Ярославский вокзал в Москве — шедевр Фёдора Шехтеля
Всё о знаковом архитектурном памятнике на карте столицыЯрославский вокзал на карте Москвы
История создания Ярославского вокзала
В середине XIX века Москва была крупным торговым центром и транспортным узлом в Российской империи — от неё проходило около 50 шоссейных и грунтовых дорог, но пути размывало дождём. Поэтому развитие Москвы и экономики всей империи в это время зависело от железнодорожного сообщения. В 1857 году Александр II повелел построить первую в стране сеть железных дорог. Планы были масштабными: проложить 4000 вёрст и соединить поездами Санкт‑Петербург, Москву и Варшаву, 26 губерний, основные судоходные реки и порты Балтийского и Чёрного морей.
На тот момент Москва сообщалась только с Санкт‑Петербургом — в столицу можно было уехать с Петербургского вокзала (нынешнего Ленинградского) до Московского вокзала‑близнеца. Следом за этим направлением начали строительство рязанских и ярославских железнодорожных путей.
Соединить Москву с Ярославлем решили в 1859 году. Идею проложить пути и пустить по ним поезда впервые озвучил профессор математики МГУ и теоретик промышленного развития Фёдор Чижов. Его поддержали местные деятели, среди которых были дворяне братья Шиповы, инженер Андрей Дельвиг и купец Иван Мамонтов — отец известного мецената Саввы Мамонтова. Они учредили общество по строительству ярославской дороги из Москвы, которая стала первой «русской» железнодорожной магистралью, построенной без иностранных вложений.
У ярославского направления было не только экономическое, но и религиозное значение. По подсчётам, на тот момент по Ярославскому шоссе проезжало около 150 тысяч пассажиров и 4 тонн грузов в год и ещё полмиллиона паломников в Троице‑Сергиеву лавру. Поэтому решили строить сначала небольшой участок в 64 версты от Москвы до Сергиева Посада, где находится монастырь. Но с условием императора продлить его до Ярославля в ближайшее время: прокладывать дорогу для поездов без экономической выгоды он посчитал роскошью.
Участок для вокзала в Москве нашли не сразу. Сначала хотели возвести здание в районе Сухаревской башни (сейчас — метро «Сухаревская»). Считалось, что здесь начинается путь из Москвы к Троице‑Сергиевой лавре, откуда Дмитрий Донской ездил к Сергию Радонежскому перед Куликовской битвой. Даже думали не строить новый вокзал вовсе, а пустить поезда с существующего Петербургского. Но в итоге возвели здание рядом с ним — на Каланчёвской площади на месте бывшего артиллерийского двора Москвы.
Первая двухэтажная постройка с башенкой в середине была гораздо меньше нынешнего здания и гармонировала с существующим Петербургским вокзалом. Тупиковый вокзал построили за два года и назвали Троицким, как и железную дорогу из Москвы до Сергиева Посада. Архитектором здания стал Михаил Левестам, а доработкой занимался Роман Кузьмин. Они же спроектировали ещё один вокзал, который строили через дорогу одновременно с Ярославским, — Казанский, предназначенный для сообщения с Коломной и Рязанью. Их даже закончили в один год — первые железнодорожные составы на новых направлениях были официально запущены в июле 1862‑го.
Перестройка и реставрация вокзала
Спустя три года Троицкую дорогу решили продлить до Ярославля, заодно переименовать вокзал и железнодорожный путь в Ярославский. Новый участок связал Москву с Волгой и способствовал развитию промышленности провинции. Благодаря появлению нового вокзала и железной дороги увеличился объём не только пассажирских перевозок, но и товарных поездов: в столицу из Поволжья стали поступать дрова для отопления, строительные материалы и уголь для самоваров.
Ярославский вокзал Москвы для такой нагрузки оказался маленьким, поэтому в 1870‑х его решили перестроить. Сначала к существующему зданию пристроили корпуса по бокам, а главный фасад оставили, отчего пропорции нарушились: новые постройки были гораздо больше центральной части. К 1900 году потребовалась новая перестройка вокзала из‑за продления дороги до Архангельска.
Этой реконструкцией занялся архитектор Лев Кекушев, а позже к проекту подключился Фёдор Шехтель, который построил множество особняков и общественных зданий в Москве и стал одним из основоположников русского модерна в архитектуре. Запоминающиеся черты Ярославского вокзала как раз его рук дело — здание стало одним из первых, где этот стиль проявился ярче всего в Москве.
При перестройке вокзала архитектор вдохновлялся одним из временных сооружений на Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году. Павильон под названием «Крайний Север» был посвящён железной дороге ярославского направления и достижениям и перспективам освоения Русского Севера.
Сооружение не имело аналогов в стране и выглядело новаторским: в нём уже зарождались модерновые архитектурные черты. Созданием павильона занимался художник, декоратор и архитектор Константин Коровин под впечатлением от экспедиции по Северу. Для внутреннего оформления он даже привёз шкуры белых медведей, белух, челюсти кита и рубашки поморов. Художник взял с собой в Новгород и гостя — чукчу Василия, который во время выставки доставал из бочки живую селёдку и ел её сырой, чем потряс публику.
В Ярославском вокзале в Москве такого интерактива уже не было, но Шехтель позаимствовал объёмы для нового фасада. Он украсил здание керамическими панно с северными мотивами — изображениями чаек, медведей и моржей. В здании вокзала появились также растительные орнаменты в стиле модерн, мозаичный фриз из зелёной плитки и элементы древнерусской архитектуры в виде высокой кровли, башенок и широкого козырька над входной группой. А в оформлении интерьеров вокзала поучаствовал сам Коровин и молодой художник Михаил Врубель. Новому зданию в Москве дали и новое название под стать — Северный вокзал.
Обратно в Ярославский его переименовали только в 1955 году. С тех пор вокзал несколько раз обновляли: перестроили со стороны перрона для увеличения площади, добавили советскую символику в оформление. Но общий облик здания со времени реконструкции Шехтелем в 1907 году остался неизменным. Чтобы вдоволь налюбоваться архитектурой и внутренним оформлением вокзала, приезжайте сюда хотя бы за полчаса до отправления вашего поезда.
Интересные факты
Как и многие исторические здания, Ярославский вокзал хранит разные тайны и малоизвестные факты. Вот несколько историй, связанных с вокзалом.
- На открытие нового вокзала Москвы пригласили митрополита Филарета. Священнослужитель освятил новое место на карте столицы и посмотрел на чудо техники, которое не видел раньше: для него сделали показательный пуск состава.
- По традиции путь из Москвы до Сергиева Посада верующие должны были преодолевать пешком. Но после строительства вокзала и ярославской дороги паломники пересели на поезда. Говорили, что бабушки даже ехали на моление стоя, чтобы сохранить часть обычая.
- В 1890 году с Ярославского вокзала в свою знаменитую поездку через всю Сибирь на Сахалин отправился Антон Чехов. Впечатления от путешествия на поезде великий писатель увековечил в книге «Остров Сахалин».
- На Ярославском вокзале в Москве начинается самая длинная железная дорога в мире — Транссибирская магистраль протяжённостью 9288 километров. Здесь установлен километровый столб с нулевой отметкой, а на вокзале во Владивостоке, где заканчивается дорога, стоит такой же памятник с отметкой «9288». Путь на поезде от Москвы до конечной станции по магистрали занимает шесть дней.
Основные направления
Ярославский вокзал — один из крупнейших в стране. Ежедневно он обслуживает около 600 составов и принимает 250 тысяч пассажиров. Карта направлений обширная: отсюда можно поехать как на Дальний Восток, так и в пригород Москвы. С вокзала отправляется около 300 электричек и 40 поездов дальнего следования каждый день.
Поезда
От Ярославского вокзала идут составы до самых отдалённых точек страны: Владивостока, Хабаровска и Иркутска. Отсюда также отправляются поезда до Урала: из Москвы можно доехать до Воркуты, Сыктывкара, Челябинска, Екатеринбурга, Перми, Красноярска и Новосибирска. С Ярославского вокзала можно уехать и в путешествие по городам Золотого кольца: Переславлю‑Залесскому, Ростову, Ярославлю и Костроме.
Электрички
От Ярославского вокзала отправляются пригородные поезда до Пушкино, Красноармейска, Фрязино, Софрино, Болшево и Щёлково. И ходят электрички по самому первому маршруту, проложенному от Ярославского вокзала до Сергиева Посада.
Где находится
Ярославский вокзал расположен по адресу: Москва, Комсомольская площадь, 5. Он соседствует с Ленинградским и Казанским вокзалами. Поэтому в быту место называют площадью трёх вокзалов. Ярославский вместе с Ленинградским находится на северной стороне площади, а Казанский — на южной.
Как добраться
До Ярославского вокзала можно доехать на общественном транспорте. Удобнее всего добираться на метро. Площадь трёх вокзалов находится на станции «Комсомольская» кольцевой линии, совсем недалеко от центра столицы. Например, доехать до шедевра Шехтеля от Красной площади (станция «Охотный ряд») на подземном поезде получится всего за 7 минут.
Можно добраться до Ярославского вокзала как на метро, так и на наземном транспорте. Сюда ходят автобусы и трамваи. Нужная остановка — «Метро „Комсомольская“».
Заключение
Ярославский вокзал — один из главных транспортных узлов на карте столицы и всей страны. А ещё важный архитектурный памятник Москвы, в котором запечатлён популярный в начале XX века стиль — модерн. Изучить его экстерьер и интерьер особенно увлекательно на одной из экскурсий с местными краеведами. Гиды сориентируют, как доехать до Ярославского вокзала из любого района столицы, покажут каждый уголок знаменитого здания Москвы и во всех подробностях расскажут про особенности его архитектуры: ни одна деталь не ускользнёт от вашего внимания.
Автор: Милита Герберсаген
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Узнать историю знаменитого делового района и посетить подземный город