Самые интересные здания Москвы
Космический корабль, отель для императоров, дом с сотами и ещё 13 необычных построекМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Лариса и Виктория
Историки и искусствоведы, которые с большим удовольствием рассказывают о деталях города, которые мало кому известны.
- Никита
С интересом открывает для себя новое в Москве и готов делиться открытиями с другими.
- Елена
Любит Москву и её историю, а подготовку к экскурсиям рассматривает как способ постоянного самообразования.
Самые интересные здания Москвы на карте
Особняк Арсения Морозова: дом дурака
Адрес: улица Воздвиженка, 16
Диковинное здание на Воздвиженке призывали снести сразу после постройки. Особняк не вписывался в архитектуру города и общественные стереотипы. Чудо‑дом спроектировал для представителя богатейшего купеческого рода Арсения Морозова архитектор Виктор Мазырин. Они познакомились на Всемирной выставке в Антверпене и быстро сдружились.
Архитектор Мазырин был очень суеверен. На парадном входе можно увидеть аж три символа удачи: португальский — в виде корабельных канатов, завязанных морским узлом, русский — дверной проём сделан в форме подковы и восточный — в виде дракона над входной дверью. К сожалению, всё это не спасло Арсения Морозова от ранней смерти.
Для Мазырина заказ на строительство дома стал отличной возможностью реализовать свои профессиональные амбиции. За вдохновением заказчик и исполнитель вдвоём отправились в путешествие по Европе, остановив свой выбор на дворце Пена в городке Синтра.
Стиль мануэлино — с обилием декоративных элементов, характерных для архитектуры Португалии, — стал основным для будущего особняка. Ракушки на стенах, ажурные фризы окон, узорные решётки на крыше — эксцентричный фасад полностью отражал вкусы хозяина. Правда, мать Арсения, как и большинство, не оценила проект, назвав сына дураком.
После революции особняк оказался в распоряжении анархистов, позже здесь размещались посольства разных стран. В 2003–2006 годах дом отреставрировали, теперь в нём проходят встречи правительственных делегаций и международные конференции.
«Чайный дом» Перловых: фасад для регента Поднебесной
Адрес: Мясницкая, улица, 19
Одно из зданий на Мясницкой улице оформлено в китайском стиле. Дом был построен в 1893 году для чайного магната Сергея Перлова, однако через три года его фасад практически полностью переделали.
Именно в этом магазине впервые чай стали рассыпать в знаменитые жестяные банки. Благодаря Сергею Перлову приняли закон по борьбе с некачественным чаем.
В то время в Москву на коронацию Николая II должен был приехать регент китайского императора. Его визит был очень важен для налаживания торговых отношений с главными игроками на чайном рынке. Сергей Перлов рассчитывал разместить гостя у себя и привлечь его внимание для заключения выгодных контрактов. Для этого фасад здания оформили в виде китайской пагоды, интерьер тоже украсили соответствующе: выставили в торговом зале традиционные фарфоровые вазы, скульптуру и мебель.
По иронии судьбы, посол остановился в другом доме, но старания Перлова не пропало даром. Сейчас необычный вид «Чайного дома» служит ему отличной рекламой.
Главное здание МГУ — символ Москвы
Адрес: микрорайон Ленинские Горы, 1
Проект сталинских высоток после Великой Отечественной войны для низкоэтажной столицы был настоящим прорывом. Более того, главный корпус МГУ до 1990‑х годов (вместе со шпилем высота здания 240 метров) оставался высочайшей постройкой в Европе. Сооружение проектировали более 400 архитекторов и инженеров, а сам храм науки строили всего четыре года. В архитектуре здания улавливается одновременно силуэт и готических замков, и американских небоскрёбов.
Для доставки материалов на стройплощадку МГУ провели отдельную железнодорожную ветку. Станция «Ленгоры» находилась перед будущим парадным входом. Когда строительство завершилось, железную дорогу разобрали.
Изначально на крышу здания хотели водрузить статую Ломоносова. Но от этой идеи отказались в пользу 60‑метрового шпиля — именно он и придал небоскрёбу рекордную высоту. А Михаил Васильевич, в свою очередь, переехал на центральную площадь, рядом с высоткой.
Дом со зверями: фантастические твари обитают здесь
Адрес: Чистопрудный бульвар, 14, стр. 3
Здание известно барельефами мифических существ на фасаде, однако появились они не сразу. Пятиэтажный доходный дом в русском стиле возвели в 1908–1909 годах. Декором занимался Сергей Вашков, ученик Виктора Васнецова. Дом украсили драконы, львы с человеческими лицами, грифоны, птица Сирин и другие сказочные животные.
Вашков вдохновлялся росписью Дмитриевского собора во Владимире XII века — там можно найти прообразы чудных зверей с московского фасада.
Доходный дом Перцовой: сказочный терем
Адрес: Курсовой переулок, 1
Краснокирпичное здание с цветной майоликой на набережной Москвы‑реки появилось по воле инженера и ценителя искусства Петра Перцова. Он решил построить дом в подарок своей жене. Проект, в котором очень органично обыгрываются русские мотивы, доверили архитектору и художнику Сергею Малютину. Одна из его знаменитых работ — иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина.
Автор проекта — Сергей Малютин, — придумавший русскую матрёшку, тоже жил в этом доме до революции. Правда здесь произошла трагичная история: жена художника умерла, заболев после того, как спасала картины мужа из подвала дома во время жуткого наводнения 1908 года в Москве.
Вместе с заказчиком идею дома‑терема одобрило и авторитетное жюри: Василий Поленов, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Фёдор Шехтель. После завершения строительства в доме не только сдавались квартиры, но и были обустроены творческие мастерские. А в начале ХХ века здесь находилось кабаре «Летучая мышь».
Здание аптеки Карла Феррейна: фармацевтический флагман
Адрес: Никольская улица, 21
Дом 1899 года постройки предназначался специально для аптеки, которая находилась на этом месте с начала XIX века. Ей владело семейство выходца из Пруссии Карла Феррейна, управление которой в последствии взял на себя его сын — Владимир. Во время Первой мировой войны он покинул столицу, а с приходом советской власти имущество Феррейнов национализировали. Аптека в здании под разными названиями работала ещё 80 лет.
Здание привлекает внимание тем, что его фасад выполнен в стиле неоренессанса со статуями богини здоровья Гигеи на верхнем ярусе, а с тыльной стороны оно выглядит как готический замок.
Интерьер в начале ХХ века поражал роскошью и экзотикой: в приёмной установили фонтан с французскими духами, с потолка свисали рога носорогов. Когда в моду вошли лекарства на медвежьем сале, в аптеке якобы держали медведя для привлечения внимания и даже выводили его на публику.
Гостиница «Метрополь»: вавилонская башня
Адрес: Театральный проезд, 2
Грандиозное здание в стиле модерн задумывалось как отель с театром. Меценат Савва Мамонтов привлёк к проекту многих известных художников и архитекторов своего времени. Фасады украсили мозаичные панно «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля, «Клеопатра» Александра Головина, скульптурный фриз «Времена года» Николая Андреева.
Однако начатое в 1899 году строительство приостановили из‑за ареста Саввы Мамонтова. Здание перешло новым владельцам, а в 1901 году почти завершённая гостиница сгорела. Затянувшуюся стройку горожане прозвали «вавилонской башней».
В 1905 году гостиница всё‑таки открылась. Внутри всё было оформлено эстетично и по последнему слову техники: в каждый номер провели электричество, в фойе установили лифт, его оформление сохранилось до наших дней с 1910‑х годов.
В гостинице появился первый в Москве кинозал, а вот вместо театра, который задумывал Савва Мамонтов, открыли ресторан под огромным витражным куполом работы Владимира Шухова.
Газгольдеры «Армы»: памятник промышленной архитектуры
Адрес: Нижний Сусальный переулок, 5 строение 9
В XIX веке за зданием Курского вокзала построили газовый завод для освещения столицы. Промышленный ансамбль возводили и достраивали в течение нескольких десятилетий, в результате получился целостный комплекс. Особенно привлекают внимание газгольдеры цилиндрической формы — резервуары для хранения газа. Именно благодаря их внешнему виду пространство получило вторую жизнь в ХХI веке.
Газгольдеры очистили от внутренних нагромождений, укрепили фундамент, добавили мансардные окна. Пространство вокруг благоустроили — теперь кластер «Арма» представляет собой место, где переплетаются история и современность.
Печатный двор на Никольской: колыбель книгоиздания
Адрес: Никольская улица, 15
Фасад здания, где сегодня находится историко‑архивный институт РГГУ, украшен барельефами в виде льва и единорога — эмблемой печатного двора. Дом не раз перестраивали из‑за пожаров или ветхости, но изображение животных снова и снова переносили на фасад. По одной из легенд, печать с изображением этих существ принадлежала Ивану Грозному, при котором в 1553–1554 годах появился первый печатный двор в Москве. Со стороны двора сохранились пристройки 1679 года в старорусском стиле, которые часто называют «теремком».
Институт Склифосовского: дворец милосердия
Адрес: Большая Сухаревская площадь, 3
Здание начали строить в 1792 году как усадьбу для Николая Шереметева и его жены. Однако после смерти супруги граф решил превратить особняк в «Дворец милосердия». В 1810 году завершилось строительство здания, но заказчик так и не увидел результата многолетней работы архитекторов, скончавшись в 1809‑м.
Здание больницы получилось монументальным. Вдоль всего фасада его опоясывала колоннада, по центру была обустроена домовая церковь Живоначальной Троицы, от которой расходились два крыла. В них размещались больница и богадельня.
В 1929 году больница получила имя профессора Московского университета Николая Склифосовского и до сих пор остаётся одним из лучших медицинских учреждений города.
Центральный телеграф: передаёт информбюро
Адрес: Тверская улица, 7
Эффектное здание на пересечении Тверской улицы и Газетного переулка построили по проекту военного инженера Рерберга. В архитектурном смысле — это гибрид двух стилей: конструктивизма (набирающего в начале XX века популярность) и рационализма. Первый здесь не прослеживается, плюс есть некоторая декоративность формы, приближающая её к модерну. Над центральным входом крутится глобус в окружении колосьев, красных лент, серпа и молота. Именно таким должен был быть герб СССР, утверждённый в 1923 году.
После открытия здания, кроме центрального телеграфа, здесь размещалось Всесоюзное радио, отделения междугородной и международной телефонной связи. Отсюда 22 июня 1941 года Вячеслав Молотов сообщил о начале Великой Отечественной войны, а в мае 1945 Юрий Левитан объявил о Победе.
Дом Мельникова — шедевр авангарда
Адрес: Кривоарбатский переулок, 10
Один из ведущих архитекторов начала XX века построил свой собственный дом в 1929 году. За строительством жилища Мельникова следила вся общественность. Места на возведение здания было мало, поэтому мастер думал не только над тем, как будет выглядеть его проект, но и о том, как уместить его на небольшой площади. Строительные материалы тоже экономили — денег у именитого архитектора было немного. В результате ни одной тележки не было вывезено со стройки: битым кирпичом и остальным мусором закладывали проёмы в стенах.
Одной из главных особенностей здания стало множество шестиугольных окон в форме сот. Но это было не декоративное решение, а функциональное: так в помещениях оказывалось больше естественного света.
Сегодня здание и небольшой сад открыты для посещения, однако внутрь дома непросто попасть — слишком много желающих. Очередь на посещение нужно занимать за несколько месяцев вперёд.
Петровский путевой дворец: отель для императоров
Адрес: Ленинградский проспект, 40
Архитектурный ансамбль возвели в 1776–1780 годах в честь победы в русско‑турецкой войне. Екатерина II заказала Матвею Казакову «отель для императоров», место, где монархи останавливались бы отдохнуть по дороге из Санкт‑Петербурга в Москву. Традицию продолжил Павел I, установивший обычай посещать резиденцию перед коронацией.
Впрочем, побывали здесь не только российские императоры. Во время Отечественной войны 1812 года во дворце была ставка Наполеона Бонапарта. Здание сильно пострадало в те годы, а восстановили его при Николае I.
В XIX веке центром притяжения горожан был роскошный Петровский парк с первыми в столице аллеями, прудом, Триумфальной аркой и готическими павильонами. В советское время из‑за строительства стадиона «Динамо» большая часть парка исчезла, а до наших дней сохранилось только несколько дворцовых аллей.
Дом на набережной — первый элитный ЖК
Адрес: Серафимовича улица, 2
Конструктивистское здание построили в 1931 году и официально оно называлось Домом Правительства. В роскошных квартирах уже была мебель и даже посуда, потолки украшала роспись, пол покрывал дубовый паркет. Дом можно назвать первым элитным жилым комплексом в России — в нём открыли кинотеатр, спортзал, универмаг, прачечную и столовую.
Здесь жили члены партийной верхушки, ветераны Гражданской войны и Герои Труда. Однако многие из жильцов были репрессированы в годы Большого террора.
В 1928–1931 годах Дом на набережной был самым крупным жилым зданием в Европе: 24 подъезда, 505 квартир и площадь в три гектара. Здание спроектировали так, что, при желании, жители могли вообще не выходить за его пределы: в комплексе было все необходимое для полноценной жизни. В подвалах были устроены снеготаялка, мусоросжигательные печи и располагались мастерские по производству мебели по эскизам Бориса Иофана — автора Дома на набережной.
Ажурный дом: единственный в своём роде
Адрес: Ленинградский проспект, 27
Здание из бетонных блоков с резным орнаментом должно было стать типовым, но осталось образцом так и не случившегося будущего. Экспериментальное строительство началось в 1939 году. Каркас состоял из оконных перемычек и простенков. Межблочные швы не пытались спрятать декором и облицовкой, они были частью задумки.
Архитектор дома Андрей Буров после командировки в США планировал, что жильцы будут питаться в ресторане на первом этаже, поэтому кухни в квартирах маленькие. Однако достраивали здание в 1941 году, и война помешала воплотить все замыслы автора проекта.
В 1949 году проект раскритиковали — витиеватые бетонные решётки сочли излишеством и дома стали строить из простых панельных конструкций.
Здание особенно красиво выглядит по вечерам, когда включается подсветка.
Dominion Tower: дом будущего
Адрес: Шарикоподшипниковская улица, 5 стр. 1
Одно из самых необычных зданий Москвы построили в 2015 году. Снаружи и внутри оно напоминает космический корабль. По проекту разные уровни этажей должны были выдаваться в стороны до 20 метров, однако такой замысел не вписывался в градостроительные нормы.
Проект заказали бюро всемирно известного архитектора Захи Хадид. Её авторский стиль узнаваем за счёт фокуса на футуристичных формах. Размещается здание в заводском районе Москвы, между типовыми советскими жилыми домами. Тем не менее увидеть его стоит — это единственная постройка по проекту Захи Хадид в Москве.
Заключение
История, отражённая в архитектуре, может рассказать о городе и его жителях очень много. Красивые здания Москвы иногда скрывают от глаз детали, знают о которых далеко не все. Раскрыть секреты столичных построек можно в компании опытных гидов, которые с удовольствием рассказывают об архитектурных тайнах столицы на авторских исторических экскурсиях по городу.
Автор: Алиса Звягина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Прогуляться по территории монастыря и некрополя и услышать непростые истории о жизни и смерти
Душевная прогулка по легендарному дачному посёлку, где вместо стен живут окна