Большой театр — главная сцена страны
История и архитектура знаменитого здания в МосквеИстория
Большой театр был основан во второй половине XVII века как частное культурное заведение князя Петра Урусова. Сначала он устраивал в арендуемых помещениях «воксалы» (так раньше называли развлекательные мероприятия с представлениями, фейерверками, ужинами и балами). Окрылённый их успехом, Урусов вместе с компаньоном решил возвести собственное здание для драматических представлений, а также для оперы и балета: тогда и началась история Большого театра.
Начинание поддержала Екатерина II. А 28 марта 1776 года императрица даровала компаньонам привилегию на проведение в Москве различных увеселительных мероприятий сроком на 10 лет. Этот год принято считать официальной датой основания Большого театра. Правда, назывался он тогда ещё просто — Петровский — по месторасположению на одноимённой улице. Однако этот адрес Большого театра оказался временным.
Пожары и новые строительства
Вскоре после открытия театр сгорел, а все убытки легли на плечи его содержателей. Урусов не смог выплатить свою часть обязательств и уступил права своему компаньону, англичанину Майклу Меддоксу. Последний отстроил новое здание для оперных и балетных представлений, но вскоре влез в долги, и после истечения срока екатерининской привилегии театр перешёл государству.
Неудачи продолжали преследовать Петровский театр: в 1805 году он снова сгорел. Но и отстроенное здание постигла та же участь. Оно погибло во время московского пожара 1812 года. Через семь лет комиссия о строении Москвы, призванная ликвидировать последствия пожара, объявила конкурс на возведение нового театра на месте старого здания Меддокса. Победил проект архитектора А. А. Михайлова, который впоследствии доработал О. И. Бове. Здание, строительство которого закончилось в 1825 году, украшенное портиком с тройкой Аполлона, стояло уже на своём нынешнем месте — на Театральной площади. Для Большого театра это — последний и окончательный адрес прописки.
За впечатляющие размеры и великолепие театр получил новое название — Большой Петровский. Он простоял целых 30 лет, пока его не постигла всё та же роковая участь — пожар. В 1856 году здание получило новую жизнь: его восстановили по проекту Альберта Кавоса, на счету которого реконструкция и Мариинского, и Михайловского театров в Санкт‑Петербурге. В таком виде, за исключением небольших изменений во внутреннем и внешнем убранстве, Большой театр сохранился до наших дней.
Архитектура
Приступая к восстановлению Большого театра, Кавос взял за основу старый проект Бове 1825 года. Он сохранил планировку, но решил изменить некоторые детали: увеличил высоту здания, а также форму и размер залов для зрителей. Новый театр, как и предыдущие, возвели в архитектурном стиле классицизм. Фасад украсили фронтоном с барельефами в виде парящих гениев с лирой. А наверху появилась новая скульптурная композиция — квадрига (четыре коня) Аполлона, отлитая из бронзы. Античная колесница впоследствии стала самым узнаваемым украшением и символом Большого театра в Москве.
Альберт Кавос — реконструктор театров, как прозвали зодчего, — прекрасно разбирающийся в их проектировании и устройстве оперных и балетных площадок, большое внимание уделил акустике. Зрительный зал был спроектирован так, что пол, стены и потолок усиливали звучание. Такого эффекта удалось достичь благодаря замене железного потолка деревянным, а также обивке стен из резонансной древесины (породы ели), которая усиливает звук без потери качества. Кстати, из этого материала изготавливают музыкальные инструменты. Украшения театральных ярусов и лож были выполнены из папье‑маше (этот материал имеет хорошие звукоотражающие свойства).
Реставрация
После Октябрьской революции Большой театр претерпел ряд изменений. Уже в 1920‑х одна из стен зрительного зала сильно осела. Чтобы предотвратить дальнейшую просадку, под полом поместили бетонную плиту. Это сильно испортило акустику. А в 1941 году в Большой попала бомба, которая разрушила фасадную стену и вестибюль. Но уже к 1943 году здание восстановили, и оно продолжило работать.
Несмотря на многочисленные ремонты, старый театр всё сильнее ветшал. По оценкам экспертов, к 1990‑м износ здания составил около 60%. В 2005 году начались масштабные реставрационные работы, которые продолжались шесть лет. За это время построили шесть подземных этажей с новыми репетиционными и складскими помещениями. Площадь Большого театра удалось увеличить практически вдвое (до 80 тысяч м²). Восстановили и дореволюционный облик фасада — отбелили колонны, воссоздали фигуры муз в нишах и отреставрировали квадригу Аполлона над входом.
Больше всего внутри впечатляют воссозданные интерьеры. Фойе, Хоровой и зрительный залы теперь максимально точно повторяют оформление XIX века. Исследователи подробно изучили старинные технологии строительства и отделки, поэтому во время реставрации Государственного академического Большого театра России использовали аутентичные материалы. Например, воссоздали ручной способ золочения и даже технологию изготовления ткани для обивки зрительного зала.
Залы и сцены Большого театра
Сейчас в главном здании Большого функционируют воссозданная историческая сцена XIX века и подземный Бетховенский зал‑трансформер. Помимо этого, в историческом здании можно увидеть роскошные восстановленные интерьеры фойе и Хорового зала. Кроме исторического здания, открыты два филиала театра на Большой Дмитровке (Новая сцена) и на Никольской улице (Камерная сцена имени Б. А. Покровского).
Историческая сцена
Зрительный зал — это сердце Большого театра, вмещающее 1740 человек. Его пышное оформление в стиле ренессанс воссоздали по задумке Альберта Кавоса. Каждая деталь — от золочёной лепнины до алых драпировок — играет важную роль в интерьере и создаёт здесь торжественную атмосферу. Особенно впечатляет огромная старинная люстра, украшенная хрустальными подвесками: лучшие виды на неё открываются с верхних рядов зала. Её высота восемь метров, а весит она две тонны. Около половины хрустальных украшений воссоздали реставраторы (это около 13 тысяч элементов). Кстати, изначально люстра была свечной, электрифицировали её в 1890‑х.
Особое внимание уделили восстановлению золочёного убранства. На каждом ярусе зрительного зала — индивидуальный декор. Украшения восстанавливали из папье‑маше, а затем вручную золотили каждый элемент. На восстановление всего зала ушло 4,5 килограмма сусального золота.
Помимо великолепных интерьеров, реставраторам удалось восстановить акустические свойства зала. Стены, пол и потолок снова отделали панелями из резонансной ели, а ткани пропитали составом, который придаёт им звукоотражающие свойства.
Бетховенский зал
Это новый подземный концертно-репетиционный зал и вторая сцена Большого театра, которая появилась в результате последней реконструкции. Зал располагается прямо под Театральной площадью и вмещает 330 зрителей. Он стал преемником одноимённого советского зала, который в 1920‑х переоборудовали из Большого императорского фойе в камерное концертное помещение.
Главной особенностью нового Бетховенского зала стало использование в пространстве механических платформ. С их помощью можно регулировать величину сцены и зрительской зоны, а также трансформировать помещение в монолитную культурную площадку для проведения торжеств. Интерьер зала выдержан в общей стилистике театра — паркет повторяет рисунок мраморных полов в фойе, а элементы отделки напоминают состаренный мрамор.
Главное фойе
Известное также как Белое, оно расположено на третьем этаже исторического здания. К нему ведёт большая парадная лестница XIX века с балюстрадой и алебастровыми вазами. Правда, оригинальные вазы до наших дней не сохранились, их воссоздали по документам и описаниям современников. Интересно, что зал оформлен в бело‑розовых тонах. Белым его называли в советское время.
Именно в главное фойе во время Великой Отечественной попала бомба, поэтому оно сохранилось хуже остальных. Реставраторы полностью восстановили облик зала середины XIX века. Потолок снова украсила нежная роспись в технике гризайль, золочёные вензеля Романовых и роскошные хрустальные люстры. Кстати, одна из них подлинная, а две другие воссоздали реставраторы. В центре зала — белоснежный рояль, украшенный золочёными узорами и изящной педалью в форме лиры.
Императорские фойе
Представляют собой анфиладу парадных залов — Большое и Малое императорские фойе. Они расположены рядом с Белым залом и ведут ко входу в Царскую ложу. Малое фойе часто называют Круглым из‑за округлой формы потолка, как у ротонды. Главная его фишка — необычная акустика. В центре комнаты отчётливо слышен любой звук, даже тихий шёпот.
Императорские фойе оформили в 1895 году к коронации Николая II. Стены Большого зала обтянули атласной тканью красного цвета и украсили шёлковыми панно с изображением корон и императорских инициалов, вышитых цветной шерстью. Потолок украшала золочёная лепнина. В советское время Большое императорское фойе переименовали в Бетховенский зал в честь юбилея композитора. Имперскую символику вырезали из обшивки стен, а зал стали использовать для проведения камерных концертов. После реставрации сохранившуюся обивку очистили, утраченные фрагменты воссоздали.
Новая сцена
Находится в отдельном здании, построенном в начале 2000‑х. Новая сцена — это филиал Большого театра, куда переехала вся труппа во время реконструкции исторического здания. Правда, появление филиала продиктовано также тем, что уже в 1960‑х Большой нуждался в дополнительном количестве зрительских мест. Новая сцена открывалась, чтобы решить этот вопрос.
Зрительный зал филиала рассчитан более чем на 800 мест, а сцена оснащена современными подъёмными механизмами. Интерьер выдержан в духе исторической сцены, но выполнен в более сдержанных и мягких цветах. Вместо фирменной красной обивки здесь использовали бело‑зелёные тона. А главным украшением зрительного зала считается живописный плафон, расписанный в мастерской Зураба Церетели. Он изображает 13 танцующих фигур, повторяющих эскизы известного художника и театрального декоратора Л. С. Бакста.
Камерная сцена
Камерный музыкальный театр, основанный в 1972 году режиссёром Б. А. Покровским, присоединили к Большому в 2018‑м. Первое время оперная труппа выступала на временных площадках, в 1974 году поселилась в полуподвальном помещении «На Соколе», а на Никольскую улицу переехала только в 1997‑м. Для театра отреставрировали сгоревшее здание гостиничного здания XIX века «Славянский бульвар», а на открытии сцены присутствовал первый президент РФ Б. Н. Ельцин. Здесь идут камерные и малоизвестные оперы русских и иностранных композиторов.
Музей Большого театра
Ведёт свою историю с начала XX века. В его архивах хранится 200 тысяч предметов. Это материалы, связанные с историей театра и постановками, старинные афиши и программки оперных, балетных и других представлений, костюмы XVIII‑ХХ веков и даже личные вещи артистов труппы и композиторов. Правда, увидеть всё это великолепие разом не получится. Из основных коллекций, хранящихся в фондах Большого, музейные сотрудники формируют небольшие тематические выставки. Они размещаются в экспозиционном и Хоровом залах. Кстати, после реставрации историческое оформление последнего тоже восстановили. Теперь, как и в середине XIX века, потолок Хорового зала украшают росписи в технике гризайль и изображения путти.
Экскурсии по Большому театру
Попасть в Большой можно, не только в качестве зрителя, купив билет на спектакль, но и с экскурсией от Трипстера. Гид покажет участникам мир театрального закулисья: маршрут проходит по историческому зданию, охватывая подземный Бетховенский зал, старинный зрительный зал, а также несколько залов с воссозданными интерьерами XIX века. После реставрации они стали ещё одной достопримечательностью, не менее интересной, чем театральные представления.
За полтора часа гид также расскажет интересные факты из истории Большого, а если повезёт, участники услышат, как репетируют артисты труппы, и увидят установку декораций для предстоящего спектакля.
Репертуар Большого театра
С момента основания на сцене тогда ещё Петровского театра ставили преимущественно драматические произведения, первые русские комедийные оперы и, конечно, знаменитые произведения итальянских и французских композиторов XVIII века.
В первой половине XIX века на сцене Большого ставили такие легендарные отечественные оперы, как «Жизнь за царя» (в советское время её переименовали в «Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Однако в репертуаре преобладали в основном зарубежные оперные произведения. Например, «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» В.‑А. Моцарта и «Севильский цирюльник» Д.‑А. Россини.
На рубеже XIX — начала ХХ века начался расцвет Большого театра. В репертуаре по‑прежнему оставались шедевры выдающихся европейских композиторов, но главенствующее место заняли русские опера и балет. На Исторической сцене начали ставить оперы «Садко» Н. А. Римского‑Корсакова и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, а также балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». После Октябрьской революции репертуар Большого пополнился такими шедеврами, как «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева и «Красный мак» Р. М. Глиэра. Многие из этих произведений ставят до сих пор.
Сейчас репертуар Большого театра — это классические произведения оперы и балета, а также современные постановки и новые прочтения легендарных сюжетов.
Как добраться
Историческое здание Большого театра находится на Театральной площади, 1. Здание Новой сцены стоит рядом, по адресу Большая Дмитровка, 4/2, а вот Камерная сцена — чуть дальше, на улице Никольской, 17/1.
Ближайшие станции метро — «Театральная» (выход к Большому театру) и «Охотный ряд» (выход в сторону Театральной площади). Добраться также удобно от станций «Кузнецкий мост» и «Площадь революций». Остановка автобусов «Театральная площадь» находится прямо у входа в здание театра.
Интересные факты
Самое популярное изображение Большого театра — это квадрига Аполлона на фронтоне здания. Её можно увидеть на сторублёвой купюре образца 1997 года, причём с одной пикантной деталью — на банкноте античный герой изображён обнажённым. Фиговый листок появился у Аполлона совсем недавно, во время последней реставрации. Исследователи утверждают, что эта деталь была утрачена предположительно в 1941 году после взрыва бомбы и скрывать наготу греческого бога не стали.
Зрительный зал Исторической сцены вмещает 1740 зрителей. Правда, купить билеты на некоторые места обыкновенному человеку невозможно. Это касается Царской и Директорской лож. Первая предназначается для руководителей театра, а вторая — для высокопоставленных особ. Царская расположена в центре зрительного зала. В дореволюционное время её могла посещать только императорская семья. А после Октябрьской революции здесь часто размещали иностранных послов.
Ткани для декорирования Большого театра — это ещё одна, пусть и не очевидная, но всё же интересная достопримечательность. Их заново соткали по старинным технологиям ткацких мануфактур XIX века, так что они полностью повторяют сохранившиеся исторические образцы. Реставраторам даже удалось в мельчайших деталях восстановить рисунок обивки стен и кресел.
Каждый год перед историческим зданием Большого театра высаживают два особых сорта тюльпанов, которые вывел голландец Дерек Виллем Лефебер. В 1946 году он посетил Большой и настолько впечатлился увиденным, что создал два новых сорта цветов: «Большой театр» и «Галина Уланова». С тех пор именные сорта тюльпанов каждую весну украшают Театральную площадь.
Заключение
Большой театр — это не только место театральных представлений, но и важная часть истории Москвы. Прикоснуться к его прошлому и посмотреть изнутри, как и чем живёт Большой, можно на экскурсии в компании местных гидов. Они расскажут о главных оперных и балетных представлениях, тайнах и малоизвестных фактах из жизни главной музыкальной сцены страны.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Погулять по деловому району и узнать, что скрывается за амбициозными стеклянными фасадами