Где стоит изучать стили храмовой архитектуры в России
Деревянное зодчество Русского Севера, московское барокко и другие выдающиеся направленияВизантийский стиль
Период существования: Х–ХI века
Древняя Русь после крещения стала не только идейным и политическим союзником Византии — вместе с религией государство переняло и христианскую культуру. Поэтому и архитектурные формы для первых русских храмов заимствовали у византийцев.
Изначально в Византии строили храмы на античный манер базилики. Но в течение нескольких веков империя отходила от устоявшихся форм и создавала свой почерк в архитектуре — так их сменили крестово‑купольные храмы. В плане они представляют собой крест, как главный символ христианства, с мощным куполом или посводной кровлей в центре и апсидами (полукруглыми пристройками с алтарём). Самый яркий пример такого стиля — собор Святой Софии в Стамбуле. Он стал образцовым храмом архитектуры Византийской империи.
На Руси в Х веке взяли за основу именно крестово‑купольные храмы (отличались у них только главы: они были луковичные или шлемовидные), а строили их сами византийцы. Так, с помощью константинопольских мастеров в Киеве появились Десятинная церковь — первый православный храм на Руси (был разрушен) — и знаменитый Софийский собор (позже перестроен в стиле украинского барокко). Православные святыни также строили в Новгороде, Полоцке, Смоленске, Витебске, Чернигове и других городах.
Софийский собор в Великом Новгороде
Считается старейшим сохранившимся древнерусским храмом на территории современной России и включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его построили примерно в 1050 году при сыне Ярослава Мудрого — князе Владимире. Храм возводили киевские и византийские мастера по константинопольским образцам — изменили только галереи, которые пришлось сделать закрытыми из‑за холодного климата. Внутри даже осталась одна оригинальная фреска того времени под названием «Константин и Елена».
Сегодня Софийский собор — часть музейного комплекса «Новгородский кремль» и действующий храм. Во время оккупации города в Великую Отечественную войну здание сильно пострадало, и до 1980‑х его кропотливо восстанавливали.
Зеленчукские храмы в Нижнем Архызе
В Карачаево‑Черкесии можно увидеть сразу три храма, возведение которых датируется Х–ХI веками: Средний, Северный и Южный. В те времена они находились на территории древнего городища, считавшегося духовным и экономическим центром Древней Алании. Средневековое государство приняло христианство раньше Руси, поэтому опередило её в строительстве православных храмов, и так же заимствовало византийские формы. Дошедшие до наших дней церкви представляют собой образцовые крестово‑купольные сооружения с посводной кровлей вместо типичных куполов.
Во все храмы сегодня можно зайти, чтобы оценить аскетичность внутреннего убранства. Здесь очень хорошо сохранился дух Средневековья, ощущавшийся на заре распространения христианства по миру. А рядом с отреставрированными храмами любители археологии увидят основания разрушенных церквей. В результате раскопок удалось найти руины ещё 11 сооружений.
Храм Петра и Павла в Смоленске
В городе сохранилось целых три храма, построенных в Древней Руси. Петропавловский возвели в 1146 году по приказу внука Владимира Мономаха, князя Ростислава Мстиславовича. В здании отразились главные черты византийского стиля: крестово‑купольная планировка с круглым куполом на высоком барабане посередине.
За годы существования храм перестраивался, но смог сохранить узнаваемые черты стиля. Внутри сегодня можно увидеть остатки цветных фресок на стенах и процарапанные надписи‑граффити. Считается, что среди них есть и принадлежащие руке главного заказчика — Ростислава Мстиславовича.
Древнерусский стиль
Период существования: ХI–ХV века
Со временем на Руси появлялось всё больше местных мастеров, а влияние византийцев и их помощь в возведении храмов уменьшалась. В итоге на рубеже ХI–ХII веков древнерусское зодчество стало самостоятельным направлением с собственными архитектурными традициями, а разделение на княжества повлияло на разнообразие форм. Каждый из новых центров создал свою архитектурную школу, а ярче всего проявились новгородско‑псковская и владимиро‑суздальская.
Типичные древнерусские храмы стали более структурированными и напоминали большой куб (четверик) с апсидами. Такие аскетичные белокаменные церкви с изящным декором представляют собой чистую форму крестово‑купольных храмов и являются визитной карточкой древнерусской архитектуры.
В них отразились и европейские традиции, а именно влияние романского стиля и готики. Прежде всего в использовании натурального камня — до этого церкви строили из кирпича. А первым в государстве природные материалы для храмов и приёмы оформления — аркатуры и орнаментальную кладку — стал использовать Юрий Долгорукий. Именно с его правлением связано появление древнерусской церковной архитектуры как целостного направления.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Храм находится в пригороде Суздаля — селе Кидекша, где в древности располагалась резиденция Юрия Долгорукого. Поэтому тут возвели один из первых храмов, заложивших основу владимиро‑суздальского стиля. Церковь построили в 1152 году и освятили в честь сыновей киевского князя Владимира Святославича — Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом в междоусобной войне. Они первыми на Руси были причислены к лику святых.
Образцовый средневековый русский храм дошёл до нас в виде белоснежного четверика с одной главкой по центру, папертью и тремя апсидами. Монументальный и сдержанный храм украшает только изящный аркатурный пояс по периметру. Внутри сохранились артефакты ХII века: фрески с изображением волхвов и райского сада и омфалий — специальное место епископа посередине храма для чтения Священного Писания. Также в церкви находятся гробницы сына Юрия Долгорукого, Бориса, и его семьи. Сегодня храм включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и работает как музей древнерусского зодчества.
Успенский кафедральный собор во Владимире
После смерти Юрия Долгорукого его дело продолжил князь Андрей Боголюбский, при нём также возводились здания в характерном для северо‑востока страны стиле. Одним из главных сооружений стал Успенский собор во Владимире. Князь приказал построить главный городской храм в 1158 году, его возведением занимались европейские мастера, специально присланные из Священной Римской империи. От прежних храмов его отличают закомары и более выразительный декор — аркатурно‑колончатый пояс и лепнина с растительными мотивами.
Долгое время собор считался главным храмом всея Руси, где венчались на княжество все великие русские князья до Ивана III. Он даже стал прообразом Успенского собора Московского Кремля. А сегодня признан одним из ярчайших образцов древнерусского зодчества и включён в Список ЮНЕСКО. Ценен он не только своей архитектурной формой. Внутри сохранилось важнейшее историческое и художественное наследие Средних веков. Здесь находится самый древний русский некрополь, в котором больше 40 захоронений: в нём упокоены владимирские главные священники и князья, например Всеволод Большое Гнездо и Андрей Боголюбский.
Интерьер храма тоже представляет большую ценность: его стены расписаны знаменитым иконописцем Андреем Рублёвым. При этом Успенский собор считается единственным памятником, в котором точно подтверждено авторство великого мастера. Он создал масштабную роспись (фрески занимают более 300 м²) в 1408 году. Сегодня в действующем соборе полюбоваться на потрясающую живопись может любой желающий.
Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде
Один из выдающихся памятников новгородско‑псковской школы. Церковь построили в 1374 году — древний архитектурный памятник представляет собой канонический русский храм в виде четверика. Сооружение имеет всего одну главу и апсиду — у него даже нет типичной паперти, отчего он выглядит особенно сдержанно и аскетично. Выразительность ему придаёт необычное трёхлопастное завершение фасадов со скатной кровлей и лепные украшения в виде ажурных прясел и голгофских крестов на камне.
Сегодня храм тоже находится в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется Новгородским музеем‑заповедником. Церковь Спаса Преображения не только сама по себе архитектурный шедевр, но и хранит в себе ценнейший художественный артефакт — фрески Феофана Грека, знаменитого византийско‑русского иконописца того времени. Он украсил интерьеры храма в 1378 году — это считается его первой работой на Руси и одной из немногих дошедших до наших дней.
Русская деревянная архитектура
Период существования: XV–XVIII века
Из дерева на Руси строили испокон веков всё — от жилых построек до церквей и царских теремов. Славянские народы всегда селились вблизи лесов, поэтому благодаря доступности материала деревянные постройки встречались на всей территории Руси — от центральной её части до Сибири. Но расцвет стиля связывают с XV–XVIII веками и Русским Севером. Здешние мастера, хоть и взяли многое у новгородских плотников, строили самобытно и с уникальным почерком.
Архитектура этого периода отличается особенной изобретательностью и разнообразием форм. Строили от самых простых клетских церквей со скатной крышей, похожих на обычные жилые избы, до многоярусных, в виде восьмериков на четверике, со множеством куполов. А завершали постройки шатровой крышей, луковичными куполами и бочечной кровлей. Церкви дополняли трапезными, колокольнями, прирубами и галереями, отчего сооружения приобретали пышные формы.
Церковь Преображения Господня в Кижах
Выдающийся образец русского деревянного зодчества находится на карельском острове на территории музея‑заповедника и входит в Список ЮНЕСКО. Преображенскую церковь построили в 1714 году на месте сгоревшей. Сегодня она признана эталонным сооружением народного деревянного зодчества и считается самым сложным бревенчатым сооружением в мире. 37‑метровое здание состоит из трёх восьмериков, стоящих друг на друге, и построена без единого гвоздя (кроме куполов). Эту необычную по форме церковь украшают целых 22 главы, оформленные лемехом — черепицей из осины, которая придаёт им необычный чешуйчатый вид.
Шедевр деревянного зодчества реставрировали в 2009 году. Чтобы спасти памятник, его пришлось поднять над землёй и залить фундамент. А затем пересобрать по брёвнышку заново, чтобы заменить только отдельные ветхие элементы храма — так удалось сохранить около 70% исходного материала. Внутри этого архитектурного чуда сохранился оригинальный четырёхъярусный иконостас XVIII века: удивительная работа состоит из 102 икон.
Шатровое зодчество
Период существования: XVI–XVII века
Освобождение от татаро‑монгольского гнёта стало не только поворотным событием истории, но и вехой в русской архитектуре. Новую эпоху сопровождало каменное шатровое зодчество, которое получило своё название по типу кровли: вместо типичных куполов храмы стали венчать шатры. Подобные церкви носили торжественный характер и возводились по особым случаям, например после побед в сражениях или на рождение наследника.
Пирамидальные вершины уже встречались в деревянных постройках, но особую оригинальность приобрели именно в каменном исполнении. Их украшали резьбой, лепниной, росписью, кокошниками и даже луковичными куполами. Так сооружения приобретали праздничный и уникальный вид, несмотря на то что за основу шатровой церкви брали типичный восьмерик на четверике. Такие храмы получили большое распространение в Москве и её области, но также встречаются в Суздале, Нижнем Новгороде, Ярославле и других городах Центральной России.
Покровская церковь в Александрове
Первая шатровая каменная церковь на Руси находится во Владимирской области в городе Александрове на территории бывшей резиденции князя Василия III — Александровской слободе. Царские хоромы возвели в 1505 году, а позже, в 1510‑х, появилась домовая церковь, к которой примыкали дворцовые палаты. Именно её небольшой приземистый шатёр, покрытый лемехом, считается прообразом других шатровых архитектурных сооружений. Основной объём церкви имеет немного вытянутую форму и стоит на подклете: в цокольном этаже находятся гробницы, в которых по предположениям похоронены в том числе внебрачные дочери Ивана Грозного.
В древности церковь имела очень яркое убранство: она была декорирована росписью в чёрном, жёлтом, белом и золотом цветах, а внутри богато украшена фресками — некоторые сохранившиеся фрагменты можно увидеть в храме и сегодня. Позже к церкви пристроили трапезную, придел, три крыльца и колокольню — тоже с шатровым завершением. На звоннице установили девять колоколов и необычные часы — они исчисляли время по восходу и заходу солнца. При колокольне даже жили монахини, которые следили за исправностью механизма. Сейчас удивительные часы хранятся в местном музее.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве
Один из первых каменных шатровых храмов в стране находится в бывшей царской резиденции в Коломенском. Это одна из московских достопримечательностей, уникальность которой подтверждена внесением в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — таким статусом в столице обладают ещё только Кремль с Красной площадью и Новодевичий монастырь. Архитектурный памятник возвели в 1532 году по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Был выбран проект авторства Пьетро Аннибале.
Сооружение имеет необычную по меркам времени форму и сочетает в себе черты ренессанса, готики и русской архитектуры. Основная часть церкви и её шатёр представляют единый объём, отчего сооружение напоминает средневековую устремлённую вверх башню. До 1600 года церковь была самым высоким зданием во всём государстве — её высота составляет 62 метра. По периметру храм окружает гульбище и крыльца — традиционные элементы деревянного дворца. Также типичные черты русского зодчества отразились в оформлении: основание шатра церкви украшают кокошники.
Русское узорочье
Период существования: XVII век
Ещё один вычурный стиль в русском зодчестве появился чуть позже шатровых храмов. Хоть их и роднит нарядность и одно время развития, о происхождении русского узорочья идут споры до сих пор. Учёные чаще всего сходятся в его самобытности и первичности, но также отмечают влияние европейского маньеризма и гражданской русской архитектуры.
Русское узорочье действительно выглядит необычно и уникально. Оно отличается богатым и даже чрезмерным декором: церкви пестрят многоярусными кокошниками над сводами, десятками слуховых окошек в шатрах, яркой росписью и изобилием лепнины. Композиционно чаще всего такие церкви сложные, имеют несколько приделов, трапезную, колокольню, подклет и крыльцо. А в основе сооружений — бесстолпный храм с сомкнутым сводом. Церкви, напоминающие роскошные терема, можно встретить в Москве и области, а также в центральных регионах страны.
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках в Москве
Храм, ставший образцом в московской церковной архитектуре XVII века. Яркий памятник в стиле русского узорочья находится в одном из самых коротких московских переулков — в Никитниковом в Китай‑городе. Он назван по фамилии ярославского купца Григория Никитникова, который оплатил возведение роскошной церкви в 1650‑х годах. Это был не только приходской храм, но и придомовой — церковь соединялась с домом Никитникова переходом. Он даже хранил на цокольном этаже свои товары, а в южном приделе и сегодня находится усыпальница всей купеческой семьи.
Нарядное сооружение богато украшено декором: рядами кокошников, резными наличниками (на некоторых изображены попугаи) и поливной керамикой. А его конструкция напоминает Теремной дворец в Кремле. Вполне возможно, богатый купец нанимал именитых зодчих, работавших для царя, под строительство церкви — её авторство, к сожалению, не установлено, но зато точно известно, что расписывали её известные московские мастера Симон Ушаков и Иосиф Владимиров, а иконостас изготовили в Оружейной палате.
Русское барокко
Период существования: XVII–XVIII века
Этот пышный стиль ознаменовал новую эпоху в истории государства. Архитектурное направление, несмотря на свои европейские корни, многое почерпнуло из узорочья и зародилось в Москве. А своему появлению обязано дворянскому роду Нарышкиных: впервые здания с характерными чертами появились по заказу родственников Петра Великого в конце XVII — начале XVIII века. Поэтому архитектурный стиль назвали по их имени — нарышкинское барокко.
За ним последовали строгановское и голицынское барокко, сформировавшиеся по тому же принципу. Чаще всего они объединяются под термином московское барокко. Благодаря смешению древнерусских традиций и европейских черт оно стало одним из самых оригинальных в истории русского зодчества. В стиле сочетаются изящность, детализированный декор фасадов с прямолинейными и монументальными формами русского зодчества. Также в оформлении зданий начали использовать античную ордерную систему.
Русское барокко приобрело европейский облик во времена строительства Петербурга и стало характерным градостроительным почерком Петра. Его также называют по имени заказчика: петровское барокко стало первым архитектурным стилем, украсившим город на Неве. Эти здания выглядели гораздо сдержаннее и утончённей и имели мало общего с древнерусскими храмами. Следом за отцом направление поддержала и Елизавета Петровна, при которой русское барокко приобрело более пышный и нарядный облик, хотя и оставалось по‑прежнему в рамках европейских традиций.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в Москве
Яркий образец московского барокко построили по заказу родного дяди Петра I, Льва Нарышкина, в 1694 году. Возвести здание он задумал ещё в 1682 году, правда при трагических обстоятельствах. Во время Стрелецкого бунта, когда решалось, какая из династий займёт престол (Нарышкины или Милославские), погибли братья Льва Кирилловича — Иван и Афанасий. Лев выжил: Наталья Кирилловна спрятала его в женских покоях. Там он молился образу Спаса Нерукотворного и пообещал Господу, что если спасётся, то построит храм.
Своё обещание он сдержал и возвёл церковь в селе Фили, которое пожаловал ему Пётр. По приказу Льва Кирилловича разобрали деревянную ветхую церковь, а на её месте возвели роскошный каменный храм. Он построен в виде восьмерика на четверике с подклетом и гульбищем. А оригинальность придаёт ему розовый цвет и ажурный декор — изящное убранство в сочетании с традициями древнерусского деревянного зодчества положило начало оригинальному московскому стилю.
Петропавловский собор в Санкт‑Петербурге
Главный храм Северной столицы Пётр I приказал возвести в стиле барокко — сооружение должно было отражать дух времени и намерения самого императора сделать город по‑настоящему великим. Каменный собор заложили в сердце Петропавловской крепости в 1712 году, а возведением занялся первый архитектор столицы — Доменико Трезини. Закончили собор только спустя 20 лет — в 1732 году. Стройный силуэт классической европейской базилики и высокий шпиль колокольни, взмывающей на 122 метра, до сих пор считаются важнейшими символами города.
В первом храме Санкт‑Петербурга Пётр использовал и другие нововведения: у алтаря появилась кафедра для проповеди, которых раньше не было в православных храмах, а также специальный подиум, который император занимал во время службы. Кроме того, по приказу Петра построили великокняжескую усыпальницу, где похоронены члены династии Романовых. Сегодня в Петропавловском соборе можно полюбоваться на роскошное убранство, увидеть гробницы всех русских императоров начиная с Петра I, а ещё подняться на знаменитую колокольню.
Русский классицизм
Период существования: XVIII–XIX века
В Российской империи всё большее распространение получала европейская архитектура. В период правления Екатерины II ведущим направлением стал классицизм: императрица отказалась от пышного барокко, но продолжила идеи Петра. Европейский стиль теперь не только господствовал в столице, но вышел за её пределы и придал совершенно новый облик уездным городам.
Екатерина провела градостроительную реформу, по которой требовалось перестроить города в соответствии с новыми стандартами: они должны были защитить жителей от пожаров и сделать городскую инфраструктуру более удобной. В основе градостроительных планов лежали классические принципы — структурированность и прямолинейность, а называли их регулярными.
Поэтому классицизм ярко отразился и в гражданском, и в церковном строительстве: перестраивали даже существующие храмы. Стиль отличается симметричностью и пропорциональностью, а в основе лежит ордерная система — такие сооружения напоминают античные храмы. Убранство строгое и сдержанное, в отличие от роскошного предшественника: церкви украшают аккуратными карнизами, наличниками и главными элементами — портиком и колоннами.
Троицкий собор Александро‑Невской лавры в Санкт‑Петербурге
Изначально монастырь здесь приказал обустроить Пётр I в 1712‑м. Постройки начали возводить по проекту Доменико Трезини. Позже за реализацию и доработку образа главного храма взялся Теодор Швертфегер, а закончили стройку в 1731 году. Но в готовом сооружении из‑за усадки грунта появились трещины, и его пришлось разобрать до основания.
Построить заново храм на этом месте приказала императрица Екатерина II. Она назначила архитектором Ивана Старова, который и возвёл грандиозное здание в стиле классицизм — его закончили в 1786 году. Сооружение отсылает и к византийским традициям (крестово‑купольная конструкция), и выражает основные приёмы европейского направления: храм украшен фронтоном и колоннами по периметру здания и купольного барабана.
Собор Казанской иконы Божьей Матери в Ярославле
Храм в самом сердце города принадлежит Казанскому женскому монастырю — и, как и всё историческое ядро города, находится в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Появление старинной обители связано с явлением иконы Божьей Матери под Казанью — отсюда и название. Затем святыня была перевезена в Романов, а потом — в Ярославль. Ей приписывали чудотворные свойства, поэтому она стала покровительницей города.
Так, в её честь в начале XVII века возвели первый деревянный храм. А в 1845 году по проекту Авраама Мельникова построили на его месте Казанский собор. В советские годы он был разрушен, но восстановлен с сохранением оригинального облика. Сегодня собор представляет собой монументальное здание в стиле позднего классицизма: украшен портиком и оформлен колоннадой и зубчатыми карнизами по периметру.
Русский модерн
Период существования: XIX–XX века
В Европе на рубеже XIX–XX веков большую популярность получил модерн. Романтичный, богатый на орнаментальность и природные мотивы стиль вырос из усадебной архитектуры, а потому считается практически манифестом индивидуальности от строительства: заказчик возводил сооружения исключительно на свой вкус. Каждое отдельное здание не было похоже на другое, но объединялись они общим настроением.
В Российской империи модерн тоже получил достаточно яркое выражение — прежде всего в гражданской застройке. Его полюбили купцы, меценаты и деятели искусства, которые могли позволить себе построить собственный дом. Но также модерн проявился и в церковном строительстве: часто собственники жертвовали на постройку или возводили приусадебные церкви.
Храмы в стиле модерн выглядят причудливыми, оригинальными и запоминающимися. Их украшали мозаикой, лепниной, коваными деталями, а за основу брали другие течения — например, готику или русский стиль, — обыгрывая их в фантазийной манере.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Абрамцево
Подмосковный храм построили в 1882 году по заказу знаменитого мецената Саввы Мамонтова на территории его усадьбы. Мысль о возведении пришла предпринимателю после того, как местная речка разлилась и жители села не смогли добраться до ближайшей церкви. Так на участке по проекту художника Василия Поленова построили небольшую церковь, прообразом которой стал новгородский храм XII века Спаса на Нередице. В работе приняли участие другие известные художники: Виктор Васнецов, Илья Репин и Михаил Врубель, которые создали изящную роспись, изразцы, мозаику и лепнину для оформления фасада и интерьера храма.
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме
Ещё один подмосковный храм построили на средства купца Ивана Александренко по рисункам ученика Виктора Васнецова — Сергея Вашкова, а за возведение отвечал архитектор Василий Мотылёв. Сооружение представляет собой простой четверик с приделом и с удивительным акцентным возвышением из нескольких рядов килевидных кокошников. Издалека конструкция напоминает гигантский шатёр, увенчанный главой на световом барабане. Передние закомары искусно оформлены расписными керамическими панно.
Историзм
Период существования: XIX — начало XX века
Модерн зародился в эпоху, когда архитекторы и художники искали новые способы для выражения своих идей. Они прибегали к смешению разных стилей и поиску оригинальных форм — так возникла эклектика, которая позже переродилась в историзм. Архитекторы стали переосмыслять каждый отдельный стиль, поэтому в искусстве появился целый ряд ретроспективных направлений, например неоренессанс, необарокко и неоклассицизм.
В Российской империи в это время произошёл поворот в сторону допетровского времени и древнерусского искусства. Архитекторы черпали вдохновение в исконных традициях и тем самым отражали общие настроения — страна находилась в поиске себя и дискутировала о национальной независимости.
В российском строительстве итогом такого поиска стал русско‑византийский стиль. Его создателем считают Константина Тона, известного архитектора и главного зодчего Российской империи, — по его проектам строились знаковые сооружения, прежде всего церкви (ему, например, принадлежит проект разрушенного советской властью храма Христа Спасителя). За основу стиля были взяты традиционные храмы начала христианства на Руси, а также приёмы классицизма. Этот стиль используют и по сей день при восстановлении церквей, утраченных в советское время.
Его продолжением стали русский и псевдорусский (или неорусский) стили, которые обращались не только к ранним христианским постройкам, но к традиционному национальному наследию в целом. Так, в сооружениях в этих стилях можно найти отсылки к деревянному зодчеству и декоративно‑прикладному искусству, пышное убранство, напоминающее русское узорочье и шатровую архитектуру.
Александро‑Невский Новоярмарочный собор в Нижнем Новгороде
Новоярмарочный собор заложили в 1868 году по заказу местных купцов в память о приезде Александра II на Нижегородскую ярмарку — самый крупный на тот момент торговый район в Российской империи. Автором храма стал архитектор Лев Даль. Он разработал проект на основе Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге авторства Константина Тона (до наших дней не сохранилась).
Величественное сооружение стало одним из самых оригинальных храмов эпохи. В нём переплелись черты византийской архитектуры, романского стиля и русского зодчества. Он представляет собой крестово‑купольный храм с пятью геометрическими шатрами‑восьмигранниками, резными карнизами и кокошниками. Собор в те времена ещё был необычен тем, что не имел собственного прихода: его посещали обычно купцы, приехавшие на ярмарку.
Храм Спаса на Крови в Санкт‑Петербурге
Храм в псевдорусском стиле построен на месте, где получил смертельное ранение Александр II в 1881 году. Император возвращался в кортеже с развода караула в Михайловском манеже — он проводил смотры каждое воскресенье. Хотя маршрут следования кортежа был изменён, на набережной Екатерининского канала (ныне — Грибоедова) в карету бросил бомбу один из ярых противников реформ императора. Тот не пострадал и пожелал выйти и посмотреть на место происшествия — в этот момент ему под ноги бросили вторую бомбу. После чего императора увезли в Зимний дворец, где он и скончался.
Уже через день после его гибели взошедший на престол Александр III решил увековечить память отца. На проект храма провели два конкурса, победителем стал вариант, предложенный архитектором Альфредом Парландом и настоятелем Троице‑Сергиевой пустыни Игнатием. Храм заложили точно на месте трагедии, поэтому его фасад выступает на несколько метров в воду канала. Несмотря на историю здания, выглядит оно нарядным и праздничным. Построенный в псевдорусском стиле храм богато украшен кокошниками, мозаикой, росписью и другими декоративными элементами.
Заключение
Русское церковное зодчество — сложное и многогранное, в нём отразились все этапы становления государства, настроения общества и его взгляды на мир. Сегодня богатое архитектурное наследие, разбросанное по городам страны, напоминает об этом пути. А изучать художественные особенности стилей лучше всего в компании местных гидов на архитектурных прогулках.
Автор: Милита Герберсаген
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Секреты русского храмового зодчества и предания древнего города
Изучить центр города с гидом, который докажет, что история может быть увлекательной и познавательной
История древней столицы страны и ее достопримечательности с профессиональным гидом