Факты и мифы метро Казани
История строительства и самые красивые станции/https://cdn.tripster.ru/photos/a47c1a36-13b2-4af7-bf1e-e8fdade04b62.jpg)
Схема Казанского метрополитена
Подземка в столице Татарстана — четвёртая по длине в России (после Москвы, Санкт‑Петербурга и Нижнего Новгорода). Она тянется через весь город почти на 17 километров и включает 11 станций. В ближайшие годы подземную транспортную сеть планируют расширить, открыв новую ветку.
/https://cdn.tripster.ru/photos/250a86df-b63d-45d2-90e9-00297e7138be.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/82d6d397-e6be-4cca-9e5f-4c0b26fa5e8e.jpg)
в приложении
Как создавалось казанское метро
Столица Татарстана может похвастаться самым молодым метро в России. Это первая и единственная на сегодняшний день подземка, которую построили не в советское время, а уже после распада СССР.
По негласному правилу, в Советском Союзе метрополитен полагался лишь городам с населением больше миллиона человек. Казань перешагнула этот рубеж в 1979 году. Местные специалисты обосновали необходимость строительства подземной транспортной сети, провели геологические работы и даже успели объявить конкурс для жителей города на лучшие названия станций. Однако стоимость открытия подземки была немаленькой, и из‑за сложной экономической ситуации строительство объекта отложили на неопределённое время. Первые тоннели начали пробивать уже в постсоветской России — в 1997 году.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a6bb02cc-7885-41a7-bd48-2f73fbd17db7.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/2cb73aba-4c00-4838-aed2-5237fcf19b65.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/14547e91-a5e6-4736-b681-be647d7a919c.jpg)
В 2005 году Казань отмечала тысячелетие — в преддверии этого события в городе открыли первый участок из пяти станций. В 2013 году столица Татарстана стала площадкой для проведения летней Универсиады: к этому времени метро приросло ещё несколькими новыми остановками.
Сеть метрополитена в Казани постепенно продолжают расширять. К 2027‑му МУП «Метроэлектротранс» города планирует открыть для пассажиров первые четыре станции новой ветки: «Улицу Юлиуса Фучика», «10‑й микрорайон», «100‑летие ТАССР» и «Улицу академика Сахарова».
Тоннель под рекой, короткие поезда и другие интересные факты
Строительство метрополитена — сложнейший инженерный процесс, а во время работ происходит много непредвиденного и интересного. Вот несколько примечательных фактов о казанской подземке.
Имена кротов. В любом метрополитене шахты между станциями пробивают с помощью специальных комплексов (они также известны как щиты‑гиганты и кроты). В России их принято ласково называть женскими именами. В Москве подземку строили «Надежда», «Виктория», «Лилия» и «Победа», а вот метро столицы Татарстана обязано своим появлением «Сююмбике», «Катюше», «Полине» и «Алтынчеч».
/https://cdn.tripster.ru/photos/37207f12-36c7-439b-bb2d-46ec733ad420.jpg)
К истории — бережно. Тоннели для подземного транспорта в Казани прокладывали по особой системе, сверяясь с картой 1711 года. Специалистам было важно тщательно изучить геологическую информацию и не уничтожить сохранившиеся под землёй исторические артефакты. При строительстве инженеры находили деревянные срубы, кирпичную кладку и даже нераскупоренную бутылку вина 1912 года.
Казанская подземка неглубокая. Это редкий случай, когда все станции находятся на одинаковом уровне — на глубине 16 метров. Удивительно, что на одной линии с подземными остановками располагается единственная в Казани наземная станция «Аметьево». Из‑за особенностей ландшафта она оказалась над землёй, при этом у тоннелей нет резких подъёмов.
Под рекой. Один из участков длиной два километра — от «Кремлёвской» до «Козьей слободы» — проходит под рекой Казанкой. Расстояние от поверхности воды до тоннеля составляет 32 метра — это высота десятиэтажного дома! По словам специалистов, шахты спроектированы таким образом, что проникновение воды в них исключено: безопасности пассажиров ничто не угрожает.
Для тех, кто спешит. Среднее расстояние между станциями казанского метро — 1,76 километра. Время в пути между остановками составляет две‑три минуты. Маршрут от одной конечной станции — «Авиастроительной» — до другой — «Дубравной» — занимает у пассажиров всего полчаса.
/https://cdn.tripster.ru/photos/ac0debf9-a463-4410-b1c5-65335d76c2aa.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/358643af-d3f9-4ccf-ac4e-e9505dc21072.jpg)
Компактность. В казанском метрополитене непривычно короткие поезда. Они имеют по три‑четыре вагона. Каждый поезд способен чуть больше 300 пассажиров.
Символизм в мелочах. Логотип метро в столице Татарстана зелёного цвета, который считается священным в исламе. В нём угадываются очертания тюльпана и арок мечети Кул‑Шариф — одной из главных визитных карточек города.
Самые примечательные станции
Метро Казани — не просто общественный транспорт. В облике каждой платформы есть что‑то необычное. Например, «Авиастроительная» по оформлению напоминает фюзеляж самолёта. На её сводах освещение как у громадного лайнера. «Аметьево», сделанная в стиле хай‑тек, — самая светлая, поэтому пассажиры любят устраивать здесь фотосессии. На «Дубравной» обыгрывается название: тут есть колонны с зелёной подсветкой, похожие на деревья. А на «Проспекте Победы» можно увидеть люстры в форме салюта.
Ниже рассказываем ещё про несколько станций подземки столицы Татарстана, которые заслуживают внимания.
«Кремлёвская»
Что рядом: Ивановский спуск, Национальный музей Татарстана, Казанский кремль, мечеть Кул‑Шариф, Богоявленский собор, ж/д вокзал
Самое впечатляющее на этой станции, расположенной в самом сердце города, — огромная мозаика на потолке в виде змея‑дракона Зиланта, персонажа татарских мифов. Именно он изображён на гербе Казани. Считалось, что крылатое существо обитало либо в окрестностях города, либо непосредственно на холме, где сейчас возвышается кремль.
/https://cdn.tripster.ru/photos/d3b510a4-324f-4590-b09a-36e2cd4fbed8.jpg)
Стены вдоль станции напоминают старинную каменную кладку цитадели. Украшают интерьер восточные мозаики, рассказывающие о жизни средневекового города во времена Волжской Булгарии и Казанского ханства. На платформе установлены пять мини‑вышек. Центральная напоминает знаменитую падающую башню Сююмбике, две крайние — дозорные строения, а промежуточные — минареты.
«Площадь Тукая»
Что рядом: пешеходные улицы Баумана и Петербургская, ГУМ, театр имени Камала
Стены станции украшают 22 мозаики. Это сюжеты из стихов и сказок татарского поэта Габдуллы Тукая. На левой стене — городские легенды и портрет самого писателя, а на правой — рассказы о сельской жизни.
На одном из панно пассажиры могут увидеть зловредного шурале. Это лесное существо с рогом во лбу и длинными пальцами, которое способно убить человека щекоткой. Ещё один персонаж, который наводит ужас на детей в Татарстане, — ведьма‑водяная, которая преследует тех, кто возьмёт её гребень для волос.
/https://cdn.tripster.ru/photos/ca7efe07-3be6-4ef2-9b7a-a125af5b4a8b.jpg)
«Суконная слобода»
Что рядом: театр кукол «Экият», набережная озера Нижний Кабан, парк «Туган Авылым», Аллея Славы с экспозицией исторических трамваев
Во времена Петра I в центральной части Казани располагалась Суконная слобода с крупными фабричными корпусами и мелкими частными мануфактурами. И хотя в наши дни мало что напоминает о производственном прошлом территории, местная станция метро получила историческое название.
Стены и платформа облицованы в коричневый и серый мрамор. Фонари, вензеля, шрифт в оформлении воссоздают атмосферу промышленно‑торговой слободы XVIII-XIX веков.
/https://cdn.tripster.ru/photos/01296ebf-d6a3-4e3a-8e44-84a328a86542.jpg)
Оплата проезда
В казанском метро не обязательно стоять в очереди, чтобы купить билет. На всех турникетах проезд можно оплатить с помощью телефона, на котором установлено приложение платёжной системы Mir Pay. Или банковской карточкой с технологией бесконтактной оплаты — если на ней есть значок антенны.
Альтернатива — купить транспортную карту и записать на неё нужное количество поездок. Жители Казани также используют её в городских автобусах, троллейбусах и трамваях.
Можно приобрести и одноразовые пластиковые жетоны на транспорт. Важный момент: они запрограммированы на один день, то есть воспользоваться ими назавтра уже не получится.
Актуальную стоимость проезда можно уточнить на транспортном сайте города Казани.
/https://cdn.tripster.ru/photos/c6355848-3a22-4839-a38f-e9ffc1526e97.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/2563b304-c3a1-4801-b331-3351f686f447.jpg)
Часы работы метро
Подземка работает каждый день без выходных. Открывается в 6:00 и закрывается в 24:00.
Как часто ходят поезда
По будням в самые загруженные часы (с 7:00 до 8:30, с 17:00 до 18:30) поезда приезжают на станцию каждые 5-6 минут. В остальное время интервалы движения составляют от 7 до 9 минут. По субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни поезда ходят раз в 9 минут.
Заключение
Как и в Москве и Санкт‑Петербурге, казанское метро — полноценная достопримечательность города. Здесь можно полюбоваться восточными орнаментами и мозаичными панно, погрузиться в историю и культуру, а также сделать атмосферные фото в красивых интерьерах на фоне движения поездов. А познакомиться с другими локациями Казани путешественникам помогут опытные местные гиды. Их предложения можно найти на сайте Tripster.
Ещё на тему путешествий
В Казань на Новый год Где искать праздничное настроение в конце декабря и на январских каникулах
Когда лучше брать отпуск в 2026 году Рассказываем, как спланировать отдых, чтобы увеличить для себя выходные дни
Храмы и святилища Элисты, которые стоит увидеть Где посмотреть на огромного Будду и очиститься от грехов
Новый год в Новосибирске Чем заняться в неофициальной столице Сибири на зимних праздниках/https://cdn.tripster.ru/photos/fe45746c-d934-4bdd-918a-49b8bb30e6e0.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/03f9b952-4243-4b79-aa8d-ddb8c763ad73.png)
/https://cdn.tripster.ru/photos/2be14180-06c1-414d-9027-6f6f25f17cdd.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/930b0570-8670-4452-8611-08a22b40712d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0375b49b-4b90-4caf-a955-30ed51b8881d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/8c4c33c2-c3e3-4cf7-9c4c-efd654657c45.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/705cbba4-1027-4910-8610-8d902e81d022.jpg)