Где прокатиться на ретропоезде в России
Необычные идеи для путешествия по железной дорогеМаршруты ретропоездов по России
Путешествие в старинных вагонах под стук колёс сегодня можно увидеть не только в исторических фильмах. Для жителей столицы есть вариант прокатиться на ретропоезде в Москве: с Рижского вокзала из Музея железнодорожной техники до депо «Подмосковная». Но этот аттракцион активно развивается и по России, ведь такие поездки — уникальная возможность вернуться в прошлое и почувствовать себя пассажиром прошлых веков.
Итак, отправляемся путешествовать и изучаем маршруты по стране — от Карелии до Байкала.
Рускеальский экспресс
Маршрут: Сортавала — Горный парк Рускеала
Когда ходит: ежедневно
Время в пути: примерно 1,5 часа
Must-see для путешественников в Карелии и поклонников вселенной Гарри Поттера. За необычный вид поезд часто называют «Хогвартс‑экспрессом», а для полноты картинки тут не хватает только «платформы 9 ¾».
Правда, необычный у экспресса только паровоз: большой, угольно‑чёрный, с огромными клубами дыма из трубы и красной звездой впереди. А вот вагоны вполне себе обычные, но это только снаружи. Интерьеры поезда Рускеальский экспресс стилизованы под дореволюционные: мягкие диваны с кожаной обивкой, тяжёлые зелёные шторы, старинные абажуры на лампах и чёрно‑белые фотографии на стенах — всё здесь воссоздаёт атмосферу царской России и настраивает на неспешную поездку. Антуража добавляют и проводники в форме, сшитой по образцам того времени.
Полтора часа в дороге пролетят незаметно. Особенно если посетить фотокупе с соответствующим реквизитом (изящные шляпки, старые газеты, веера и увесистые чемоданы): среди всего этого антуража получаются отличные фотографии.
А по приезде в Рускеалу не спешите уходить от ретропоезда. Его разворачивают при помощи уникального поворотного круга — огромной платформы, которая вращает паровоз на 180 градусов, чтобы он мог поехать в обратную сторону. Зрелище впечатляющее и точно заслуживает пары кадров на память.
Ладожская нерпочка
Маршрут: Сортавала (вокзал) — станция Валаамский Причал
Когда ходит: по выходным
Время в пути: 20 минут
Короткий, но живописный маршрут по карельскому городу Сортавала. Специально для «Нерпочки» восстановили паровоз серии 9П, который почти в два раза меньше своих «собратьев». Так как он курсирует только на короткие расстояния, вагон с запасами угля и воды ему не нужен — отсюда и разница в размерах.
Главная фишка паровоза — в открытом ретровагоне, откуда путешественники смогут оценить всю красоту карельской природы. Правда, зимой в таком холодно, поэтому маршрут больше подходит для летних поездок.
«Ладожская нерпочка» следует до Валаамского причала. Отсюда отправляются катера на Валаам, так что в сезон можно совместить поездку с визитом на остров.
Туристический поезд «Сочи»
Маршрут: Туапсе — Гагра / Сочи — Гагра
Когда ходит: с апреля по ноябрь и в новогодние каникулы
В пути: от 3,5 до 6 часов
Дореволюционной атмосферы здесь нет, а вот духа 70-80‑х годов XX века — с избытком. Коридоры вагонов украшают советские плакаты (например, с лозунгами «Трудящимся — здоровый отдых», «Спорт — это здоровье и красота»), не отстают интерьеры и других помещений. Так, в купе‑фотозоне висит миниатюрный фотоаппарат «Зенит» (неизменный спутник многих советских путешественников), радиоприёмник и старые фуражки.
Самый атмосферный в составе — вагон‑ресторан. Белоснежные чепчики официанток, самовар с баранками, минералка в авоськах и соответствующее меню: бутерброды со шпротами и бульон с домашней лапшой. Не забыли и про любителей национальной кавказской еды — в вагоне‑ресторане подают блюда абхазской кухни: например, аджапсандали (запечённые овощи со свежей зеленью).
А с 2023 года к ретропоезду добавили и открытый вагон. Он стилизован под интерьер XX века, но несмотря на оформление, с современным оснащением: здесь есть сиденья с подогревом и розетки для зарядки гаджетов.
Ретропоезд по Кругобайкальской железной дороге
Маршрут: Иркутск — Слюдянка — Байкал
Когда ходит: нерегулярно (перед поездкой лучше уточнить расписание)
Время в пути: около 12 часов
Этот участок Транссибирской магистрали называют «Золотой пряжкой России» — из‑за огромных затрат на строительство. И путешествие на ретропоезде — отличная возможность понять, почему на постройку тратились такие невероятные суммы.
В отличие от большинства маршрутов на ретропоездах, эта поездка занимает целый день. Начинается приключение рано утром на железнодорожном вокзале Иркутска. Следующая остановка — станция Слюдянка. Обязательно выйдите из вагона на ней и прогуляйтесь по местному вокзалу — единственному в России, которое возвели целиком из мрамора белого и розового цвета. А небольшой музей с необычным оформлением оставит незабываемые впечатления. Здесь потолок — проекция неба, а пол имитирует водную гладь Байкала (даже плавают голографические рыбы). Есть и интерактив, имитирующий тоннели и саму железную дорогу, поэтому можно даже попробовать «убежать» от едущего паровоза.
После Слюдянки поезд прибывает на конечную станцию — в порт Байкал. Здесь путешественников встречает деревянное здание вокзала, в котором находится музей КБЖД. Не стоит им пренебрегать: кроме «базового набора» экспонатов, здесь есть и необычные макеты. На одном из них показано, как строили тоннели на КБЖД.
Но и на конечной остановке путешествие не заканчивается. Из порта на пароме пассажиров доставляют в Листвянку, а оттуда — на автобусах в Иркутск.
Стоит отметить, что в этом приключении ретропоезд — далеко не главная часть. Всё ваше внимание будет приковано к фантастическим видам местной природы, панорамам Байкала и невероятным тоннелям, через которые проходит состав.
Ретропоезд «Селигер»
Маршрут: Бологое — Осташков
Когда ходит: каждую субботу и воскресенье
В пути: 3-4 часа
В 1950‑х на российской железной дороге закончилась эпоха паровозов. Их заменили на тепловозы и электровозы. А спустя много лет вновь задымили паровозные трубы «Селигера», который стал первым паровозом на железных дорогах России с середины XX века. Сегодня местные жители пользуются им как пригородной электричкой, а путешественники — как «телепортом» в прошлое.
Проводники в старинной форме, клубы пара из трубы — атмосферности хватает. Правда, антураж только внешний. Внутри — вполне современные вагоны со старыми фотографиями по стенам. Зато во время поездки путешественникам показывают фильм об истории железных дорог.
Паровоз едет в Осташков — маленький старинный город на озере Селигер (отсюда и название ретропоезда). На конечной состав стоит около двух часов — этого времени хватит, чтобы прогуляться по окрестностям.
Кроме того, на маршруте «Селигер» останавливается на 20-30 минут на станции‑музее в Куженкино (на обратном пути стоянка гораздо короче — около 5 минут). В Куженкино путешественников ждёт мини‑экскурсия по зданию вокзала, где по историческим чертежам восстановлены интерьеры залов ожидания для пассажиров. Интересно, что помещения предназначались для людей разного достатка: для не очень состоятельных (3-4 класс) — простые деревянные лавки и бачок с питьевой водой, а для состоятельных (1-2 класс) — самовар, сервант с изящным сервизом и тёплый туалет.
На память о путешествии пассажиры увозят не только фотографии и впечатления. В кассе Бологого, кроме обычных билетов, выдают очаровательные билетики, напечатанные в ретростиле. Бонус — буклет для каждого пассажира с подробной информацией о маршруте.
Уральский экспресс
Маршрут: Екатеринбург — станция Шувакиш — Верхняя Пышма
Когда ходит: нерегулярно (расписание нужно уточнять на сайте РЖД)
Время в пути: около 6 часов
Поездка, которая познакомит с промышленными достижениями Урала, местной кухней и старыми зданиями железной дороги. Путешествие начинается в Екатеринбурге, где вагоны, стилизованные под начало ХХ века, тянет электровоз ЧС-2 (его иногда называют «чебурашкой»). А на станции Шувакиш его меняют на антуражный паровоз.
Ретропоезд состоит из шести симпатичных вагонов. Здесь есть мягкие купейные и общие вагоны, и, конечно, фотозона. Радует, что кроме собственных смартфонов или фотоаппаратов тут можно воспользоваться системой моментальной фотографии и сразу получить классные снимки на память.
А ещё здесь подают вкусные блюда местной кухни — в вагоне‑ресторане и в баре. Они тоже оформлены в соответствующей тематике: мягкие диваны и стулья, на столах вместо современных светильников чудесные лампочки‑фонарики и старинное пианино. В меню — пирожки с черёмухой, посикунчики (мини‑чебуреки), груздянка со сметаной и другие изыски уральской кухни.
На маршруте две ключевые точки. Первая — станция Шувакиш с вокзалом, который построен в старинном стиле. Возводили его, кстати, специально — к моменту открытия маршрута. Интерьеры соответствующие: старинный колокол на перроне (в него даже можно позвонить), кабинет начальника станции, старый буфет и т. д.
Вторая точка — музейный комплекс УГМК в Верхней Пышме с четырьмя выставочными помещениями и площадкой под открытым небом. Ходить здесь можно почти бесконечно: в коллекции собрано больше 12 тысяч экспонатов, среди которых тысячи образцов техники — от самолётов до макетов ракет и космических станций.
После посещения музея пассажиры возвращаются в поезд, который доставляет их обратно в Екатеринбург.
Ярославль — Рыбинск
Маршрут: Ярославль — Рыбинск
Когда ходит: по субботам
Время в пути: 2-3 часа
Этот ретропоезд отвезёт вас из главного города Золотого кольца в «столицу бурлаков» — именно так в начале XIX века назывался Рыбинск. Современные вагоны цепляют к настоящему красавцу — паровозу модели П36-0147. За белые полосы по бокам, отдалённо напоминающие генеральские лампасы, поезд ласково зовут «генералом». Интересно, что паровоз долгое время был памятником в прямом смысле слова: он стоял на станции Шарья в Костромской области, а потом его сняли с постамента, реставрировали и запустили на маршрут. Модель П36, кстати, называют вершиной инженерной мысли — считается, что в ней конструкторы воплотили все знания о паровозах с царских времён.
Для пассажиров предусмотрены три комфортабельных вагона: мягкие кресла с откидными спинками, столики, кондиционеры и розетки, чтобы не переживать, что батарейка смартфона на очередном десятке снимков сядет в самый неподходящий момент.
По пути пейзажи за окном будут сменяться старинными станциями. Самые красивые — Чебаково со зданием конца XIX века и Лом с необычным вокзалом 1898 года, который построен в стиле модерна из кирпича, но с изящным деревянным декором.
Расписание поезда составлено так, что поездку в Рыбинск можно запланировать на один день. Утром состав прибывает в город, а примерно через пять часов отправляется обратно. Этого времени хватит для насыщенной обзорной экскурсии по городу. И поверьте — она того стоит, ведь даже вывески на центральных улицах стилизованы под оформление дореволюционных магазинов.
Графский поезд
Маршрут: Воронеж — Графская — Рамонь
Когда ходит: каждую субботу и воскресенье
Время в пути: 8-9 часов
Этот ретропоезд давно стал визитной карточкой Воронежской области. Под стук колёс путешественники окунутся в атмосферу XIX века. Приключение начинается уже на перроне: красавец‑паровоз марки Л-2349, который построили ещё в середине 1940‑х, мерно выпускает клубы пара, а проводницы в необычной форме (её, кстати, шили специально по старинным выкройкам) просят пассажиров занять свои места. Интересно, что в топке паровоза всегда поддерживается огонь, даже когда он находится в депо. Гасят его только для ремонта или технического обслуживания, а связано это с тем, что, если паровозный котёл затушить, приводить его в рабочее состояние потом нужно будет очень долго.
Интерьеры не отстают от внешнего антуража. Из динамиков вместо хорошо знакомой фразы «Поезд отправляется» звучит мелодичная скрипка, а оформление посвящено историческим личностям XIX века (например, принцу А. П. Ольденбургскому), которые принимали участие в строительстве и развитии местной железной дороги.
Конечная станция на маршруте — Рамонь, откуда до дворцового комплекса Ольденбургских отправляется автобус. Он отвезёт путешественников в усадьбу и затем — обратно на перрон.
Не забудьте прогуляться и по самим станциям на остановках. Графская — промежуточная остановка по пути следования. Здесь развёрнута выставка «Зал ожидания XIX века», где больше половины экспонатов разыскали и отреставрировали сами работники железной дороги.
А в Рамони почти вся станция превращена в музей. Чего тут только не увидишь — от сигнальных фонарей до оригинала жалобы, написанной больше 150 лет назад. Во дворе даже установлен старинный вагон — тоже экспонат.
Заключение
Пронзительный свист гудков, клубы дыма за окном, интерьеры под старину и необычные станции на маршруте — всё это превращает обычную поездку в захватывающее приключение, где дух прошлого буквально окутывает с ног до головы. И совсем необязательно изучать достопримечательности на маршруте — это уже сделали местные гиды, которые составили десятки вариантов экскурсий и с радостью познакомят путешественников со своим городом.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Изучить древнее городище, заглянуть в царство мрамора и узнать, где снимали «А зори здесь тихие»
Полюбоваться атмосферными пейзажами сакрального острова, узнать историю и обычаи Байкальской земли
Гагра, озеро Рица, водопады, завораживающая дорога и рассказы о крае от абхазца
Оценить колоритную архитектуру города, услышать истории из прошлого и ощутить дух уютной провинции