Орнитологическая станция «Фрингилла»: как считают перелётных птиц на Куршской косе
Зачем учёные помечают птиц и других крылатых: летучих мышей и даже бабочекИстория
«Фрингилла» — одна из первых орнитологических станций в мире. Основана она была в 1901 году в посёлке Росситтен (современное название — Рыбачий) немецким учёным И. Тиннеманом. Первоначально она размещалась в полевом наблюдательном пункте «Ульменхорст», а в 1930‑х годах для неё был построен отдельный павильон. В первые годы работы здесь кольцевали преимущественно ворон, белых аистов и озёрных чаек.
Во время Великой Отечественной войны станция не работала, а все постройки были разрушены. Научная деятельность возобновилась только в 1962 году. Тогда же станции дали новое имя — «Фрингилла», что на латыни значит «зяблик». Такое название было выбрано в честь одной из самых распространённых на этой территории птиц. А первые ловушки на «Фрингилле» были построены ещё позже — в 1967 году.
За всё время работы станции орнитологи окольцевали более трёх миллионов пернатых. Процесс не прекращается и сегодня. Для каждого вида птиц используют кольца определённого размера, а после того как их надевают, делается запись в специальный журнал, где указываются характеристики птицы: её вид, пол, размах крыльев, вес и другие. Когда кольцевание завершено и записи сделаны, птицу тут же выпускают. Делают это прямо на глазах у путешественников, так что у вас есть возможность увидеть весь процесс. В человеческих руках птица находится совсем недолго, а обращаются с ней максимально бережно.
Благодаря кольцеванию орнитологи выясняют массу интересных подробностей о жизни пернатых. На кольцах делается метка, по которой учёные по всему миру могут определить, где была окольцована птица. Таким образом удаётся установить, например, пути миграции видов. Так, выяснилось, что кукушки, которые живут в Калининградской области, зимовать улетают аж в Центральную Африку, в район Анголы.
Интересные факты
На «Фрингилле» ведут учёт не только птиц. Помечают и других крылатых: например, бабочек. Кольца, правда, на них не надевают, а для учёта используют чешуйки с их крыльев, которые снимают пинцетом, наносят специальный состав и приклеивают обратно. Сейчас на станции пометили уже больше 10 тысяч бабочек.
Кольцевание летучих мышей на «Фрингилле» позволило сделать небольшое научное открытие. Раньше считалось, что они зимуют в России. Но благодаря кольцам с отметками выяснилось, что на зиму летучие мыши отправляются в Германию и Францию, где укладываются в спячку на чердаках домов.
На станции используют кольца с определёнными надписями. Кроме серии и номера, на них есть надпись «Москва». Название города — память о том, что впервые кольцевать птиц в нашей стране начали в юннатском клубе Московского зоопарка. Сотрудники станции рассказывают, что в других странах тоже указывают центры кольцевания: например, на птичках из Германии встречаются кольца с надписями «Радольфцелль» (название города) или «Гельголанд» и «Хиддензее» (названия островов).
Иногда для того, чтобы заманить определённые виды птиц в ловушку, учёные используют необычные приёмы. Например, сов приманивают резиновой игрушкой — зайчиком, который издаёт пищащие звуки. Пернатым хищникам они напоминают писк мышей, поэтому птицы охотно летят за «добычей». Говорят, в разгар перелётного сезона с его помощью можно поймать до 100 сов!
Что посмотреть
Первое, что показывают путешественникам на станции «Фрингилла», — самая большая в мире ловушка для птиц высотой около 15, длиной примерно 60, а шириной порядка 30 метров. Она похожа на огромный сетчатый мешок в виде коридора, причём сети для него сшиты вручную. Такие размеры необходимы для того, чтобы пернатые не пугались конструкции — они просто не замечают внушительного «сачка» и спокойно залетают внутрь.
Важно: на «Фрингиллу» пускают только организованными группами. Можно заранее заказать экскурсию от местных гидов, чтобы посмотреть и другие достопримечательности Куршской косы. Или присоединиться к организованной группе прямо в национальном парке.
По словам сотрудников, в ловушку попадают не только птицы: работники станции рассказывают, что в ней можно обнаружить даже кабанов и лис. А как‑то раз в сети запутался лось, который в итоге просто прорвал одну из сетчатых стен и выбрался на волю.
На станции несколько ловушек. В конце каждой из них — вольер, куда и попадают птицы. Пойманных в сети пернатых бережно вынимают и относят в домик орнитолога для кольцевания.
Путешественникам показывают весь процесс кольцевания птиц. С помощью него можно впоследствии проследить пути миграции пернатых, изучить их повадки и даже дать прогнозы численности и распространения определённых видов. Например, знание о том, на какой высоте летают птицы, помогает избежать столкновения самолётов с пернатыми.
Часы работы
Станция начинает работать с первых чисел апреля и заканчивает в конце октября. Время посещения «Фрингиллы»: ежедневно с 9 до 17 часов. До 15:00 сюда пускают организованные группы, а в 15:00, 16:00 и 17:00 можно присоединиться к сборным группам, которые формируются прямо у входа на станцию. Подробную информацию можно уточнить на
Важно: для прогулки по национальному парку «Куршская коса» необходимо приобрести
Как добраться
Ближайший к Куршской косе город — Зеленоградск. Сюда с Северного и Южного вокзалов Калининграда отправляются электрички. Также есть вариант добраться рейсовым автобусом, а актуальное
Заключение
«Фрингилла» — идеальное место для тех, кто хочет познакомиться с необычным миром птиц и узнать, как и зачем их кольцуют. Сотрудники станции не только рассказывают, но и детально показывают процесс надевания колец, так что скучно точно не будет. Добавьте к этому потрясающие пейзажи Куршской косы и шорох волн Балтийского моря — и получится отличное комбо для незабываемой поездки.
А чтобы не тратить время на общественный транспорт, можно выбрать одну из экскурсий на «Фрингиллу» с местными гидами. Они организуют транспорт до места и заодно расскажут о других достопримечательностях Куршской косы.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Полюбоваться Танцующим лесом, погулять по дюнам и вдохновиться красотой балтийской природы
Увидеть + узнать = полюбить
Узнать, что связывало два приморских города и почему так по-разному сложились их судьбы
Пройти из старины в современность и полюбить город на авторской экскурсии по нестандартному маршруту