Укротители коней, квадрига Аполлона и другие проекты Петра Клодта в России

24 мая 2024, обновлено 28 мая 2024
Укротители коней, квадрига Аполлона и другие проекты Петра Клодта в России
Среди самых известных работ именитого скульптора — квадрига Аполлона на фасаде Большого театра в Москве и конные скульптуры на мосту через Фонтанку в Петербурге. Однако это лишь малая часть наследия Петра Клодта. В статье рассказываем всё самое интересное о знаменитом скульпторе и его творениях.
СодержаниеБиографияОсобенности стиляИзвестные работы КлодтаКолесница Ники на Нарвских триумфальных воротахУкротители коней на Аничковом мостуПамятник И. А. КрыловуПамятник Николаю IКвадрига Аполлона на здании Большого театраЗаключение

Биография

Пётр Карлович Клодт, один из самых крупных мастеров анималистической скульптуры XIX столетия не только в России, но и в Европе, родился в 1805-м в Санкт-Петербурге в семье потомственных военных. Его дед был участником Северной войны, а отец — героем Бородинского сражения. Детство и юность будущего скульптора прошли на юго-западе Сибири — в Омске служил его отец. Хотя Клодта с ранних лет готовили к военной карьере, его главными увлечениями были рисование и лепка. Особый интерес у него всегда вызывали лошади — грациозные и бесстрашные.

Пётр Карлович Клодт, скульптор
1830-е годы. Пётр Карлович Клодт. Художник: П. Ф. Соколов

Окончив Михайловское артиллерийское училище и став подпоручиком, Клодт нёс службу вплоть до 1828-го. При этом практически всё свободное время он посвящал творчеству — вырезанию фигурок из дерева. Разумеется, это были лошади. Две такие фигурки Пётр Карлович впоследствии преподнёс в качестве подарка великим князьям — Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу (сыновьям Николая I).

В 23 года Клодт принял важное для себя решение — посвятить остаток жизни искусству. Сославшись на слабое здоровье, он ушёл в отставку. Ему удалось оформить пособие Общества поощрения художников и стать вольнослушателем Императорской Академии художеств. Там Пётр Клодт изучал не только скульптуру, но и литейное дело, а среди его учителей был, например, Борис Орловский — создатель фигуры ангела на Александровской колонне на Дворцовой площади.

Какое-то время одарённый и трудолюбивый скульптор зарабатывал на жизнь, исключительно продавая фигурки лошадей. Но в 1831-м всё изменилось: он получил первый правительственный заказ. Мастеру предстояло создать скульптурную группу из шести коней для триумфальной арки на Нарвской заставе в Петербурге.

1830-е. Интерьерные фигурки лошадей работы П. К. Клодта

Уже спустя десятилетие, к началу 1840-х, Клодт был не только одним из самых востребованных скульпторов страны, но и главой литейного двора Академии художеств. В списке его работ — памятник Николаю I на Исаакиевской площади и колесница Аполлона на фронтоне Большого театра. А скульптурные группы, созданные Клодтом для Аничкова моста, как считают искусствоведы, — одна из вершин русского изобразительного искусства XIX столетия.

Мастер умер от сердечного приступа в возрасте 62 лет на своей даче под Выборгом. Легенда гласит, что его жизнь оборвалась, когда тот занимался любимым делом — вырезанием из картона лошадки для внучки.

Особенности стиля

Историки искусства называют Петра Клодта не только одним из основателей отечественной анималистики, но и создателем «конного» жанра в скульптуре.

Конечно, нельзя утверждать, что до Клодта в России не было интересных конных памятников. Взять хотя бы грандиозного Медного всадника на Сенатской площади: француз Этьен Морис Фальконе создал его во второй половине XVIII века. Но кони Клодта поражали и продолжают поражать своей натуралистичностью, грациозностью, и — как скульптурные группы Аничкова моста — драматизмом. Преданный любимому делу, Пётр Клодт не только уделял внимание пластической анатомии, но и изучал повадки и характер животного. И всё это с удивительной точностью передавал в своих произведениях.

Особенности произведений Петра Клодта
Санкт-Петербург, Аничков мост. Фото: Shutterstock

Известные работы Клодта

Скульптор известен не только своими анималистическими работами, но также монументами великим людям. Расскажем о самых знаменитых из них в Санкт-Петербурге и Москве.

Колесница Ники на Нарвских триумфальных воротах

Где находится: Санкт-Петербург, площадь Стачек, 1

Первый государственный заказ Клодта — шесть коней на вершине арки. Они запряжены в колесницу Ники (но автор скульптуры богини победы — другой мастер: Степан Пименов). Говорят, Николай I был поражён этой работой Клодта и даже пошутил, что тот делает лошадей лучше, чем жеребец.

1865-1868 годы. Нарвские ворота • Современный вид. Фото: Shutterstock

Укротители коней на Аничковом мосту

Где находится: Санкт-Петербург, Невский проспект

Один из самых фотографируемых мостов в Северной столице перекинут через Фонтанку по оси Невского проспекта и украшен четырьмя скульптурными группами.

1865-1870 годы. Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских • Современный вид. Фото: Shutterstock

История моста уходит корнями ещё в Петровскую эпоху. А свой современный вид он приобрёл уже в начале 1840-х — во время реконструкции главной улицы Санкт-Петербурга. Именно в это время на мосту и установили первые две скульптурные группы Клодта: вставших на дыбы коней и пытающихся укротить их мужчин.

Две другие скульптуры завершили композицию только в 1851-м, но вовсе не потому, что у Клодта 10 лет не было вдохновения. Всё дело в том, что Николаю I настолько понравились статуи, изготовленные для Аничкова моста, что он снова и снова находил для них другое применение. Сначала уже отлитые и готовые к установке конные скульптуры отправили в качестве подарка прусскому королю, а следующую изготовленную пару поставили в Луговом парке Петергофа (она, увы, не сохранилась). В 1843-м статуи всё же заняли своё законное место на мосту, но ненадолго: в 1846-м император приказал снять их и отправить королю Сицилии Фердинанду II — тоже в качестве подарка.

«Юноша, берущий коня под уздцы» • «Юноша, поверженный конём» • «Юноша, осаживающий коня» • «Конь с идущим юношей» • Фото: Shutterstock

С одним из самых популярных мостов Северной столицы связано немало легенд. Среди них есть и такая: под хвостом одного из коней Клодт изобразил лицо человека, которого он, мягко говоря, недолюбливал (по другой версии, это портрет самого Наполеона Бонапарта).

Памятник И. А. Крылову

Где находится: Санкт-Петербург, Летний сад

Скульптура украсила аллею популярного парка в 1855-м — через 11 лет после смерти великого баснописца. Установку памятника Крылову инициировали сотрудники газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Петербуржцы собрали около 13 тысяч рублей, а Академия художеств организовала конкурс на лучший проект, в котором и победил эскиз Клодта.

Монумент изображает баснописца, сидящего на камне и в задумчивости читающего книгу. Особенно интересен пьедестал, в который скульптор-анималист вложил всю свою страсть к изображению животных: на постаменте высечены фигуры героев самых популярных произведений «дедушки Крылова»: «Мартышка и очки» и «Квартет», «Лисица и виноград» и «Демьянова уха». Работая над памятником, Клодт на время превратил свою мастерскую в настоящий зоопарк. Позировали для скульптора кошка, лиса, обезьяна, лягушка и даже волк, которого в лесу специально для художника отловили царские егеря.

1867-1870 годы. Памятник И. А. Крылову • Современный вид • Фото: А. Фелиш, Shutterstock

Примечательно, что первый в Санкт-Петербурге монумент, посвящённый литератору, вызвал неоднозначную реакцию современников. Так, Тарас Шевченко, например, отметил у себя в дневнике, что Пётр Карлович «оскорбил великого поэта», изобразив его «в нанковом сюртуке с азбучкой в руках». Но прошли десятилетия, и творение скульптора Петра Клодта стало популярной до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью Северной столицы.

Памятник Николаю I

Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь

Монумент был установлен в 1859-м по приказу Александра II, а работа над ним продолжалась в общей сложности три года. Работал над проектом француз Огюст Монферран, по чертежам которого возводился Исаакиевский собор (находится в 300 метрах от монумента). Архитектор разработал эллиптический пьедестал, а вот конную статую доверили скульптуру Клодту, который знал Николая I лично.

На этот раз просторная мастерская анималиста на несколько месяцев превратилась в конюшню. В итоге Клодт предложил Александру II сразу несколько макетов памятника (некоторые из них сегодня можно увидеть в Русском музее). Император выбрал вариант монумента, изображавший его отца на коне, который встал на дыбы.

1859 год. Открытие памятника Николаю I • Современный вид • Фигура императора • Фото: И. Ф. Александровский, Shutterstock

Благодаря каркасу внутри статуи, который крепится к столбам, спрятанным в пьедестале, грандиозный шестиметровый памятник имеет всего две точки опоры. Кстати, именно эта интересная деталь спасла монумент от демонтажа в 1930-х. Искусствоведам удалось доказать, что царский памятник — чудо инженерной мысли.

Любуясь творением Клодта и Монферрана, обратите внимание и на окружающие его бронзовые фонари: их установили тут в 1860-м, и они считаются одними из самых красивых в городе на Неве.

Квадрига Аполлона на здании Большого театра

Где находится: Москва, Театральная площадь, 1

Созданная Клодтом колесница красуется на фасаде одной из главных московских до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей с 1856 года.

1825 год. Вид императорского Петровского Большого и Малого театров. Гравюра: Р. Курятников • 1870-1874 годы. Большой театр. Фото: А. И. Мей • Современный вид. Фото: Shutterstock

Когда-то фронтон Большого театра украшала совсем другая скульптурная группа, созданная из алебастра, — Аполлон на колеснице, запряжённой тремя конями. Это творение Степана Пименова красочно описывает Лермонтов в своём очерке «Панорама Москвы». Но в 1853-м старое здание театра почти полностью уничтожил пожар. Архитектор Альберт Кавос, восстанавливавший постройку, решил вернуть на фасад здания и колесницу, и Аполлона, но не алебастровых, а бронзовых — «на века». Он обратился к Клодту, и скульптор-анималист предложил проект двухколёсной повозки, запряжённой уже четырьмя конями.

В 1941-м в квадригу попали осколки бомбы и повредили её. Однако к 1958-му знаменитая скульптурная группа была восстановлена.

Скульптуры Петра Клодта
Колесница Аполлона. Фото: Shutterstock

Заключение

Большая часть шедевров Петра Клодта находится в историческом центре Северной столицы. Естественно, ими можно полюбоваться самостоятельно, но лучше — в компании местных гидов. Ведь они расскажут о знаменитых памятниках то, о чём вы не прочтёте ни в путеводителях, ни в книгах по истории искусств.

Автор: Максим Тувим

Ещё на тему путешествий

Места в России, исполняющие мечтыМеста в России, исполняющие мечты Где и как загадывать желания, чтобы они точно сбылись

Еще экскурсии по теме