Почему стоить увидеть Великую Китайскую стену
Прошлое и настоящее самой масштабной стройки в мировой историиГде начинается и заканчивается
Территории, где находится Великая Китайская стена, протянулись по 15 провинциям, районам и муниципалитетам Китая. Начало укрепления находится на полуострове Ляодун на побережье Жёлтого моря и идёт через Северный Китай. А заканчивается в провинции Ганьсу участком Цзяюйгуань. При строительстве старались максимально задействовать естественный рельеф, поэтому часть укрепления (около тысячи километров) проходит по горному хребту Иньшан. Есть версия, что для постройки выбирали максимально неприступные места, и чем более труднодоступным они были, тем серьёзнее велись работы.
Ширина и длина Китайской стены
Её неслучайно называют одним из самых больших сооружений на свете. Общая протяжённость Китайской стены — свыше 21 тысячи километров. Иногда называют цифру 8-9 тысяч километров — это длина наиболее сохранившейся части, которую построили во времена династии Мин.
Ширина крепостных стен разная: широкие участки могут быть до 7 метров — в старину здесь могла пройти шеренга из 10 солдат или 5 всадников. Самым узким местом считается «Небесный мост» на перевале Симатай. Его протяжённость — около 100 метров, а минимальная ширина — всего 40 сантиметров.
История строительства
Считается, что великая стройка началась примерно в III веке до н. э. по приказу императора Цинь Шихуанди. Первая постройка выглядела как гигантский земляной вал, а полноценную стену возвели значительно позже — в III веке н. э. Тогда для строительства и укрепления начали активно использовать камень.
Третий и самый важный этап в истории Великой Китайской стены пришёлся на времена династии Мин с 1368 по 1644 год. Укрепление продлили, а где‑то даже полностью снесли обветшавшие участки и построили на их месте более прочные стены. «Стройка тысячелетий» закончилась в XVII веке, когда правителей Мин сменила династия Цинь. Они заморозили проект и больше к нему не возвращались.
Стена стала постепенно разрушаться. Вторая жизнь у неё началась только в 1984 году, когда власти Китая затеяли масштабную реставрацию. Часть участков восстановили, какие‑то разрушили и построили заново.
По подсчётам учёных, число погибших рабочих при возведении стены варьируется от 2 до 3 миллионов человек, но сколько точно, они не могут сказать до сих пор. Чаще всего тела умерших вмуровывали в стену, так что фразу «стена построена на костях» можно воспринимать буквально. Существовала даже легенда, что делали это для увеличения прочности, хотя археологи и историки этот факт не подтверждают.
Для чего нужна была Китайская стена
Главная её функция — оборонительная. Стена была построена для защиты Китая от враждебных племён. Благодаря ширине, Великая Китайская стена служила ещё и своеобразной дорогой для переброски армий: под прикрытием мощных башен солдаты спокойно переходили в нужное место, не опасаясь вражеских стрел.
Служила она и импровизированным телеграфом. Сигнальные башни были расположены по всей длине Китайской стены и находились в прямой видимости друг от друга. Поэтому предупреждения о нападении врага с помощью боя барабанов или дыма костров передавали с самых дальних краёв в Пекин максимум за сутки — фантастическая скорость для XIV–XVII веков.
И третья, не менее важная функция стены — идеологическая. Стена служила символом объединения империи и обозначала границу «цивилизованного мира от варварского». Часть историков считает, что строили её именно для этого, а оборонительная функция была вторичной.
Участки Великой Китайской стены
За прошедшие века многие из них до нас не дошли в сохранности. Точно неизвестно, сколько именно участков пострадало в результате погодных явлений или деятельности людей.
Какие‑то части Великой Китайской стены неплохо сохранились, были восстановлены или построены заново. Рассказываем, куда сегодня пускают путешественников.
Бадалин
Наиболее известный участок стены, который находится примерно в 70 километрах от Пекина. Возвели его в 1505 году, а для постройки использовали огромные каменные глыбы — возможно, поэтому он так хорошо сохранился.
Сегодня Бадалин — самый посещаемый участок. Здесь даже работает круговой кинотеатр, где показывают фильмы об истории Китая и строительстве стены.
Мутяньюй
Сосед Бадалина, который расположен чуть дальше от Пекина. Добраться сюда сложнее, поэтому Мутяньюй посещает гораздо меньше путешественников.
На участке сохранилось 22 сторожевые башни. Славится он и «перекрёстком» — местом, где сходятся три ответвления Великой Китайской стены. А многие путешественники считают, что именно с Мутяньюйя открываются лучшие виды на остальные участки.
Симатай
Одно из немногих мест, где стена сохранилась практически в первозданном виде. Симатай считается опасным для путешественников из‑за «Небесной лестницы» — крутого и узкого участка без всяких ограждений. Подниматься здесь можно только под углом в 85 градусов. Поэтому тем, кто боится высоты, на «Небесную лестницу» лучше посмотреть издалека.
А если внимательно рассматривать кладку на этом участке, можно отыскать камни с датой их закладки, а также с номером воинского подразделения, которое участвовало в строительстве стены.
Цзиньшаньлин
Его название переводится с китайского как «горный хребет Золотой горы» — по названию местности, где был построен. На участке Цзиньшаньлин сохранилось 67 сторожевых башен. Почти все они высотой около 10 метров и состоят из двух этажей.
На Цзиньшаньлин, как и на Симатайе, можно отыскать участки кладки с китайскими иероглифами, обозначающими время изготовления кирпича.
Губейкоу
Дикий участок Великой Китайской стены, который построили в 1358 году. Считается, что в 1567-м его расширили и с тех пор не восстанавливали. Сторожевые башни здесь сохранились частично: многие из них разрушены, а оставшиеся стоят без крыш.
Посещение Губейкоу чаще всего совмещают с прогулкой по одноимённому городу у подножия стены, где находится множество даосских храмов.
Хуанхуачен
По легенде, этот участок строился из плит и кирпичей на рисовом отваре, поэтому получился надёжным и крепким.
Хуанхуачен известен также как «Великая водная стена». Такое название появилось из‑за того, что частично стены укрепления уходят под воду. Местами стена пересекает долину, которую в 1974 году затопили из‑за постройки водохранилища Сишуйюй. Поэтому сегодня по Хуанхуачену можно не только ходить, но и путешествовать на лодке между сохранившимися частями укреплений.
Хуанъягуань
В переводе с китайского его название звучит как «жёлтая скала». Участок Хуанъягуань построен вдоль холмов и скал. На закате они приобретают жёлтый оттенок — отсюда и название.
В 1984 году здесь восстановили 20 сторожевых башен и более трёх километров стены. Они открыты для путешественников, которые приезжают сюда не только за впечатляющими видами, но и для участия в ежегодном марафоне, проводимом на этом участке.
Шаньхайгуань
Самый восточный участок на карте Великой Китайской стены. Считается, что здесь построили первую оборонительную заставу в Китае. Причём возвели её прямо в Бохайском заливе Жёлтого моря.
Приехав сюда, обязательно зайдите в музей, который посвящён истории Шаньхайгуаня. В него входит три здания и 18 выставочных залов, поэтому здесь можно получить максимум информации о заставе.
Интересные факты о Великой Китайской стене
В истории этого чуда света, кроме бесконечной стройки, есть ещё масса легенд и мифов. А также интересных фактов, о которых расскажем ниже.
Точно определить, сколько нужно времени, чтобы пройти всю стену, невозможно. Многие неоднократно отправлялись исследовать её, и каждый раз путешествие занимало разное время. Например, в 1908 году исследователь Уильям Эдгар Гейл прошёл Великую Китайскую стену за 5 месяцев, а исследователю Лю Юйтяню понадобилась для этого пара лет. В 2006 году путешественники из Великобритании преодолели почти 5 тысяч километров за 167 дней. Причём на некоторых участках они ориентировались только по линии на картах со спутника, где было изображено место несохранившихся построек Великой Китайской стены.
На стене проводится один из самых сложных беговых марафонов в мире — Great Wall of China Marathon. Максимальный перепад высот на дистанции составляет 200 метров, а до финиша добегает меньше половины участников.
Говорят, что Великая Китайская стена видна из космоса. Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие космонавты говорили, что неоднократно видели её, а другие утверждали обратное. В итоге появилась версия о том, что стену действительно можно разглядеть из космоса, но только под конкретным углом и с определённого расстояния.
Великая Китайская стена — не непрерывная линия. В ней есть даже участки без построек — преимущественно в горных районах, где высокие скалы образуют естественные ограждения.
Секрет прочности Великой Китайской стены раскрыли совсем недавно. Учёные взяли образцы с восьми её участков и выяснили, что для строительства использовалась утрамбованная почва и гравий. Они способствуют росту почвенной корки — импровизированной естественной штукатурки из бактерий, мхов и лишайников с добавлением глины, песка и извести. Эта корка повышала прочность Великой Китайской стены и её устойчивость к воздействию осадков и ветра. По результатам исследований оказалось, что участки с образовавшейся коркой были гораздо прочнее, чем просто утрамбованная земля.
Как добраться до Великой Китайской стены
Проще всего начинать путешествие к этому уникальному сооружению из Пекина. Ближайший участок к городу — Бадалин, до которого можно доехать на автобусе. В Пекине по пути к остановке встречаются указатели «Great Wall», так что заблудиться сложно. До других популярных локаций курсируют междугородние автобусы и поезда.
На многих участках Великой Китайской стены действует канатная дорога. Подняться в комфортабельной кабинке можно, например, на Бадалине, Симатайе, Мутяньюйе и Цзиньшаньлине.
Важно помнить: канатные дороги есть далеко не по всей длине Великой Китайской стены. Ими оборудованы только популярные и доступные участки, а в диких местах (таких как Губейкоу) подняться можно только пешком.
Время для посещений
На каждый участок Великой Китайской стены нужно приобретать билет. Средняя стоимость — от 30 до 50 юаней (около 400-650 рублей). Канатная дорога оплачивается отдельно.
Самый популярный сезон начинается в апреле и длится до октября. В это время путешественников здесь настолько много, что на некоторых участках даже повышают цены на билеты. Летом тут бывает крайне жарко, так что, если плохо переносите температуры от +30°C, приезжать к Великой Китайской стене лучше весной или осенью.
Заключение
«Стройка тысячелетий» и сегодня остаётся главной достопримечательностью и визитной карточкой Китая. Добраться до неё несложно, особенно если ваше путешествие начинается в Пекине. Наиболее комфортный и полезный с точки зрения информативности вариант попасть сюда — отправиться на экскурсию с местными гидами. Для тех, кому близки пешие прогулки, они организуют трекинг по диким частям стены, где редко бывают другие путешественники.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Увидеть своими глазами величайшее сооружение человечества
Комфортно доехать до отеля, по пути посетить знаковые места и насладиться чайной церемонией
Увидеть самый красивый участок Великой Китайской стены и спуститься с него на санях
Окунуться в ушедшие эпохи, узнать больше о китайских правителях и увидеть всё самое интересное