Самые красивые храмы Москвы
Древние и современные, «пряничные» и поражающие строгой красотойМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
Храм Василия Блаженного
Не просто один из главных соборов города, но и его визитная карточка. Храм Василия Блаженного (или Покровский собор) был построен по указу Ивана Грозного в 1561 году, а имя его архитектора истории неизвестно. Собор привлекает внимание очень яркой палитрой с преобладающими красным, белым и зелёным цветами. Обильно расписан и фасад, и высокий центральный шатёр в виде пирамиды, и каждая главка‑луковица окружающих его церквей (всего их 10). Пёстрый памятник шатровой архитектуры на Красной площади издали чем‑то напоминает гигантский цветущий куст — так о нём говорил советский филолог и искусствовед Дмитрий Лихачёв.
Иван Грозный видел совсем другой собор. При нём луковицы храмов не были разноцветными. Скорее всего, их покрывали золотом. Современный яркий облик маковки церквей приобрели после реставрации в конце XVIII века.
Внутри знаменитый храм Василия Блаженного тоже очень живописен: на стенах можно увидеть многочисленные росписи, фрески, позолоту и другие декоративные элементы. Кстати, собор является филиалом расположенного рядом Государственного исторического музея, но в приделе Василия Блаженного по воскресеньям и крупным православным праздникам для верующих проходят службы.
Храм Христа Спасителя
Первое здание было возведено в XIX веке, однако его полностью разрушили в 1931 году во время сталинской перестройки города. Собор, который возвышается на берегу Москвы‑реки сейчас — это воссозданный вариант, построенный в 1990‑х. Он является самым большим православным храмом России: высота архитектурного памятника в стиле владимиро‑суздальского зодчества составляет 103 метра, а внутренние залы вмещают до 10 тысяч человек.
Храм Христа Спасителя должен был стоять на Воробьёвых горах. Здание предполагалось раза в два больше построенного — с каскадом ступеней, ведущих к Москве‑реке. Его даже начали возводить, но в итоге проект заморозили. А нерастраченный материал пустили на облицовку Воробьёвского резервуара, который до сих пор там стоит.
Полностью белый фасад украшен резьбой и скульптурами из мрамора, а венчают его пять золотых куполов. Внутри стены и высокие арочные пролёты украшены богатой росписью и позолотой. На территории храма находится две музейных экспозиции: выставка церковного искусства и историческая, посвящённая Отечественной войне 1812 года.
Собор Казанской иконы Божией Матери
Яркий архитектурный памятник в русском стиле, оформленный в красно‑белой палитре с бирюзовыми элементами и золотыми куполами. Внутри храма хранится его главная святыня — Казанская икона Божией Матери, символ народного ополчения Минина и Пожарского в период борьбы с польскими интервентами в XVII веке. Постройка собора (сначала из дерева, затем из камня) как раз и была посвящена победе в Московской битве 1612 года.
Как и в случае с храмом Христа Спасителя, Казанский собор был полностью снесён в 1931 году по решению Моссовета, а восстановлен только в 1990‑х — на историческом месте у здания ГУМа. При строительстве был полностью воссоздан аутентичный облик храма.
Успенский собор в Московском Кремле
Православный храм XV века, который является самым древним полностью сохранившимся зданием во всей Москве. Его белокаменный фасад украшают высокие своды и фрески с изображением митрополитов и святых. А сверху здание венчают золотые купола на тёмно‑зелёной арочной крыше. Внутрь зайти тоже стоит: там можно увидеть полихромные росписи, грандиозную композицию «Страшный суд» на всю стену и роскошный 16‑метровый иконостас уникальными образцами церковной живописи, датированными XI веком.
Успенский собор также привлекает и своей значимостью для истории: именно здесь были коронованы почти все русские цари (кроме Петра I и Екатерины I) и похоронено большинство московских патриархов.
Церковь Иоанна Лествичника в Донском монастыре
Миниатюрный и очень красивый, «пряничный» храм конца XIX века. Здание в форме восьмерика выполнено в псевдорусском стиле, выкрашено в нежно‑красный цвет и декорировано лепниной, а крыша украшена зелёными главками‑луковицами. Церковь расположена на границе монастырского некрополя, а окружающие её деревья создают очень живописную картину.
Служба в небольшом храме проходит всего раз в год — 25 марта, в день преподобного Иоанна Лествичника, в честь которого и названа церковь.
Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке
Живописный архитектурный памятник XVII века, который очень ярко и контрастно смотрится на фоне строгого конструктивистского Дома Правительства на набережной Москвы‑реки. Фасад храма окрашен в зелёные, красные и жёлтые цвета и увенчан золотыми куполами и главками. Плавные арки, кокошники, оконные наличники и прочие декоративные элементы оформлены таким образом, что может показаться, будто церковь слеплена из пластилина.
Храм священномученика Климента Папы Римского
Ещё один барочный памятник храмовой архитектуры Москвы. Яркое красное здание с белыми колоннами и пёстрыми сине‑золотыми луковичными главами было построено в 1760‑х годах, однако до этого здесь больше века стояла деревянная церковь.
Есть легенда, согласно которой церковь сохранилась благодаря лучшему другу Сталина Клименту Ефремовичу Ворошилову, который считал папу римского Климента своим небесным покровителем. По плану реконструкции Москвы 1935 года объект попадал в зону сноса. Ворошилов позаботился о том, чтобы церковь не спешили сносить. А потом и сам план реконструкции отменили.
Во внутренних залах храма можно увидеть высокий золотой иконостас с богатым декором, созданный мастерами Императорской Академией художеств. А среди главных реликвий храма значится, например, очень старое Евангелие, датированное 1654 годом.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Шатровый храм 1652 года постройки в затейливом стиле русского узорочья. Фасад церкви полностью белый, однако он выглядит очень фактурно и изящно благодаря кокошникам, карнизам, колоннам и прочим украшениям. Сверху здание венчают контрастные ярко‑синие луковичные главы с золотыми крестами. Внутри здания можно увидеть фрески XVII века.
Любопытно, что после церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках храмов шатрового типа в Москве больше не строили — их сменили купольные. Так что храм интересен ещё и как последний столичный представитель целого архитектурного направления.
Кафедральный собор Богоявления Господня
Большой 56‑метровый храм в стиле позднего ампира. Фасад, декорированный арками и колоннами, оформлен в нежном бирюзовом цвете, который красиво сочетается с золотыми куполами. Внутренние своды собора украшены позолотой, изображениями святых и фресками на религиозные сюжеты. Также в залах расположен один из самых больших иконостасов Москвы, вмещающий 65 образов.
Одна из главных вех в истории храма — 1799 год, когда здесь был крещён великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Об этом гостям собора сообщает памятная табличка на входе.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Религиозный памятник XVII века, названный в честь хранящегося здесь святого образа. Современный облик здание приобрело только в XIX веке, когда его перестроили в стиле ампир после пожара 1812 года. Жёлтый фасад украшен белыми колоннами, арками и витиеватыми лепными узорами. А на тёмно‑зелёных куполах храма красуются золотые луковичные главы.
Внутри своды церкви окрашены в бирюзово‑голубые и розовые цвета. Интерьер декорирован белыми ионическими колоннами и позолотой. Здесь не только проходят службы, но также работает воскресная школа и социальный центр помощи людям с зависимостями.
Соборный храм благоверного князя Игоря Черниговского
Один из самых новых из нашего списка — он был построен только в 2012 году. Светлое кремовое здание с белой лепниной венчают яркие разноцветные купола: несмотря на то, что при возведении следовали старым традициям храмового строительства, собор выглядит очень современно. В его архитектуре использованы приёмы разных течений русского стиля, так что получилась своеобразная эклектика. А среди материалов здесь основное место занимает фарфор и керамика. Сам храм довольно небольшой и вмещает максимум 1300 человек.
Храм преподобного Симеона Столпника
Этот памятник архитектуры конца XVII века известен фанатам советского кинематографа — его можно увидеть на нескольких кадрах фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Белый фасад здания с лепным декором оформлен в стиле русского узорочья, а наверху располагаются зелёные главы‑луковицы. Внутренние своды церкви расписаны религиозными сюжетами.
Храм Симеона Столпника известен несколькими венчаниями, проходившими в его стенах. Например, в 1801 году священное таинство здесь совершали граф Шереметьев с актрисой Прасковьей Жемчуговой‑Ковалёвой, а в 1816 — писатель Сергей Аксаков с Ольгой Заплатиной.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Церковь 1913 года постройки с довольно необычным оформлением в стиле московского модерна. Бледно‑зелёный фасад храма ярко контрастирует с тёмными луковичными главками: лишь одна из них, центральная, имеет золотое покрытие, а все остальные — матово‑чёрные. Внутри здания путешественники могут увидеть массивный дубовый иконостас.
С сокольническим храмом Воскресения Христова связано несколько интересных легенд. Например, одна из них гласит, что сама Богородица явилась людям и велела начать постройку. Также говорят, что изначально отведённых денег на возведение церкви не было, но почти сразу они появились чудесным образом из ниоткуда.
Церковь Троицы Живоначальной
Храм на территории музея‑усадьбы «Останкино» построен в XVII веке и считается одним из самых декорированных в Москве. Его красный кирпичный фасад практически полностью покрыт различными украшениями: кокошниками, фигурной резьбой, медальонами с ликами святых и так далее. Луковичные главки на крыше здания — ярко‑зелёные.
Церковь Троицы Живоначальной стала прототипом Спаса на Крови в Санкт‑Петербурге. Если сравнить профили зданий, можно найти много общего.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Ярусный храм конца XVII века, построенный в колоритном стиле нарышкинского барокко. Снаружи здание украшено резным белым декором и лепниной на красном кирпиче, а также золотыми луковичными главами. Внутри церкви путешественники смогут увидеть богатый иконостас в позолоте, цветные витражи и изящную резьбу по дереву.
Церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе
Один из самых современных московских храмов по внешнему виду. Он был построен в 1995 году и относится к неорусскому стилю с элементами модерна и даже хай‑тека. Например, в архитектуре здания очень ярко выделяется панорамное остекление фасада, в целом уникальное для храмового строительства. С трёх сторон узкое здание церкви украшено бронзовыми барельефами с ликами святых, а венчает его широкий золотой купол.
Несмотря на довольно компактные размеры, внутри храма расположен трёхъярусный иконостас, вмещающий целых 48 образов.
Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках
Этот православный храм с нарядным красно‑белым фасадом считают настоящим эталоном стиля русского узорочья. По его канону построены многие другие церкви и соборы Москвы второй половины XVII века.
Фасад храма украшен кокошниками, медальонами, лепными наличниками и прочим декором, а красный цвет стен и башен органично дополняют зелёные луковичные главы с золотыми крестами. Внутри церкви сохранилась старая роспись стен 1650‑х годов, которую создавали лучшие мастера Оружейной палаты: Иосиф Владимиров и Симон Ушаков.
Церковь святителя Григория Неокесарийского
Ещё один пёстрый храм второй половины XVII века в стиле русского узорочья. Привлекает внимание сочетанием красно‑оранжевого и изумрудного цветов. А также изразцовым фризом на фасаде, который был вручную сложен из девяти тысяч плиток — это главная архитектурная особенность храма.
В XVII веке церковь стала семейной для рода Романовых. Здесь венчался Алексей Михайлович с Натальей Нарышкиной. Есть вероятность, что именно в этой церкви супруги крестили сына Петра.
Иконы для церкви писали мастера Оружейной палаты (Ушаков и другие), однако многие образы были переданы на сохранение в различные музеи: Третьяковскую галерею и другие — увидеть их в самом храме не получится.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово
Живописный архитектурный памятник XVII века в стиле нарышкинского барокко: с большими чёрными куполами, многоцветными изразцами и растительными орнаментами. Собор располагается в очень живописном месте — на небольшом острове в Серебряно‑Виноградном пруду рядом с музеем‑заповедником «Измайлово».
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
Один из самых молодых московских: был освящён только в 2015 году. Оформлен в русско‑византийском стиле XI–XII веков. Изящный белый фасад храма увенчан главным золотым куполом и ещё четырьмя синими с украшениями в виде звёзд. Над главным входом размещены лики святых. А внутри можно увидеть огромное мозаичное панно, общая площадь которого достигает 2500 м².
Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах
Она также известна как Меншикова башня. Эта церковь Москвы в стиле барокко — представитель редкого типа подколокольных храмов: со звонницей, которая не примыкает к основному зданию, а возвышается прямо над ним.
«Башню» в первом десятилетии XVIII века построил один из сподвижников Петра Великого — князь Александр Меншиков. На тот момент это 80‑метровое здание с деревянной звонницей, увенчанной 30‑метровым шпилем с ангелом, было самым высоким в Москве! Правда, оригинальная звонница была утрачена в пожаре — в 1770‑х её выложили из кирпича, но шпиль с ангелом восстанавливать не стали.
Многие детали оформления реконструированной церкви прекрасно сохранились до наших дней. Сегодня при посещении храма можно полюбоваться его изящными лепными горельефами, пилястрами и многоярусным иконостасом.
Храм‑музей Святителя Николая в Толмачах
Этот интересный архитектурный памятник относится сразу к двум историческим периодам. Основное здание храма с оригинальными закомарами‑раковинами на фасадах датируется концом XVII века. А вот трапезная и колокольня, выполненные в стиле московского ампира и украшенные лепниной и полуколоннами, были пристроены только в первой половине XIX столетия — взамен утраченных.
Однако самое интересное ждёт внутри. Храм‑музей Святителя Николая — это домовая церковь при Третьяковской галерее, а потому почти каждая икона здесь — ценный экспонат! Образы даже хранятся в специальных витринах, где поддерживается определённый уровень температуры и влажности. Главная и самая древняя икона храма в Толмачах — «Богоматерь Владимирская», написанная в XII веке.
Заключение
Архитектура Москвы настолько разнообразна, что изучать её можно бесконечно. Особенно интересно это делать на примере религиозных сооружений, многие из которых строились столетия назад. На экскурсиях по столичным храмам, соборам и монастырям можно узнать много нового не только о самих зданиях, но и об истории тех, кто их возводил, о прошлом и настоящем мест, в которых они находятся.
Автор: Никита Показанников
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Найти места из романов писателя-мистика и погрузиться в созданное им московское «зазеркалье»
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Погулять по деловому району и узнать, что скрывается за амбициозными стеклянными фасадами