Самые красивые станции московского метро

Анастасия Рыбина
Анастасия Рыбина
Обновлено 1 дек 2025
Самые красивые станции московского метро

Найти экскурсию

Показать
Более 26 000 экскурсий и туров по всему миру
На сегодняшний день в метро Москвы насчитывается более 300 станций и их число постоянно увеличивается. Какие-то называют «подземными дворцами», а какие-то похожи на космические корабли. В нашем списке — 15 самых красивых станций столичной подземки, по которым можно изучить архитектурные стили разных периодов. А ещё рассказываем, где в метро искать следы доисторических моллюсков и куда отправиться изучать литературу.
Содержание«Арбатская». Русское зодчество и утерянный храм«Площадь Революции». Выставка скульптуры«Электрозаводская». Аммониты и наутилусы«Славянский бульвар». Парк под землёй«Кропоткинская». Египетский дворец«Маяковская». Спрятанная мозаика и ар‑деко«Театральная». Фарфоровое чудо столичной подземки«Новокузнецкая». Мозаика с трагической историей«Новослободская». Сталин и голуби«Белорусская». Памятник трудовому народу«Киевская». Картинная галерея дружбы народов«Комсомольская». Подвиг русского народа«Достоевская». Депрессивный долгострой«Фонвизинская». Космический хай‑тек и русская литература«Савёловская». «Скелет» метрополитенаЗаключение
Станция «Комсомольская». Фрагмент потолочной мозаики и люстра, напоминающая церковное паникадило. Фото: Shutterstock
Станция «Комсомольская». Фрагмент потолочной мозаики и люстра, напоминающая церковное паникадило. Фото: Shutterstock

«Арбатская». Русское зодчество и утерянный храм

Линия: Арбатско‑Покровская

Эта нарядная станция появилась в 1935 году при открытии первой очереди столичного метро. При строительстве не обошлось без жертв: церковь святителя Тихона Амафунтского 1756 года на Арбатской площади разобрали на камни для бетона, который пошёл на возведение вестибюля «Арбатской».

Экскурсии в метро Москвы

Кстати, важно знать, что станций с таким названием в Москве две. Первая была построена в 1935 году на Филёвской линии и в годы Великой Отечественной войны из‑за небольшой глубины серьёзно пострадала от бомбёжек. Поэтому было принято решение построить вторую «Арбатскую», и в 1953 году открылась новая станция — на этот раз на глубине 41 метр. А её «двойника» на Филёвской линии восстановили только к 1958 году.

Станция метро Арбатская. Фото: Shutterstock
Станция метро Арбатская. Фото: Shutterstock

Сегодня «Арбатская» на Арбатско‑Покровской входит в число самых красивых станций метро в Москве. В её оформлении использован стиль московского барокко и элементы русского зодчества XVII века. Белые своды украшены крупной лепниной со сложными цветочными и фруктовыми композициями, нижняя часть колонн отделана красным гранитом из Крыма, а пол выложен плитками грузинского мрамора салиэти. Освещают пространство станции роскошные позолоченные люстры, дополняющие изящный интерьер.

Ещё по теме
 

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: улица Арбат, мемориальный музей и научная библиотека «Дом Н. В. Гоголя», Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева.

Вечерний Арбат • «Дом Н. В. Гоголя» • Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева • Фото: Shutterstock

«Площадь Революции». Выставка скульптуры

Линия: Арбатско‑Покровская

Она считается одной из центральных, так как находится ближе всех к Красной площади. А ещё это, пожалуй, наиболее «суеверная» станция московского метрополитена, с которой связано множество популярных примет.

Вестибюль станции • Говорят, если потереть петуха в скульптурной группе «Птичница», прибавят зарплату • 1935 год . Проект станции метро «Площадь революции», А. Н. Душкин • Фото: Shutterstock

Главная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть «Площади Революции» — её необычные «жители». Здесь установлено 76 скульптур, каждая из которых посвящена определённому этапу становления Советского Союза. Среди представителей той эпохи на станции можно встретить революционера, солдата, девушку-парашютистку, матроса, пограничника с собакой и даже тракториста-хлебороба.

Интересно, что во время Великой Отечественной войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию. Перед отправкой их распилили на части, а после возвращения в Москву — собрали по кусочкам.

Экскурсии по центру Москвы

Кстати, с некоторыми скульптурами, которые и сейчас стоят на станции, связаны любопытные приметы. Например, есть мнение, что перед сессией надо потереть нос бронзовой овчарке, а для успеха в новом деле — флажок матроса. Сориентироваться просто — все «приметные» участки натёрты до блеска.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Красная площадь, Московский Кремль, ГУМ, Государственный исторический музей, храм Василия Блаженного.

Красная площадь • ГУМ • Государственный исторический музей • Фото: Shutterstock

Экскурсии, отзывы и чат с гидом —
в приложении

«Электрозаводская». Аммониты и наутилусы

Линия: Арбатско‑Покровская

При постройке станции в 1944 году архитекторы применили необычное освещение — 318 светильников в нишах на потолке. Такой приём был использован как дань Московскому электрозаводу имени Куйбышева, находящемуся поблизости, в честь которого она и получила своё название.

Вестибюль станции метро «Электрозаводская» • Барельефы на стенах • Фото: Shutterstock

По первоначальному замыслу архитекторов, в оформлении станции планировалось использовать заводские мотивы, но с началом Великой Отечественной войны было решено декорировать внутреннее пространство барельефами на тему «Фронт и тыл». Различные композиции, украшающие интерьер, изображают труд советских людей в то непростое для страны время.

Кроме барельефов, интересно посмотреть и на облицовку стен. Для отделки станции выбрали мраморные плиты. Их особенность — в сохранившихся следах окаменелостей. Если присмотреться, в материале и сейчас можно отыскать древних моллюсков — наутилусов и аммонитов.

Экскурсии в метро Москвы

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», Музей истории Лефортово, Электрозавод.

Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе» • Музей истории Лефортово • Электрозавод • Фото: Shutterstock, портал мэра и Правительства Москвы, CC BY 4.0

«Славянский бульвар». Парк под землёй

Линия: Арбатско‑Покровская

Относительно новая станция, которая открылась в 2008 году. По словам архитектора И. Л. Лубенникова, при разработке проекта он «создавал пейзаж под землёй» и хотел, чтобы здесь всё напоминало настоящий бульвар под открытым небом. Станцию построили в тематике парковой зоны, а для оформления и отделки использовали элементы стиля ар‑нуво, например кованые украшения в виде растений.

«Славянский бульвар». Парк под землёй
Фото: Shutterstock

Усиливают сходство с бульваром изящные фонари в виде деревьев, скамьи для пассажиров, а также зелёный мрамор в облицовке стен.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: природный заказник «Долина реки Сетунь», парк Победы.

«Кропоткинская». Египетский дворец

Линия: Сокольническая

Первоначально называлась «Дворец Советов». В 1957 году её переименовали в «Кропоткинскую». Новое название выбрали по бывшей площади Кропоткинские Ворота и одноимённой улице (сегодня — площадь Пречистенские Ворота и Пречистенка).

Цветы на лестнице «Кропоткинской»
1935 год. Цветы на лестнице «Кропоткинской»

При разработке проекта архитекторы взяли за основу храм Амона Ра в Карнаке. На платформе установлены два ряда десятигранных колонн, которые расширяются к потолку и принимают форму пятиконечной звезды. В верхней части вмонтированы скрытые светильники, которые создают иллюзию приподнятого свода: пространство благодаря этому становится визуально больше. Сами колонны со звёздами облицованы мрамором, а пол выложен плитками гранита. Для усиления древнеегипетской атмосферы в первые годы после открытия здесь также стояли горшки с цветами, но позже их убрали.

Ещё по теме
 
«Кропоткинская»: вход и вестибюль • Фото: Shutterstock

Лаконичный дизайн станции был отмечен престижными наградами — получил Гран‑при на Международных выставках в Брюсселе в 1937 году и в Париже в 1957 году. А изображение вестибюля «Кропоткинской» можно даже встретить на сувенирных серебряных монетах Центробанка.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: храм Христа Спасителя, Белые палаты на Пречистенке XVII века, Красные палаты XVII века, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Храм Христа Спасителя • Белые палаты на Пречистенке • ГМИИ имени А. С. Пушкина • Фото: Shutterstock

«Маяковская». Спрятанная мозаика и ар‑деко

Линия: Замоскворецкая

Одна из самых красивых станций московского метро, которую полюбили даже в Нью‑Йорке. В 1939–1940 годах там проходила Всемирная выставка, где был представлен участок «Маяковской». Проект станции так понравился жюри, что одержал безоговорочную победу и получил Гран‑при.

Вестибюль станции • Одна из «секретных» мозаик • Выступление И. В. Сталина в вестибюле станции в 1941 году • Фото: Shutterstock

«Маяковская» оформлена в стиле сталинской неоклассики с элементами авангарда. Колонны и арки отделаны стальными лентами, а в каждой из 34 ниш потолка установлены 16 светильников. Изюминка станции — «секретные» мозаики по эскизам художника А. А. Дейнеки. Увидеть их можно, только встав под нишей и подняв голову вверх, поэтому многие пассажиры их просто не замечают. Панно объединяет общая тема — «Сутки советского неба». Картины выложены из смальты, и каждая имеет свой сюжет (спорт, пейзажи, отдых, труд и т. д.), а на нескольких можно отыскать Спасскую башню Кремля с часами и красной звездой.

Ещё по теме
 
Театр Эстрады • Музей Михаила Булгакова • Патриаршие пруды • Фото: Shutterstock

Интересная история связана и с прошлым станции. Во время Великой Отечественной войны она использовалась как место для торжественных выступлений: в ноябре 1941 года здесь на специально собранной трибуне выступил с докладом Сталин по случаю 24‑й годовщины Октябрьской революции.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Московская государственная филармония, Театр Эстрады, памятник В. В. Маяковскому, Музей Михаила Булгакова, Патриаршие пруды.

«Театральная». Фарфоровое чудо столичной подземки

Линия: Замоскворецкая

Проект этой станции стал последней работой архитектора И. А. Фомина, который планировал оформить её пространство в спортивной тематике, но задействовать в декоре детали театральных интерьеров. По замыслу автора, колонны должны были походить на кулисы, сама платформа — на занавес, а вестибюль — на сцену.

«Театральная». Фарфоровое чудо столичной подземки
Фото: Shutterstock

Но после смерти архитектора проект был изменён. Вместо спортивной атрибутики в кессонах (специальные ромбовидные углубления в потолке) на станции были установлены фигуры музыкантов и танцоров из семи республик СССР. Метровые скульптуры отливали из глазурованного фарфора на Ленинградском заводе по уникальной технологии: сначала изготавливали гипсовую форму, в неё помещали фарфоровую массу, оставляли до застывания материала, а сверху вручную наносили слой жидкого фарфора.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Большой театр, Театральная площадь, МХТ имени Чехова, ЦУМ, отель «Метрополь»

Большой театр • МХТ им. Чехова • ЦУМ • Фото: Shutterstock

«Новокузнецкая». Мозаика с трагической историей

Линия: Замоскворецкая

Открылась в 1943 году во время Великой Отечественной войны с соответствующим оформлением. Под потолком расположены барельефы с идущими в бой солдатами и офицерами, а над каждой мраморной скамейкой также висит мемориальная табличка в честь защитников русских городов. А в боковых залах установлены металлические щиты с портретами знаменитых военачальников разных эпох: Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова.

«Новокузнецкая». Мозаика с трагической историей
Фото: Shutterstock

Потолок украшают яркие мозаики, на которых изображены сцены из жизни тружеников тыла. С панно «Новокузнецкой» связана трагическая история. Они предназначались для станции «Павелецкая», а создавал их в блокадном Ленинграде художник В. А. Фролов, который после завершения работы умер от голода. Его творения вывезли в Москву, но здесь они оказались уже не нужны — проект был изменён. Тогда И. Г. Таранов, архитектор «Новокузнецкой», решил разместить мозаики на своей станции. Правда, первоначально было 14 панно, но установить удалось только восемь, а шести не хватило места. До сих пор нет информации, куда же делись оставшиеся мозаики.

Ещё по теме
 

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Государственная Третьяковская галерея, музей «Стрелецкие палаты», Кадашевская слобода, церковь Климента Папы Римского, Марфо‑Мариинская обитель милосердия.

Государственная Третьяковская галерея • Церковь Климента Папы Римского • Марфо‑Мариинская обитель милосердия • Фото: Shutterstock

«Новослободская». Сталин и голуби

Линия: Кольцевая

Одна из самых ярких станций столичного метрополитена, особенность оформления которой заключается в 32 цветных витражах. Каждое панно декорировано рамкой из позолоченной латуни, такие же латунные «пояса» украшают арки проходов на перроны. Для создания мозаичных панно невероятной красоты цветное стекло привезли из Домского собора Риги.

На большинстве витражей изображены сложные геометрические орнаменты, а на шести из них — представители разных профессий, среди которых архитектор, агроном, музыкант и даже географ.

Вестибюль станции «Новослободская» • Мозаичное панно «Мир во всём мире» • Фото: Shutterstock

Ещё одна до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть станции — популярное мозаичное панно «Мир во всём мире». В современном варианте на нём изображена женщина с младенцем, который протягивает руки к белым голубям на фоне пшеничных колосьев. Первоначально вместо птиц ребёнок тянулся к портрету Сталина, но с приходом к власти Хрущёва (и развенчанием культа личности) медальон с изображением вождя убрали.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Еврейский музей и центр толерантности, Российский национальный музей музыки.

Еврейский музей и центр толерантности • Российский национальный музей музыки • Фото: Shutterstock

«Белорусская». Памятник трудовому народу

Линия: Кольцевая

В московском метро две «Белорусские» — на Замоскворецкой и на Кольцевой линиях. Они соединены между собой переходом, в котором установлена скульптура «Белорусские партизаны».

Станцию Кольцевой линии открыли в 1952 году. Акцент был сделан на освещение и цветовую гамму — оригинальные настенные бра и светлые тона в декоре создают ощущение лёгкости и воздушности.

Кольцевая линия • Замоскворецкая линия • Скульптура «Белорусские партизаны» • Фото: Shutterstock

Цоколи пилонов станции облицованы мрамором, потолок украшен лепниной с цветочными и геометрическими орнаментами. Под сводом расположены 12 мраморных панно, изображающих моменты бытовой и культурной жизни белорусов: детей с цветами, танцующих девушек, строителей, солдат, которые принимают присягу, и т. д. Отдельного внимания заслуживает сюжет с девушками, которые вышивают орден Трудового Красного Знамени. Раньше на его месте был портрет Сталина, но после развенчания культа личности его убрали.

Ещё по теме
 

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Белорусский вокзал, храм Николы Чудотворца у Тверской заставы, памятник Максиму Горькому.

Белорусский вокзал • Старообрядческая церковь Николы Чудотворца у Тверской заставы • Памятник Максиму Горькому • Фото: Shutterstock

«Киевская». Картинная галерея дружбы народов

Линия: Кольцевая

Одна из наиболее богато декорированных станций столичного метрополитена была открыта в 1954 году. Её залы украшают мраморные скамейки и роскошные люстры, а основные цвета отделки — белый и золотой.

Оформление внутреннего пространства посвящено истории и культуры Украины, поэтому в большинстве орнаментов использованы популярные этнические мотивы (колосья, листья, цветочные бутоны) и лепные жгуты — элементы национальной архитектуры XVII века. Пилоны украшены 18 мозаичными картинами из смальты. Сюжеты посвящены истории Украины и дружбе народов, а под каждым панно установлена табличка с описанием.

«Киевская». Картинная галерея дружбы народов
Фото: Shutterstock

Интересно, что «Киевская», которая открылась уже после смерти Сталина, стала рекордсменом по числу его изображений в декоре — они были на семи мозаиках. Но после развенчания культа личности уцелел только портрет на панно «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве» — остальные заменили.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Киевский вокзал, площадь Европы, мост Хмельницкого.

Киевский вокзал • Площадь Европы • Мост Хмельницкого • Фото: Shutterstock

«Комсомольская». Подвиг русского народа

Линия: Кольцевая

Находится между тремя вокзалами (Ленинградским, Ярославским и Казанским) и, по проекту архитектора А. В. Щусева, должна была выступать своеобразными воротами Москвы.

В оформлении станции сочетается лучшее из трёх совершенно разных стилей: помпезность сталинского ампира, изящество и красота московского барокко и лаконичность классицизма. Потолок «Комсомольской» отделан лепниной с богатым растительным орнаментом, а в освещении использованы роскошные рожковые люстры.

Юлия, гид в Москве

Главное украшение станции — её свод. Здесь расположены восемь мозаичных картин, которые посвящены военным подвигам и победам России. На них изображены известные полководцы А. В. Суворов, М. И. Кутузов, советские солдаты, которые стоят на фоне Рейхстага, и другие герои прошлого. Дополняют композицию мозаичные панно с различными видами русского оружия — от бердышей до винтовок, которые размещены в боковых частях свода.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: памятник основателям Российских железных дорог, площадь трёх вокзалов.

Подземный вестибюль станции • Площадь трёх вокзалов • Фото: Shutterstock, Timur Lazarenko, CC BY 2.0

«Достоевская». Депрессивный долгострой

Линия: Люблинско-Дмитровская

Её строительство началось в 1980‑е, но из‑за нехватки средств было остановлено, а открыли эту станцию метро только в 2007 году.

Её оформление полностью соответствует названию. Станцию украшают многочисленные сюжеты и изображения персонажей из произведений Ф. М. Достоевского: убийство старухи-процентщицы в Петербурге из «Преступления и наказания», Кириллов с пистолетом из «Бесов» и т. д. На стене напротив эскалаторов также выложен огромный портрет самого писателя.

Ещё по теме
 
Фото: Shutterstock

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Центральный академический театр Российской Армии, Екатерининский парк, музейный центр «Московский дом Достоевского».

Центральный академический театр Российской Армии • Екатерининский парк, часовня Александра Невского и Иоанна Воина • Музейный центр «Московский дом Достоевского» • Фото: Shutterstock, сайт «Московского дома Достоевского»

«Фонвизинская». Космический хай‑тек и русская литература

Линия: Люблинско-Дмитровская

Относительно новая станция московской подземки, оформление которой кардинально отличается от типичного советского. «Фонвизинская» была открыта в 2016 году и объединила в себе хай‑тек и современные мультимедийные технологии.

Литературные экскурсии в Москве

Полукруглые колонны с белой подсветкой и минималистичный декор создают ощущение космического корабля. В 2018 году здесь появились 28 3D-панно высотой по четыре метра. Каждое изображает сцену из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», причём некоторые герои внешне напоминают создателей проекта станции. Например, Кутейкин списан с главного архитектора, а для Митрофанушки был использован образ разработчика 3D-панно.

«Фонвизинская». Космический хай‑тек и русская литература
Фото: Shutterstock

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Музей криптографии.

«Фонвизинская». Космический хай‑тек и русская литература
Фото: сайт музея

«Савёловская». «Скелет» метрополитена

Линия: Большая кольцевая

Одна из наиболее глубоких станций метро (после «Парка Победы»), которая расположена на глубине 65 метров. Оформление минималистичное — всё выполнено в серых, белых и чёрных тонах, а декоративных элементов практически нет.

Основное украшение «Савёловской» — тюбинги. Это — элементы сложной конструкции, которая поддерживает свод. В некоторых колоннах нет декоративных панелей, а вместо них — прозрачное стекло, за которым видна начинка станции. Каждый такой элемент весит около тонны, под землю его спускали по частям, а собирали уже на месте. Посмотреть на чёрные чугунные тюбинги, которые довольно необычно смотрятся на фоне гранитной и мраморной облицовки пилонов, можно только на трёх станциях БКЛ: «Савёловской», «Рижской» и «Марьиной роще». На всех остальных они закрыты декоративными панелями.

По замыслу архитекторов, такое интересное оформление позволит пассажирам увидеть «скелет» московского метро.

«Савёловская». «Скелет» метрополитена
Фото: Shutterstock

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти рядом: Савёловский вокзал, городская усадьба Маркина, храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе.

Савёловский вокзал • Городская усадьба Маркина • Колокольня Храма Рождества Богородицы, между храмом и колокольней «вырос» завод «Знамя» (сегодня - БЦ «Стрелецкая слобода») • Фото: Shutterstock, портал мэра и Правительства Москвы, AEON

Заключение

Прогулки по столичной подземке — это не только повод сделать много крутых фото, но и отличная возможность совершить экскурсию в мир архитектурных стилей. А ещё — раскрыть тайны метрополитена в компании гидов‑москвичей, которые не только покажут много красивого, но и расскажут самые интересные местные легенды. Мы сделали специальную подборку экскурсий, которые помогут больше узнать о главных станциях и погрузиться в мир «подземных дворцов».

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других
Ирина Гид в Москве
Ирина
Гид в Москве
5,0
282 отзыва
Меня зовут Ирина, и я аттестованный гид по Москве. Больше всего в моей работе меня вдохновляют люди и история. Москва — это не просто город, это живой организм, где каждый камень дышит прошлым. Я провожу экскурсии и в музеях, и в монастырях и просто пешие по городу, в том числе детские. Но особенно люблю монастыри — каждый пережил взлёты и падения, радости и трагедии. Они как машина времени, шаг за ворота, и вы уже в другой эпохе. Мои экскурсии — это не сухие факты и даты. Это истории о людях, их страстях, амбициях, любви. О том, как менялась страна и как это отражалось на судьбах монастырей. Я постоянно учусь, ищу новые факты, необычные детали. Ведь в истории всегда есть что-то, способное удивить. Если вам интересно увидеть Москву другими глазами — буду рада встрече на одной из моих авторских экскурсий!
Никита Любитель истории
Никита
Любитель истории
4,99
412 отзывов
Никита, аккредитованный гид по Москве. Мой путь начался с курсов экскурсоводов: на занятиях я изучал архитектуру, историю, религию, а затем стал самостоятельно разрабатывать маршруты и проводить экскурсии. Меня вдохновляют архитектурное разнообразие Москвы и её богатейшая история. Хотя я не коренной москвич, именно это делает моё отношение к городу особенно любознательным: я с увлечением впитываю информацию и делюсь ею с экскурсантами. Моя фирменная экскурсия проходит по Новодевичьему кладбищу. Несмотря на предрассудки, это место не пугает, а восхищает — масштабом памятников, личностями и их вкладом в мировую культуру. Как человек системный и педантичный, я тщательно подбираю материалы, рассказываю с отдачей и увлечением. А процесс изучения истории не прекращается никогда — постоянно нахожу новые факты и добавляю их в багаж знаний.

Ещё на тему путешествий

Знаменитые архитекторы МосквыЗнаменитые архитекторы Москвы Где можно увидеть самые яркие проекты рубежа XIX–XX веков

Ещё экскурсии по теме