Успенский собор в Москве — символ единой Руси

9 авг 2024
Успенский собор в Москве — символ единой Руси
Успенский собор уже много веков считается духовным центром Кремля и всей Москвы. Стены древнего храма были свидетелями множества событий: коронаций и смены царей, войн и революционных волнений. Сегодня Успенский собор Кремля — одна из главных религиозных достопримечательностей столицы. Как туда попасть и что посмотреть внутри, расскажем в статье.
СодержаниеИсторияУспенский собор на карте КремляОсобенности архитектурыВнутреннее убранство и святыниФрескиИконостас и образаИнтересные фактыЧасы работы и правила посещенияЗаключение

История

Первое здание Успенского собора построили в XIV веке. О его возведении московского правителя Ивана Калиту попросил митрополит Пётр. Священнослужитель перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву, но в ней не было храмов, достойных нового статуса города.

По приказу великого князя в 1326 году было начато возведение церкви, а уже через год Успенский собор принял первых прихожан. Одноглавый храм с тремя притворами стал первым культовым сооружением в столице, возведённым из камня. За образец зодчие взяли Георгиевский собор во Владимирской области, в городе Юрьеве‑Польском.

XIV век. Успенский собор Ивана Калиты, реконструкция Сергея Заграевского • 1472 год. Заложение Успенского собора и перенесение мощей святителя Петра Иоанном III • Московский Кремль при Иване III, картина Васнецова А.М. (1921 год)

Спустя почти 150 лет храм обветшал, и его решено было перестроить. Но у реконструкции были и другие причины. После падения Константинополя в 1453 году Москва стала считаться духовной преемницей Византии. Кроме того, великий князь Иван III собрал удельные княжества в единое государство, и ему нужен был символ объединённой Руси. Величественный собор идеально подходил для этой задачи.

Возведение нового здания началось в 1471 году, работы доверили псковским мастерам. Однако через пять лет незаконченный храм неожиданно рухнул. По преданию, это произошло из‑за землетрясения. Заново отстроить собор московский правитель пригласил итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Под его руководством строительство Успенского собора закончилось в 1479 году.

К 1624 году своды храма обветшали, и их полностью разобрали, а затем снова собрали, укрепив железным стяжками и дополнительными арками. Ещё одна реконструкция в Успенском соборе прошла в конце XVII столетия. Тогда в нём были расширены окна, обновлена роспись на стенах и отремонтирован иконостас.

Успенский собор: XIX век, картина Генри Чарльза Брюэра • 1880-1894 годы • 1959 год

Древний храм сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года из‑за пожара. Великолепные росписи на стенах были испорчены копотью и сажей, сам собор наполеоновские войска разграбили, а помещения превратили в загон для лошадей.

На протяжении следующего столетия храм неоднократно реставрировался и частично менял облик. После революции Успенский собор закрыли, а с 1922 года он стал музеем. В храме провели реставрацию, в ходе которой были обнаружены и раскрыты древние росписи на стенах и иконы. Самые ценные образа передали сначала в Исторический музей, а позже в Третьяковскую галерею, где они и находятся сегодня.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году, но проходят они только по большим праздникам. В остальное время храм работает как музей.

Успенский собор на карте Кремля

Особенности архитектуры

Храм возвели на вершине Боровицкого холма, чтобы его было видно издалека, в том числе с Москвы‑реки — основной транспортной артерии того времени. Величественный собор словно парил над Москвой — здания вокруг него были намного ниже.

Успенский собор в Москве
1881 год. Вид на Кремль с Москвы‑реки

Прообразом кремлёвского храма, вернее, той его версии, что дошла до наших дней, стал Успенский собор во Владимире. Так же, как и его прототип, кремлёвский храм пятикупольный и крестообразный в плане. При этом зодчий наделил своё творение чертами византийских и католических культовых построек: зальной планировкой, высокими сводами и круглыми колоннами — их практически не использовали русские архитекторы.

Для строительства Успенского собора Аристотель Фиораванти использовал самые передовые для того времени технологии. Для производства кирпича для стен и перекрытий храма зодчий приказал построить заводы в Москве, так как архитектора не устроило качество материала, который делали в русской столице. Также Фиораванти повелел готовить особый раствор для кладки стен. По преданию, после засыхания такую смесь невозможно было разрезать ножом. Наконец, для укрепления стен и сводов вместо традиционных деревянных балок мастер использовал скрепы из металла.

Иван III Великий и Аристотель Фиораванти • Успенский собор во Владимире • Успенский собор в Москве • Фото: Mike1979 Russia, CC BY-SA 4.0, Don-vip, CC BY-SA 4.0

Внутреннее убранство и святыни

Внутри величественного храма хочется рассмотреть каждый его уголок. В просторном зале с колоннами сохранились настенные росписи — одни из самых древних в Москве. А по их количеству Успенский собор Кремля уступает только храму в Ферапонтовом монастыре. Делимся, на что ещё обратить внимание в церкви.

Фрески

Впервые стены собора расписали через два года после его строительства, в 1481‑м. Украшением храма занялся прославленный иконописец Дионисий со своими учениками. Эти работы частично сохранились в алтаре.

Роспись Успенского собора: 1880-1890 годы • Современный вид фресок • Фото: jimmyweee, CC BY 2.0, Shakko, CC BY-SA 4.0

В XVI столетии по распоряжению Василия III стены собора снова расписали. Однако эти фрески были практически полностью уничтожены во время пожара в 1626 году. Почти через 20 лет при государе Михаиле Фёдоровиче живописцы вновь прибыли в Успенский собор. По приказу царя 150 мастеров менее чем за два года создали на стенах храма более 200 сюжетных композиций с участием почти 2000 персонажей. Работали мастера в смешанной технике — писали красками по влажной и сухой штукатурке.

Если присмотреться к росписям, можно заметить, что они нанесены в определённом порядке. В пяти главах собора находятся образы Бога, наверху стен — сцены из Евангелия, а внизу — семь Вселенских соборов. На сводах изображены двунадесятые — 12 самых почитаемых христианских праздников, а на круглых колоннах — фигуры святых.

Иконостас и образа

Самая грандиозная часть внутреннего убранства Успенского собора. Огромный иконостас высотой 16 метров был создан по заказу патриарха Никона в 1654 году. Иконы для него писала артель живописцев, приглашённых из разных городов. За год они создали 69 образов.

Изначально иконостас был украшен золочёным окладом из серебра. Его похитили наполеоновские войска в 1812 году, а позже обрамление для икон восстановили по уцелевшим фрагментам.

1856 год. Иконостас на картине с миропомазанием Александра II • 1880-1883 годы. Пятиярусный иконостас • Современный вид • Фото: сайт отеля «Балчуг Кемпински»

Сейчас в пятиярусном иконостасе, а также в других частях храма, можно увидеть древние образа, которые считаются памятниками древнерусской живописи. Вот на какие из них стоит обратить внимание.

Владимирская Богоматерь. Рассмотреть её можно в боковом иконостасе Петропавловского придела. По одной из версий, в конце XIV века образ списал с чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» XII века сам Андрей Рублёв. Но ряд исследователей считают, что икона была создана в XV столетии неизвестным автором.

Святой Георгий. Находится в отдельном киоте слева от иконостаса. Эту икону предположительно написали в 1170 году по заказу князя Георгия Андреевича, сына Андрея Боголюбского и первого супруга грузинской царицы Тамары. А перевезли её в Успенский собор в Москве из новгородского Юрьева монастыря.

Владимирская Богоматерь • Святой Георгий • Спас на престоле • Фото: сайт «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики», Shakko, CC BY-SA 4.0

Николай Чудотворец с житием. Образ находится в нижнем ряду иконостаса. Считается, что икона, созданная на рубеже XIV–XV веков, попала в собор из Вяжищского монастыря близ Новгорода.

Спас на престоле. Образ расположен слева от царских врат. Особенность этой иконы в том, что написана она на древней доске XII века. Тогда же предположительно был создан изначальный образ, однако в 1700 году изображение переписал московский мастер Георгий Зиновьев, сохранив при этом исконную композицию. В Успенский собор образ перевезли в 1518‑м из Владимира.

Интересные факты

За многовековую историю древний храм не раз становился участником и свидетелем исторических событий — и радостных, и трагических. Собрали самые интересные факты.

В Успенском соборе Кремля короновали всех российских царей и императоров. Впервые церемония была проведена в 1489 году. Тогда в соборе венчали на царство князя Дмитрия Ивановича, внука Ивана III.

1682 год. Коронация Ивана V и Петра I • 1762 год. Коронация Екатерины II • 1896 год. Коронация Николая II • Фото: сайт Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина

Именно в Успенском соборе во время церемоний стали использовать шапку Мономаха и другие атрибуты царской власти: скипетр, державу, цепь, знамя, печать и щит. Шапку, украшенную драгоценными камнями, использовали в коронациях до XVIII века, пока Пётр I не заменил её короной.

В соборе находится «Мономахов трон». Это кресло с шатром, предназначенное для государя, создали новгородские мастера в 1551 году по приказу Ивана Грозного. Роскошный шатёр на четырёх небольших ножках украшен барельефами со сценами передачи князю Владимиру Мономаху царских регалий из Византии.

Долгое время в Успенском соборе погребали патриархов. Первым в стенах храма упокоился митрополит Пётр, который инициировал строительство церкви. Сейчас в соборе 19 гробниц. Последнее захоронение было сделано в 1700 году.

«Мономахов трон» • Рака с мощами митрополита Петра • Фото: Shakko, CC BY-SA 4.0, сайт «Архитектурные шедевры мира»‎

В 1547 году все пять куполов собора покрыли позолоченными медными листами. Для их изготовления использовали особую технологию — золото смешивали с ртутью, которая испарялась при нагревании. После этого золото закреплялось на медных пластинах и приобретало красивый тёплый оттенок. Впоследствии такими листами стали покрывать и купола других церквей, поэтому столицу стали называть Златоглавой.

Часы работы и правила посещения

Успенский собор расположен на территории Московского Кремля. Его точный адрес: Кремлёвская набережная, 1, строение 12.

Оказаться в стенах древнего храма можно в любой день, кроме четверга. Актуальное время работы ищите на официальном сайте музейного комплекса Московского Кремля.

Успенский собор в Москве
Соборная площадь. Фото: Pedro Szekely, CC BY-SA 2.0

Планируя визит в собор, учтите, что в Кремле действуют строгие правила посещения. Вход платный, а попасть на территорию можно только через пропускной пункт возле Кутафьей башни. Там проверят не только билет в музеи Кремля (собор — один из них), но и документы и личные вещи. Вход с большими сумками, животными, самокатами и велосипедами воспрещён.

Заключение

Успенский собор Московского Кремля — не только первый каменный храм столицы, но и один из главных символов единой Руси. Сегодня, как и сотни лет назад, величественный храм восхищает своей сдержанной красотой и совершенством формы. Изучать старинный собор лучше вместе с опытным гидом: он покажет все потайные уголки храма и расскажет о самых значимых событиях из истории сооружения.

Автор: Юлия Осокина

Заглавное фото: Pedro Szekely, CC BY-SA 2.0

Ещё на тему путешествий

Музей Мирового океана и его уникальные экспонатыМузей Мирового океана и его уникальные экспонаты Корабль космической связи и плавучий маяк — что смотреть в калининградском музее

Еще экскурсии по теме