Храм Василия Блаженного — самый нарядный собор Москвы
История и легенды архитектурного памятника на Красной площадиИстория храма Василия Блаженного
Строительство собора связано с походом Ивана IV Грозного на Казань в середине XVI века. По возвращении в честь победы и присоединения к России Казанского ханства царь решил построить храм на площади у Спасской башни московского Кремля. Правда, сначала это была деревянная церковь, однако вскоре её разобрали и начали возводить новую — из камня. Работы продолжались шесть лет — до 1561‑го. Готовый храм летом того же года освятил московский митрополит Макарий.
По изначальному проекту центральную церковь с высоким шатром должны были окружать семь приделов. Но, когда строительство первого варианта храма было почти завершено, зодчие поняли, что для гармонии планировки нужно пристроить ещё один придел. Так появилась сложная архитектурная композиция с девятью отдельными церквями и звонницей на едином основании. Причём у каждой церкви в ансамбле свой вход, а купола украшены орнаментами, которые не повторяются.
Название
Приделы московского собора освятили в честь религиозных праздников, выпавших на дни битв за Казань: Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других. Название центральной церкви посвящено празднованию Покрова Пресвятой Богородицы: именно в этот день стартовало победоносное наступление войск царя Ивана Грозного. Так же окрестили и весь собор: он носит имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Речь в названии идёт про Алевизов ров, который с XVI по начало XIX века тянулся вдоль Кремлёвской стены.
А вот неофициальное, но более популярное в народе имя храма связано не с праздником, а с известным московским юродивым Василием Блаженным. Он наставлял людей на праведный путь и предсказывал будущее. Старца похоронили в основании строящегося Покровского собора, а в 1588 году, через 30 лет после смерти, канонизировали. Над могилой Василия Блаженного построили ещё одну, десятую, церковь, названную именем святого. В отличие от других приделов, которые не отапливались, здесь богослужения проводили каждый день в любое время года. Поэтому со временем весь собор Покрова Пресвятой Богородицы получил второе название — храм Василия Блаженного.
Перестройки
Покровский храм, возведённый в честь взятия Казани, несколько раз за свою историю менял облик. В 1670‑х к нему пристроили ещё одну миниатюрную церковь — в честь обретения мощей юродивого Иоанна Блаженного. Вместо открытых лестниц появились два крыльца, а обходную галерею сделали каменной и покрыли кровлей. Обе постройки расписали растительными орнаментами. Изменения коснулись и звонницы, которая к концу XVII века порядком обветшала. Вместо неё возвели небольшую шатровую колокольню с фигурной черепицей.
В результате нескольких пожаров, включая известный Троицкий, охвативший весь центр Москвы, к концу XVIII столетия церкви требовался серьёзный ремонт. Средства на восстановительные работы и необходимые материалы выделила императрица России Екатерина II. В результате первой большой реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри Покровского храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко.
Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного: вынесли церковные ценности и даже собирались взорвать памятник архитектуры. Однако, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень. После победы в войне Покровскому собору не дали долго стоять закрытым: его быстро отремонтировали и заново освятили. А в конце XIX века храм на Красной площади собирались реставрировать, чтобы вернуть зданию исторический облик, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция.
После революции 1917 года
Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей по всей России, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником национального значения. Вскоре храм вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне.
С 1920‑х по 2000‑е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых мастерам удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете. Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры храма.
Архитектура
Собор Василия Блаженного уникален по целому ряду причин. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте (подклете) с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа храма оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Создать её помогло использование голосников — усиливающих звук глиняных сосудов, вмонтированных во внутренние стены церквей. Всего в храме Василия Блаженного исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций.
Но главная особенность храма в сердце Москвы — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Памятник архитектуры высотой более 60 метров богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм. Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей.
В оформлении храма Василия Блаженного также использован изразцовый декор. Фасады центральной церкви собора украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия. Это фасадные сосуды, замурованные в стены для красоты.
Купола собора
Считаются главным украшением храма. Разноцветные фигурные главы — изюминка собора Василия Блаженного и самая узнаваемая его деталь. Правда, сначала они выглядели значительно скромнее. В середине XVI века, после завершения строительства, купола имели другой облик: были гладкими и золотыми. Однако они не раз страдали в огне пожаров, которые часто бушевали в Москве в это время. Купола ремонтировали и красили в разные цвета, например, в зелёный и белый. А свою необычную форму главы Покровского собора приобрели к концу XVI века: их увеличили в размерах и сделали рельефными.
После реконструкции в XVIII столетии главы храма стали цветными. Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами. Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни собора. Последнее серьёзное изменение в конструкцию куполов внесли при реставрации храма Василия Блаженного в середине XX века: заменили материал покрытия с железа на медь, менее подверженную ржавчине. Благодаря этому главы отлично сохранились до наших дней.
Значение столь яркой окраски куполов собора исследователи до сих пор не установили. Однако существует версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка.
Внутреннее убранство
Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В помещениях собора Василия Блаженного сохранились росписи, выполненные во времена царя Ивана Грозного, а также фрески XVII столетия и масляная живопись XVIII–ХХ веков.
Росписи XVI–XVII веков
Самая старинная из них — фреска «под кирпич», которой украсили фасадные и внутренние стены храма ещё в период строительства. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом. Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки. Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского.
А вот на рубеже XVI и XVII столетий стало модно белить стены церквей. Минималистичное и светлое убранство сохранилось в храмах Святой Троицы, Святителя Григория Армянского и Варлаама Хутынского.
Во второй половине XVII столетия на смену скромной побелке приходят яркие растительные орнаменты. Чаще всего художники изображали виноградную лозу и причудливые цветы, рисунок которых, кстати, на стенах собора Василия Блаженного ни разу не повторяется. Считается, что растительные росписи символизируют райский сад. Сейчас они восстановлены на крыльцах, внешних стенах гульбища и во внутренней галерее храма.
Росписи XVIII–XIX веков
В XVIII веке в Покровском соборе появляются вошедшие в моду сюжетно‑орнаментальные росписи. Как правило, это изображения русских святых или иллюстрации библейских преданий. Например, в церкви Мучеников Киприана и Иустины сохранились росписи, изображающие сцены из жития этих двух святых, а также на ветхозаветные сюжеты. А в церкви Трёх Патриархов Константинопольских можно увидеть живопись XIX века со сценами из жизни святых праотцев.
Что посмотреть в соборе
Помимо образцов древнерусской живописи, под сводами храма посетителей ждут древние образа, пышные иконостасы, а также почитаемые православные святыни — мощи Василия Блаженного и юродивого Иоанна по прозвищу Большой Колпак.
Реликвии и святыни
Главная из них — мощи Василия Блаженного — находится в одноимённой церкви. Место захоронения юродивого обозначено ракой с ростовой иконой и изображениями чудес, которые совершил старец при жизни. Ковчег сделали в XIX столетии на замену утраченной серебряной раки XVI столетия. От старинной гробницы сохранился покров 1589 года из зелёного атласа с золотыми и серебряными нитями. Фигура чудотворца вышита на нём шёлком и отделана жемчугом, а также драгоценными камнями. Увидеть покров можно в экспозиционном зале в подклете собора.
Мощи Иоанна Блаженного также хранятся в одноимённой церкви в раке, украшенной золочёными деталями. Частично уцелели и вериги святого (металлические пояс и наплечник), которые, по преданию, чудотворец снял только перед самой смертью.
Иконостасы
В Покровском соборе хранится впечатляющая коллекция образов XVI–XIX веков. Одни выставлены в экспозиционных залах, другие занимают своё историческое место в иконостасах разных эпох. Например, в церкви Святой Троицы можно увидеть тябловый деревянный иконостас, воссозданный в начале прошлого столетия по образцу древнего оригинала: образа крепятся вплотную друг к другу на лаконичные балки без яркого декора. Здесь можно увидеть один из древнейших образов собора — «Троицу Ветхозаветную» XVI века.
Более яркий иконостас, украшенный ажурной золочёной резьбой и расписанный масляными красками, расположен в церкви Василия Блаженного. Он был создан в 1895‑м по образцам XVII века. Изучить иконостас повнимательнее стоит как минимум ради двух древних образов: «Богоматери Смоленской» XVI века и красочного образа с изображением Василия Блаженного на фоне Московского Кремля XVIII столетия.
Самый большой и пышный иконостас собора выполнен в стиле барокко в середине XVIII века и располагается в центральной церкви. Основание у него деревянное, окрашенное тёмно‑зелёной краской, на фоне которой эффектно выделяются золочёные карнизы, колонны и фигурные накладки.
Экспозиционные залы
Занимают несколько помещений в подклете храма. Здесь представлена постоянная экспозиция музея, а также проводят временные выставки. В витринах — архитектурные экспонаты (фрагменты старинной кровли, голосники, а также украшения шатра центральной церкви). Ещё здесь можно посмотреть на коллекцию археологических артефактов, найденных на территории собора. Самые интересные — шёлковые волосники XVII века. Так называли особые женские шапочки, которые надевали под платок или кокошник.
Большую часть экспозиции музея занимают иконы и хоругви (полотнища с изображениями святых) второй половины XIX — начала XX века. Особенно впечатляет хоругвь в виде шлема с кольчугой и иконой Казанской Богоматери, украшенной золотом и изображениями космоса. Ещё одна интересная хоругвь повторяет форму древнерусского храма, на ней изображён образ Серафима Саровского. Обе святыни изготовили специально для Покровского собора.
В залах музея также экспонируются древние русские иконы, такие как «Святой Василий Блаженный» конца XVI века, «Покров Пресвятой Богородицы» XVIII века, которая, согласно архивным записям, считалась чудотворной.
Мифы
Покровский собор на протяжении всей истории обрастал загадками и легендами. Одни уже давно удалось развеять, а над другими учёные по‑прежнему ломают голову.
Ослеплённые архитекторы
Учёные до сих пор не могут точно установить, кто именно построил храм Василия Блаженного. Однако большинство исследователей склоняется к мнению, что зодчими стали древнерусские мастера Постник и Барма. Их имена удалось узнать только в конце XIX века, когда в архивах Румянцевского музея обнаружили летопись с их упоминанием. Правда, позже учёные выдвинули гипотезу о том, что Постник и Барма — это один человек, но подтвердить или опровергнуть её так и не удалось.
Зато многим знакома легенда о жестокой расправе с архитекторами Покровского собора. Говорят, Иван Грозный боялся, что Постник и Барма построят второй столь же великолепный храм, и потому велел их ослепить. Конечно, никаких подтверждений этой истории исследователи не нашли, зато смогли опровергнуть предание: в летописных хрониках обнаружили упоминания новых зданий, построенных Постником уже после Покровского собора.
Подземные сокровища
Распространён миф о несметных богатствах, которые скрываются в подземелье Покровского собора. И у него есть вполне достоверные исторические основания. Дело в том, что фундаментом собора служит кирпичный подклет — цокольный этаж, на который «опираются» все церкви, обходные галереи и колокольня. Чтобы стены выдержали нагрузку верхнего этажа и не растрескались от перепада температур, зодчие сделали внутри ниши‑пустоты.
Когда строительство завершилось, небольшие комнатки переоборудовали под хранилища с замысловатыми замками. Чтобы их открыть, требовалось сразу несколько ключей. Согласно летописям, в этих тайниках держали ценные вещи, принадлежавшие собору, а также хранили богатства зажиточных москвичей. Некоторое время здесь находилась царская казна. Благодаря отличной вентиляции, в подклете держали даже книги. Сейчас в нишах подклета размещена музейная экспозиция.
Реплика мечети
Миф об исламских истоках собора с уверенностью можно назвать самым экстравагантным. Он гласит, что Иван IV, завоевав Казань, приказал разрушить главную городскую мечеть (в начале 2000‑х на её месте возвели знаменитую Кул‑Шариф), но был настолько потрясён красотой исламской святыни, что приказал построить православную церковь, похожую на мусульманский храм.
В подтверждение этой гипотезы казанские исследователи ссылаются на сходство композиции храма с планировкой исламских святынь. Например, у собора нет главного фасада, купола напоминают тюрбан, а стены расписаны яркими растительными орнаментами. Однако все эти аргументы разбились об исторические факты.
Отсутствие выделенного главного фасада сотрудники Государственного исторического музея объяснили первоначальной задумкой зодчих, которые строили храм на открытом пространстве для обозрения со всех сторон. Что касается куполов, то изначально они были гладкими и монохромными. А рельефными стали после восстановительных работ в конце XVI столетия. То же касается и росписей с растительным орнаментом, которые появились вследствие модных веяний XVII века. Кроме того, основной мотив фресок — изображение виноградной лозы — распространён в христианстве.
Богослужения
Возобновились в 1990‑х, когда здание передали в ведение РПЦ. При этом научно‑исследовательская деятельность не прекратилась. Сейчас собор работает одновременно как действующий храм и как филиал Государственного исторического музея. Основное экспозиционное пространство организовали в подклете, а в восстановленных интерьерах церквей постарались сохранить аутентичную атмосферу — здесь практически нет витрин и мультимедийного оборудования.
Богослужения проходят по воскресеньям и в праздничные дни в приделе Василия Блаженного. В других церквях службы проводят в престольные праздники, а также на Пасху. Например, на Покров Богородицы (14 октября) для богослужений открывают центральную церковь, а в Вербное воскресенье — церковь Входа Господня в Иерусалим.
Вход в собор в дни служб бесплатный.
Как добраться
Храм Василия Блаженного находится в Москве на Красной площади у южной стены Кремля. Удобнее всего добираться до собора на метро. Ближайшие станции — «Площадь Революции» (выход к Никольской улице), «Охотный Ряд» и «Китай‑город» (выходы к парку «Зарядье»). На автобусе можно доехать до остановки «Красная площадь».
Как попасть в храм
Покровский собор открыт каждый день с 10:00 до 17:00. Летом и во время школьных каникул — до 18:00. Однако в морозные дни часы работы могут быть сокращены, так как в церквях нет отопления.
Вход в собор платный (кроме дней служб в православные праздники). Приобрести билеты можно онлайн или в кассе. В последнее воскресенье месяца дети, студенты, военнослужащие и члены многодетных семей могут посмотреть основную экспозицию бесплатно.
Заключение
Собор Василия Блаженного можно с уверенностью назвать главной достопримечательностью Москвы. Эффектный храм с разноцветными куполами и нарядными украшениями известен во всём мире и прочно ассоциируется с российской столицей. А ещё он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с архитектурным ансамблем Кремля и Красной площадью.
Посетить Покровский собор можно самостоятельно, но лучше — в компании местных гидов. Они расскажут об истории храма и его легендах, превратив обычную экскурсию в увлекательное путешествие во времени, а также ответят на любые вопросы путешественников.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Найти места из романов писателя-мистика и погрузиться в созданное им московское «зазеркалье»
Погулять по деловому району и узнать, что скрывается за амбициозными стеклянными фасадами