Особняк Рябушинского — шедевр московского модерна

12 янв 2024, обновлено 10 июня 2024
Одно из лучших зданий Москвы в стиле модерн связано с жизнью сразу трёх незаурядных личностей. Великолепный особняк создал знаменитый зодчий Шехтель, его хозяином был богатый промышленник Рябушинский, затем сюда поселили советского литератора Горького. Рассказываем, чем восхититься в старинной усадьбе с богатой историей.
СодержаниеНа карте МосквыИстория особняка РябушинскогоСоветский периодОснование музея ГорькогоАрхитектура особнякаИнтерьерЭкспозицииРежим работыЦены на билетыГде находится и как добраться до особняка Рябушинского Заключение

На карте Москвы

История особняка Рябушинского

Знаменитое здание появилось благодаря Степану Рябушинскому — промышленнику, банкиру, археологу и коллекционеру. Будущий хозяин особняка принадлежал к богатой династии, которую основал его дед. Ещё в начале XIX века Михаил Рябушинский перебрался в Москву из Калужской губернии, а уже к 1840-м годам капиталы семьи значительно увеличились, а также Рябушинские стали владельцами нескольких фабрик.

Степан Рябушинский был представителем третьего поколения купеческой династии. Вместе с братьями он руководил производством текстиля, издавал газеты и журналы, основал автомобильный завод (первый в стране) и банк, а также собирал древнерусские иконы — у него была одна из лучших коллекций образов. В 1900 году прогрессивный и богатый предприниматель решил построить для себя семейную усадьбу. Реализовать задумку он доверил Фёдору Шехтелю. На рубеже столетий тот считался уже состоявшимся архитектором: на его счету были участие во Всемирной выставке в Париже и несколько проектов в Москве.

Ещё по теме
1903 год. Особняк Рябушинского • 1902-1904 год. Столовая • 1902-1904 год. Вестибюль

Строить особняк Рябушинского решили на небольшом участке Малой Никитской. Сам дом предполагалось возвести чуть дальше от дороги за небольшим садом, а на первую линию улицы вывести только его крыльцо. Такое расположение здания — желание предпринимателя, который хотел укрыть жилище от посторонних глаз и добиться ощущения уединения.

В 1903-м строительство особняка закончилось, и туда переехала семья промышленника. По преданию, необычное здание очень понравилось заказчику, который был ценителем красивых и редких вещей и предметов искусства. Впрочем, великолепное строение пришлось по вкусу и всей Москве. Созданный Шехтелем особняк Рябушинского стал до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью города, а с 1903 по 1905 год несколько издательств даже печатали открытки с изображением дома.

Советский период

После революции первые хозяева покинули Москву: Рябушинские переехали в Италию. Творение знаменитого зодчего на Малой Никитской с изысканными интерьерами национализировали, его по очереди занимали несколько организаций: помещения особняка давали в использование Наркому иностранных дел, издательству, психоаналитическому институту и даже экспериментальному детскому садику. В это дошкольное учреждение ходил сын вождя народов Василий Сталин. За время, пока строение переходило из рук в руки, большая часть оригинальной обстановки пропала: исчезла мебель и светильники, сделанные по проекту Шехтеля, разрушилась система вентиляции, а мраморный камин разобрали.

1930 год. Дом Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Фото: Frank Whitson Fetter • 1930-е годы. Интерьеры особняка

В 1931 году здесь поселился знаменитый писатель и «буревестник революции» Максим Горький. В особняке миллионера Рябушинского литератор прожил до своей смерти в 1936-м. Горький так и не оценил роскошные интерьеры и архитектурные детали дома и никогда не считал его своим. Например, он не пользовался лестницей-волной, придуманной Шехтелем: наверху жила семья сына писателя, а сам драматург занимал первый этаж. Во многих помещениях Горький обустроил всё на свой вкус: спальню он перенёс в кабинет, а из гостиной сделал библиотеку, где часть стен заставил шкафами, а полуобнажённые фигуры, украшавшие помещения, по его просьбе закрыли тканью или убрали.

Тем не менее при писателе бывший особняк династии Рябушинских стал центром культурной жизни столицы: здесь собирались знаменитые литераторы и артисты. Иногда в гости приезжал Иосиф Сталин — во время таких визитов территорию вокруг особняка оцепляла охрана.

Последние два года Горький жил только с женой погибшего сына и внучками. Когда автор знаменитых пьес скончался, его невестка и супруга постарались сохранить вещи, а также обстановку, в которой жил и творил писатель. И именно родственники Горького стали инициаторами создания музея в бывшем особняке промышленника Рябушинского.

1931 год. М. Горький, И. Бехер, Дж. Джерманетто и Б. Иллеш на крыльце особняка Рябушинского • Лето 1931 года. М. Горький возле камина в столовой. Фото: М. А. Пешков • 1930-е. Сталин в гостях у писателя

Основание музея Горького

Собирать рукописи, документы и предметы искусства, относящиеся к жизни писателя, начали почти сразу после его смерти. В 1937 году в Институте мировой литературы создали архив драматурга и первый музей автора «На дне» и других известных произведений. Экспозиция разместилась в здании Института на улице Воровского (сейчас Поварская).

Несколько лет коллекция пополнялась в основном из других музеев: картины передавали Третьяковская галерея, Исторический и Русский музеи. Значительную часть экспонатов подарили семья и друзья Горького: художники, писатели и артисты. В музей они отдали личные вещи, документы, фотографии и портреты литератора. Также коллекцию дополняли государственные хранилища.

Июнь 1946 года. Особняк Рябушинского. Прессфото Совинформбюро • 1956 год. Установлена мемориальная доска в честь М. Горького. Фото: С. О. Фридлянд • 1960 год. Борис Фёдорович Шаляпин в Москве

В 1938-м Институт стал частью Академии наук. В 1961 году особняк Рябушинского передали Академии, чтобы открыть в нём мемориальную экспозицию. Официально музей начал работать в мае 1965-го. В это время на втором этаже дома по-прежнему жила невестка писателя Надежда Пешкова, которая старалась сохранить здесь всё так, как было при последнем хозяине.

Архитектура особняка

Великолепная усадьба является ярким образцом стиля модерн, в котором работал архитектор Шехтель. В особняке Рябушинского на Малой Никитской сразу заметны характерные черты: плавные линии и формы, асимметрия, использование мозаик и витражей, кованых и деревянных элементов. Вот несколько примеров, как знаменитый зодчий обыграл эти приёмы:

  • Основной принцип модерна — «здание для человека». Фёдор Осипович Шехтель начал создавать жилище изнутри — центром дома стала парадная лестница, от которой разрастались новые помещения и постройки.
  • У особняка Рябушинского свободная композиция: фасады не повторяются, а у окон различная форма.
  • По внешнему виду здания сразу понятно, из каких материалов он был возведён. Архитектор не пытался приукрасить фасад: он не закрыт колоннами или скульптурами, а глазурованный кирпич в отделке не имитирует природный камень.
  • На фасаде множество природных мотивов: фриз с орхидеями, оконные рамы, похожие на лепестки, и ограда в виде волны. Интересно, что эскизы для создания мозаичного фриза Шехтель делал сам. Он покупал живые цветы и с них делал наброски. На солнце мозаика немного сверкает — такого эффекта удалось добиться благодаря кусочкам блестящей смальты.
Фото: Shesmax, CC BY-SA 4.0

Кроме того, Шехтель добавил в здание необычные детали, которые он придумал сам. Например, плоский карниз, оригинальные наличники вокруг окон, пилоны, на которые опирается крыльцо. Ещё Фёдор Осипович продумал техническое оснащение дома. В особняке Рябушинского была специальная система вентиляции, но до наших дней она не сохранилась. Из кухни, которая находилась в полуподвальном помещении, блюда поднимал наверх не человек, а специальный лифт.

Ещё по теме

Интерьер

Фишка знаменитого дома — его внутренне убранство, которое Шехтель создавал с помощью художника Михаила Врубеля. Авторами фантастического интерьера продумана каждая деталь.

Оформление помещений в особняке Рябушинского, по задумке Шехтеля, было выполнено по-разному: первый этаж был посвящён подводному миру. Это заметно, если присмотреться к деталям и образам — дверным ручкам в виде морских коньков, паркету, выложенному в форме морской волны, потолочной лепнине, похожей на водоросли. Также внизу находился кабинет хозяина дома, в котором были украшения в виде лаврового листа — символа власти. Лавр можно увидеть на дверной ручке, в резных деревянных деталях и витраже с лавровым деревом.

Парадная мужская гостиная. Лепнина на потолке — ряска на поверхности воды, роспись — хризантемы, которые мы видим сквозь её толщу • Дверная ручка • Рабочий кабинет Рябушинского • Фото: bellezza_storia

Второй этаж особняка олицетворял землю — там находились жилые покои семьи и помещение для реставрации икон. Связывает эти два мира изумительная лестница-волна длиной 12 метров. Она выполнена из серого мрамора, а на первом ярусе в перила вмонтирован огромный фонарь в виде медузы. Считается, что на необычный дизайн лестницы Шехтеля вдохновили работы знаменитого зодчего Антонио Гауди, с которым он был знаком лично. Кроме того, стоит обратить внимание на следующие произведения искусства, украшающие дом:

  • Балкон над лестницей, кованое ограждение которого похоже на сову. Оконный проём украшен витражами синего, голубого, зелёного и терракотового цвета.
  • Колонна на втором этаже — ещё один акцент в интерьере. Её верхняя часть сделана в виде переплетённых лилий и саламандр. Считается, что такое сочетание символизирует борьбу добра и зла.
  • Девять многоцветных витражей разного размера, которые встречаются по всему дому. Одна из самых интересных композиций находится в прихожей. Это пейзаж с деревьями на фоне синего неба. Интересно, что цвета картины меняются — всё зависит от месторасположения наблюдателя и времени суток.
Балкон над лестницей • Колонна на втором этаже • Тайная молельня • Фото: bellezza_storia

В особняке Рябушинских есть также тайная комната. Точнее, это молельня, созданная Шехтелем для хозяев-старообрядцев (до начала XX века их вера осуждалась официальной церковью). Интерьер помещения, который почти не сохранился, напоминал убранство древней византийской церкви: стены и своды были украшены храмовой росписью, на одной из стен есть узкие высокие окна, а в центральном своде — круглое окно, через которое поступал солнечный свет. Домашняя церковь была скрыта от чужих глаз: человек мог попасть туда только через узкий коридор и лестницу на втором этаже.

Экспозиции

Сегодня в особняке Степана Рябушинского можно не только полюбоваться на изысканную обстановку, но и больше узнать о творчестве Горького — во время посещения тематических выставок. Литератор многое изменил в доме под себя. В помещениях на нижнем этаже сохранилась обстановка 1930-х.

Под экспозицию музея выделено пять комнат: кабинет Горького, его библиотека, столовая, комната секретаря и спальня хозяина. Уже в гардеробе вы увидите множество фото. На них — писатель в разные годы. Также внизу можно посмотреть экспозицию, посвящённую Фёдору Шехтелю.

Лестница на второй этаж • Спальня • Кабинет писателя • Фото: bellezza_storia

Одним из самых интересных помещений музея-квартиры является бывший кабинет писателя. В нём стоит письменный стол, на котором остались лежать письменные принадлежности Горького, книги и блокноты. Также в комнате есть диван, полка с книгами, книжный шкаф. Интересно, что обстановка почти полностью повторяет кабинеты литератора в Италии и Крыму. Здесь же можно посмотреть на восточную коллекцию последнего хозяина дома: Горький много лет собирал японские фигурки нэцке и окимоно (сейчас в его кабинете выставлено порядка двухсот статуэток). А также китайские кружевные шары из слоновой кости, которые катаются один в другом по принципу матрёшки.

Ещё по теме

Небольшая и тихая комната с окнами в сад — спальня. Из мебели здесь только самое необходимое, но много интересных деталей. Например, изящная резьба по дереву на изголовье кровати, шкаф с богатым декором и огромным зеркалом, фотография внучки писателя на тумбочке. Как и во многих помещениях, в спальне тоже есть напоминание об Италии — здесь это морской пейзаж побережья Сорренто.

Фрагменты экспозиции • Фото: bellezza_storia

На втором этаже особняка Рябушинского находится ещё одна экспозиция. В одной комнате можно узнать о последних днях Горького, а собрание экспонатов в другой рассказывает о жизни семьи его сына.

Кроме того, в мансарде дома можно заглянуть в бывшую тайную молельню и выставку, посвящённую семье Рябушинских.

Режим работы

Чтобы не оказаться перед закрытыми дверями, стоит иметь в виду затейливый график работы музея-квартиры. Попасть внутрь великолепного особняка получится со среды по воскресенье (понедельник, вторник — выходные). Кроме того, музей закрывается по государственным праздникам. А ещё не получится попасть на выставку в санитарный день — в последний четверг месяца.

Открыт музей с 11:00 до 17:30 (касса закрывается на 30 минут раньше). Но приходить к закрытию бессмысленно — закладывайте на неспешный осмотр музейного собрания 1,5-2 часа.

Особняк Рябушинского
Комната для прислуги при Рябушинских, при Горьком — кабинет его секретаря Крючкова. Фото: bellezza_storia

Цены на билеты

Актуальную стоимость лучше уточнять на официальном сайте музея перед посещением. Для льготных категорий граждан предусмотрены скидки, а также возможность бесплатно побывать на выставках. Купить билет на экспозиции в знаменитом особняке предпринимателя Рябушинского можно двумя способами: онлайн на сайте музея или на месте.

Где находится и как добраться до особняка Рябушинского

Точный адрес архитектурного памятника — Малая Никитская, 6/2, строение 5. Здание, созданное Фёдором Шехтелем, расположено на перекрёстке двух улиц: Малой Никитской и Спиридоновки. К нему можно доехать на автобусе по Большой Никитской улице (остановка «Никитские Ворота») или 10-15 минут пройтись пешком от станций метро «Арбатская» (Филёвская и Арбатско-Покровская ветки) или «Тверская» (Замоскворецкая линия).

Если вы хотите прогуляться по центру до Музея Горького в Москве, путь от Красной площади через Большую Никитскую улицу займёт не больше получаса, от Триумфальной площади через район Патриарших прудов — 20-30 минут.

Музей Горького в Москве
Фото: bellezza_storia

Заключение

Особняк Рябушинского в центре Москвы — место, где легко перенестись на 100 лет назад. Здесь сохранились уникальные интерьеры прошлого столетия, которые можно причислить к настоящим произведениям искусства, а также наследие литературного классика. Великолепное здание можно бесконечно разглядывать как снаружи, так и внутри: везде найдёте десятки оригинальных и красивых деталей, включая поразительную лестницу особняка Рябушинского с фонарём в виде медузы.

Если не хотите ничего пропустить, изучайте особняк на экскурсии, которую можно заказать на сайте Трипстера. Местный гид, хорошо знающий историю этого здания, расскажет интересные факты о его создателе и хозяевах, поможет разобраться в тонкостях символики в интерьере дома и даст ещё много интересной информации. А также покажет другие творения Шехтеля неподалёку.

Заглавное фото: Ю. Иванко / портал мэра и правительства Москвы

Ещё на тему путешествий

Никольская улица в Москве: что посмотреть на променадеНикольская улица в Москве: что посмотреть на променаде Изучаем парадные фасады и заглядываем во дворы