7 городов России, где есть метро

Московский и санкт-петербургский метрополитен — это целые города под землёй со множеством станций, линий и пересадочных узлов. При этом в некоторых других городах России метро выглядит куда более скромно, например состоит из одной ветки. Кстати, омская подземка, где с 1992 года полностью завершена только одна станция, вообще стала поводом для шуток.

Разбираемся, где находится самое маленькое метро, в каком городе России выкопана самая глубокая станция и что ещё интересного таят в себе подземки.
СодержаниеМосковский метрополитенСанкт-Петербургский метрополитенНижегородский метрополитенНовосибирский метрополитенКазанский метрополитенСамарский метрополитенЕкатеринбургский метрополитенЗаключение

Московский метрополитен

Столичная подземка — самая большая в России. Метро Москвы на начало 2023 года насчитывает 14 линий и более 270 станций (число которых всё время увеличивается). И это без учёта Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД), вошедших в систему городского транспорта за последние годы. Суммарно на них ещё почти 200 станций. Но московское метро активно развивается, поэтому новые станции (и даже ветки) открываются в столице постоянно.

Между 15-20 мая 1935 года (сразу после открытия метрополитена). Станция «Сокольники». Фото: Георгий Петрусов • «Римская». Фото: Gennady Grachev, CC BY 2.0 • «Пражская». Фото: Antares 610, CC0

История у Московского метрополитена долгая и насыщенная. Его начали строить и открыли первым в стране, и с момента запуска в 1935 году он полностью закрывался только однажды, 16 октября 1941 года. Во время Великой Отечественной войны партизаны устраивали под землёй сходки, а москвичи пережидали бомбёжки. Так, известно, что во время воздушных тревог на станциях родилось более 200 детей.

Метрополитен в Москве — не просто вид транспорта, а отдельная достопримечательность города. Почти каждая станция здесь с историей. Причём не только в центре. Интересны, например, истории международных названий станций. Например, в строительстве «Римской», где в нижнем вестибюле можно увидеть скульптуры младенцев Ромула и Рема и единственный в столичной подземке фонтан, участвовали итальянские архитекторы. А «Пражскую» в 1985 году проектировали специалисты из Чехословакии, в то время как советские строители параллельно возводили станцию «Московскую» в Праге. Получился своеобразный обмен подарками между метрополитенами.

Санкт-Петербургский метрополитен

Он состоит из 72 станций на пяти линиях, которые тянутся почти на 125 километров. Это второй по размерам российский метрополитен. Однако подземка Санкт-Петербурга интересна не длиной тоннелей, а своими уникальными достижениями. Например, станция «Адмиралтейская» считается рекордно глубокой во всей стране (86 метров). А платформа «Автово» с мозаичными панно и стеклянной отделкой колонн под хрусталь официально входит в десятку самых красивых в мире!

Помимо прочих, отдельного внимания в Санкт-Петербурге заслуживает станция «Площадь Александра Невского 2», которая находится рядом с Александро-Невской лаврой. Её оформили по образу древнерусской крепости: мраморные арочные галереи выглядят как укрепления, решётки светильников — как бойницы, а «чешуйки» кольчуги на путевых стенах имитируют доспехи воинов.

1950 год. Строительство эскалаторного тоннеля станции метро «Технологический институт» • «Автово» • «Площадь Александра Невского 2»

Кстати, у метро Санкт-Петербурга есть свой музей. Он находится на улице Одоевского, 29, рядом со станцией «Приморская». Здесь получится увидеть старинные вагоны разных лет, посидеть в кабине машиниста и посмотреть на движение мини-поездов по тоннелям на детальном макете.

Нижегородский метрополитен

Третье по величине метро в России, хотя в нём лишь 15 станций на двух линиях. При этом в некоторых вещах метрополитен Нижнего Новгорода, открытый в 1985 году, даже опередил столичные. Например, здесь впервые в России появилась четырёхпутная станция — «Московская», украшенная мозаиками с видами Златоглавой. А в 2017-м нижегородское метро стало одним из первых в мире и первым в стране с возможностью оплатить проезд бесконтактным способом. А вот назвать скоростным этот вид транспорта в городе не получится: интервалы движения поездов тут очень большие — 10-12 минут.

Оформление станций здесь не такое богатое, как в Москве или Санкт-Петербурге, но есть интересные детали. Например, «Ленинскую» украшает первый и пока единственный в России памятник рабочему-метростроевцу. А на «Чкаловской» получится увидеть необычное освещение: лампы изображают белый след от самолета на синем небе-потолке. А ещё на этой станции заложена капсула времени с посланием будущим комсомольцам — откроют её только в 2087 году.

«Московская». Фото: Florstein • «Ленинская». Фото: Алексей Трефилов, CC BY-SA 4.0 • «Чкаловская». Фото: CC BY-SA 4.0

У нижегородского метро тоже есть свой музей — он находится в первом вестибюле «Комсомольской». Посетителей экспозиции ждут архивные фотографии, мини-модели поездов и уникальные раритеты, например специальная машина для подсчёта монет и жетонов.

Новосибирский метрополитен

Открылся в 1986 году и стал самым восточным в России. Как и в Нижнем Новгороде, здесь тоже две линии. Но станций на начало 2023 года меньше — 13. Некоторые имеют очень интересное оформление, например: стены «Речного вокзала» украшены цветными витражами с изображениями сибирских городов, на «Октябрьской» можно увидеть сюжетное панно со штурмом Зимнего дворца во время революции, а на «Гагаринской» колонны имитируют летящие в космос ракеты.

Однако главная гордость метро Новосибирска — крытый метромост через Обь. Он тянется на 2145 метров и считается одним из самых длинных подобных сооружений в мире. Благодаря специальному температурному шву, который может расширяться и сокращаться в пределах 50 сантиметров, конструкция выдерживает очень низкие и очень высокие температуры.

«Речной вокзал». Фото: Руслан Левиев • Метромост

Казанский метрополитен

Первая подземка из нашего списка, которая имеет всего одну линию. Она тянется через весь город почти на 17 километров и включает в себя 11 станций. А ещё метро в Казани очень молодое: его открыли только в 2005 году, но в ближайшие годы планируют расширять.

Самое красивое оформление досталось двум центральным станциям. «Кремлёвская» стилизована под Казанский кремль и украшена изображением Зиланта — татарского мифического существа в облике дракона. А на путевых стенах «Площади Габдуллы Тукая» можно увидеть изображения героев различных татарских сказок. Из других примечательных деталей в оформлении станций казанского метро — необычные люстры в виде салютов на «Проспекте Победы» и светильники-деревья на «Дубравной».

«Кремлёвская». Фото: A.Savin, FAL • «Площадь Габдуллы Тукая. Фото: Юкатан, CC BY-SA 4.0 • «Проспекте Победы». Фото: A.Savin, FAL

Самарский метрополитен

На его единственной линии работают 10 станций. Самая первая станция, «Юнгородок», была открыта в 1987 году вблизи авиационного завода. Последняя станция ветки — «Алабинская», расположенная недалеко от набережной Волги, — заработала в 2015 году и названа в честь городского главы Самары конца XIX века П. В. Алабина, которому город обязан мощным инфраструктурным развитием и появлением историко-краеведческого музея.

Некоторые платформы самарской подземки имеют тематическое оформление. Например, на станции «Победа» над путями красуются крупные военные ордена и подсвеченные витражи с салютами, на «Гагаринской» можно увидеть колонны в виде ракет в окружении тёмно-синих стен, напоминающих о звёздном небе. Вышеупомянутая «Алабинская» оформлена в духе XIX века — с изящными коваными фонарями и панно, изображающим Самару позапрошлого столетия. Так архитекторы станции отдали дань уважения одному из выдающихся городских управленцев.

«Победа» • «Гагаринская» • «Алабинская». Фото: GamesDiscussion, CC BY-SA 4.0

Екатеринбургский метрополитен

На сегодняшний день подземка уральской столицы — это девять станций. Метрополитен открыли в апреле 1991 года, и первое время он назывался Свердловским. Историческое название Екатеринбургу вернули уже через несколько месяцев — когда распался СССР. После этого переименовали и метро. Интересный факт: поначалу из-за небольшого количества пассажиров в составах из четырёх вагонов использовали всего два — первый и последний, — а остальные просто возили пустыми.

«Уралмаш». Фото:: A.Savin, FAL • «Геологическая». Фото: Авторство: A.Savin, FAL • «Ботаническая». Фото: A.Savin,FAL

Почти все станции подземки Екатеринбурга отличаются тематическими интерьерами. Например, станция «Уралмаш» воспевает труд уральских рабочих: на её сводчатом потолке сделаны диагональные «прорези» для ламп, которые внешне напоминают резьбу винта. А на путевых стенах «Геологической» можно увидеть панно из разных сортов камня с изображением земной коры в разрезе — в честь богатства природных недр Урала.

Заключение

Увлекательно провести время в метрополитенах разных городов и познакомиться с их особенностями можно на экскурсиях Tripster. Например, местные опытные гиды из Санкт-Петербурга во время подземной прогулки научат быстро определять тип станции по нескольким главным признакам. А в Москве получится организовать прямо в метро развлекательную игру-квест.

Ещё на тему путешествий

Где покататься на коньках в Санкт‑Петербурге «Севкабель Порт», Елагин остров, «Охта Парк» и другие локации