Самые красивые вокзалы мира
Сад возле ж/д путей, танцы дервишей в зале ожидания и самые большие часы Tiffany в мире на фасаде терминалаКазанский вокзал (Москва, Россия)
Изначально на его месте был небольшой деревянный Рязанский вокзал. Однако с запуском поездов в Казань в 1893 году тесное здание перестало справляться с потоком пассажиров. Тогда и решили возвести новый, Казанский вокзал. Император Николай II объявил конкурс, который в 1911 году выиграл проект А. В. Щусева. Основные работы затянулись аж до 1926 года, а отделка продолжалась до 1950-х.
Создавая здание, Щусев ориентировался на традиции московского барокко и казанской архитектуры. Доминанта вокзала — башня, стилизованная под главную башню казанского кремля — Сююмбике. Природный рельеф места, где построен железнодорожный комплекс, неровный. Башня высотой 73 метра расположена в самой низкой точке и визуально выравнивает ряд зданий разной высоты. На шпиле размещён символ Казани — змей Зилант.
Сегодня на самой высокой башне Казанского вокзала открыта смотровая площадка. Так что оценить ансамбль вокзала, а заодно взглянуть на центр столицы можно сверху.
Левее расположена ещё одна башня — уже не такая высокая и солидная. Её образ Щусеву навеяла Часовая башня собора Святого Марка в Венеции. Как и итальянский прообраз, башня украшена циферблатом, на котором изображены знаки Зодиака.
Третья башня Казанского вокзала вдохновлена Кутафьей башней Московского Кремля. Она символически примиряет и объединяет две традиции, в которых выполнены её соседки, — восточную и западную.
Восхищают и интерьеры вокзала. Обязательно загляните в зал повышенной комфортности: фрески на потолке рассказывают о становлении советского государства и развитии промышленности, а псевдоколонны между окнами своими чешуйчатыми узорами отсылают к образу змея Зиланта.
Сент‑Панкрас (Лондон, Великобритания)
Его многократно признавали самым красивым и удобным вокзалом Европы. Сент‑Панкрас открылся в 1868 году и сразу же стал одной из главных достопримечательностей Лондона.
В центральном корпусе ж/д станции из ярко‑красного кирпича расположена гостиница «Мидленд Гранд Отель», которую возвели почти одновременно с перроном. В её оформлении всё напоминает о славной и помпезной викторианской эпохе: декоративные башенки с острыми шпилями устремлены высоко вверх, вход в здание прячется в большой арке, а первый этаж левого крыла вокзала поддерживается классическими колоннами из известняка в коринфском стиле.
В гостинице можно забронировать номер или погулять по ней с экскурсией. После реконструкции середины 2000-х годов интерьеры, как сотню лет назад, впечатляют. Стены украшены шёлковыми обоями с золотым орнаментом, под сводчатыми потолками расположены декоративные панно, а полы устланы пёстрыми коврами. А самый яркий элемент убранства — мощная парадная лестница с перилами из кованого железа.
Пассажиров обычно впечатляет и крыша центрального зала, похожая на хрустальный купол. Она состоит из 18 тысяч стеклянных плит, а поддерживается металлическими гранями‑арками. Благодаря покрытию, отталкивающему грязь, плиты всегда выглядят кристально чистыми.
Сан‑Бенту (Порту, Португалия)
Тот случай, когда путешественники путают здание железнодорожной станции с музеем или дворцом. Вокзал в историческом центре города был возведён в начале XX столетия на месте разрушенного бенедиктинского монастыря, который оставил в наследство станции своё название.
Сан‑Бенту спроектирован во французском стиле: помпезный и массивный, он органично вписывается в ансамбль улицы. Но путешественников привлекает не столько архитектурный облик вокзала, сколько его интерьеры. Стены залов ожидания выложены плиткой азулежу — это национальная португальская керамика, выполненная, как правило, в узнаваемой сине‑белой цветовой гамме. Всего в оформлении использовано около 20 тысяч таких плиток. Художник Ж. Колачо расписывал каждую вручную на протяжении десяти лет. Соединяясь, они образуют картины с сюжетами из истории Португалии: например, первым сражением за независимость страны в 1140 году или сценами из жизни крестьян.
Аточа (Мадрид, Испания)
Самый большой вокзал Испании фактически разделён на три комплекса: собственно вокзал, станция пригородных поездов и узел метро. Терминал был построен в середине XIX века, а затем многократно модернизировался.
Результатом перестроек стала главная достопримечательность вокзала, ради которой многие путешественники приезжают сюда, — огромный тропический сад. Этот павильон — сердце исторической части комплекса, к которому пристроены современные терминалы. Здесь собраны семь тысяч растений с пяти континентов мира. Под огромным стеклянным куполом растут пальмы, бьёт фонтан, есть даже озеро с рыбами. А чтобы растениям было комфортно, в саду поддерживается особый микроклимат: когда летом воздух на мадридских улицах раскаляется до +40°C, здесь температура не поднимается выше +24°C, а влажность держится на уровне до 70%.
Внешний облик вокзала тоже интересен: на стеклянном куполе центрального павильона-сада установлены часы — ещё одна визитная карточка Аточи, которую часто фотографируют путешественники. К павильону примыкают два исторических крыла здания. Их облицовка из терракотовых кирпичей очень по‑испански контрастирует со светлым природным камнем.
Центральный вокзал (Страсбург, Франция)
Удивительное здание, в облике которого история и современность сталкиваются лицом к лицу. Со стороны постройка кажется сугубо футуристической: этакая гигантская летающая тарелка из стекла! Но если присмотреться, за прозрачным футляром можно разглядеть очертания исторического здания конца XIX столетия.
Страсбургский вокзал построили в 1880–1890 годах. Тогда никакого купола, разумеется, не было и в помине. Здание из пёстрого песчаника было выдержано в стиле неоренессанс, выглядело строго и величественно, но при этом не было лишено декоративности. Главный фасад украсили аллегорическими барельефами, а кровлю завершили нарядным скульптурным карнизом.
В относительно неизменном виде вокзал просуществовал до 2007 года, когда в город решили пустить скоростные поезда. Это привело к увеличению пассажиропотока, что, в свою очередь, потребовало расширения пространства. Тогда‑то архитекторы и предложили оригинальное решение: сохранить историческое здание, а площадь увеличить благодаря стеклянному футляру. Так перед вокзалом появилось подобие крытого дворика, который круглый год залит естественным светом.
Особенно эффектно главный вокзал Страсбурга выглядит ночью. Если при свете дня очертания исторического сооружения теряются за солнечными бликами на стеклянном куполе, то вечером в огнях иллюминации эклектичный ансамбль показывается во всей красе и напоминает декоративный хрустальный шар со сказочным замком внутри.
Центральный вокзал (Милан, Италия)
Одна из самых роскошных и больших железнодорожных станций Европы. К строительству вокзала приступили в 1912 году, и по изначальному плану он должен был выглядеть куда скромнее. Из‑за Первой мировой войны работы были приостановлены, однако пришедший к власти Б. Муссолини возродил проект, потребовав сделать вокзал нарочито помпезным. Роскошное здание должно было напоминать о былом величии Римской империи и воплощать мощь нового фашистского государства. Станция открылась для пассажиров в 1931 году.
Масштабы вокзала удивляют и сегодня. Ширина фасадной части достигает двухсот метров, высота — больше семидесяти. Вход украшен массивными колоннами, а над ними по двум сторонам расположились скульптуры пегасов и римских сенаторов в тогах.
Въезжая на территорию станции, поезда попадают под гигантский арочный купол. Ночью он выглядит футуристично благодаря мощным лампам подсветки, установленным на рёбрах конструкции. Стены украшены панно‑майоликами с видами города и изображением исторических событий. В древнеримской стилистике выполнены даже надписи «Выход». В итальянском слове uscita вместо первой буквы использована литера V, поскольку буквы U в алфавите предков современных итальянцев не было.
Центральный вокзал (Антверпен, Бельгия)
Здание в готическом стиле местные жители и путешественники в шутку называют «железнодорожным собором». Вокзал действительно похож на величественный храм.
Каменное здание на месте предыдущего деревянного вокзала построили в начале XX века — во время расцвета железнодорожного сообщения в Бельгии. Этим и объясняется архитектурный размах и роскошь убранства. В отделке интерьеров использованы 20 видов мрамора, поэтому здесь можно встретить едва ли не все оттенки этой горной породы. Большую стеклянную арку, через которую в зал проникает солнечный свет, украшают металлические узоры, как на витражах готических соборов.
Стены декорированы колоннами и небольшими балконами. От зала к перронам ведёт переход, к которому нужно подняться по массивной мраморной лестнице с мощной балюстрадой. А платформы укрыты стеклянной крышей протяжённостью двести метров.На век здания пришлось немало испытаний. В годы Второй мировой войны немецкие бомбы «Фау-2» разрушили крышу вокзала. Её отремонтировали, но позже вокзал заметно обветшал и его чуть было не снесли. К счастью, памятник архитектуры решили спасти.
Многочисленные реставрации завершились только в 2007 году. Были восстановлены все восемь готических башен, окружающих гигантский купол над залом ожидания, и сегодня здание во всей красе предстаёт перед путешественниками, которые не устают фотографироваться на его фоне.
Центральный вокзал (Хельсинки, Финляндия)
Главная железнодорожная станция страны была открыта в 1919 году. В строительстве использовали новый по тем временам материал — железобетон. Он скрывается под облицовкой из розового гранита.
Пассажиров встречают четыре каменных гиганта, которые держат светильники в форме шара. У гранитных фигур, кстати, есть реальный прототип: скульптор Э. Викстрём создавал их, срисовывая образ со своего соседа, фермера Я. Лехтинена. Над главным входом возвышается арка из стекла. Правый угол комплекса завершает строгая каменная башня с часами. Конструкцию высотой около 50 метров хорошо видно из других районов финской столицы.
Интерьеры вокзала по‑скандинавски строгие. Свет равномерно разливается благодаря большим люстрам, которые висят на длинных металлических канатах. А над перроном простирается прозрачный навес из стеклянных плит.
Вокзал Сиркеджи (Стамбул, Турция)
Он очаровывает характерным для Стамбула смешением восточных и западных архитектурных традиций. А загадочности вокзалу придаёт его литературное прошлое: именно отсюда с 1883 по 1977 год отправлялся знаменитый «Восточный экспресс», описанный в детективе Агаты Кристи. В конце XIX века этот поезд считался самым роскошным в мире. И вокзал ничуть не уступал ему по великолепию: фасад облицован мрамором, залы ожидания украшают круглые витражные окна и витые лавочки из дерева.
В честь знаменитого «Восточного экспресса» назван ресторан в левом крыле здания. Это место с богатой историей. В 1940-1950-е здесь любили собираться именитые пассажиры легендарного поезда: политики, писатели, журналисты. С развитием воздушного транспорта ресторан становился всё менее востребованным. Однако в 1995 году его отреставрировали, сохранив исторический колорит, и о вокзале вновь заговорили: правда, теперь как о местной достопримечательности. Обязательно загляните сюда на чашечку турецкого кофе с халвой.
Справа от главного входа находится небольшой железнодорожный музей. В числе экспонатов: старинные предметы интерьера вокзала, форма проводников и макет вагона‑ресторана «Восточного экспресса». Вход в музей свободный.
А ещё в одном из залов вокзала регулярно проводят шоу мусульманских монахов дервишей, во время которого они исполняют свой знаменитый ритуальный танец. Обратите внимание: чтобы попасть на шоу, нужно заранее купить билет.
Вокзал Чхатрапати-Шиваджи (Мумбаи, Индия)
Здание, которое сегодня включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, было построено в 1888 году по проекту архитектора Ф. Стивенсона. Английский зодчий наделил вокзал чертами викторианской неоготики, щедро приправив британскую строгость и чопорность яркими деталями в индийском стиле.
Гостей встречают две каменные фигуры львов, символизирующие Британию, и тигр, олицетворяющий Индию. Фасад украшают скульптурные композиции, изображающие и индуистских божеств, и героев европейского фольклора.
Центральная часть здания выполнена в форме башни с восьмигранным куполом, который словно ощетинился тонкими стрелами‑башенками, последние особенно запоминаются, хотя если фотографировать здание издалека, то будут едва различимы. Главную башню гармонично оттеняют по бокам две поменьше с круглыми куполами и ещё две — с четырёхгранными крышами, на которых возвышаются острые шпили.
Главный зал вокзала декорирован массивными колоннами, которые наверху превращаются в богато украшенные арки — с позолотой и фигурами зверей. Словом, оказавшись здесь, чувствуешь себя гостем во дворце раджи из восточной сказки.
Станция Канадзава (Канадзава, Япония)
Открылась в 2005 году и сразу же стала одной из главных достопримечательностей Японии. Станция Канадзава — это синтез современных архитектурных решений и богатых традиций Страны восходящего солнца. Пассажиров встречают ярко‑красные деревянные ворота высотой почти 14 метров — «Цудзумимон». Они созданы по старинной технологии — без единого гвоздя и металлических крепежей. Колонны, украшающие входную группу, напоминают барабаны цудзуми, которые обязательно участвуют в представлениях национальных японских театров — отсюда и название ворот.
За воротами расположилось высокотехнологичное строение из стекла и тонких стальных прутьев, которые скрепляют хрупкую с виду конструкцию. Наполненный светом павильон называется «Гостеприимство». Его прозрачный купол напоминает космический корабль из будущего!
Центральный вокзал (Нью‑Йорк, США)
Это самая большая ж/д станция в мире. Каждый день здание вокзала посещают 750 тысяч путешественников. И лишь треть из них — пассажиры. Остальные приезжают только для того, чтобы сделать селфи в интерьерах здания.
Центральный вокзал в Нью‑Йорке возвели в 1913 году, на момент строительства это был самый дорогой в мире железнодорожный узел. Главная черта здания в стиле бозар — эклектичность с акцентом на элегантности и роскоши. Например, надпись «Главный центральный вокзал» расположена под самыми большими в мире часами ювелирной компании «Тиффани»: диаметр их циферблата — почти четыре метра. Часы встроены в помпезную скульптурную композицию, изображающую греческих богов.
Ещё одни знаменитые вокзальные часы — четырёхсторонние — находятся в центре главного вестибюля над информационным киоском. В блестящем медном корпусе заключены стёкла из редкого минерала опала. Стоимость часов оценивают как минимум в 20 миллионов долларов.
Кстати, все часы на вокзале спешат на одну минуту. Это сделано специально, чтобы пассажиры не опаздывали. А задержаться здесь нетрудно: на вокзале то и дело хочется остановиться и рассмотреть детали. Например, золотые люстры в форме четырёхуровневых подсвечников или гигантские окна. О внушительном размере последних свидетельствует то, что их пересекают несколько уровней переходов. Мостики, соединяющие офисы, тянутся прямо вдоль оконных проёмов, но людей, которые по ним ходят, снизу почти не видно.
Обязательно оцените необычную акустику галереи шёпота — длинного подземного коридора, который ведёт к платформам. Стены здесь спроектированы таким образом, что если прислониться к ним и прошептать слово, то собеседник, стоящий с другой стороны арочного входа, всё услышит.
Юнион‑стейшн (Лос‑Анджелес, США)
«Последний из великих вокзалов Америки» был возведён в 1939 году, а свой неформальный титул получил благодаря размерам. Сейчас таких станций уже не строят, ведь американцы всё больше предпочитают для путешествий самолёты и автомобили.
Как и нью‑йоркский собрат, Юнион‑стейшн выполнен в эклектичном стиле: архитекторы вдохновлялись испанской колониальной архитектурой, эпохой Возрождения и стилем ар‑деко. Благодаря масштабной реставрации, проведённой в 2014 году, сегодня можно оценить все задумки зодчих в их первозданном виде. Здесь, как и в середине прошлого века, вновь сияют массивные бронзовые люстры диаметром больше трёх метров, блестят лакированным деревом стулья в зале ожидания. А богатство Калифорнии подчёркивает пол станции, выложенный узорами из терракотовой плитки с полосками мрамора. При этом интерьеры вокзала наполнены воздухом и светом, который проникает в просторный вестибюль через гигантские застеклённые арки.
Есть в оформлении вокзала и южные мотивы: на стенах можно встретить замысловатые узоры из ракушек. А внутренний открытый дворик встречает пассажиров высокими пальмами на фоне белых стен.
Саузерн‑Кросс (Мельбурн, Австралия)
Это сравнительно молодой вокзал: он был построен в 2005 году. Крыша со стеклянными вставками своим контуром повторяет форму песчаных дюн. Эти волны — не только декоративное, но также сложное и хорошо продуманное техническое решение. Они свободно пропускают солнечный свет, однако при этом даже в жару здесь комфортная температура. Стены терминала тоже стеклянные. Так что вся конструкция выглядит невероятно лёгкой.
Но особенно оригинальные селфи здесь получаются после захода солнца: мощные светильники, закреплённые на рёбрах волнистой крыши, напоминают звёздное небо.
Заключение
На звание самого красивого вокзала может претендовать каждая ж/д станция из нашего списка. А прогулка по ним заменит визит в музей, особенно если проходит в компании знающего гида.
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Погрузиться в историю, искусство, архитектуру и атмосферу одного из самых красивых городов Италии
Разобраться в английской коллекции и узнать историю самых любопытных экспонатов
Дворец Топкапы, Цистерна Базилика, Айя-София, Голубая мечеть, Сулеймание и базары
Узнать город за 2 часа: визитные карточки и секреты от местных жителей