Новый Иерусалим — частица Святой земли в Подмосковье
Всё о монастыре, основанном в 1656 году патриархом НикономТут можно прекрасно провести время одному, с друзьями, всей семьёй. Приятно погулять по благоустроенной территории, насладиться видами природы, послушать рассказы об удивительных событиях, происходивших здесь за более чем три века существования обители.
Расскажем об истории мужского Новоиерусалимского монастыря, правилах его посещения и главных реликвиях.
На карте
История
Идея создания Нового Иерусалима принадлежит патриарху Никону, возглавлявшему Русскую православную церковь в XVII столетии.
Обустроить обитель планировалось так, чтобы грандиозное сооружение включало в себя все главные святые места Палестины, имеющие отношение к Иисусу Христу. Для строительства патриарх Никон выбрал живописное место недалеко от Москвы. Четыреста лет назад, как и сейчас, там неторопливо течёт меж зелёных берегов река Истра.
Местность территориально разбили на части, получившие библейские названия, а река Истра стала именоваться Иорданом.
Одна из возвышенностей получила название «гора Сион». Холм укрепили и начали возводить на нём главные монастырские постройки. Холмы с восточной и северной стороны переименовали в Елеонский и Фавор.
Таким образом, на территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря были максимально полно отражены объекты Святой земли. Монастырь стал ставропигиальным — главным храмом, управляемым патриархом. И сегодня обитель сохраняет свой высокий статус.
У Новоиерусалимского монастыря типичная история: он был закрыт после революции. Затем здесь работал музей, что спасло от разрушения большинство построек. Однако фашисты не пощадили исторический комплекс: при отступлении они взорвали собор и колокольню. Работы по восстановлению продолжались долгие годы и завершились лишь в начале XXI века.
В Новом Иерусалиме функционирует монастырская обитель, имеются корпуса, где живут монахи, а также располагается несколько хозяйственных построек.
В 2013 году невдалеке от истринского монастыря построили новое здание музея с богатой экспозицией: оружием, посудой, церковной утварью, собранием живописи и графики прошлого века.
Достопримечательности
Каждый день в монастырь приезжают сотни путешественников и паломников. Их привлекает интересная история мужского Новоиерусалимского монастыря в Истре, памятники архитектуры необыкновенной красоты и энергетика священных мест.
Воскресенский собор
Строился с учётом русских традиций зодчества. Величественное сооружение многоярусное, воздушное и праздничное. В центре внутреннего убранства — красочный иконостас высотой с восьмиэтажный дом. Внутри и снаружи собор украшает архитектурная керамика.
Воскресенский собор похож на свой прототип — храм Гроба Господня на Святой земле. В соборе воплощены три главных христианских события: распятие (Голгофа), погребение и воскресение Господа.
В куполе собора множество окон, благодаря чему интерьер наполняется мягким светом.
Главные приделы храма — в честь Богородицы и Иоанна Крестителя — украшены иконостасами из керамики.
В центре Воскресенского собора располагается кувуклия (греч. «царская опочивальня»). В часовне установлено повторение первообраза Гроба Господня. Рядом находится камень, отодвинутый Ангелом в ночь Воскресения. Возле кувуклии всегда стоит небольшая очередь из верующих людей. Внутрь пускают по одному человеку. Там можно положить руку на плиту Гроба Господня, помолиться, подумать о вечном.
Церковь святых Константина и Елены
Ансамбль Воскресенского собора гармонично дополняет ещё один небольшой храм. Его архитектурное решение повторяет одноимённую церковь в Иерусалиме. В этот храм из собора ведёт вниз лестница из 33 ступеней. Она символизирует возраст Христа.
Здание углублено на шесть метров, над землёй стены возвышаются всего лишь на полтора метра.
Иконостас украшен чеканкой и позолотой, создан из медных пластин, на которых написаны иконы. Возле алтаря находится кресло («седалище») святой царицы Елены. Она была матерью императора Константина, который признал христианство официальной религией Римской империи. В таком кресле царица сидела во время поисков Животворящего Креста Господня. Крест был найден на глубине шести метров под землёй, чем и объясняется расположение храма.
Семиярусная колокольня
Она возведена ещё в XVII веке параллельно с Воскресенским собором. Из первоначального подбора звонницы уцелело три колокола. Один сейчас находится в музее, второй поместили на колокольню. Третий — самый большой из них — весит 100 пудов (1638 килограммов) и установлен на всеобщее обозрение невдалеке от собора.
Работы по воссозданию звонницы, безжалостно уничтоженной во время Второй мировой войны, велись по чертежам, эскизам и архивным фото. Практически в первозданном виде воссоздан первоначальный облик красивой, с изразцовыми рядами колокольни.
Стены и башни
Обитель окружают величественные белоснежные крепостные стены. Сверху на стенах имеется широкий проход, по которому путешественники прогуливаются и любуются видами монастырских построек и красотой окружающей природы. С внешней стороны установлено ограждение с окошками, благодаря чему здесь комфортно гулять даже в ветреную погоду.
Восемь башен, встроенных в стены, гармонируют с другими сооружениями и создают единый стилевой ансамбль.
Скит патриарха
За пределами обители под горой Сион стоит небольшое четырёхэтажное здание. Оно носит название «отходная пустынь». Это личная обитель патриарха Никона. На первом этаже располагались хозяйственные постройки, выше — помещения для слуг. На третьем уровне расположена церковь Богоявления, её украшают изразцовые пояски и окна с многоцветными наличниками.
Четвёртый уровень прячется за балюстрадой. Над ним поднимается многогранная глава со шлемовидным куполом. Это маленький храм, освящённый в честь святых Петра и Павла. Рядом с куполом под двускатной кровлей построено небольшое помещение.
Это особая келья патриарха Никона, которую называли «безмолвной». Помещение крайне тесное, поместиться может только один человек. Использовалось для уединения и отрешения от мирских забот. Несмотря на всё своё величие и властолюбие, Никон был по натуре аскетичным человеком и часто посещал это место затвора.
Рядом со скитом в реке оборудована купель, где на праздник Богоявления освящают воду. Крещенские обычаи соблюдаются в наше время так же, как и во времена патриарха Никона.
Силоамская купель
Это название выбрал сам патриарх Никон. Оно отсылает к источнику, где, по преданию, Иисус исцелил слепого от рождения человека, который омыл лицо в священных водах и прозрел.
Находится Силоамская купель невдалеке от стен обители. Источник выходит из‑под земли у подножия холма с северо‑западной стороны. Изначально Силоамскую купель украшала часовня, но до наших дней не сохранилась. Стоя рядом с купелью, можно видеть Патриарший скит.
Гефсиманский сад
За стенами мужского монастыря возле реки Истры расположен зелёный массив. Как и всем объектам Нового Иерусалима, ему дали название из Евангелия — Гефсиманский сад. Так называлось место, где Христос молился в ночь перед распятием. В центральной части сада возвышается Скит патриарха.
В саду находится музей деревянного зодчества, где представлено искусство и быт русского народа. Посетители могут примерить крестьянские наряды и запечатлеть себя в них. Здесь можно посмотреть старинную ветряную мельницу, которая стоит на берегу реки. В выходные и праздничные дни гостям предлагают расширенную программу, в том числе прогулку на лошадях.
Святыни монастыря
Посмотреть на реликвии Нового Иерусалима со всей России приезжают тысячи паломников. К наиболее почитаемым относится несколько святынь, среди которых икона, отражающая перенос мощей святителя Филиппа в Москву, — «Господь Вседержитель». В этом действии участвовал лично патриарх Никон, что и запечатлено на иконе.
Также паломники почитают дарохранительницу, которая располагается в приделе святой Марии Магдалины.
Причислен к реликвиям фрагмент омофора патриарха Никона — чудом уцелевшая часть облачения священнослужителя с символическим изображением Иисуса Христа.
Ещё одна святыня, копия храма Гроба Господня — разборная модель из кипариса и слоновой кости, инкрустированная перламутром. Эта копия использовалась при возведении монастыря собора для более точного воспроизведения оригинала.
Как доехать
Добраться до города Истры (Московская область) можно несколькими способами.
На общественном автобусе
Возле выхода из метро «Тушино» есть остановка маршрута № 372. Садитесь на него и едете до остановки «Почта». Поездка займёт около часа.
На пригородном электропоезде
Он идёт от Курского вокзала или от метро «Тушино». Расписание удобное, с небольшими перерывами. Необходимо доехать до станции Новоиерусалимская. Потом пешком или на автобусе добраться до обители. Расстояние почти два километра.
На машине
На такси или на личном авто от центра Москвы нужно двигаться по Волоколамскому или Новорижскому шоссе примерно 50 минут. Возле обители есть две парковки. Их местоположение можно уточнить на карте.
Особенности посещения и расписание служб
Путешественники могут посетить Новоиерусалимский монастырь самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Часы посещений: ежедневно с 07:00 до 20:00. Расписание богослужений необходимо уточнять на официальном сайте организации перед планированием поездки. При посещении церквей и соборов путешественникам рекомендуется соблюдать принятые в православии каноны: на женщинах — длинная юбка и головной платок, на мужчинах — брюки.
Особенности проведения поездок для паломников можно уточнить в паломнической службе.
Интересные факты
Новый Иерусалим на берегу Истры не только стал русской Палестиной, но и прославился как место со множеством символичных деталей.
Монастырь возвели в архитектурном стиле московского (нарышкинского) барокко, который отличался пышностью декора и многоярусностью. Это течение стало переходным между архитектурой старой Москвы и русским барокко, впитавшим черты западноевропейских направлений.
Воскресенский собор монастыря, который создавался как копия иерусалимского храма Гроба Господня, строили по макету, привезённому в Москву иерусалимским патриархом Паисием в XVII столетии.
Гефсиманскую башню крепостной стены покрывает осиновая крыша. Это отсылка к предательству Иуды: согласно библейским текстам, он повесился на осине.
Все восемь башен монастыря, несмотря на внушительные размеры, не имели оборонительной функции. Возвели их скорее как художественный элемент. Башни получили палестинские названия, например: Сионская, Входоиерусалимская, Давидов дом. Только одной, Елизаветинской, дали русское имя — в честь императрицы Елизаветы Петровны.
В той части Воскресенского собора, которая символизирует Голгофу, находится деревянное распятие высотой три с половиной метра. Его привезли из Палестины. Крест сделан из кипариса — дерева, которое использовали для создания крестов в эпоху Римской империи. В Великую Отечественную войну немецкие войска взорвали Воскресенский собор и распятие во время пожара упало на пол, но не сгорело.
Новоиерусалимский монастырь в культуре и искусстве
Старинная обитель на протяжении многих лет была не только особым местом для верующих. Новый Иерусалим в окрестностях Москвы служил источником вдохновения для знаменитых литераторов и художников.
Летом 1830 года в монастыре побывал 15‑летний М. Ю. Лермонтов: в это время он жил у бабушки в деревне Середниково неподалёку. Поездка повлияла на творчество поэта. Считается, что образ русской Палестины отразился в различных произведениях Лермонтова: «Оставленная пустынь предо мной…», «Боярин Орша», «Исповедь» и «Мцыри». Правда, монастырь поэт увидел по‑своему — как олицетворение духовного угнетения человека.
Другой классик русской литературы, А. П. Чехов, находил Новоиерусалимский монастырь поэтичным и вдохновлялся им. Писатель жил в городе Воскресенске в 1881–1888 годах: здесь он проходил медицинскую практику. В своих дневниках драматург писал, что часто бывает в обители, где общается с монахами и придумывает темы для своих произведений. За годы жизни в Воскресенске Чехов написал несколько знаменитых рассказов. Среди них: «Хирургия», «Детвора», «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник», «Мёртвое тело», «Смерть чиновника».
В 1885 году в Воскресенске поселился художник И. И. Левитан. В окрестностях города он писал этюды, особенно много времени проводил возле деревни Максимовка. С холма, где она находилась, открывались живописные виды на луга и Новоиерусалимский монастырь. В нём живописец бывал вместе с Чеховым. Художник не изобразил обитель на своих полотнах, однако считается, что на одной из картин Левитан незримо передал образ монастыря. Это полотно «Речка Истра», один из этюдов к которому он подарил Чехову.
Зато Новоиерусалимский монастырь запечатлели на своих полотнах другие художники. Старинную обитель можно увидеть на нескольких картинах М. Ф. Казакова (конец XVIII века) и авангардиста А. В. Лентулова (начало XX столетия).
Заключение
Чарующая красота Нового Иерусалима надолго сохранится в сердце. Многие отмечают, что чувствуют положительную энергетику этого места, которая очищает и наполняет спокойствием. Кроме пищи для души, здесь можно удовлетворить и мирские запросы: вкусно поесть в трапезных или выбрать сувениры.
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Найти места из романов писателя-мистика и погрузиться в созданное им московское «зазеркалье»
Прогуляться по парку, заглянуть в павильоны и узнать, как изменился облик комплекса с 1939 года