Ростральные колонны
Когда зажигают, для чего служат и что внутриПочему Ростральные колонны так называются
Традиция создавать подобные сооружения восходит к Древнему Риму. На латыни слово rostrum означает «клюв». Рострами назывались подводные тараны, которые располагались в передней части судов ниже и выше уровня воды. Обобщённо так называли весь нос корабля, оснащённый таранами. В IV веке до н. э. впервые воздвигли колонну, украшенную рострами вражеских кораблей. Так возник обычай использовать эти военные трофеи в архитектуре.
История Ростральных колонн в Санкт‑Петербурге
О древнеримской традиции в начале XIX века вспомнил работавший в Российской империи французский архитектор Жан‑Франсуа Тома де Томон. Однако в данном случае «ростры» не были сняты с трофейных кораблей — их изготовили специально. Носы символизировали не только мощь военно‑морских сил страны, но и торгового флота. Архитектор несколько раз менял проект, вносил в него коррективы. Помогали мастеру русский каменотёс Самсон Суханов и несколько французских скульпторов. Две колонны — северная и южная — были официально открыты в 1815 году.
Маяки
Одна из загадок Ростральных колонн — их практическое предназначение. Согласно основной версии, они служили маяками: поблизости располагался порт. Однако некоторые исследователи сомневаются в этом. На реках, как правило, не ставили подобные навигационные конструкции. Скорее всего, колонны использовались как портовые фонари.
Освещение
Изначально в чаши, расположенные наверху, заливали конопляное масло. В тёмное время суток его поджигали. Факел указывал путь кораблям. Однако сильный ветер иногда выдувал масло. Огненные брызги летели вниз, угрожая всем проходящим мимо. В конце XIX века на колонны установили уже электрические фонари. Однако быстро выяснилось, что они потребляют очень много энергии и поэтому дороги в использовании. В середине XX столетия их заменили на газовые горелки. Город от этого решения выиграл дважды: дешёвое топливо и красивый вид горящих факелов, фото которых украшают все путеводители по Северной столице.
Реставрация
Ростральные колонны пережили три большие модернизации:
- В конце 1920‑х восстановили утраченные металлические фрагменты. Заделали выбоины в кирпичах, из которых сложены колонны. Обновили штукатурку, покрывавшую стены.
- Сразу после войны, во второй половине 1940‑х, началась новая масштабная реставрация. Одной из целей было исправить катастрофические ошибки прежнего ремонта. Заплатки, сделанные из неподходящих материалов, начали сыпаться. Металлические элементы разъедала коррозия. Повреждённые фрагменты были восстановлены, частично заменены площадки для обслуживания, находящиеся под факелами.
- В конце 1990‑х колоннам снова потребовался ремонт. Вначале с них убрали толстые слои сажи, накопившиеся за почти полвека. А чтобы колонны и их декоративные элементы сохранялись без ремонтов как можно дольше, на них нанесли специальное защитное покрытие.
Скульптуры и фигуры
У подножия каждой из колонн расположены по две скульптуры — мужские и женские фигуры. Архитектор проекта Тома де Томон предполагал, что они символизируют божеств моря и коммерции: рядом находится здание Биржи, а Нева ведёт в Финский залив. Но в народе распространилась другая версия: каждая из фигур олицетворяет одну из великих рек — Неву, Днепр, Волгу и Волхов.
Интересные детали можно заметить в оформлении самих ростр. Их украшают изображения неведомых существ, которых называют «водяными», а также фигуры рыб, морских коньков и даже головы крокодилов.
Ростральные колонны внутри
Попасть в сами сооружения нельзя. Многие петербуржцы и гости города гадают, что же находится внутри. Пространство полностью занимает каменная винтовая лестница. По стенам идут газовые трубы, с помощью которых топливо подаётся в горелки наверху. Кладка внутри не скрыта штукатуркой, можно рассмотреть каждый кирпич, произведённый в начале XIX века.
Когда зажигают колонны
Горящие факелы можно увидеть только по праздникам. Например, в день рождения Питера или в День России. Зажигают колонны и во время праздника для выпускников «Алые паруса».
Интересные факты
Колонны в центре Питера привлекают путешественников со всего мира. Гостям интересно узнать не только историю достопримечательности, но и занимательные факты, с ней связанные.
- Высота колонн 32 метра. Горящее пламя поднимается ещё на семь метров.
- Северная колонна ориентирует на Малую Неву, а южная — на Большую.
- Одна из колонн на фоне здания Биржи была изображена на купюрах достоинством 50 тысяч рублей, выпущенных в 1995 году. В 1997‑м их заменили на 50‑рублёвые банкноты тоже с достопримечательностью на обороте.
Где находятся и как добраться
Колонны возвышаются в самом центре Питера — на стрелке Васильевского острова рядом со зданием Биржи. Посещение этой достопримечательности можно совместить с прогулкой по центру города. От Эрмитажа их отделяет Дворцовый мост через Большую Неву. Прогулочным шагом можно добраться сюда примерно за 10 минут.
Заключение
Ростральные колонны считаются одной из самых необычных достопримечательностей Санкт‑Петербурга. Вместе со зданием Биржи они образуют единый архитектурный ансамбль, который стал частью открыточного вида на Васильевский остров. Узнать больше интересных фактов о Ростральных колоннах можно у местных гидов. Описание их предложений вы найдёте на Трипстере.
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проникнуться соседством советского быта и помпезной архитектуры в квартирах эпохи уплотнения
Понять, что цари тоже люди, на экскурсии по парадным залам и жилым покоям Зимнего дворца
Нескромная роскошь и строгая изысканность — увидеть и сравнить 2 резиденции Царского села за 1 день
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!