Как сегодня живут бедуины, кашкаи и другие кочевые народы
Традиции и обычаи современных кочевниковКто такие кочевники
Слово «кочевник» в современном мире кажется неактуальным, но такие народы продолжают существовать. Как и раньше, это мобильные группы людей, которые всё время перемещаются в пределах одной страны или даже между государствами. Кочевники, или номады (в переводе с греческого — пастух или скотовод) — это представители разных народов и рас, встретить их можно во многих уголках мира. Они могут быть полукочевниками: например, зиму проводить в постоянных жилищах, а остальное время кочевать вместе со своим стадом в поисках пастбищ или уходить в другие регионы, где лучше погодные условия. Другие кочевые народы вообще не задерживаются в одном месте. Им достаточно разобрать своё временное жилище, погрузить на телегу или в автомобиль и отправиться в путь.
Кочевые народы сегодня
Вы удивитесь, но в мире живёт почти 40 миллионов кочевников, большая их часть обитает в Евразии и Африке. Некоторых из них увидеть почти невозможно — номады живут вдалеке от цивилизации и сторонятся чужаков. Но часть племён кочуют по небольшим территориям и гостеприимно встречают путешественников. Рассказываем про самые известные кочевые народы, с которыми можно познакомиться на разных континентах.
Бедуины
Это общее название кочевых племён, которые живут на Аравийском полуострове и в Африке. Бедуины — арабы, но при этом они говорят на особом диалекте, который почти непонятен оседлым народам. Название странствующего племени переводится с арабского как «жители пустыни». Жаркие пески Сахары в Африке и Руб‑эль‑Хали в Саудовской Аравии — их основные места обитания. В последней они появились почти 4 тысячи лет назад, а во II веке до нашей эры переместились в Северную Африку. В пустыне кочевники разводят скот, охотятся, собирают травы и коренья. И всё это — не задерживаясь на одном месте. Во время путешествия по песчаным дюнам они ориентируются по солнцу, звёздам и даже форме дюн. При этом бедуины всегда точно знают, куда они идут — их маршруты не меняются столетиями.
Жилище бедуинов — это палатка на шестах и плотной ткани из верблюжьей или козьей шерсти. Сейчас кочевники нередко используют брезент для покрытия шатра. Главный транспорт и кормилец странников — верблюд. Животное подолгу может обходиться без воды, пройти с тяжёлой поклажей сотню километров, а верблюжье молоко согревает в холод и освежает в жару.
Увидеть, как живут кочевые племена, можно в Египте, Иордании, Саудовской Аравии, Омане, Йемене, ОАЭ или Израиле. Настоящих странников, скорее всего, застать в их обычной среде не получится: они постоянно в движении и не всегда готовы принять гостей. Но окунуться в атмосферу кочевого народа получится в этнографических деревнях. В них гостям расскажут о традициях бедуинов, угостят местными блюдами, покажут, как охотиться, прокатят на верблюде, разрисуют хной, сыграют на национальных музыкальных инструментах. А после захода солнца в палаточном лагере открывается потрясающая панорама фантастического звёздного неба.
Кашкаи
Кочевой народ, который живёт на юге Ирана. Откуда кашкаи появились — тайна даже для них самих. По одной из версий, свою историю они ведут от тюркского племени халаджев. По другой — много веков назад они пришли из Закавказья. Говорят кашкаи (или, более научно, кашкайцы) на своём языке, который отчасти похож на азербайджанский.
Как правило, кочевники меняют место жизни два раза в год. Зимой они разбивают лагерь в тёплых регионах страны, а с наступлением жары выдвигаются на север. Весной и осенью местом их обитания становятся горы возле Шираза, летом — окрестности города Исфахан. Кашкайцы — скотоводы, потому по Ирану кочующее племя всегда идёт вместе со стадами верблюдов, овец и коз. Домашние животные — источник не только пропитания, но и заработка: молоко, сыр и мясо кочевники продают на рынках ближайших городов. Ещё один источник дохода — ковры. Их ткут только женщины, такие изделия считаются лучшими в провинции Фарсе.
Чтобы увидеть настоящее поселение кочевого народа, понадобится найти проводника, который знает, где находится их лагерь. Дело в том, что жилища кашкайцев не просто найти: от ближайшего населённого пункта лагерь могут отделять сотни километров. Кроме того, для общения с кочевниками нужен переводчик. Те, кто доберётся до поселения иранских кочевников, смогут отведать их скромную еду, посмотреть на быт, попробовать сплести ковёр, а затем переночевать в шатре из козьей шерсти.
Масаи
Один из самых удивительных народов на земле: их образ жизни вообще не изменился на протяжении сотен лет. Название масаи в переводе с местного языка значит «мой народ». Они обитают в саванне Кении и Танзании, рядом с горой Килиманджаро. Представителей племени легко узнать: они носят туники из яркой ткани и множество украшений, головы у женщин и мужчин выбриты или коротко подстрижены. Интересно, что в отличие от других африканских племён, масаи не ходят босиком. Несколько последних десятилетий они мастерят себе шлёпки из старых автомобильных покрышек.
Главная ценность для племени — их коровы, которые считаются практически священными животными и одновременно мерилом богатства. При этом масаи питаются в основном мясом и молоком, причём даже смешивают его с кровью животных. Для этого их не убивают, а протыкают вену, собирают кровь и закрывают рану.
Этот необычный народ считается полукочевым. На одном месте они живут, пока их стадо не съело всю траву в округе. После этого масаи переселяются и строят новую деревню. Их жилища — небольшие домики без окон из глины и коровьего навоза: смесь намазывают на каркас из веток. В его центре — очаг, а по краям лежанки для людей.
Масаи не против, когда в их селения приезжают путешественники — это позволяет племени немного заработать. Для гостей они могут спеть и станцевать. Правда, на интересную хореографию рассчитывать не стоит. Танцы африканского племени — это скорее состязания по прыжкам в высоту. Если повезёт, то получится попасть на один из ритуалов племени: свадьбу или сватание, обрезание или посвящение воинов.
Когда захотите сфотографировать кого‑то из племени, обязательно спросите разрешения (они считают, что снимок делает человека слабее) и отблагодарите деньгами. Кроме того, в деревне можно купить интересные сувениры — традиционную накидку племени, мачете (большой нож), украшения из бисера.
Цыгане
Пожалуй, самый известный в мире кочевой народ, вокруг которого сложилось множество мифов и предрассудков. У них нет своего государства, многие из них всю жизнь проводят без паспортов, а детей не отдают в школу. При этом у них есть свои законы и иерархия: несколько семей объединены в род, у которого есть глава.
Сами цыгане называют себя рома. Считается, что они родом из центральной Индии, откуда в начале нашей эры начали расселяться в другие страны: Афганистан, Иран, Армению, Палестину, Египет и Алжир — там многие кочевники стали мусульманами. Другая часть в XI веке дошла до Византии, где приняла христианство. В начале XV века цыгане появились в Европе. Сначала их приняли доброжелательно, но спустя время отношение к ним изменилось: их стали воспринимать как бродяг и воров. Уже в конце этого столетия в европейских странах начали появляться антицыганские законы. Чтобы выжить, племени приходилось постоянно вести кочевой образ жизни. При этом странствующий народ искал новые места для сбыта продукции: цыгане были хорошими кузнецами и ювелирами.
Современные рома живут в Европе, Северной Африке, Австралии и Америке. Но больше всего — в Турции. Там их от полумиллиона до 5 миллионов: точно посчитать сложно, в переписи цыгане участвуют редко. В России их от 450 тысяч до миллиона. Причём все они живут в городах и посёлках. В 1956 году в стране был принят закон о бродяжничестве, который запретил цыганам кочевать. Посмотреть на быт бывших странников можно, отправившись в гости в цыганской семье — это самый безопасный способ узнать об их культуре и традициях. А вот встретить странствующих рома по‑прежнему можно. Чаще всего они передвигаются по Европе в поисках работы, а выбирая новое место, цыгане разбивают палаточные лагеря. Попасть в него получится только в сопровождении проводника, которого знают сами странники.
Монголы
В этой восточноазиатской стране кочевой образ жизни ведёт почти треть населения. Монголы много веков привыкли заниматься скотоводством: они разводят овец, коз, верблюдов и коров. В поисках лучших пастбищ семьи передвигаются по бескрайней монгольской степи. Как правило, место стоянки они меняют два‑три раза в год. Для переезда современные кочевники нередко используют внедорожники. Интересно, что многие странники по монгольским меркам хорошо зарабатывают на продаже мяса и молочной продукции. Но даже имея возможность купить квартиру, они всё равно выбирают степь.
Жилище кочевого народа — юрта, которую строят из войлока и кожи, натянутых на жерди. Но сами монголы называют свои дома словом «гэр». Вход в юрту всегда находится на юге, а само помещение разделено на женскую и мужскую половины. Сегодня народ не отказывает себе в удобствах цивилизации: на домах кочевников часто можно увидеть солнечные батареи, ветрогенераторы и спутниковые тарелки.
Во время путешествия по Монголии узнать больше о жизни кочевой семьи можно двумя способами. Первый — отправиться в этнографический комплекс или национальный парк. Например, в «Хустай» можно насладиться монгольскими природными пейзажами: лесостепью, лугами и горами. А также посмотреть на оленей, верблюдов, яков и лошадей Пржевальского. Заночевать предложат в двухместных комфортных юртах: в них на время вы почувствуете себя степным путником.
Если хочется более аутентичного формата, отправляйтесь в степь к настоящим кочевникам. Чтобы найти их стойбище, может понадобиться проехать сотни километров — лучше это делать вместе с местным проводником. Когда окажетесь в монгольской юрте, вам обязательно предложат чай с молоком, буузы, блюда из мяса и, возможно, молочной водки.
Кочевые народы Восточной Сибири и Крайнего Севера
В России тоже есть племена, которые с древнейших времён ведут кочевой образ жизни. В основном они обитают за Уральскими горами: в Сибири и арктических регионах. Традиционное занятие северных номадов — охота и оленеводство, с места они могут сниматься раз в два‑три дня или пару раз в год.
Эвенки. До XX века их называли тунгусами. Сейчас они живут в разных регионах России: в Якутии и Бурятии, Иркутской, Читинской, Сахалинской и Томской областях, Красноярском и Хабаровском краях. Традиционно жизнь эвенков проходила в постоянных переездах с одного места на другое. Охота была главным делом, и в поисках добычи люди передвигались от рек в горы, затем в долины к рыбным озёрам, а позже эвенки стали заниматься и оленеводством. Интересно, что начиная с XVII века представители кочевого народа часто были проводниками у русских исследователей Сибири: никто лучше эвенков не знал природу этого края. С начала XX столетия эвенков принудительно начали селить в деревнях, но многие из них и сегодня продолжают жить, как их предки: кочевать и охотиться.
Ненцы. Самый многочисленный и древнейший народ северных регионов России. О нём упоминается ещё в «Повести временных лет» — в древнерусское произведение они вошли как самоеды (старинное название ненцев). Оленеводство в тундре — основное их занятие, лишь небольшая часть народа обитает в лесах и занимается охотой. У кочевников, которые пасут оленей, вся жизнь построена вокруг рогатых животных. За сезон странники вместе со стадом в несколько сотен голов могут пройти от 500 до 1000 километров. Северные олени питаются ягелем, который растёт медленно, поэтому ненцы круглый год перемещаются на новые пастбища. Кроме того, олени — это и транспорт, и питание, и одежда, и материал для изготовления чума. Жилище почти всегда собирает женщина. Летом она возводит чум примерно за 30 минут, зимой — за час. Главные помощники кочевых ненцев — собаки. Лаек в семье было от четырёх до шести. Они не только помогают перегонять стадо, но и защищают животных от хищников.
Чукчи. Один из коренных народов севера, который живёт в Чукотском и Корякском округах и Якутии. Считается, что туда чукчи пришли около 6 тысяч лет назад. Русские первопроходцы Сибири и Севера познакомились с ними в XVII столетии. Тогда и появилось название чукчи — сами племена называли себя «чавчу», что означает «богатый оленями». Сейчас многие чукчи живут в посёлках и давно отказались от традиционного уклада. Остальные делятся на тундровых, которые занимаются оленеводством, и морских охотников — они постоянно живут на побережье и добывают рыбу. Оленеводы постоянно кочуют: лето они проводят на берегу, а зимой уходят в тундру. Жилище чукчей — яранга: палатка из оленьих шкур, а верования — смесь из язычества и шаманизма: почитание животных, священных предметов и поклонение духам сочетаются с верой в магию и силу природы.
Юкагиры. Древнейший народ Восточной Сибири, который селился на огромной территории от Таймыра до Прибайкалья. Сейчас юкагиры живут в Якутии, Магаданской области и на Чукотке и ведут полукочевой образ жизни. Зимой они живут в деревнях, а с весны по осень уезжают ближе к лесу в поисках пропитания. Там юкагиры охотятся, ловят рыбу и собирают ягоды. Живут в это время в чумах, рядом с которыми ставят амбары и лабазы на столбах для хранения продуктов.
Тувинцы
Это основная часть населения республики Тыва (Южная Сибирь), и малая — Монголии и Китая. Предположительно, предки тувинцев — тюркоязычные племена из Центральной Азии, которые перекочевали на эту территорию в I тысячелетии и смешались здесь с другими народами. В XVI-XVII веках на тувинских землях правили монголы, позже — маньчжурская династия Поднебесной (под властью Китая территория была до начала XX столетия).
Тыва — это край первозданной природы, почти нетронутой цивилизацией. В регионе есть ледники, тайга, лесные степи и песчаные пустыни, но сюда не ходят поезда, на весь край одна автотрасса, а самолёты летают не всегда. Кочевой образ жизни — традиционный для местного населения. Западные тувинцы почти до середины XX века разводили яков, овец, лошадей и верблюдов. Восточные занимались охотой и оленеводством.
При советской власти кочевников собрали в колхозы, но после развала СССР жители отдалённых территорий стали кочевниками. По территории республики они передвигаются вместе со своим домом — юртой, внешний вид и внутреннее устройство которой не изменилось за века. В год тувинские странники переезжают до четырёх раз в год — идут туда, где не закончился подножный корм для животных. На новое место своё жилище и вещи перевозят на телегах или грузовиках. Весной тувинцы перекочёвывают на горные луга, а зимой возвращаются в степи
Интересно, что тувинцы — одновременно буддисты и шаманисты. В регионе есть храмы и монастыри, но в то же время кочевники часто обращаются к шаманам — вызвать дождь, избавиться от болезни или решить семейные проблемы.
В путешествии по Тыве запланируйте визит на одну из стоянок кочевников. Без проводника здесь не обойтись: большинство тувинцев почти не знают русского, но при этом они очень гостеприимны. В древности у сибирского народа был обычай — угощать путников в своём жилище горячим чаем с молоком и солью. Эту традицию в Тыве многие соблюдают и сегодня.
Заключение
Как странствующие народы живут в пути и что зовёт их в дорогу, интересно узнать многим путешественникам. Увидеть номадов, которые сохранили древнейшие обычаи и верования, побывать в их жилищах и пообщаться с ними можно в разных уголках мира. Знакомство с традициями кочевников может дать совершенно новое впечатление от путешествия по миру, а взаимодействие с их жизнью расширит кругозор.
Автор: Юлия Осокина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Познакомиться с блистательной столицей ОАЭ за 1 день
Познакомиться с городом рекордов за 10 часов
Увидеть город с необычного ракурса, искупаться и покататься на сапах вдали от суеты