Метро Санкт-Петербурга

В Петербургском метрополитене 72 станции, 5 линий и почти 125 километров путей. Как и в Москве, это не просто вид общественного транспорта, а полноценная достопримечательность. Например, станция «Автово» в 2014 году вошла в десятку самых красивых в мире, а «Адмиралтейская» считается наиболее глубокой во всей России. Рассказываем, какие ещё особенности таит в себе петербургское метро и что любопытного происходило в его истории. А также советуем, какие станции обязательно стоит посетить во время путешествия в Северную столицу.
СодержаниеСхема метроКраткая история метрополитена Санкт‑ПетербургаЛинии метрополитена Санкт‑ПетербургаЛиния 1 — Кировско-Выборгская (красная)Линия 2 — Московско-Петроградская (синяя)Линия 3 — Невско-Василеостровская (зелёная)Линия 4 — Правобережная (оранжевая)Линия 5 — Фрунзенско-Приморская (фиолетовая)Самые красивые станции«Пушкинская»«Автово»«Адмиралтейская»«Нарвская»«Кировский завод»«Маяковская»«Международная»«Звенигородская»«Площадь Александра Невского 2»«Спасская»«Спортивная»Музей метроИнтересные факты о метро Санкт‑ПетербургаТематические поездаВокзалы у станций метроФото метроЗаключение

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Иван

    Главным в своей работе видит принцип рассказывать просто о сложном. Поэтому на экскурсиях Ивана интересно и взрослым, и детям.

  • Анастасия

    Петербург на её экскурсиях — это всегда яркие краски, только положительные эмоции и никаких скучных и монотонных повествований.

Схема метро

На карте Петербургского метрополитена пять веток, каждой из которых присвоен номер и цвет.

Первая (слева) и современная (справа) схемы Петербургского метрополитена
Источник: официальный сайт Петербургского метрополитена

Скачать схему метро

Краткая история метрополитена Санкт‑Петербурга

Проекты железной дороги в тоннеле под Невой местные инженеры начали предлагать городским властям ещё в первой трети XIX столетия. Однако до реализации дело дошло больше века спустя. Метро Санкт‑Петербурга (тогда Ленинграда) открыло двери для пассажиров осенью 1955 года.

Первое время подземка состояла из семи станций и одного электродепо, а поезда не имели систем автоведения и были оснащены обычным громкоговорителем для связи помощника машиниста с пассажирами. Однако уже в 1964 году на службу заступил первый состав с автоматизацией управления. Технология повысила точность остановки поезда на платформе и снизила нагрузку на машиниста: отпала необходимость в помощнике.

Год спустя появились аудиозаписи на магнитной ленте для автоматического объявления остановок и всем известного оповещения «Осторожно, двери закрываются». К концу 1960-х пассажиропоток достиг одного миллиона человек в сутки, а станций в составе ленинградского метрополитена было уже 25. А всего через десять лет их количество увеличилось ещё на 14 — развитие подземки шло бурными темпами.

1. Вагонное депо близ станции «Автово». Конец 1950-х годов. Фото: диафильм «Второй в Союзе»
2. Дежурная по станции. Конец 1950-х годов. Фото: диафильм «Второй в Союзе»
3. «Кировский завод». Конец 1950-х годов. Фото: диафильм «Второй в Союзе»
4. «Технологический институт». Строительство эскалаторного тоннеля. 1950 год. Фото: А. Кельх

В 1980 году специально к Олимпиаде в вестибюлях появились справочные бюро, на платформах — переговорные пункты с телефонами и световые указатели. А ещё — открылся Музей метро с исторической экспозицией на территории электродепо «Автово» (позже перенесли в здание у станции «Приморская»). Все эти факторы повлияли на поток пассажиров — он вырос до двух миллионов человек в сутки (и остаётся таким и сейчас). В 1992 году Ленинградский метрополитен стал Петербургским — к этому моменту насчитывалось уже 59 станций.

В последние 20 лет городское метро Санкт‑Петербурга сильно модернизировали: появились единые проездные, новые указатели с дублированием информации на английском языке, Wi-Fi. Кроме того, поезда оснастили умной системой контроля за физическим и психологическим состоянием машиниста, которая помогает быстро определять повышенный уровень стресса.

На глубину долго не шли

В середине XIX века были представлены проекты подземной железной дороги, которая соединила бы разные берега города, но вместо неё в 1855 году построили первый постоянный разводной мост Петербурга — Благовещенский.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге
1. Ленинград во время Олимпиады-80
2. Карла Бруни, фотомодель и будущая жена Николя Саркози, в 1992 году побывала в Санкт‑Петербурге. Фото: Ferdinando Scianna
3. Электродепо «Невское» с поездами, курсирующими по Невско-Василеостровской линии

Линии метрополитена Санкт‑Петербурга

Ниже — подробная информация о каждой ветке подземки Северной столицы.

Линия 1 — Кировско-Выборгская (красная)

Самая старая ветка Петербургского метрополитена. На ней находятся семь станций: «Нарвская», «Площадь Восстания», «Балтийская», «Владимирская», «Автово», «Технологический институт» и «Кировский завод», открытых первыми. Линия оставалась единственной на протяжении шести лет. Станции продолжали появляться на ней вплоть до 1978 года — в результате их стало 19. А общая длина путей составила чуть больше 29 километров.

Самая-самая

Станцию «Автово» зарубежные издания отметили дважды: в 2014 году она вошла в список самых красивых станций мира по версии британской газеты The Guardian, а позже The Daily Telegraph причислила её к самым красивым станциям в Европе. Кстати, станции красной ветки — от «Автово» до «Площади Восстания» — находятся под охраной Комитета по госиспользованию и охране памятников Петербурга, а также занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иван, гид в Санкт-Петербурге
«Автово» • «Балтийская» • «Площадь Восстания»

Линия 2 — Московско-Петроградская (синяя)

В 1961 году заработали пять станций этой ветки: «Электросила», «Технологический институт 2», «Московские ворота», «Фрунзенская» и «Парк Победы». Последняя, кстати, считается первой во всём мире платформой закрытого типа с дополнительными автоматическими дверями в стенах, которые открываются вместе с вагонными. Самая новая на сегодняшний день станция линии — «Парнас» — открылась лишь в 2006 году. Сегодня Московско-Петроградская ветка — рекордсмен по протяжённости в петербургском метро (более 30 километров).

1. Станция метро «Технологический институт», которую петербуржцы по-домашнему называют «Техноложка»
2. «Московские ворота» вскоре после открытия. 1961-62 года. Фото: Р. А. Мазелев
3. «Парнас» – самая новая станция 2-й линии

Линия 3 — Невско-Василеостровская (зелёная)

Станции начали открываться в 1967 году. Первыми стали «Маяковская», «Василеостровская», «Площадь Александра Невского» и «Гостиный двор». Все — закрытого типа, как и «Парк Победы» на второй линии. Открытие ветки даже потребовало введения в эксплуатацию новых поездов, каждый из которых поддерживал функцию автоматического ведения для точной остановки на подобных платформах. Эта линия продолжает расширяться и сейчас — последними открылись станции «Зенит» и «Беговая» в 2018 году.

1. Саддам Хусейн в ленинградском метро. 9 августа 1970 года. Фото: Вячеслав Рунов, РИА Новости
2. «Маяковская» в 1986 году. Фото: набор открыток «Архитектура Ленинградского метро»
3. «Маяковская» сегодня. Фото: Discover 24
4. «Зенит» – одна из новых станций на 3-й линии

Линия 4 — Правобережная (оранжевая)

Самая короткая: всего 11 с лишним километров. Первые станции — «Лиговский проспект» и «Достоевская» — открылись в 1991 году.

«Достоевская» (слева), «Лиговский проспект» (справа)

Линия 5 — Фрунзенско-Приморская (фиолетовая)

Первая станция — «Садовая» — была открыта в 1991 году. Она стала по-своему уникальной — на протяжении шести лет оставалась единственной на Фрунзенско-Приморской ветке. «Спортивная» и «Чкаловская» появились лишь в конце 1990-х. А последние обновления в схеме линии произошли в 2019 году.

1. Строительство станции метро «Садовая», 1991 год. Фото: сообщество «Город, которого больше нет»
2. На «Спортивной» есть 300-метровый траволатор, соединяющий Петроградскую сторону и Васильевский остров. Фото: MMMMMik, CC BY-SA 4.0
3. «Дунайскую» (открыта в 2019 году) украшают витражи с видами расположенных на Дунае европейских городов

Самые красивые станции

В вестибюлях и переходах пассажиров ждут десятки живописных панно на различные темы, оформленные под кольчугу стены, декоративные дверцы кабельных щитков и ещё много необычных украшений и памятников. Вот — станции, которые точно стоит увидеть в метро Санкт‑Петербурга.

«Пушкинская»

Линия: Кировско-Выборгская

Изначально станции предполагалось дать имя «Витебский вокзал», однако проект разрабатывался в год 155-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина, поэтому её решили назвать в честь великого поэта. В эскалаторной зоне пассажиров встречает большой барельеф-медальон с изображением классика. На платформе вдоль стен установлены ряды изящных высоких светильников с позолоченными копьями и щитами, все арки украшены лепными венками из лавровых листьев. Кроме того, на станции в 1956 году разместили скульптуру А. С. Пушкина на высоком постаменте — это первый памятник, установленный внутри петербургского метро.

Наземный вестибюль • Подземный вестибюль. Фото: София@Piter • Памятник Пушкину работы М. Аникушина

«Автово»

Линия: Кировско-Выборгская

Эта станция метро СПб посвящена героическим подвигам ленинградцев. Платформу украшает большое мозаичное панно под названием «Победа». Оно изображает мать с маленьким ребёнком на руках и символизирует мир после окончания войны и освобождения страны от фашистских захватчиков. Есть на станции и другие панно. Они посвящены двум оборонам города: Петрограда в 1919 году (во время Гражданской войны) и Ленинграда в период Великой Отечественной. Стены и все 46 колонн внутри «Автово» декорированы мрамором и частично рельефным стеклом, которое визуально напоминает хрусталь.

Финские корни

Станция получила своё имя по историческому названию селения, находившегося в этой местности — финской деревни Аухтуа, которую позже переименовали в Автово.

Иван, гид в Санкт-Петербурге
1. Станция метро «Автово» сегодня
2. Макет станции «Автово». Авторы: Е. А. Левинсон и А. А. Грушке
3. Лампа с подставкой, сделанной из украденных балясин балюстрады Смольного собора. Говорят, именно одна из таких ламп стала вдохновением для Левинсона, придумавшего облицевать колонны «Автово» стеклом. Фото: Михаил Жуков
4. Ленинградский завод художественного стекла. Работа над облицовкой колонны

«Адмиралтейская»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Выдающаяся станция, которая считается самой глубокой во всей России (86 метров под землёй). Оформление «Адмиралтейской» посвящено российскому флоту и его становлению во времена правления Петра Великого. Центральный элемент декора здесь — мозаичное панно «Основание Адмиралтейства». На гранитном полу и сводах можно увидеть изображение розы ветров, отделанные мрамором арки дополнены контрастными чёрными колоннами, а на стенах установлены крупные медальоны с портретами известных русских адмиралов: И. К. Григоровича, Ф. Ф. Ушакова и других.

Самый масштабный долгострой

«Адмиралтейская» побила рекорд не только по глубине залегания, но и по времени строительства: её должны были открыть в 1997 году, но из-за различных трудностей работы завершились только в 2011-м.

Иван, гид в Санкт-Петербурге
Наземный вестибюль. Фото: Bittsevsky • Подземный вестибюль. Фото: Александр Кислицын • Роза ветров. Фото: Bittsevsky

Эта станция метрополитена расположена рядом со зданием Адмиралтейства. Однако в народе она также известна как «Призрак». Дело в том, что станцию довольно долго не могли официально открыть: не удавалось согласовать место расположения выхода в город в историческом центре Санкт‑Петербурга. По этой причине поезда долго проезжали платформу «Адмиралтейской» без остановки.

«Нарвская»

Линия: Кировско-Выборгская

Одна из первых станций метрополитена Санкт‑Петербурга. Название она получила от расположенных поблизости Нарвских ворот. Здешняя тематика — профессии советских граждан. Стены вестибюля декорированы 48 медальонами с изображением врачей, колхозников, строителей, литейщиков. А над эскалатором расположено крупное панно «Слава Труду!» с рабочими на митинге.

Как придумали жетоны

Когда пассажиропоток в Санкт‑Петербургском метро сильно увеличился, два студента ИТМО, одним из которых был Борис Гринчель, предложили на входе установить турникеты, похожие на те, что стоят на заводских проходных. Первый турникет появился именно на станции «Нарвская» в 1958 году. В качестве проездного Гринчель предложил ввести жетоны, которыми мы пользуемся и сейчас.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге
Стёртая личность

Торцевую стену подземного вестибюля станции «Нарвская» до декабря 1961 украшало яркой мозаичное панно из смальты с изображением Сталина. После выступления Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС о борьбе с культом личности всё, связанное с именем вождя, начали уничтожать. Исчезло и панно на этой станции.

Иван, гид в Санкт-Петербурге
Наземный вестибюль • Подземный вестибюль • Мозаика с изображением Сталина, вторая половина 50-х годов. Фото: Thomas T. Hammond

«Кировский завод»

Линия: Кировско-Выборгская

Главная «промышленная» станция Петербургского метрополитена. Она находится возле самого старого и крупного машиностроительного завода города — Кировского, поэтому оформлена в соответствующей стилистике. Облицованный мрамором вестибюль декорирован лепниной и объёмными алюминиевыми медальонами, которые тематически посвящены металлургической, угольной и нефтяной промышленности СССР. А путевые стены украшены нестандартными элементами — подобием дверей кабельных шкафов.

Как две капли

Занятно, что наземный вестибюль станции внешне очень напоминает Парфенон в Афинах, а также Мемориал Линкольна в Вашингтоне, который изображён на пятидолларовой купюре и монете в 1 цент.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге
Наземный вестибюль «Кировского завода» • Парфенон • Мемориал Линкольна в Вашингтоне• Подземный вестибюль • Барельеф

«Маяковская»

Линия: Невско-Василеостровская

Ещё одна «литературная» станция питерского метро. Названа в честь поэта Владимира Маяковского. Станция облицована мрамором и украшена портретом писателя в мозаичном стиле на контрастных ярко-красных стенах. А в наземном вестибюле установлен бронзовый горельеф Маяковского.

Подземный вестибюль • Наземный вестибюль • «Маяковская» – станция закрытого типа (иначе – горизонтальный лифт), здесь есть раздвижные двери, за которыми скрываются пути

«Международная»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Вход на станцию расположен рядом с улицами, которые названы в честь городов социалистических европейских государств, входивших в Восточный блок. Это, например, Бухарестская, Будапештская, Белградская. Благодаря этому станцию назвали «Международной», а также соответствующе оформили: верхний вестибюль декорирован большим панно с древними мифологическими сюжетами культур разных народов, а нижний — мозаичным изображением Атланта, удерживающего на плечах Землю.

Интересная деталь

Для церемонии открытия «Международной» из Музея Петербургского метрополитена взяли ножницы, которыми в 1955 году перерезали ленточку на открытии одной из первых станций города — «Площади Восстания».

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге
Наземный вестибюль, мозаичное панно «Рождение Вселенной». Фото: сайт района Купчино • Подземный вестибюль • Фриз-панно «Атлант»

«Звенигородская»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Тематически посвящена Семёновскому полку. Сейчас это известное формирование Вооружённых сил РФ, но изначально, в конце XVII века, его собрал 11-летний Пётр I в качестве своего личного маленького войска. На станции можно увидеть крупное мозаичное панно, на котором как раз и изображены «семёновцы», включая первого российского императора. Платформа облицована мрамором и разноцветным гранитом.

Кстати, входы и выходы станции находятся недалеко от Пионерской площади, где ранее располагались казармы Семёновского полка.

Обратите внимание

В вестибюле станции находится самое большое мозаичное панно петербургского метрополитена! Его длина — 20 метров, высота — 4 метра. Тема Полтавской битвы здесь выбрана не случайно. Станция метро находится на улице Звенигородской, в районе, где после Северной войны был расквартирован Семёновский полк, участвовавший в сражениях.

Анастасия, гид в Санкт-Петербурге
Наземный вестибюль. Фото: Bittsevsky • Мозаичный фриз, художник А. К. Быстров. Фото: Bittsevsky • Подземный вестибюль

«Площадь Александра Невского 2»

Линия: Правобережная

В Петербургском метрополитене существует две станции с таким названием. Вторая, о которой пойдёт речь ниже, находится на оранжевой Правобережной линии и появилась в 1985 году — на 18 лет позже первой, расположенной на Невско-Василеостровской ветке.

«Площадь Александра Невского 2» — своеобразный памятник борьбе за независимость Великого Новгорода, который до 1478 года сопротивлялся ликвидации Новгородской республики и присоединению к Московскому княжеству. По архитектурной задумке, станция метро оформлена по образу древнерусской крепости: облицованные мрамором арочные галереи по обе стороны платформы играют роль укреплений, решётки светильников похожи на бойницы. А путевые стены отсылают к доспехам древнерусских воинов и декорированы золотистыми «чешуйками» кольчуги.

Самое интересное на станции «Площадь Александра Невского 2» – золотистые «чешуйки» кольчуги

«Спасская»

Линия: Правобережная

При открытии станцию назвали в честь уже несуществующего собора Санкт‑Петербурга — Спаса на Сенной, который снесли в начале 1960-х. Главный декоративный элемент станции находится в наземном вестибюле над эскалаторной зоной. Это несколько мозаичных панно, иллюстрирующих бытовые сцены торговли и общения людей на Сенной площади несколько столетий назад.

А ещё «Спасская» интересна тем, что входит в единственный и уникальный для петербургского метро тройной пересадочный узел — вместе со станциями «Садовая» (Фрунзенско-Приморской линии) и «Сенная площадь» (Московско-Петроградской ветки). По этой причине до 2013 года она вообще не имела собственного выхода на поверхность.

1. Мозаичные панно в наземном вестибюле. Фото: сайт «История Петербургского метро»
2. Вход на станцию «Спасская»
3. Мозаичное панно в переходе между линиями метро. Фото: Bittsevsky

«Спортивная»

Линия: Фрунзенско-Приморская

Уникальная станция, которая имеет два яруса с двумя платформами на каждом и способна одновременно принимать четыре поезда. Подобная конструкция платформы была реализована в Петербургском метрополитене впервые в мире.

Нижний ярус станции. Сквозь отверстие в потолке виден верхний ярус. Фото: ID77 • Верхний ярус. Фото: Alex Florstein Fedorov, CC BY-SA 4.0 • Мозаика в вестибюле

Название станции связано расположением: в непосредственной близости находятся спорткомплекс «Петровский» и ДС «Юбилейный». Оформление станции также выдержано в спортивной тематике. В наземном вестибюле и на платформе можно увидеть много мозаичных панно. На них изображены люди, занимающиеся различными видами спорта, а также Олимпийский огонь. Платформу украшают и медальоны в античном стиле с греческими богами. А на стене над эскалаторами пассажиры могут прочесть текст «Оды спорту» французского историка и литератора Пьера де Кубертена.

Музей метро

В год проведения в СССР летних Олимпийских игр —1980 на территории электродепо «Автово» появилась крупная экспозиция, посвящённая ленинградской подземке. Позднее музей переехал в здание на улице Одоевского, 29 рядом со станцией «Приморская», где расположен и сейчас. В 2015 году он получил новое название — «Интерактивный центр истории Петербургского метрополитена».

Внутри посетители могут увидеть, как выглядели вагоны разных лет в масштабе 1:20, а также понаблюдать на специальном макете за полным циклом движения поезда образца 1960-х годов. Здесь можно даже посидеть в кабине машиниста и изучить систему управления составом, посетить диспетчерскую и виртуально «встретиться» со строителями метро на 70-метровой глубине.

Фото: Ирина Едошина

В музее устраивают и программы для детей: маленькие посетители могут прокатиться на «Волшебном поезде», чтобы познакомиться со всеми особенностями петербургской подземки и запомнить расположение станций и линий, а также принять участие в развлекательных квестах.

Важно знать, что посетить экспозицию получится только по предварительной записи. Свободная прогулка по интерактивному центру не предусмотрена, так как для знакомства со всеми интерактивными зонами требуется присутствие специалиста. Можно присоединиться к групповой экскурсии (до 20 человек) или заказать индивидуальную только для своей компании. Актуальные цены и свободные даты для посещения лучше уточнять на сайте музея метро СПб.

Фото: Ирина Едошина

Интересные факты о метро Санкт‑Петербурга

  • Длина самого короткого тоннеля от станции «Владимирская» до «Площади Восстания» составляет всего 848 метров, самого длинного — от «Обухово» до «Рыбацкого» — 3,6 километра.

  • Когда метрополитен Санкт‑Петербурга только начинал свою работу, поезда делали гораздо короче. В составе каждого было всего лишь четыре вагона.

  • С середины 1970-х все объявления в поездах озвучивал петербургский диктор М. А. Быков. Его даже неофициально нарекли «самым главным голосом подземки». А в 2009 году Быкова сменили знаменитые личности города на Неве: в вагонах разных линий теперь звучат голоса Михаила Боярского, Александра Розенбаума или, например, футбольного комментатора Геннадия Орлова.

  • В 1971 году метрополитену Санкт‑Петербурга был присвоен Орден Ленина — «за высокую культуру в обслуживании пассажиров».

  • Петербургская подземка нередко фигурировала в кинематографе. Например, на станции «Московские ворота» снимался фильм «Опасный возраст» (1981) с Алисой Фрейндлих, а железнодорожные пути электродепо «Автово» засветились в советском сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1986).

Фото: Пименов Роман

Тематические поезда

Метро Питера — это не просто быстрый способ передвигаться по городу. По его тоннелям ходят особые тематические составы, которые также знакомят пассажиров с достопримечательностями Северной столицы, классиками литературы и историей подземки. Среди них:

  • «Дворцы Петербурга». Поезд был запущен на Невско-Василеостровской ветке в ноябре 2015 года. Его вагоны изнутри украшены иллюстрациями и фотографиями Петергофа, Зимнего дворца и других значимых архитектурных памятников. Также внутри состава присутствуют и самые яркие элементы оформления питерского метрополитена, например крупное изображение красной стены с портретом В. В. Маяковского с оноимённой станции.

  • «Мобильная библиотека». Появился на Кировско-Выборгской линии в апреле 2016 года. Интерьер вагонов стилизован под библиотеку с камином, где с нарисованными на стенах книжными полками соседствуют высказывания классиков и цитаты из различных книг.

  • «Красная стрела». Курсирует по Кировско-Выборгской ветке с 2016 года. Состав копирует внешний вид экспресса «Красная стрела», который ежедневно курсирует между двумя столицами. Кстати, запуск этого тематического поезда именно по 1-й линии метро был не случаен. Одна из её станций — «Площадь Восстания» — как раз расположена возле Московского вокзала.

  • «Литературный» поезд запустили на Кировско-Выборгской ветке в конце декабря 2016 года. В оформлении вагонов использованы портреты и известные цитаты классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, Ф. М. Достоевского и других.

  • «Эпохи метро». Курсирует по Невско-Василеостровской линии с ноября 2020 года. Его вагоны украшены архивными фотографиями, кадрами из фильмов и другими различными элементами, которые знакомят пассажиров с историей метрополитена Санкт‑Петербурга, начиная с его открытия.

Фото: дизайн-студия «Лайка», сайт Администрации Санкт‑Петербурга, LIFE, Приветъ, Питеръ, «Петербургский дневник»

Вокзалы у станций метро

Возле станции «Пушкинская» Кировско-Выборгской линии находится Витебский вокзал. Именно здесь в 1837 году запустили движение по первой железной дороге России, которая протянулась на 25 километров до Царского села. А ещё Витебский вокзал — это популярная архитектурная достопримечательность Северной столицы. На экскурсии от Tripster путешественники могут полюбоваться оформлением здания и узнать от местного гида самые интересные исторические факты и тайны этой локации.

У станции «Площадь Ленина» находится Финляндский вокзал. Он был построен в конце 1860-х и единственный из всех продолжал работать в годы блокады. На экскурсии от Tripster по Финляндскому вокзалу путешественники смогут узнать малоизвестные факты про эту достопримечательность и увидеть главный исторический экспонат, расположенный возле здания, — паровоз, на котором В. И. Ленин дважды нелегально отправлялся в Финляндию со здешних платформ.

«Площадь Восстания» Кировско-Выборгской линии расположена около Московского вокзала. Ещё две станции метро СПб — «Ладожская» (Правобережной линии) и «Балтийская» (Кировско-Выборгской ветки) — также находятся у одноимённых вокзалов.

Фото метро

Заключение

Метрополитен Санкт‑Петербурга — это не просто вид транспорта, а место, где можно увидеть красивую советскую архитектуру, полюбоваться мозаичным декором и даже погрузиться в историю, просто прокатившись на одном из тематических поездов. Во время путешествия в Северную столицу подземку обязательно стоит включить в обзорный маршрут как одну из ключевых достопримечательностей. А поближе познакомиться с особенностями станций на всех линиях питерского метрополитена путешественникам помогут опытные местные гиды.

Автор: Никита Показанников

Ещё на тему путешествий

Где покататься на коньках в Санкт‑Петербурге «Севкабель Порт», Елагин остров, «Охта Парк» и другие локации