Афинский Акрополь
Главные памятники музея под открытым небомИстория
Акрополь был населён со 2 тысячелетия до н. э., когда Афины ещё не претендовали на господство в Греции. С XVI по XII века до н. э. холм принадлежал микенцам, которые возвели здесь дворец и крепостную стену. Спустя четыре столетия, когда Афины уже были самостоятельным полисом, тут стали появляться новые постройки. В VI веке до н. э. на месте дворца построили храм богини Афины Гекатомпедон — его считают предшественником Парфенона.
В 480 году до н. э., в эпоху греко‑персидских войн, Афинский Акрополь оказался в руках персов и все его сооружения были разрушены. Но в таком виде город просуществовал краткий период времени — уже через 30 лет холм стал вновь застраиваться, и вскоре на нём появились Парфенон, храмы Эрехтейон и Ники Аптерос и театр Диониса. Материалом для них служил пентелийский мрамор, который добывали неподалёку от Афин.
На Акрополе продолжали возводить здания и в период Римской империи, в состав которой Афины вошли во II веке до н. э. В IV веке город стал частью Византии, и вскоре местные храмы переделали в христианские, а позже, с приходом на эти земли турок, — в мечети и другие мусульманские сооружения.
В 1687 году Афинский Акрополь принял на себя сильный удар от венецианцев, которые вели войну с турками. Восстанавливать памятники начали только после 1830 года, когда Греция стала независимой. Реставрационные работы ведутся и сейчас.
Ансамбль Афинского Акрополя
Несмотря на непростую историю Афин, многие античные постройки города были отреставрированы по дошедшим до нас описаниям ансамбля, и составить представление о том, как они выглядели, сегодня вполне возможно. Вот на что стоит обратить внимание, оказавшись на Афинском Акрополе.
Парфенон
Здание построили в 447–438 годах. Исследователи полагают, что идея главного храма Афинского Акрополя принадлежала архитектору Фидию, которому также приписывают авторство одного из семи чудес света — статуи Зевса в Олимпии.
В восточном крыле Парфенона находилась целла — основное помещение со статуей божества, — в которой хранились государственная казна и сокровища храма. Вокруг него можно было увидеть скульптуры древнегреческих богов. Многие композиции, сохранившиеся до нашего времени, выставлены в Британском музее, музее Акрополя, Лувре и Ватикане.
Интересно, что при строительстве Парфенона архитекторы применили большое количество оптических трюков. Угловые колонны храма крупнее остальных и ближе стоят к соседним, что создаёт иллюзию их одинаковости. Ещё колонны Парфенона немного наклонены внутрь — благодаря этому храм выглядит стоящим прямо.
На протяжении истории храма его облик несколько раз трансформировался. В 267 году на Афины напало древнегерманское племя герулов, которые устроили в Парфеноне пожар, обрушивший крышу. Её восстановили, но храм уже не выглядел так роскошно, как раньше. В V веке, когда здание стало христианской церковью, в западной стене появился новый вход, а в восточном крыле разместили иконостас и алтарь. В начале XIII века, после того, как крестоносцы установили в Афинах католичество, в Парфеноне выкопали крипту и пристроили к нему колокольню. В XV веке турки переделали её в минарет мечети.
В 1687 году Парфенон принял на себя удар венецианцев и превратился практически в руины. Храм стали восстанавливать только в 1830‑е, но из‑за землетрясения, случившегося в конце XIX века, работы пришлось начать заново. Они идут до сих пор.
Эрехтейон
Построен в 406 году до н. э. как сооружение для статуи Афины, которая ранее стояла в разрушенном персами храме Гекатомпедон. Эрехтейон назвали в честь Эрехтея — такое имя в греческой мифологии носил царь Афин.
Эрехтейон состоял из целлы, где находилась культовая статуя с горящей золотой лампой, и дополнительных помещений. Там размещались скульптура Гермеса и реликвии со времён персидских войн.
Эрехтейон имеет неоднозначное прошлое. Всего через 10 лет после постройки он пострадал от пожара, но восстановить здание удалось лишь в конце IV века. Через два века храм вслед за Парфеноном стал христианским, а после захвата Афин крестоносцами — католическим. В Османский период истории города в Эрехтейоне сделали гарем паши. С 1830‑х и до недавнего времени в комплексе шли активные раскопки и реставрация.
Самый примечательный элемент на фасаде Эрехтейона — кариатиды. Женские фигуры, подпирающие свод, выполнены с предельной детализацией. Сейчас на Акрополе можно увидеть лишь копии скульптур: четыре оригинала выставлены в музее комплекса, а ещё один в Британском музее.
Храм Ники Аптерос
Первое архитектурное сооружение, которое получило такое название, было возведено в VI веке до н. э., но вскоре его разрушили персы. Сведений о том, как оно выглядело, не сохранилось.
Новый храм в честь Ники построили в 420 году до н. э., когда греки вели войну со Спартой, в надежде на её удачное завершение. Внутри стояла статуя богини Ники без крыльев («аптерос» переводится «бескрылая»), с которыми её обычно изображают. По одной из версий, лишить Нику их задумали для того, чтобы победа не покидала город. По другой, скульптура была бескрылой потому, что изображала Афину: Ника считается одним из её эпитетов, или обличий, как и, например, Паллада. Храм имел по четыре колонны с двух сторон, а его парапет украшали барельефные изображения Афины Победительницы за разными занятиями.
Храм простоял до 1687 года, когда турки построили из его камней бастион для обороны от венецианцев. Спустя полтора века сооружение восстановили. В 1930‑х решили, что реконструкция сделана неверно, и провели её заново. В 2000‑х история повторилась: здание опять демонтировали и возвели уже таким, каким его можно увидеть сейчас. Последняя постройка считается наиболее приближенной к оригиналу, а её недостающие элементы хранятся в музее Акрополя и в Британском музее.
Асклепион
Это лечебный комплекс, который построили в 420–419 годах до н. э. и назвали в честь бога медицины Асклепия. Есть версия, что причиной появления Асклепиона стала эпидемия чумы в городе.
Ансамбль Асклепиона состоял из ворот, храма и двух стой — галерей с одним или двумя рядами колонн. В одной находились столовая и общежитие, а в другой — зал для сна пациентов и хранилище подношений.
Горожане, у которых были проблемы со здоровьем, первым делом шли в храм и приносили дары богам. Далее гостей комплекса ждали ритуалы физического и духовного очищения и ночь в специальном зале. Считалось, что во сне к пациентам должен прийти Асклепий и либо их исцелить, либо рассказать, как это сделать им самим. На следующий день врачующие истолковывали сновидения пациентов и выписывали им лечение.
По предположениям историков, все архитектурные постройки комплекса снесли в VI веке, когда Афины вошли в состав христианской Византии и язычеству пришёл конец. Здания не восстановили, и от почти всех помещений, кроме частично реконструированной стои, где располагались залы для сна, остался только фундамент.
Театр Диониса
Амфитеатр построили в VI веке до н. э. Первоначально его возвели из дерева, но в 326–325 годах перестроили в камне, сделав мраморным. Внизу располагалась зона для хора или оркестра, а над ней возвышалась сцена.
Вместимость амфитеатра в то время оценивают в 25 000 мест, которые редко пустовали. Драматические спектакли, поставленные по произведениям Еврипида, Эсхила, Софокла и Аристофана, пользовались у горожан огромной популярностью.
После включения Афин в состав Римской империи во II веке начался период упадка театра. Новые власти внесли в его облик немало изменений, например, возвели перегородку перед местами для зрителей. Историки полагают, что это сделали для того, чтобы обезопасить гостей во время гладиаторских боёв, которые стали тогда проводиться на арене.
В конце V века театр перестали использовать по назначению: нижняя его часть стала внутренним двором базилики, а сидения разобрали. Археологи начали исследовать театр в 1861 году. В 2009‑м специалисты приступили к его реконструкции, а сейчас сооружение могут посетить и путешественники.
Одеон Герода Аттика
В отличие от соседних, этот памятник появился уже во времена Римской империи. Одеон возведён между 160 и 174 годами на деньги государственного деятеля и благотворителя Герода Аттика. Так он увековечил память о жене, которая скончалась от удара в живот на восьмом месяце беременности.
Одеон представлял собой крытый амфитеатр, вмещавший 5000 человек. На трёхъярусной сцене, украшенной статуями в арочных проёмах, показывали театральные и музыкальные представления. Перед зрительными рядами располагался оркестр.
Интересно, что исследователи не нашли следов креплений навеса, сделанного, по некоторым данным, из кедра. Историки считают, что если крыша действительно никак не фиксировалась, это было огромным достижением в строительстве тех лет.
В 267 году на Афины напали герулы, которые нанесли комплексу множество повреждений. Раскопки Одеона началась в середине XIX века. Спустя столетие памятник закончили реставрировать, и вскоре там снова стали устраивать концерты и показывать спектакли. Одно из знаковых событий, которые проводятся в амфитеатре сегодня, — ежегодный Афинский фестиваль, объединяющий артистов со всей Греции и из других стран.
Разрушенные объекты
Несмотря на богатое наследие, сохранившееся на Акрополе с античных времён, жизнь некоторых сооружений оказалась более краткой и они до наших дней не дошли, оставив после себя лишь фундаменты.
В 527 году до н. э. на холме возвели храм Гекатомпедон, но через 47 лет он, как и большая часть сооружений Афинского Акрополя, не пережил нашествия персов. В названии здания, которое переводится как «стофутовый», отразилась его длина, равная 100 греческим футам (почти 30 метров). Главной функцией храма было хранить реликвии полиса — после того, как Гекатомпедон уничтожили, эту задачу на себя взял Эрехтейон. Рядом с ним и находится фундамент не дошедшего до нас сооружения.
Ещё одна постройка Акрополя, от которой остались только руины, — святилище Пандиона, посвящённое пятому мифическому царю Афин. Храм появился в V веке до н. э. Историки полагают, что здание было без крыши и с деревянными колоннами, поэтому и не уцелело. Фундамент святилища расположен у юго‑восточного угла Парфенона.
Кроме того, на Афинском Акрополе сохранились остатки святилища покровительницы беременных женщин, молодых мам и незамужних девушек Артемиды Бравронии VI века до н. э. Это было здание с портиком: в одном его крыле находился храм, а в другом колоннада. Сегодня рядом с храмом Ники Аптерос можно увидеть восемь ступеней, ведущих в святилище, и основания его стен.
К востоку от этого здания размещалась Халкотека, построенная в середине V века или несколькими десятилетиями позднее. Она предназначалась для хранения ценных предметов, принадлежавших государству. Вероятно, здание обветшало уже ко II веку — живший в то время историк Павсаний, который дал постройкам Афинского Акрополя описания, в своих трудах Халкотеку не упоминает.
Музей Акрополя
Открылся в 1874 году и собрал первые находки археологов, когда страна обрела независимость. Вскоре после Второй мировой войны экспозиция переместилась в более масштабное здание, которое принимало посетителей до 2007 года.
Новый музей Акрополя, который в 2022 году вошёл в список 30 самых посещаемых в мире, начал работать в 2009 году. Это необычное сооружение спроектировали архитекторы Бернар Чуми из США, которого считают последователем деконструктивизма, и грек Михаэль Фотиадис. По его проектам в Греции возвели множество отелей, офисных зданий, школы, больницы и музеи.
Интересно, что, когда музей только начали строить, на его будущем месте обнаружили фундаменты и остатки стен древних зданий. Зону раскопок решили сделать частью экспозиции, а этажи с экспонатами разместить на сваях. Сейчас у входа в музей открывается отличный обзор на находки археологов.
Целый этаж музея посвящён Парфенону. Здесь можно увидеть фрагменты его фризов с сюжетами из греческой мифологии. Тут также хранятся скульптуры с фронтонов здания — это обезглавленные статуя богини Селены, которая, вероятно, упала с фасада в 1687 году, и статуи основателя Афин Кекропса и его дочери Пандросос. Композицию сняли с западного фронтона в 1977 году, чтобы обеспечить ей лучшую сохранность.
А ещё прогулка по музею — прекрасный шанс полюбоваться видом на сам Акрополь. Из залов открываются замечательные виды на священный для древних греков холм.
Время работы и цены на билеты
Афинский Акрополь открыт каждый день. Билет можно купить как онлайн, так и в кассе у входа, но сотрудники комплекса предупреждают об очередях. За вход нужно отдать 22 евро.
Музей Акрополя работает ежедневно, однако в зимний и летний сезон имеет разное расписание и цены (с апреля по октябрь — 15 евро, а с ноября по март — 10). Часы работы лучше уточнять на официальном сайте. Оплату принимают и онлайн, и в кассах музея.
Где находится Афинский Акрополь и как до него добраться
Доехать до древнего архитектурного ансамбля можно разными способами. Один из них — на метро. Ближайшая станция Akropoli.Ещё сюда ходят автобусы из разных частей города №24, 40, 57, 103, 106, 108, 111 и другие. Выйти нужно на остановке Makrigianni. На неё же прибывают и троллейбусы №1, 5, 15.
Заключение
Афинский Акрополь запомнится и ценителям архитектуры, и любителям истории. Здесь сконцентрированы древнейшие постройки Греции на материке, которые до сих пор удивляют мастерством. Лучше понять, как возводились здания Акрополя и какой след они оставили в архитектуре, помогут местные гиды. Они расскажут об эпохе Античности и поделятся фактами, которые помогут посмотреть на памятники тех времён глазами жителя древних Афин и сделают прогулку по комплексу интереснее.
Автор: Анна Знаменская
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Главные достопримечательности и тайные уголки греческой столицы на обзорной экскурсии
Посетить «визитную карточку» города и расшифровать античные памятники с профессиональным гидом
Уловить многовековой эллинский дух в насыщенном путешествии по древним уголкам греческой столицы
Увидеть главные места исторического центра и посетить знаменитый Акрополь с профессиональным гидом