Маршруты по Эрмитажу

6 июля 2022, обновлено 28 окт 2024
Маршруты по Эрмитажу

Найти экскурсию

Показать
Общая площадь корпусов Эрмитажа составляет более 230 тысяч квадратных метров. А в коллекции культового музея Санкт‑Петербурга хранится около трёх миллионов экспонатов. Обойти всю экспозицию нереально ни за один, ни даже за два‑три дня. Однако существуют удобные маршруты по Эрмитажу, чтобы осмотреть главное.
СодержаниеЧто стоит знать перед посещениемМаршруты по Эрмитажу и их отличияМаршрут №1 Георгиевский тронный залПетровский залГербовый залПавильонный залЗал Леонардо да ВинчиЛоджии РафаэляЗал РубенсаЗал РембрандтаЗал ДионисаИскусство Древнего ЕгиптаМаршрут №2 Концертный залМалахитовая гостинаяГостиная Зимнего дворцаБиблиотека Николая IIАрапский залРотондаКомнаты императрицы Марии АлександровныПикетный залАлександровский залБольшая церковьЗаключение

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Татьяна

    Профессиональный гид по Санкт‑Петербургу. Считает город на Неве величайшим памятником человеческому мастерству и воле.

  • Дарья

    Профессиональный гид со школьной скамьи, прогуливала уроки, изучая бесконечные залы Эрмитажа.

Рыцарский зал. Фото: сайт музея Эрмитаж

Зимний дворец гости могут исследовать, используя два специальных путеводителя по музею. Они были разработаны в период пандемии для развода потоков людей, а после снятия ограничений просто помогают познакомиться с главным в Эрмитаже за короткое время. Рассказываем, что представляют собой эти два маршрута и через какие залы они проходят.

Что стоит знать перед посещением

Осмотр экспозиции посетителям предлагается начинать с разных входов в Зимний дворец: для маршрута №1 — со стороны Иорданской лестницы, для маршрута №2 — со стороны Церковной лестницы. Важно помнить, что посещение Эрмитажа организовано по сеансам — билет получится взять только на конкретное время. В залах главного музея Санкт‑Петербурга посетителям рекомендуется проводить не более двух часов. Это связано с высокой загруженностью Эрмитажа — ограничения по времени помогают избежать совсем уж огромных толп посетителей.

Фото‑экскурсия «Прогулка по Эрмитажу». Автор: гид Наталья Дубовик

Стоит также помнить про правила фото- и видеосъёмки. Она разрешена лишь в некоторых экспозициях музея и только любительская, для некоммерческого использования. Снимать в Галерее драгоценностей и на всех временных выставках запрещено. Лучше всегда обращать внимание на информационные стенды в каждом зале, чтобы не получить штраф.

Ещё по теме
 

Маршруты по Эрмитажу и их отличия

Для посетителей разработано две схемы передвижения по музею. Первый маршрут проходит по залам западноевропейской живописи XVII-XVIII веков и античной коллекции Эрмитажа. Второй — через императорские семейные покои, а также знакомит гостей с русским, восточным и европейским искусством и культурой разных периодов.

Особенность маршрутов в том, что каждый из них получится пройти несколькими путями. По дороге посетителям встретятся специальные таблички‑указатели разных цветов, которые позволят выбрать направление и исследовать залы Эрмитажа в различном порядке. На сайте музея также размещены детальные карты для обеих схем передвижения.

Зал Франса Снейдерса

Маршрут №1

Это классический путь следования по залам Эрмитажа, который начинается с парадной Иорданской лестницы. Двигаясь по схеме, посетители Эрмитажа смогут увидеть шедевры Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, полюбоваться скульптурами Древнего Рима и Древней Греции и побывать в главных помещениях для торжественных приёмов.

Скачать карту маршрута №1 (PDF)

Георгиевский тронный зал

Один из самых ярких памятников русского классицизма в интерьерах Эрмитажа. С конца XVIII века зал был центральным помещением дворца и служил для торжественных церемоний и государственных приёмов.

Зеркальное отражение

Николай I лично распорядился сделать рисунок, чтобы тот повторял орнамент на потолке. Однако государственные символы изображены только сверху.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Стены отделаны дорогим каррарским мрамором и позолотой, на полу — наборный паркет из 16 древесных пород, а у стены на фоне барельефа с изображением Георгия Победоносца стоит императорский трон — он был сделан в Лондоне по индивидуальному заказу Анны Иоанновны.

Петровский зал

Мемориальная комната, посвящённая первому российскому императору. Зал украшен вензелем в форме двух латинских букв «P», двуглавыми орлами и коронами, стены также декорированы малиновым бархатом с символами империи. На стенах высоко под потолком — картины с изображением правителя во время баталий Северной войны: «Полтавская битва» и «Сражение под Лесной». В специальной нише висит известное полотно «Пётр I с аллегорической фигурой Славы», под которым находится императорский трон конца XVIII века.

Гербовый зал

Один из самых крупных во всём Эрмитаже. Его украшают четыре скульптурные группы древнерусских воинов — они держат в руках пики, на которых раньше были изображены 32 герба российских губерний. Сейчас они сохранились только на золочёных люстрах.

Две головы хорошо, а три лучше

Обратите внимание на орлов в зале. Они здесь трёхглавые, чтобы с любой из точек обзора было видно как минимум две головы. В первой лапе скипетр‑посох, направляющий отечество в верную сторону, во второй — держава, символизирующая идеальный мир. А третья лапа держит меч, защищающий родину от врагов.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

В этом пышном бело‑золотом зале с массивной колоннадой проходили торжественные приёмы, а во время Первой мировой войны располагалась операционная при главном городском госпитале.

Фото: Алексей Сергеев

Павильонный зал

Это помещение интересно своим эклектичным декором. В интерьере органично сочетаются элементы сразу трёх направлений архитектуры: античного, ренессансного и восточного. Так, при посещении этого зала получится увидеть 28 хрустальных люстр разного размера, уменьшенную копию мозаичного пола из древнеримских терм, а также четыре мраморных фонтана, созданных в стилистике «Фонтана слёз» в Ханском дворце в Крыму.

Ещё по теме
 
Фото: Валентин Яруллин

В этом помещении музея также выставлено знаменитое приобретение императрицы Екатерины II — роскошные часы «Павлин». Некоторые посетители проходят в Эрмитаж специально, чтобы увидеть это чудо механики в действии, например, по средам, когда механизм заводят.

Зал Леонардо да Винчи

Здесь выставлены полотна «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта» кисти великого мастера. Интересно, что при этом зал оформлен во французском стиле с элементами классицизма и барокко. Ошибки здесь нет. Дело в том, что до картин Леонардо да Винчи, выставленных здесь на постоянной основе только в XX веке, в зале висели полотна французских художников. А само помещение оформили по примеру архитектуры эпохи Людовика XIV.

Черепаший декор

В зале использовано много цветного камня: серый и белый итальянский мрамор, красный порфир, зеленая яшма. А двери из чёрного и красного дерева, декорированны орнаментом в технике «буль» — пластинками из панциря черепахи и латуни с элементами из позолоченной бронзы.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Фото: Андрей Панин

Лоджии Рафаэля

Частичка Ватикана в Санкт‑Петербурге. Длинный зал‑коридор украшен копиями фресок известного итальянского мастера Рафаэля Санти. На них — библейские сюжеты и орнаменты‑гротески, изображающими причудливых существ. Идея частично скопировать и перенести в Эрмитаж оформление ватиканского дворца Папы Римского принадлежала Екатерине II.

Ещё по теме
 

Зал Рубенса

Здесь выставлено более 40 картин и эскизов великого голландского художника. Коллекция охватывает все периоды творчества Питера Пауля Рубенса и представляет посетителям, исследующим Эрмитаж по маршруту №1, его самые известные полотна, представленные в России: «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда» и другие.

Зал Рембрандта

По соседству с Рубенсом висят работы ещё одного голландского гения. В зале Рембрандта выставлены такие его шедевры, как «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Мини‑галерея мастера включает в себя работы последователей нидерландского живописца, например: Самюэла Диркса ван Хогстратена и Фердинанда Бола.

Зал Диониса

Сосредоточение древнегреческих и древнеримских скульптур в Новом Эрмитаже. Для того, чтобы белые статуи контрастно выделялись на фоне стен, их облицевали тёмно‑красным искусственным мрамором. Сюда стоит идти, если хочется вблизи рассмотреть древние скульптуры богов и мифических существ, например: сатира Марсия, богини Венеры Таврической или зевсова сына Диониса. В честь него и назван зал.

Искусство Древнего Египта

Этот просторный зал полон скульптур, статуэток, саркофагов, предметов быта и других археологических находок. Самые старинные датированы IV веком до нашей эры. К ценнейшим экспонатам египетской коллекции относятся, например: статуи фараона Аменемхета III и царицы Клеопатры VII.

Уникальная находка

Здесь можно найти статуэтку Клеопатры VII — последней царицы Египта. Изделие выполнено из базальта долгое время считалась воплощением царицы Арсинои II, но в 2000 году было доказано, что это сама Клеопатра.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Маршрут №2

Начинается с лестницы, которая ведёт в Малую церковь Зимнего дворца, отсюда и её название — Церковная. На этом маршруте посетителям Эрмитажа встретится Малахитовая гостиная Александры Фёдоровны, библиотека Николая II и личные покои императоров и императриц. А также общественные пространства Зимнего дворца: зал развода караула, роскошная Большая церковь и другие.

Скачать карту маршрута №2 (PDF)

Концертный зал

Интерьер этого помещения отличается от всех других в Эрмитаже своей монохромностью. Зал, декорированный колоннами и статуями, абсолютно белый. Поддерживающие карниз скульптуры изображают античных муз и богинь, но главное здешнее украшение — это гробница Александра Невского, созданная полностью из серебра по заказу императрицы Елизаветы Петровны.

Раньше в Концертный зал отправлялись, чтобы увидеть главное его украшение — гробницу Александра Невского, созданную полностью из серебра по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Однако больше бесценный экспонат в Эрмитаже не выставляется: в 2023 году раку было решено передать РПЦ и перенести в Александро‑Невскую лавру (именно там хранилась гробница до 1922‑го).

Современный вид. Фото: сайт музея Эрмитаж • 1858 год. Картина К. А. Ухтомского • 1873 год. Бал в Концертном зале Зимнего дворца. Картина М. А. Зичи

Малахитовая гостиная

Часть личных покоев императрицы Александры Фёдоровны. Этот живописный, почти сказочный по внешнему облику зал оформил архитектор Александр Брюллов. В интерьере гостиной повсеместно встречается уральский малахит, сочетающийся с позолотой. Из зелёного камня здесь сделано почти всё: мебель, подсвечники, декор и даже колонны.

Штаб‑квартира революции

Именно Малахитовую гостиную выбрало Временное правительство для своих заседаний после Февральской революции 1917 года. А когда большевики начали штурмовать Зимний дворец, министры Временного правительства находились именно в этом зале.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Фото из блога «Петербург знакомый и незнакомый»

Гостиная Зимнего дворца

Комната в стиле ампир, которая показывает, как выглядели дворцовые помещения «в быту». В гостиной можно увидеть кресла и диваны со шпалерной обивкой, настенные шпалеры, большой напольный ковёр — всё было произведено на Императорской мануфактуре в XVIII-XIX веках. Во время посещения стоит смотреть не только по сторонам, но и наверх: цилиндрический потолок зала украшен изящными флоральными росписями.

Ещё по теме
 
Фото: сайт музея Эрмитаж

Библиотека Николая II

Оформлена в стиле средневековой английской готики. Здесь хранилась коллекция книг последнего российского императора. На одном из столов библиотеки стоит фарфоровый портрет государя, а вокруг — сплошные книжные шкафы из дерева и панно из тиснёной золочёной кожи.

Фото: гид Наталья Дубовик, Владимир Толстиков

Арапский зал

Бывшая главная столовая Зимнего дворца, предназначенная для семейных императорских обедов. В светлом интерьере выделяются белые колонны вдоль стен и золотые люстры на цилиндрическом потолке. А своё название комната получила от эфиопских слуг в тюрбанах и ярких широких шароварах, которые постоянно дежурили у дверей дворцовой столовой. Посетителей в этот зал Эрмитажа не пускают, однако на маршруте его всё равно получится осмотреть от входа.

Современный вид • 1860‑е годы. Картина К. А. Кухтомского • 1912–13 годы. Парадный костюм арапа Высочайшего Двора • 1865 год. Передняя во дворце. Картина М. А. Зичи • Фото: Александра Смолич, сайт музея Эрмитаж

Ротонда

Просторный круглый зал, который, по задумке архитектора, соединяет парадные помещения с жилыми покоями императорской семьи. Пол здесь уложен наборным паркетом, а сводчатый потолок декорирован лепниной и цветочными орнаментами. Декором для ротонды служит установленная по центру модель несостоявшегося Триумфального столпа: Пётр I планировал возвести монумент на одной из площадей Санкт‑Петербурга в честь главных побед в Северной войне.

Фото: сайт музея Эрмитаж

Комнаты императрицы Марии Александровны

Личные покои супруги Александра II, через которые проходит второй маршрут по Эрмитажу. В этот список входит несколько комнат с нарочито разной цветовой гаммой:

  • Золотая гостиная с лепниной и мраморным камином, украшенным барельефами и мозаикой;
  • Малиновый кабинет с «музыкальным» декором в виде инструментов и нот на медальонах, а также резным роялем XIX века;
  • Будуар с красными шёлковыми стенами и обильной позолотой;
  • Синяя спальня с золотыми колоннами и белым сводчатым потолком;
  • Зелёная столовая в стиле французского рококо с зеркалами.
Фото: гид Наталья Дубовик, сайт музея Эрмитаж

Пикетный зал

Украшенная лепниной и потолочной росписью комната служила в Зимнем дворце вполне конкретной цели. Здесь происходил развод караула — распределение по всем парадным помещениям солдат‑гренадёров, которые ежедневно деружирили и охраняли покой императорской семьи.

Фото: сайт музея Эрмитаж

Александровский зал

Оформлен в сочетании двух стилей — классицизма и готики. Этот зал Эрмитажа посвящён императору Александру I и событиям Отечественной войны 1812 года — самые значимые проиллюстрированы на 24 медальонах, которые расположены по всей длине стен. На самом большом из них изображён российский правитель в нетипичном для стилистики этого помещения образе древнеславянского божества Родомысла.

Фото: Александр Новиков

Большая церковь

После пожара 1837 года это единственное помещение, где восстановили интерьер в стиле рококо: все стены и потолок буквально усеяны позолоченным декором и узорами. На плафоне также изображены религиозные сюжеты, например «Вознесение Господне» П. В. Басина.

Заключение

Несмотря на то, что маршруты по Эрмитажу были разработаны с сугубо практической целью, они отлично продуманны и помогают тем, кто хочет посетить музей без подготовки за несколько часов увидеть всё самое главное. Можно заранее выбрать, на что хочется посмотреть больше: на живопись и скульптуру или на императорские покои. А музейные путеводители помогут сориентироваться в залах Эрмитажа.

Автор: Никита Показанников

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Морские ворота Санкт‑Петербурга: всё о КронштадтеМорские ворота Санкт‑Петербурга: всё о Кронштадте Форты, военно‑морские музеи и парки старинного города

Еще экскурсии по теме