пролетающего мимо орла, отсюда и название павильона.
Парк «Монрепо» в Выборге
Парк со скальными пейзажами разбит на побережье бухты Защитной и занимает северную сторону острова Твердыш. Территорию начали благоустраивать в конце XVIII века. Тогда владельцем этих мест, которые до Северной войны входили в состав Швеции, стал барон Людвиг Генрих фон Николаи — немецкий поэт и один из учителей молодого Павла I. При нём и его потомках усадебный парк превратился в удивительный заповедник северной природы, пронизанный романтическим духом. На протяжении XIX века среди поросших мхом гранитных скал и высоких сосен появились изящные павильоны, беседки, скульптуры и монументы.
Среди достопримечательностей парка выделяется поэтичный остров Людвигштайн. На нём в 1820‑х была построена белоснежная капелла с башенками по бокам в неоготическом стиле — Людвигсбург. Остров служил семейным некрополем фамилии Николаи, а чтобы сделать это место максимально приватным, вместо моста сюда организовали паромную переправу. Сейчас Людвигштайн закрыт для посещения, но полюбоваться на капеллу можно и с берега.
В глубине парка в окружении высоких скал находится ещё одна знаковая достопримечательность — скульптура «Вяйнямёйнен, играющий на кантеле». Главный герой эпоса «Калевала» изображён с древним карело‑финским музыкальным инструментом на коленях, а его взгляд и левая рука обращены вверх. Оригинальную скульптуру конца XIX века Йоханнеса Таканена разрушили во время Второй мировой войны.
За свою историю «Монрепо» становился частью нескольких государств. Бывшие шведские земли оставались под властью Российской империи около 200 лет. Но с 1917 года контроль над Выборгом был утрачен и город отошёл независимой Финляндии. В 1940 году по результатам советско‑финской войны «Монрепо» оказался в составе СССР. Восстановили по эскизам парк только в 2007 году.
Парк «Царицыно» в Москве
История этого дворцово‑паркового ансамбля началась в 1775 году, когда Екатерина II выкупила имение Чёрная Грязь. Строительные работы своей новой подмосковной резиденции она поручила придворному архитектору В. И. Баженову. Помимо возведения необычного дворца из красного кирпича и белого камня, а также нескольких корпусов, Баженов разбил на территории и английский парк.
Архитектор засадил его преимущественно деревьями, которые не сильно затеняют пространство, — берёзами и соснами. Но кое‑где для контрастного эффекта оставил вкрапления раскидистых лип и дубов с тёмной окраской листьев. Баженов обустроил Верхний Царицынский пруд, который стал важным элементом композиции. Прибывшие в 1784 году садовые мастера из Англии также внесли свой вклад: выявили самые красивые парковые виды и разбили аллеи.
В 1785 году императрица разжаловала архитектора из‑за подозрения в заговоре и распорядилась значительно изменить облик резиденции. Дальнейшими работами занялся ученик Баженова — М. Ф. Казаков, но и ему не удалось достроить «Царицыно» и угодить вкусам Екатерины II. После её смерти в 1796 году строительство дворцовых зданий прекратилось, а парк в XIX веке стал любимым местом прогулок москвичей.
С того времени «Царицыно» перешло государству. В 1830‑е годы перед дворцом появилась Большая поляна — обширное и приподнятое над уровнем остальных посадок и зданий пространство. Оно было образовано за счёт плодородного ила, который уложили на лужайке во время чистки пруда.
Строительство Большого 80‑метрового моста через овраг, начатое ещё Баженовым, завершил в начале XIX века И. В. Еготов. Это необычное сооружение из красного кирпича с деталями из белого камня стало главным украшением парка. Чуть дальше от него, недалеко от Большого дворца, находится Фигурный мост. Он меньше размером и выполнен в тех же материалах и цветах, но отличается более причудливым декором. По бокам мост украшают две высокие башенки, что придаёт ему, по замыслу Баженова, вид крепости.
В XIX веке также появилось несколько парковых павильонов, самый интересный из которых — «Миловида». Сооружение в виде арочной галереи с поперечными проходами находится недалеко от берега Верхнего Царицынского пруда, за Фигурными воротами. Павильон в стиле ампир, выполненный Еготовым, окружён четырьмя крытыми помещениями‑кабинетами, а у его основания сидят скульптуры сфинксов.
Заключение
Хотя русские пейзажные парки возводились с оглядкой на европейские, особенности северной природы вносят в их облик неповторимое очарование. Рядом с Санкт‑Петербургом есть ещё множество красивых и поэтичных ансамблей, ради которых стоит выехать за город. Например, к таковым относится парк рядом с Павловским дворцом, который создавался преимущественно при Павле I.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проехать по главным местам Северной столицы на машине премиум-класса и узнать о них интересные факты
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения