По следам Будды в России
Самые интересные буддийские храмы и их реликвииИстория буддизма в России
Древнейшая мировая религия начала распространяться в Российском государстве в XVII веке, проникнув в страну из Тибета, Монголии и Китая. Долгое время буддизм оставался непризнанным, а официальный статус обрёл только при императрице Елизавете Петровне. В этот период на территории Бурятии начали строить первые храмы, где прихожан принимали ламы — духовные учителя, проповедующие учение Будды.
Буддизм в России исповедуют представители трёх народов: буряты, калмыки и тувинцы. Причём в каждом случае традиционное учение смешивается с другими верованиями и культурными особенностями этноса. Так, в Туве на него повлиял шаманизм — религия, которую исповедовали здесь задолго до буддизма.
Как и представители других конфессий, буддисты подвергались гонениям при советской власти. Сегодня же в стране наблюдается возрождение этой веры: регистрируются всё новые общины, восстанавливаются старинные обители, возвращаются утраченные реликвии. В наши дни эту религию исповедуют до двух миллионов россиян.
Хошеутовский хурул в Астраханской области
Хурул — это калмыцкое название буддийского храма. Хошеутовским его именуют потому, что он построен в одноимённой местности. А уникально сооружение своим солидным возрастом — ему более 200 лет! Это старейший буддийский храм в России.
История
Возвели хурул в 1818 году в память о калмыцком конном полку (Астраханская область — одна из территорий проживания представителей этого народа), дошедшего до самого Парижа в годы войны с Наполеоном. Заказчиком выступил калмыцкий военачальник Серебджаб Тюмень.
Первые сто лет Хошеутовский хурул использовали по назначению, а вот его дальнейшая судьба складывалась печально: целый век в нём размещались светские учреждения: детский сад, школа, клуб и даже зернохранилище. Храм вновь открыл двери для прихожан уже в 2000-е. В 2018-м завершилась реставрация, и сегодня здесь вновь проводят службы.
Архитектура и интерьер
Исторически храм включал несколько объединённых построек. Центральное здание, которое занимала молельня, было увенчано башней. К нему, словно распахнутые крылья, примыкали две полукруглые галереи. Знатоки архитектуры узнают в этом описании черты Казанского собора. И это не совпадение. Заказчик здания, военачальник Серебджаб Тюмень, по одной из версий, присутствовал в Петербурге на торжествах в честь победы в войне 1812 года, впечатлился величественным храмом и решил воссоздать его на земле предков.
Есть и ещё одно объяснение необычной формы хурула. В плане он похож на натянутый лук — именно этот символ изображён на гербе тюменевского рода. Клейма с тем же знаком можно увидеть на кирпичах, из которых построен Хошеутовский хурул. Их не стали заштукатуривать, оставив открытыми для осмотра.
К сожалению, полукруглыми галереями полюбоваться уже не удастся: они не пережили войны и кризисы XX века. Та же участь постигла и храмовые реликвии. По свидетельствам тех, кто застал Хошеутовский хурул в его лучшие времена, он славился большой библиотекой со старинными рукописями. Бесценные фолианты канули в Лету, как и другие почитаемые предметы культа.
А вот молельня с башней чудом сохранилась: в 1990–2000 годах её отреставрировали, вернув памятнику былую красоту, но пока лишь внешнюю. Внутри храма всё ещё восстанавливают оригинальные росписи с изображением летящих журавлей, человека, сидящего верхом на птице, и монаха с лягушкой на плече.
Чем заняться
Хошеутовский хурул — это уникальное место, где можно понаблюдать за обрядами на стыке местной культуры и буддизма. Например, гал тяглгн, или подношение огню. Во время церемонии ламы поливают пламя маслом и просят у богов благополучия.
Стать свидетелем этого ритуала может любой желающий, независимо от вероисповедания. Главное, следовать указаниям монахов. Правда, попасть сюда в день проведения обряда — большая удача. Ритуал совершают в определённые дни, которые могут не совпадать с датами вашей поездки. Актуальное расписание служб и других событий есть в
Дацан Гунзэчойнэй в Петербурге
Историческое название местности, где стоит этот храм, — Старая Деревня. Сегодня это спальный район Северной столицы, а в начале XX века — один из популярных пригородов столицы Российской империи. Петербуржцы приезжали сюда кутить в увеселительных заведениях: кафешантанах и кабаре. Удивительно, но именно тут в то же время построили самую северную буддийскую обитель в мире — дацан Гунзэчойнэй.
История
Строительство дацана началось в 1909 году. Столичный статус храма требовал подчёркнутой роскоши, поэтому для разработки проекта привлекали модного архитектора Г. В. Барановского. К тому моменту он уже прославился такими работами, как магазин купцов Елисеевых и штаб-квартира Русского географического общества. Средства на строительство собирали среди верующих Бурятии и Калмыкии. Кроме того, немалую сумму пожертвовал сам Далай-Лама XIII.
В 1915-м дацан открыл свои двери для верующих. Помимо храма, на его территории разместилось ламское общежитие для желающих постигнуть учение Будды в Петербурге. Однако вскоре для дацана Гунзэчойнэй наступили тёмные времена. После падения самодержавия местная община была ликвидирована, а реликвии переданы в музей. Верующим обитель вернули лишь в 1990-е годы.
Архитектура и интерьер
Барановский объединил в постройке популярный в тот период северный модерн и черты храмового зодчества Тибета. Внешне дацан напоминает огромный трон, на котором восседает духовный учитель буддистов. Фасады здания отделаны красно-фиолетовым гранитом из пютерлакских каменоломен под Выборгом (там же добывали материал для колонн Исаакиевского собора). Массивные двери украшены текстом буддийских мантр, а мощные стены — барельефами с восточными иероглифами.
К интерьерам приложил руку известный художник Н. К. Рерих. По его чертежам и рисункам были созданы витражные окна на потолке, которые наполняют помещения естественным светом. Окна украшены разноцветным рисунком в виде мандалы. А пол выложен плиткой с изображением лотоса.
Смотря на здание с улицы, можно насчитать четыре уровня окон, это наводит на мысль, что оно четырёхэтажное. Однако это не так. Первый этаж занимает дуган — квадратное помещение с алтарём и огромной статуей Будды. Второй и третий — приёмные настоятеля и лам. Здесь за одной из дверей есть потайная лестница, ведущая на четвёртый и незаметный с улицы пятый этаж. Туда могут попасть лишь священнослужители. Там проводят буддийские обряды и хранят реликвии храма.
Реликвии
Большая часть оригинальных предметов религиозного культа была утрачена. Сегодня их воссоздают и возвращают местной общине на средства прихожан и меценатов.
Например, на деньги верующих создали и установили во дворе дацана Большую бронзовую курильницу Байпур — обрядовый сосуд для подношения трём драгоценностям буддизма (духовному учителю, его учению и ученикам). А в стенах здания хранятся тханки с пандитами — тканые изображения монахов древнего монастыря в Индии с молитвой в их честь на четырёх языках. Тханки монастырю подарил Далай-Лама XIV.
Среди других святынь — ритуальные платки хадаки, благославлённые Даши-Доржо Итигэловым (буддийским учителем и проповедником начала XX века). И, конечно, копия Ганжура — священного писания буддистов с проповедями Будды.
Чем заняться
В дацане проводят хуралы (молебны) для прихожан, а в зелёном саду крутятся молитвенные барабаны и развеваются молитвенные флажки (считается, что, когда они находятся в движении, нанесённые на них молитвы произносятся). Это удивительное место, где можно пообщаться с гостеприимными ламами, познакомиться с прихожанами и просто полюбоваться невероятным памятником архитектуры. А ещё сытно перекусить: на цокольном этаже здания работает столовая, где подают блюда бурятской кухни — буузы (мясо, завёрнутое в тесто и приготовленное на пару), чай с молоком и боовы (печенье из бездрожжевого теста).
Иволгинский дацан в Бурятии
Это духовный центр бурятских буддистов, который существует с середины 1940-х годов близ Улан-Удэ. Уникальным его делают три вещи: большие размеры, красивая архитектура и удивительные реликвии.
История
Иволгинский дацан построили в сталинскую эпоху — в тот период, когда антирелигиозная политика ещё оставалась одним из центральных векторов развития СССР, но уже наметились послабления.
Под храм зажиточная семья пожертвовала собственный дом, а его обустройством занимались добровольцы из местной буддийской общины. Спустя несколько десятилетий на месте скромного здания вырос огромный комплекс из нескольких храмов, учебных корпусов, библиотеки, музея, столовой, гостиницы и даже оранжереи. Сегодня дацан функционирует не только как монастырь, но и как университет с четырьмя факультетами: философии, медицины, иконографии и тантры (одно из учений буддизма, которое заключается в достижении состоянии просветления).
Архитектура и интерьер
Всего на территории Иволгинского дацана около 10 культовых построек. Центральное сооружение комплекса — Согчен-дуган, то есть соборный храм, который копирует культовые буддийские здания второй половины XIX века. Постройка восхищает изяществом: главный вход выделен стройными колоннами, а каждый этаж завершён крышей со вздёрнутыми к небу краями. К ним прикреплены колокольчики, издающие тихий звон при малейшем дуновении ветра.
Самая высокая точка здания украшена сверкающим позолотой многоярусным шпилем (ганджиром) и характерными для буддийского зодчества цилиндрами из меди — жалцанами. Внутри храм разделён на три уровня, а в центре молельного зала высится большая статуя Будды.
Главная святыня
Одна из основных причин, почему паломники со всего мира стремятся в загадочную и труднодоступную Бурятию, — это нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова — буддийского учителя и проповедника начала XX века. Согласно преданию, около ста лет назад он попросил навестить его через 30 лет после смерти, сел в позу лотоса, стал молиться и ушёл в другой мир. Его тело погрузили в кедровый саркофаг и похоронили неподалёку от Улан-Удэ.
Последователи ламы исполнили его просьбу: через 30 лет саркофаг открыли, но не обнаружили на теле ламы следов тления. Спустя ещё несколько десятилетий его перенесли в Иволгинский дацан. Прихожане полагают, что Даши-Доржо Итигэлов помогает всем, кто просит у него помощи.
Чем заняться
Сегодня сюда стремятся те, кто встал на путь веры и хочет посвятить жизнь постижению философии буддизма. Однако двери духовного центра Бурятии открыты не только для будущих лам, но и для путешественников.
Верующие могут прикоснуться к удивительным реликвиям, посоветоваться с монахами и проконсультироваться с лекарями, которые специализируются на тибетской медицине. А путешественникам будет интересно полюбоваться храмовой архитектурой, заглянуть в загон с косулями, которые считаются священными животными у бурят, а также прогуляться в оранжереи, где растёт дерево Бодхи — согласно преданию, Будда именно под ним достиг просветления.
Золотая обитель Будды Шакьямуни в Калмыкии
Исполинский буддийский храм в центре Элисты называют самым большим в Европе. Огромный размер здания — то, что выделяет его среди других, но это не все достоинства Золотой обители. О них — далее.
История
По сравнению с другими буддийскими храмами из нашего списка, этот ещё совсем молод: его возвели в 2005 году. Глядя на грандиозное сооружение, сложно поверить, что его построили в рекордные сроки — за девять месяцев. Работы вели с благословения Далай-Ламы XIV, а при разработке проекта глава местной общины даже ездил в Индию, чтобы утвердить проект у духовного лидера буддистов. Последний присутствовал на освящении места под будущий храм и дал ему название — Золотая обитель Будды Шакьямуни.
За два десятка лет храм успел стать не только точкой притяжения верующих, но и культурным центром мирового уровня. Здесь учат калмыцкому языку и проводят тематические встречи о буддизме. Также в храме есть библиотека с впечатляющим книжным фондом, а ещё музей.
Архитектура и интерьер
Название обитель получила неслучайно: золото здесь повсюду, не пожалели его даже для отделки крыш. Вкупе с белоснежными фасадами позолота придаёт храму особое свечение в солнечную погоду. Убедиться в этом можно, если приехать сюда в летний ясный день.
К главному входу ведёт длинная лестница с каскадным фонтаном, у подножия которой посетителей встречает серебряная фигура покровителя калмыцкого народа — Цаган Аава, что в переводе означает «белый старец». Поднимаясь по ступеням, нельзя не восхититься и высотой здания — его стены устремляются ввысь более чем на 60 метров! Местные говорят, что сверкающий купол храма виден из любой точки столицы республики.
Внимание вошедших в храм моментально приковывает девятиметровая статуя Будды, которую тоже называют крупнейшей в этой части света. Духовный учитель буддистов изображён с чашей для подаяний, которая символизирует отказ от мирских благ. Помимо внушительных размеров, эта скульптура поражает великолепием декора. Каждый миллиметр монумента покрыт сусальным золотом, а в качестве украшения использованы бриллианты. По традиции, внутри огромной фигуры спрятаны священные письмена и другие буддийские реликвии.
Всего в этих стенах несколько сотен статуй Будды. Из тех, что поменьше, складывают необычные пирамиды. Помимо этого, интерьеры украшают настенные росписи с портретами Далай-Лам и изображением сцен из жизни Будды. Они выполнены в стиле менри, то есть с использованием красок с натуральными материалами в составе (минералами и золотом). Это искусная работа тибетских художников.
Реликвии
В храме два особо почитаемых предмета, связанных с выдающимися буддийскими деятелями и мыслителями. Один из них — волосы ламы Цонкапы. Это тибетский проповедник XIV–XV столетий, биография которого описана в мельчайших подробностях его многочисленными последователями. Другая реликвия относится к ныне живущему Далай-Ламе XIV. Внутри здания установлена уменьшенная копия пагоды. В ней хранится одежда духовного лидера.
А ещё рядом с храмом стоит скульптурная группа из 17 бронзовых монументов пандитам — монахам древнего монастыря в Индии, которых чтят буддисты. В мире нет другого места, где они изображены в полный рост. Это не реликвия, а скорее достопримечательность, но её тоже стоит увидеть.
Чем заняться
Золотая обитель Будды Шакьямуни — это идеальное место, где можно узнать, как выглядит буддизм в XXI веке и одновременно заглянуть в прошлое. При монастыре работает музей, где хранится несколько сотен экспонатов, связанных с учением Будды. Многим из них по несколько веков. Это, например, тханки — тканые изображения божеств (буддийский аналог православных икон). Здесь есть экземпляры, которым более 300 лет!
Устуу-Хурээ в Туве
Это имя носят сразу два храма на территории республики. А ещё так же называется фестиваль музыки и веры, который проходит на границе России и Монголии. Расскажем, как они связаны друг с другом и почему считаются главным поводом для посещения Тувы.
История
История этого храма заслуживает экранизации. Устуу-Хурээ основали в 1905–1907 годах неподалёку от тувинского города Чадан. Инициатором выступил Далай-Лама XIII — духовный лидер буддистов начала XX века. Стройка была поистине народной: ежедневно к месту проведения работ прибывали новые и новые рабочие, которых выбирали общим собранием жители близлежащих сумонов (сёл).
Однако после завершения работ двери храма оставались открытыми лишь несколько десятилетий. С установлением советской власти буддийские обители подверглись варварским разрушениям. В те годы Тува лишилась более 20 религиозных построек. Устуу-Хурээ выстоял только благодаря тому, что его построили из глины, а не из дерева, как другие монастыри. Стены храма остались невредимы, но со временем превратились в руины.
Спустя полвека остатками сооружения заинтересовалась В. Е. Хаславская — архитектор из Москвы, прибывшая в республику на поиски утерянных памятников архитектуры. Она же разработала проект восстановления здания, но средства, выделенные на эти цели, были потрачены не по назначению. На этом история Устуу-Хурээ могла бы закончиться, если бы не энтузиасты из числа тувинских музыкантов. Они организовали одноимённый музыкальный фестиваль, собрали нужную сумму и рядом с руинами построили новый храм — точную копию того, что существовал более 100 лет назад.
Архитектура и интерьер
Устуу-Хурээ построили и перестроили простые люди, но, помимо неравнодушных добровольцев, за его созданием стоят великие мастера прошлого, благодаря которым храм восхищает даже в современном воплощении.
Архитектурные особенности исторической постройки учли при возведении нового храма в XXI веке. Сегодня он такой же, каким его задумывали создатели. Так, стены нижнего этажа имеют небольшой наклон — это дань уважения архитектурной традиции Тибета. Автор проекта старого храма был родом из этой страны, а оказавшись в Туве, придал местной обители черты хорошо знакомых ему храмов. А деревянный павильон второго этажа, увенчанный крышей с загнутыми краями, отсылает к архитектурной традиции Китая. Именно оттуда прибыли специалисты, изготовившие отдельные элементы убранства первого варианта Устуу-Хурээ.
Кстати, стены старого храма по-прежнему стоят по соседству. Сегодня их чтут как буддийскую святыню.
Реликвии
В Устуу-Хурээ нет старинных предметов религиозного культа — все их вывез один из монахов храма ещё в XX веке. С тех пор уникальная коллекция, которая насчитывает полторы тысячи экспонатов, хранится в Национальном музее Тувы. В 2009 году здесь сделали удивительное открытие: во время работы с фондами в бронзовой статуэтке Будды нашли 36 ранее неизвестных реликвий. Подписи гласят, что они могли принадлежать великим учителям и проповедникам буддизма.
Анализ бумаги, в которую были завёрнуты предметы религиозного культа, установил, что самым старинным из них около 1000 лет! По одной из версий, эти вещи хранились у настоятеля Устуу-Хурээ. Ежегодно в канун Нового года по лунному календарю их выносят на всеобщее обозрение, чтобы верующие могли поклониться святыням.
Чем заняться
Лучше всего посещать обитель летом, в дни фестиваля «Устуу-Хурээ», который проходит в её окрестностях. Тысячи человек из разных уголков планеты ежегодно приезжают в Туву, чтобы совершить хороо — ритуальное шествие к старинной святыне, пожить в палатке или юрте под открытым небом и послушать музыку в тени гигантских лиственниц.
Здесь нет культурного, религиозного и национального разделения. На одной сцене можно увидеть новоорлеанского джазмена, тувинских рокеров, фольклорный ансамбль и духовой оркестр. А в перерывах между концертами погрузиться в местный колорит — например, посмотреть состязания по национальным видам спорта: борьбе хуреш, конным скачкам, попробовать блюда местной кухни и погреться у костра дружбы — заключительного мероприятия фестиваля, который объединяет участников со всего мира.
Заключение
Большое путешествие в буддийские обители станет уникальным опытом для тех, кто мыслит шире классических маршрутов по России. Это шанс побывать в отдалённых уголках страны и познакомиться с древнейшей религией в мире. А ещё увидеть необычную архитектуру, прикоснуться к священным реликвиям и пообщаться с ламами. Этот путь можно пройти самостоятельно или вместе с опытным гидом, который поможет быстро погрузиться в местный колорит и лучше понять религиозные традиции малых народов России.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Погрузиться в Средневековье, полюбоваться парком Монрепо и проехать вдоль берега Финского залива
Увидеть визитные карточки города и раскрыть их историю с профессиональным гидом