Золотой мост во Владивостоке: проект, растянувшийся на столетие

16 мая 2024, обновлено 17 мая 2024
Золотой мост во Владивостоке: проект, растянувшийся на столетие
Золотой мост — один из крупнейших вантовых мостов в мире и популярная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть Владивостока. Мощную конструкцию возвели в рекордно короткие сроки (всего за четыре года), а её открытие стало большим событием для жителей города. Раскрываем тайны строительства и ищем лучшие смотровые площадки для крутых фото со знаменитой конструкцией.
СодержаниеИсторияГде находится и что соединяет Золотой мостРазмеры и устройство Золотого мостаОткуда можно посмотреть на Золотой мостКак добратьсяЗаключение

История

Первые разговоры о необходимости моста через бухту Золотой Рог начались ещё в конце XIX века, в 1899 году: тогда инженеры предлагали сделать его разводным. Однако у властей не нашлось на многообещающий проект средств, а затем осуществление планов прервали Русско-японская и Первая мировая война.

В 1930-х к обсуждению проекта вернулись, и архитекторами были предложены три варианта конструкции моста во Владивостоке, но и их не удалось воплотить из-за высокой стоимости. Проект снова заморозили, а потом началась Великая Отечественная. Вернулись к разговорам о строительстве только в 1959 году, когда город посетил Н. С. Хрущёв и, впечатлённый местными ландшафтами, объявил курс на превращение Владивостока в советский Сан-Франциско.

2008 год. Начало строительства • 2008 год. Прокладка туннеля для въезда через бухту Золотой Рог • 2011 год. Возведение пролётов • Фото: AdmiralHood, CC BY-SA 3.0

Конструкторы Советского Союза разработали сразу несколько вариантов моста: среди них была и наплавная, и висячая конструкция. Существовал даже проект подводного тоннеля под бухтой. Но ни один из вариантов так и не реализовали: Н. С. Хрущёва у власти сменил Л. И. Брежнев, который, мягко говоря, не поддерживал идеи своего предшественника. Проекты свернули, и город снова остался без моста.

В результате строительные работы начались спустя сто с лишним лет после того, как о мосте впервые заговорили, — в 2008 году. Чтобы освободить место для мостовых конструкций, на обоих берегах бухты пришлось снести более 1,5 тысячи построек, в том числе и жилые дома на улицах Чуркина и Луцкого. Мост рос буквально на глазах, а горожане гадали, упадёт сооружение или устоит.

В августе 2012 года состоялось торжественное открытие. Сначала по мосту проехала колонна ретроавтомобилей и тяжёлой техники, а потом прошли жители и гости города.

2012 год. Торжественное открытие Золотого моста. Фото: Artem Kotov

Интересно, что название мост получил не сразу. Сначала его называли Чуркинским (по имени мыса, к которому переброшен мост) или Золоторожским, а были и народные, сатирические варианты: например, Золотой Распил. В итоге мосту официально присвоили название Золотой.

В историю сооружение вошло не только благодаря грандиозной стройке. В 2013 году на Золотом мосту группа «Мумий Тролль» сняла сцены клипа «Четвёртый троллейбус». Для этого движение перекрыли на несколько часов, а в качестве массовки пригласили участвовать всех жителей города.

Где находится и что соединяет Золотой мост

Он расположен в центральной части Владивостока. Мост через Золотой Рог — важная транспортная артерия, соединяющая мыс Чуркин с центром города. После открытия сооружения дорога из отдалённых районов в центральную часть стала занимать 10-15 минут, вместо привычных двух часов.

Виды на Золотой мост. Фото: Shutterstock

Размеры и устройство Золотого моста

Конструкция действительно впечатляет. Построили Золотой мост с учётом природных особенностей Владивостока и всего региона — так, чтобы ванты и опоры выдерживали порывы ветра до 47 м/c и землетрясения до 8 баллов.

Интересно, что при проектировании инженеры отошли от общепринятых норм и вместо более привычных конструкций в виде A, H или перевёрнутой Y, впервые в истории изготовили пилоны в форме буквы V. Высота каждой из четырёх опор составляет 226 метров.

На опоры крепятся 192 ванты, которые удерживают дорожное полотно. Если сложить их вместе, общая длина составит 42 километра. Издалека кажется, что ванты цельнометаллические, но на самом деле внутри они состоят из множества отдельных тонких тросов, которые даже не соприкасаются между собой.

2011 год. Строительство пилонов Золотого моста. Фото: Shutterstock

Каждая «ниточка» имеет оплётку из полиэтилена высокой плотности для защиты от коррозии. Полиэтиленовый же кожух защищает ванты и снаружи. Кроме того, на его внешней стороне нанесено специальное спиралевидное ребро. Во время дождя оно препятствует стеканию воды по вантам и снижает нагрузку на конструкцию.

Внутри опор есть галереи для технического обслуживания и даже лифты. Они поднимают рабочих до места крепления нижних вант, а чтобы попасть на самую высокую точку опоры, техники пользуются внутренними лестницами.

Длина моста, соединяющего берега Золотого Рога, 1388 метров. Чтобы пройти его пешком, потребуется около 30 минут. Правда, сделать этого не удастся — в 2015 году движение пешеходов здесь было запрещено. Так что полюбоваться Золотым мостом получится только с берега или из окна автомобиля.

Фото: Shutterstock

Откуда можно посмотреть на Золотой мост

Благодаря его удачному расположению в центре города, видовых точек вокруг моста достаточно много. Вот откуда во Владивостоке открываются лучшие виды на сооружение и бухту Золотой Рог.

С мыса Чуркин. Многие путешественники специально снимают жильё в одной из местных многоэтажек, чтобы круглосуточно наслаждаться открывающимися панорамами.

Со смотровой площадки на сопке Орлиное Гнездо. Здесь оборудован мини-парк с дорожками, лавочками и безопасными лестницами на вершину. Подняться на сопку можно и на фуникулёре. Дорога займёт всего пару минут, а вот впечатления останутся в памяти надолго: из окон вагончика открываются отличные виды на город, бухту Золотой Рог и мост.

Смотровая площадка на сопке Орлиное Гнездо
Смотровая площадка на сопке Орлиное Гнездо. Фото: Shutterstock

Со смотровой площадки Морского вокзала. Отсюда классно наблюдать за заходящими в порт кораблями. Золотой Рог и мост через него тоже видно отлично, а ещё здесь установлены необычные солнечные часы. Они сделаны из дула старой пушки, которое после списания использовали в качестве кнехта — тумбы для крепления канатов, а затем дополнили циферблатом.

Из сквера Анны Щетининой. Отсюда открывается классный вид не только на Золотой мост, но и на всю акваторию бухты. А ещё сквер — отличная локация для прогулок: с лавочками и хорошо освещённая.

Смотровая площадка на сопке Бурчака. Фото: Дирекция общественных пространств Владивостока

С сопки Бурачка. Это ещё одна смотровая площадка Владивостока с потрясающей панорамой моста и города. По сопке проходят два благоустроенных пешеходных маршрута с оборудованными дорожками и освещением, поэтому приходить сюда можно в любое время суток.

Особенно классно Золотой мост выглядит вечером. С наступлением темноты зажигается яркая подсветка, благодаря которой кажется, что стальные ванты парят в воздухе.

Как добраться

Ближайшие остановки общественного транспорта с южной стороны моста — «Мариинский театр. Приморская сцена» или «Улица Калинина, 42». Есть также вариант добраться на электричке до ж/д станции Мыс Чуркин. А ближайшая к мосту остановка в северной части города — «Улица Лазо».

Заключение

Золотой мост не единственный во Владивостоке. И хотя он считается самым известным в городе, остальные тоже заслуживают того, чтобы на них посмотреть. Например, Русский мост, который красуется на купюре номиналом 2000 рублей. Осмотреть эти и другие до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти города можно самостоятельно, но лучше — на одной из экскурсий с Tripster. Опытные гиды покажут лучшие видовые точки и легко превратят прогулку в полноценную фотосессию на фоне знаменитых мостов Владивостока и не только.

Автор: Анастасия Рыбина

Ещё на тему путешествий

Музей Мирового океана и его уникальные экспонатыМузей Мирового океана и его уникальные экспонаты Корабль космической связи и плавучий маяк — что смотреть в калининградском музее

Еще экскурсии по теме