Ленинградский вокзал в Москве
Кусочек дореволюционного Петербурга в сердце столицыЛенинградский вокзал на карте Москвы
История создания Ленинградского вокзала
Для Российской империи 1837 год ознаменовался большим прорывом: в Павловске была открыта первая в стране железная дорога, предназначенная для пассажирских составов. Она соединяла Петербург, Павловск — одну из резиденций правящего рода Романовых, и Царское Село, где жила семья Николая I. Вскоре возникла необходимость соединить столицу с другим важнейшим городом страны — Москвой.
Император приказал заняться строительством новой ветки в 1842 году. Задача была не из лёгких: протяжённость уже существовавшей дороги составляла 27 километров, а теперь предстояло проложить ещё более 700 километров железнодорожных путей. В эксплуатацию дорогу вводили по частям, по мере её строительства.
Тогда же появилась необходимость возвести большой вокзал в Петербурге, а также первую железнодорожную станцию в Москве. Чтобы справиться с этой задачей, было принято необычное решение: разработать один архитектурный проект для двух зданий.
За разработку идеи взялся именитый архитектор К. А. Тон, который на тот момент уже успел построить, к примеру, Екатерининский собор в Царском Селе, а также начал работу над храмом Христа Спасителя и Большим Кремлёвским дворцом в Москве. Для нового проекта он избрал русско-византийский стиль и создал проект двухэтажного здания, фасады которого на первом ярусе украшали арочные окна и полуколонны с капителями. А центральную часть увенчала четырёхгранная башня с часами и флагштоком.
Два вокзала строились практически параллельно. В Москве начало работ запланировали на 1845 год. Основной трудностью стал выбор места для возведения станции. Нужно было найти локацию недалеко от центра (чтобы пассажирам было легко до неё добираться) без плотной городской застройки поблизости — чтобы искры, возникающие при растопке паровозов, не спровоцировали пожар. В итоге был выбран пустырь рядом с Каланчёвским полем.
К 1849 году трудами строителей и архитектора, пристально следящего за ходом работ, выросло здание будущего Ленинградского вокзала. Внутри располагался большой вестибюль, несколько залов для пассажиров, а также богатые комнаты, предназначенные для отдыха императора. Второй этаж заняли служебные помещения, а также квартиры для работников вокзала.
На оформлении интерьеров не экономили: пол был выложен паркетом, декор выполнен из мрамора, в помещениях установили роскошные печи и камины. Рядом с путями построили платформу с навесом — дебаркадер, длиной почти 106 метров. Проектированием этого элемента занимался архитектор Р. А. Желязевич. Конструкция оставалась неизменной в течение полувека.
Любопытно, что горожане к железной дороге относились с подозрением. Николай I впервые прибыл из Петербурга в Москву по новым ж/д путям ещё в августе 1851 года, до их официального открытия. Императора сопровождала семья, а также два немецких принца, приехавшие в столицу с визитом. Но даже это не убедило жителей двух городов в безопасности передвижения на паровозах, поэтому, когда транспорт запустили на постоянной основе, первыми пассажирами стали военные из царских полков.
Переименование и реконструкция вокзала
Станцию в Петербурге назвали Николаевским вокзалом, в честь императора. Такое же название получила железная дорога. А в 1855 году, уже после восшествия на престол Александра II, Николаевским стал и вокзал в Москве.
Через несколько лет после свержения царской власти, в 1923-м, железнодорожный узел переименовали. Новое название вокзалу и дороге из Петербурга в Москву дал революционер Ф. Э. Дзержинский. Теперь станция получила имя в честь Октябрьской революции, но ненадолго. Через год Петроград официально стал зваться Ленинградом, а вокзал в Москве — Ленинградским.
Смена имени была лишь началом больших изменений. В 1934 году прошла первая реконструкция здания. Вокзал перестал справляться с возросшим пассажиропотоком, поэтому внутри появилось ещё несколько билетных касс, а также комната отдыха, предназначенная для пассажиров транзитных рейсов. На месте бывших императорских покоев было оборудовано помещение для матери и ребёнка, кроме того, появились отделение почты, справочная служба, телеграф и филиал сберегательной кассы.
Следующие перемены коснулись внутреннего убранства, которое заметно износилось за век работы станции. В 1948 году начался ремонт помещений, после которого интерьеры утратили былую роскошь.
А в 1960-х началась разработка проекта масштабной реконструкции, которая должна была заметно увеличить пропускную способность вокзала. Тогда не тронули только фасад, внешний вид которого не менялся с момента возведения.
Слева от Ленинградского вокзала выросла массивная трёхэтажная пристройка, в которой разместили гостиницу, служебные комнаты и пункт медицинской помощи. Кассы оборудовали на двух ярусах, а вместо дебаркадера появился просторный зал, через который и теперь проходит каждый путешественник.
Важным изменением стало строительство подземных тоннелей под Комсомольской площадью, на которой стоит здание. Это новшество помогало пассажирам попасть на Ленинградский вокзал прямо со станций метро.
Последнее обновление завершилось в 2013 году. Два года здание окружали строительные леса, а внутри менялись инженерные коммуникации, реставрировались и обустраивались по последнему слову техники помещения. На вокзале появились автоматические камеры хранения, пункты досмотра. На втором этаже сделали балконы, куда разместили кафе, рестораны и магазины.
Отделку эпохи Николая I постарались частично воссоздать. Своды в главном зале укрепляли по старинной технологии, а пол выложили гранитными панелями по моде XIX века. Элементы, добавленные во времена СССР, демонтировали: например, из вестибюля пропал памятник В. И. Ленину.
Рядом со входом разметили большую парковку. А общая площадь Ленинградского вокзала увеличилась на восемь тысяч квадратных метров (до 29 000 квадратных метров).
Что внутри Ленинградского вокзала
Просторный зал с множеством касс. В одних можно приобрести билет на поезда дальнего следования, в других — на пригородную электричку. Есть отдельные окна, где оплатить проезд могут маломобильные пассажиры.
Гостиница с рестораном, баром, залом для конференций и бизнес-комнатами.
Круглосуточный медицинский пункт, где можно получить первую помощь.
Камеры хранения с почасовой или посуточной оплатой, работающие в автоматическом режиме 24 часа.
Бизнес-зал со шведским столом, помещениями для переговоров, отдельной системой хранения ручной клади, душевой комнатой и другими удобствами.
Рестораны и кафе на любой вкус и кошелёк, доступные всем посетителям Ленинградского вокзала.
Сувенирные лавки, а также магазины продуктов, где можно купить перекус в дорогу.
Отдельный зал для маломобильных посетителей, а также возможность индивидуального сопровождения этой категории пассажиров.
Пункт полиции, где помогут при возникновении неприятной ситуации.
Справочная служба, куда можно обратиться, если не получается найти нужный зал или платформу самостоятельно.
Скоротать время до поезда можно, прослушав иммерсивный аудиоспектакль об истории Ленинградского вокзала. Для этого путешественнику потребуется заряженный телефон и наушники. Другой вариант — отправиться на экскурсию по площади трёх вокзалов с местным гидом, который расскажет не только о появлении первой железнодорожной станции Москвы, но и познакомит с двумя другими, расположенными здесь же.
Основные направления
Сегодня Ленинградский вокзал в Москве — один самых загруженных в стране. По самым скромным оценкам, пассажиропоток составляет около 500 человек в час, а поезда отправляются как в пригороды столицы, так и в другие города России, где есть станции Октябрьской железной дороги.
Поезда
Большая часть составов с Ленинградского вокзала едет в Санкт-Петербург. Добраться в город на Неве и обратно можно на обычных поездах за 8 часов, вдвое быстрее — на скоростных «Сапсанах», за 7 часов — на «Ласточке».
Кроме того, сюда приходят фирменные поезда РЖД из Пскова и Петрозаводска, а также состав «Арктика» из Мурманска. Каждый день отправляются рейсы в Великий Новгород и Выборг.
А ещё с Ленинградского вокзала можно отправиться в новогоднее путешествие на туристическом поезде, который отправляется в путь 31 декабря и следует через Ленинградскую область, Санкт-Петербург, Карелию, Архангельскую, Вологодскую и Ярославскую области. В некоторых населённых пунктах предусмотрены длительные остановки для знакомства с достопримечательностями. Например, за 50 минут в Рускеале можно успеть прогуляться по горному парку, за семь часов в Архангельске — взять обзорную экскурсию, а за время остановки в Великом Устюге — посетить резиденцию Деда Мороза.
Электрички
С Ленинградского вокзала можно добраться в подмосковные города и соседние с Москвой регионы в Ленинградском направлении. Например, в Клин, небольшой поволжский город Конаково, а также в Тверь. Билеты, чтобы не стоять в очереди, лучше приобретать онлайн, в приложении РЖД.
Где находится Ленинградский вокзал и как до него добраться
Место, где расположена станция, в народе называют «площадью трёх вокзалов», однако в навигаторе или приложении такси стоит искать адрес Комсомольская площадь, дом 1. Так получится доехать прямо до парковки у входа в здание.
Как добраться от других вокзалов Москвы
В шаговой доступности находятся две железнодорожные станции: Ярославский вокзал (расположен на той же стороне площади, в 160 метрах) и Казанский вокзал (находится на противоположной стороне).
Дорога от других железнодорожных узлов сложнее. Самый удобный способ — сесть на метро и доехать до станции «Комсомольская», которая находится на кольцевой линии. Без пересадок получится добраться от Павелецкого, Белорусского, Киевского и Курского вокзалов.
Ночью единственный вариант общественного транспорта, на котором можно добраться на Комсомольскую площадь, — автобусы, дублирующие ветки подземки. Такие маршруты ходят станции метро «Савёловская» (Савёловский вокзал) и от Восточного вокзала Черкизово. Кроме того, есть ночной автобус, дублирующий кольцевую линию.
Как добраться до Ленинградского вокзала из аэропорта
Самый быстрый способ — поехать на аэроэкспрессе. Однако в настоящее время ни к одной ж/д станции на Комсомольской площади этот вид транспорта не ходит. Поэтому придётся ехать с пересадкой.
Из Шереметьево можно сесть на аэроэкспресс до Белорусского вокзала, а затем продолжить путь на метро. Таким же способом можно воспользоваться, если нужно доехать от Внуково, вот только промежуточной точкой поездки станет Киевский вокзал. Аэроэкспрессы из Домодедово ходят до Павелецкого вокзала. Оттуда добраться до Ленинградского вокзала на метро получится по кольцевой линии со станции «Павелецкая».
Разумеется, это не единственный доступный вариант дороги до Ленинградского вокзала. Например, рядом с аэропортом Внуково есть метро, откуда можно добраться до нужной станции всего с одной пересадкой.
Больше времени на дорогу уйдёт, если воспользоваться наземным транспортом. Рядом с вокзалом есть автобусные и трамвайные остановки «Метро Комсомольская», «Каланчёвская улица» и «Фабрика Большевичка — Комсомольская площадь». Однако в этом случае придётся выстраивать сложный маршрут, не слишком комфортный для путешественника с тяжёлым багажом.
Сложнее всего оказаться на вокзале путешественникам, прилетающим в аэропорт Жуковский: аэроэкспресс здесь не ходит. Прямо у здания есть остановка, через которую ездят маршрутки в направлении станции МЦД «Отдых». Там нужно дождаться поезда до Казанского вокзала, а по прибытии перейти на другую сторону площади. На дорогу уйдёт около часа без учёта времени ожидания транспорта.
Заключение
Ленинградский вокзал в Москве — станция, с которой началась история Октябрьской железной дороги, и памятник архитектуры, над которым работал великий мастер. Вот почему стоит побывать здесь, даже если поездка в ленинградском направлении не входит в ваши планы.
Автор: Мария Федорова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Погулять по студенческому городку сельхозакадемии и раскрыть его историю