Витебский вокзал в Санкт-Петербурге: жемчужина модерна
Интересные факты о шедевре архитектуры начала XX века/https://cdn.tripster.ru/photos/89a99005-7dcc-4bdc-a0ad-905cdb244e8d.jpg)
История Витебского вокзала
Первый поезд отошёл с этой станции в 1837 году. Окутанный облаком дыма паровоз «Проворный» тянул восемь вагонов в Царское Село — именно в этот город была проложена железная дорога. Главным инспектором нового направления выступил император России Николай I, который находился среди пассажиров первого поезда. А роль машиниста досталась инженеру царскосельской железной дороги — Францу Герстнеру. Историческое событие сопровождали звуки органной музыки, так как свист, сигнализирующий о начале движения паровоза, пугал толпу.
/https://cdn.tripster.ru/photos/33c8214a-b1af-4fe7-bc15-191cd7b5d7e9.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0961de43-6618-4c75-956f-4ea6744072ba.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/9bb34350-6019-4eff-94b9-0731b28029c2.jpg)
Железнодорожный вокзал в то время был деревянным и еле вмещал зевак, пришедших поглазеть на чудо техники. С ростом пассажиропотока здание перестало справляться с нагрузкой. Его перестройку в камне осуществил один из наиболее известных архитекторов николаевской эпохи — К. А. Тон. Позже он также построит Петербургский (ныне Ленинградский) вокзал в Москве и Николаевский (Московский) в Санкт-Петербурге.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a1e71914-0a45-40fc-8642-eace75e8251a.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e8c0d80b-e840-4bcf-acba-085903a38fdf.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/3485630d-f985-4568-9824-3d23a10582b5.jpg)
Однако прошло несколько десятилетий — и каменное здание середины XIX века, созданное Константином Тоном, тоже перестало вмещать всех пассажиров. Вокзал разобрали, а на его месте в начале XX столетия построили новый, который спроектировал известный в Российской империи архитектор С. А. Бржозовский. Для оформления столичного проекта мастер выбрал на тот момент ещё только набиравший обороты модерн. Витебский вокзал стал одной из первых общественных построек в этом стиле в истории Санкт-Петербурга.
Новаторским был вокзал и с технической точки зрения. Главной фишкой Витебского вокзала стал перрон, который по проекту Бржозовского разместили на уровне второго этажа. Такое необычное архитектурное решение объяснялось нетипичным расположением путей: чтобы поезда не мешали дорожному движению, инженеры проложили над Боровой улицей и набережной Обводного канала два путепровода. Перрон для пассажиров было необходимо построить на том же уровне. Для этого была создана искусственная насыпь высотой около пяти метров, на которой и возвели платформу.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6aa7f701-9eb2-4006-a295-cfcefe58cde2.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/40de6d67-c8cc-4515-bc5e-3815b6b657bd.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/73ff1830-2241-496c-bf71-1f9b24a10f67.jpg)
Однако этим новшества не ограничивались. Так как здание строили в период промышленного подъёма в Российской империи, вокзал оснастили по последнему слову техники. Пассажиры перемещались между этажами не по лестнице, а на лифте, их сумки и чемоданы — на так называемой багажной подъёмной машине. А просторные залы и другие помещения Витебского вокзала освещали электрические лампочки, которые на тот момент ещё оставались привилегией богатых.
в приложении
Архитектура и интерьеры
Для стиля модерн характерны плавные линии, природные мотивы и обилие деталей. Всё это нашло воплощение на фасаде здания: в высоких арках, полукруглых окнах и фигурной ковке декоративных элементов Витебского вокзала. Основные материалы, использованные при строительстве памятника архитектуры, — стекло и металл. Это тоже характерная черта стиля: без них невозможно представить ни одну модерновую постройку Санкт-Петербурга начала XX века.
Узнаваемость зданию придаёт большой стеклянный купол, через который в вестибюль струится свет, и асимметричная башня с часами. Со стороны они напоминают трубу и кабину паровоза.
/https://cdn.tripster.ru/photos/2fc57280-1500-403e-8055-8486abc2fd52.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/4bfd8246-1540-4619-a907-2b5395eeb207.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/7553634f-1dca-4e73-a0aa-39a331bfa0bd.jpg)
Визитная карточка Витебского вокзала — исторические интерьеры его залов и вестибюлей. На стенах сохранилась исконная лепнина и живописные полотна, иллюстрирующие основные этапы из истории строительства железной дороги, а старинная мебель продолжает служить пассажирам. Например, в ресторане можно увидеть дореволюционный буфет, а в картинном зале — скамейки, которые старше самого вокзала. Не изменились также циферблаты и механизмы часов, которые в начале прошлого века установили в вестибюлях первого и второго классов.
Интересные факты
Вот ещё несколько любопытных подробностей о знаменитом вокзальном комплексе Санкт-Петербурга.
За 185 лет своего существования вокзал несколько раз менял имя. Сначала он назвался Витебским, затем Царскосельским, а после революции 1917 года — Детскосельским в связи с переименованием Царского Села в Детское Село. Витебским вокзал вновь стал лишь в 30-е годы XX века.
Железная дорога между Санкт-Петербургом и Царским Селом обслуживала представителей всех сословий. До этого пользоваться поездами могла только знать. Однако встретить в одном купе даму в шёлковом платье с бриллиантовой брошкой и крестьянку в косынке с корзиной в руках было невозможно. А для императорской семьи на станции и вовсе был сконструирован отдельный павильон с протянутыми к нему путями и залом ожидания. Последний в наши дни переоборудован под общественную приёмную.
/https://cdn.tripster.ru/photos/f7ab19e4-1fe9-4c92-b301-ad8ad39b4003.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/419db3db-1411-4e38-a934-3b4c6c4c5b55.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/17127b5c-9724-4fd3-881b-c878e11cede7.jpg)
Витебский вокзал хранит память о своих создателях. Так, в одном из залов стоит бюст Николая I, по указу которого была возведена самая ранняя, ещё деревянная железнодорожная станция. В другом находится скульптура Франца Герстнера, руководившего строительством железной дороги в Царское Село и управлявшего первым поездом, отошедшим с вокзала в день открытия. В руках известного инженера можно увидеть миниатюрную копию того самого паровоза «Проворный». Самой последней у входа в здание установили статую с изображением солдат, которые отправлялись с Витебского вокзала на фронт в Первую мировую войну.
В годы Великой Отечественной войны вокзальный комплекс удалось уберечь от масштабных разрушений. Помогла в этом хитрость: Витебский вокзал замаскировали так, что со стороны он был похож на развалины. Получилось настолько правдоподобно, что поверили не только вражеские войска, но и сами ленинградцы! При этом работа на территории исторического здания не прекращалась ни на минуту даже в самые суровые дни, недели и месяцы. Мужественные сотрудники станции выполняли свои обязанности так же, как и в мирное время, а ещё присматривали за исторической мебелью и интерьерами, благодаря чему любоваться шедевром модерна можно по сей день.
/https://cdn.tripster.ru/photos/b9e33e8e-278a-4fe6-a908-edfb52f58526.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/8ae7cf0f-2d5f-4470-93f9-9ffb6e82693c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/353579e6-9d9e-4b70-9ea7-eea165239780.jpg)
Витебский вокзал неоднократно становился местом киносъёмок. В этом месте царит атмосфера старины, которая переносит в дореволюционный Санкт-Петербург. Именно тут снимали кадры для фильмов «Анна Каренина» (2009) и «Статский советник» (2005). Старинная станция в стиле модерн также служила декорацией для советской экранизации Шерлока Холмса и культовой криминальной драмы «Брат».
Пережившее военные годы здание не пощадил петербургский климат. Полная реконструкция памятника архитектуры стала подарком горожанам на 300-летие Северной столицы. После окончания работ Витебский вокзал предстал в историческом цвете — серо-жёлтом. Однако главной новостью было открытие обновлённого «Императорского кафе», которое долгое время находилось в аварийном состоянии. Реставраторы восстановили его интерьер по старым фотографиям, уделив внимание каждой детали: от настенных часов и напольного покрытия до барной стойки, за которой когда-то сидели многие известные личности — от поэтов Серебряного века до Николая II, последнего русского царя.
/https://cdn.tripster.ru/photos/e290e3fe-5790-4ebb-b500-a00f839282e5.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/40438b5f-3ba5-4bde-8c08-e81f56711a93.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1c3b12a3-45e6-436d-906d-f225d12f769a.jpg)
Современный акцент в облике здания — автоматическая подсветка фасадов. Она работает по астрономическим часам: специальные датчики определяют восход и заход солнца, включая и выключая светодиодные лампочки на здании и башне Витебского вокзала. А ещё парадная подсветка меняет цвет в зависимости от времени года: зимой она переключается на холодные оттенки, а летом — на тёплые.
Направления поездов
Сегодня отсюда можно уехать в Москву, Смоленск, Белгород, абхазский Сухум. Кроме того, это начальная станция для пассажиров, отправляющихся из Санкт-Петербурга в города Беларуси: Минск, Гомель, Брест.
От платформы отходят электрички в исторические посёлки Вырицу и Оредеж, где после прокладки железной дороги в начале XX века случился настоящий бум загородного строительства. Старинные дачи можно увидеть там и сегодня.
/https://cdn.tripster.ru/photos/9d69fcba-8e5f-42af-856e-6b70e949ecc8.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a2a23de5-89fd-4336-8e36-7e6ebf9617f2.jpg)
Пригородные поезда также ходят в направлении Павловска, где некогда располагалась одна из императорских резиденций династии Романовых, а ныне — музей-заповедник из Списка ЮНЕСКО, а также до Великого Новгорода — колыбели российской государственности.
Со списком промежуточных станций и точным расписанием движения электричек и поездов дальнего следования можно ознакомиться на официальном сайте РЖД.
Как добраться
Вокзальный комплекс расположен в центре Санкт-Петербурга. Точный адрес — Витебский проспект, 52. Ближайшая станция метро — «Пушкинская». Путь от неё до входа в вокзал займёт 2-3 минуты. Кроме того, поблизости находятся станции метро «Звенигородская» и «Технологический институт», но от них идти дольше — 7-10 минут.
Помимо этого добраться до Витебского вокзала можно на наземном транспорте: автобусе, троллейбусе или трамвае. Выходить нужно на одноимённой остановке.
Заключение
Витебский вокзал — шедевр модерна. Уникальные интерьеры и архитектура делают его одним из самых красивых в России, поэтому его посещение — обязательный пункт программы путешествия в Санкт-Петербург. А ещё железнодорожная станция может стать отправной точкой поездки к достопримечательностям в пригородах Северной столицы, например к вырицким дачам или Павловскому дворцу. А лучшая компания для подобного путешествия — местный гид, который построит интересный и комфортный маршрут.
Ещё на тему путешествий
Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса
Магазин купцов Елисеевых в Петербурге: история первого торгового центра в России Гастроном, театр и ресторан под одной крышей [18+]
Здание с историей: дом Бака в Санкт-Петербурге Знаменитые жильцы, роскошные интерьеры и тайники с «сокровищами»
Три автора, три адреса, три корпуса: дом Бенуа в Санкт-Петербурге Как архитекторы нарушили все правила и создали шедевр/https://cdn.tripster.ru/photos/9252a4b4-7464-4a06-bbbf-00b5664a157d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1bef14e3-dccd-40ff-b272-de80b14c841d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/6e4ff90c-c4b2-47cf-b55e-63b1c206223a.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/01b277dc-adbb-445e-a3f3-d1ce61fdec40.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e8b44b21-420b-4506-b3db-fc7d3b587446.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/cdcc4536-3e64-4c6f-9e09-d23288b4be66.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e6e13f67-e641-45f8-89cf-b4ec80cdcf65.jpg)